Как определить малоимущих
Подборка наиболее важных документов по запросу Как определить малоимущих (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 49 "Предоставление жилого помещения по договору социального найма" ЖК РФ"С учетом примененных по делу норм прав, включая региональное законодательство, который определяет критерий малоимущего положения исходя из прожиточного минимума в регионе суд пришел к выводу, что ФИО1 не отвечает указанным критериям, поскольку помимо наличия в собственности жилого помещения, не признанного аварийным либо непригодным для проживания, имеет работу, ее доход за ДД.ММ.ГГГГ год составил 1 181 621 руб. 73 коп., за 9 месяцев ДД.ММ.ГГГГ года - 760 169 руб. 51 коп., что превышает прожиточный минимум по субъекту, который в ДД.ММ.ГГГГ году для трудоспособного населения составил 22 911 руб., в ДД.ММ.ГГГГ году - 23 660 руб.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 52 "Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях" ЖК РФ"В системном толковании положений статей 49, 52 ЖК РФ предусматривается, что по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по следующим основаниям: как малоимущий гражданин; как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: В каком порядке гражданин признается малоимущим в целях получения социального жилья?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Шаг 1. Определите наличие оснований для признания вас малоимущим и нуждающимся в получении соцжилья
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Шаг 1. Определите наличие оснований для признания вас малоимущим и нуждающимся в получении соцжилья
Ситуация: Какие меры социальной поддержки предусмотрены для малоимущих семей (одиноко проживающих граждан)?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В Московской области малоимущим семьям (одиноким гражданам) оказывается, в частности, государственная социальная помощь в виде денежной выплаты. Ее размер в расчете на месяц для малоимущей семьи определяется как разница между произведением величины прожиточного минимума, установленной в Московской области на душу населения, на количество членов малоимущей семьи. Для одинокого гражданина размер выплаты определяется в виде разницы между величиной прожиточного минимума на душу населения в Московской области и общим доходом гражданина. При этом размер выплаты на одного члена семьи (одинокого гражданина) в общем случае не может быть меньше 300 руб. и больше 1 000 руб. в месяц или 6 000 руб. в календарном году (ст. 2, абз. 1 - 3, 7 ч. 1 ст. 4 Закона Московской области от 30.12.2013 N 189/2013-ОЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В Московской области малоимущим семьям (одиноким гражданам) оказывается, в частности, государственная социальная помощь в виде денежной выплаты. Ее размер в расчете на месяц для малоимущей семьи определяется как разница между произведением величины прожиточного минимума, установленной в Московской области на душу населения, на количество членов малоимущей семьи. Для одинокого гражданина размер выплаты определяется в виде разницы между величиной прожиточного минимума на душу населения в Московской области и общим доходом гражданина. При этом размер выплаты на одного члена семьи (одинокого гражданина) в общем случае не может быть меньше 300 руб. и больше 1 000 руб. в месяц или 6 000 руб. в календарном году (ст. 2, абз. 1 - 3, 7 ч. 1 ст. 4 Закона Московской области от 30.12.2013 N 189/2013-ОЗ).
Нормативные акты
"Жилищный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 188-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)3) определение оснований признания малоимущих граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма;
(ред. от 04.11.2025)3) определение оснований признания малоимущих граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма;
Приказ Минрегиона РФ от 25.02.2005 N 17
"Об утверждении Методических рекомендаций для органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по установлению порядка признания граждан малоимущими в целях постановки на учет и предоставления малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях, жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма"2. Определение граждан, доходы и стоимость имущества которых должны оцениваться при отнесении граждан к категории малоимущих в целях определения их права на постановку на учет и предоставление жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма
"Об утверждении Методических рекомендаций для органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по установлению порядка признания граждан малоимущими в целях постановки на учет и предоставления малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях, жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма"2. Определение граждан, доходы и стоимость имущества которых должны оцениваться при отнесении граждан к категории малоимущих в целях определения их права на постановку на учет и предоставление жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма
Статья: Сравнительный анализ кодифицированного социального законодательства субъектов Российской Федерации
(Григорьева Н.В.)
("Юрист", 2023, N 7)Социальные кодексы Астраханской области и Ленинградской области вообще не содержат определения малоимущей (малообеспеченной) категории граждан. Для определения данной категории в Астраханской области используется другое понятие - нуждающаяся в поддержке семья или одиноко проживающий гражданин (п. 2, 3 ч. 3 ст. 40, ч. 2, 3 ст. 41), а в Ленинградской области - нуждающиеся в социальной поддержке (ст. 2.11, 2.12) с учетом критериев нуждаемости (ст. 1.3, 1.7).
(Григорьева Н.В.)
("Юрист", 2023, N 7)Социальные кодексы Астраханской области и Ленинградской области вообще не содержат определения малоимущей (малообеспеченной) категории граждан. Для определения данной категории в Астраханской области используется другое понятие - нуждающаяся в поддержке семья или одиноко проживающий гражданин (п. 2, 3 ч. 3 ст. 40, ч. 2, 3 ст. 41), а в Ленинградской области - нуждающиеся в социальной поддержке (ст. 2.11, 2.12) с учетом критериев нуждаемости (ст. 1.3, 1.7).
"Жилищный кодекс Российской Федерации: постатейный научно-практический комментарий: учебное пособие"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)5. В ч. 6 комментируемой статьи законодатель предусмотрел возможность установления особой учетной нормы для граждан, не являющихся малоимущими, но имеющих право претендовать на получение жилого помещения по договорам социального найма в силу специального законодательства (см. комментарий к ч. 3 ст. 49). Такая учетная норма может отличаться от учетной нормы, определенной для малоимущих граждан (обычно в сторону повышения). Она должна быть закреплена в федеральных законах, указах Президента Российской Федерации или в законах субъектов Российской Федерации, регулирующих предоставление жилых помещений по договорам социального найма отдельным категориям граждан, не являющихся малоимущими.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)5. В ч. 6 комментируемой статьи законодатель предусмотрел возможность установления особой учетной нормы для граждан, не являющихся малоимущими, но имеющих право претендовать на получение жилого помещения по договорам социального найма в силу специального законодательства (см. комментарий к ч. 3 ст. 49). Такая учетная норма может отличаться от учетной нормы, определенной для малоимущих граждан (обычно в сторону повышения). Она должна быть закреплена в федеральных законах, указах Президента Российской Федерации или в законах субъектов Российской Федерации, регулирующих предоставление жилых помещений по договорам социального найма отдельным категориям граждан, не являющихся малоимущими.
Статья: Спор о признании недействительным договора социального найма жилого помещения (на основании судебной практики Московского городского суда)
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Оспаривая договор социального найма жилого помещения, истцу-гражданину не следует указывать в иске требование о признании истца и других лиц малоимущими в целях постановки на жилищный учет. Вопрос о признании малоимущими граждан в целях постановки на жилищный учет не относится к компетенции суда, поэтому в удовлетворении таких требований будет отказано. При этом суд может учесть, что истец не обращался в установленном законом порядке в уполномоченный орган исполнительной власти г. Москвы (Департамент городского имущества г. Москвы, а ранее - ДЖПиЖФ г. Москвы) с заявлением о признании малоимущим (например, Определение Московского городского суда от 04.03.2015 N 4г/7-1163/15).
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Оспаривая договор социального найма жилого помещения, истцу-гражданину не следует указывать в иске требование о признании истца и других лиц малоимущими в целях постановки на жилищный учет. Вопрос о признании малоимущими граждан в целях постановки на жилищный учет не относится к компетенции суда, поэтому в удовлетворении таких требований будет отказано. При этом суд может учесть, что истец не обращался в установленном законом порядке в уполномоченный орган исполнительной власти г. Москвы (Департамент городского имущества г. Москвы, а ранее - ДЖПиЖФ г. Москвы) с заявлением о признании малоимущим (например, Определение Московского городского суда от 04.03.2015 N 4г/7-1163/15).
Ситуация: Какие пособия предусмотрены для малоимущих граждан с детьми?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Если среднедушевой доход малоимущих не превышает определенную величину прожиточного минимума, они могут также претендовать на получение некоторых государственных пособий и ежемесячных выплат на детей. Рассмотрим ниже несколько примеров.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Если среднедушевой доход малоимущих не превышает определенную величину прожиточного минимума, они могут также претендовать на получение некоторых государственных пособий и ежемесячных выплат на детей. Рассмотрим ниже несколько примеров.
Статья: Алименты как составляющая системы социальной поддержки и защиты малообеспеченных (малоимущих) категорий граждан
(Матвеева Н.А.)
("Семейное и жилищное право", 2023, N 3)Так, на основании ст. 4 Федерального закона от 5 апреля 2003 г. N 44-ФЗ (ред. от 24.04.2020) "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи" <7> (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021) расчет среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина производится исходя из суммы доходов членов семьи или одиноко проживающего гражданина за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления об оказании государственной социальной помощи. Поэтому если у лица есть родственники или свойственники, которые в силу закона обязаны материально его поддерживать, такое лицо не сможет приобрести статус малоимущего гражданина. Чаще этот термин используется для определения малоимущей именно семьи в целом, а не отдельно взятого ее члена.
(Матвеева Н.А.)
("Семейное и жилищное право", 2023, N 3)Так, на основании ст. 4 Федерального закона от 5 апреля 2003 г. N 44-ФЗ (ред. от 24.04.2020) "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи" <7> (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021) расчет среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина производится исходя из суммы доходов членов семьи или одиноко проживающего гражданина за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления об оказании государственной социальной помощи. Поэтому если у лица есть родственники или свойственники, которые в силу закона обязаны материально его поддерживать, такое лицо не сможет приобрести статус малоимущего гражданина. Чаще этот термин используется для определения малоимущей именно семьи в целом, а не отдельно взятого ее члена.
"Вред при медицинском вмешательстве: проблемы компенсации и предотвращения (сравнительно-правовое исследование)"
(Кратенко М.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Так, Швейцария в отличие от ряда европейских стран отказалась от идеи солидаритета при медицинском страховании. Публичная (государственная) система медицинского страхования, в том числе в виде единого страхового фонда, отсутствует. Вместе с тем правительство Швейцарии играет уникальную роль в процессе приобретения гражданами индивидуальных полисов медицинского страхования. Каждый гражданин обязан в силу закона приобрести как минимум базовый страховой полис (compulsory basic social insurance, CBSI). В зависимости от уровня его дохода ему предоставляются государственные субсидии на оплату данного полиса <1>. Механизм государственного субсидирования расходов на медицинское страхование обеспечивает доступность медицинской помощи для малоимущих граждан. Правительство также определяет набор медицинских услуг, входящих в страховое покрытие по CBSI.
(Кратенко М.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Так, Швейцария в отличие от ряда европейских стран отказалась от идеи солидаритета при медицинском страховании. Публичная (государственная) система медицинского страхования, в том числе в виде единого страхового фонда, отсутствует. Вместе с тем правительство Швейцарии играет уникальную роль в процессе приобретения гражданами индивидуальных полисов медицинского страхования. Каждый гражданин обязан в силу закона приобрести как минимум базовый страховой полис (compulsory basic social insurance, CBSI). В зависимости от уровня его дохода ему предоставляются государственные субсидии на оплату данного полиса <1>. Механизм государственного субсидирования расходов на медицинское страхование обеспечивает доступность медицинской помощи для малоимущих граждан. Правительство также определяет набор медицинских услуг, входящих в страховое покрытие по CBSI.