Как определить контролируемую сделку
Подборка наиболее важных документов по запросу Как определить контролируемую сделку (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Какие сделки признаются контролируемыми
(КонсультантПлюс, 2025)2. Порядок определения суммы дохода по контролируемым сделкам
(КонсультантПлюс, 2025)2. Порядок определения суммы дохода по контролируемым сделкам
Готовое решение: Трансфертное ценообразование и контролируемые сделки, доходы (расходы) по которым признаны до 31 декабря 2023 г. включительно
(КонсультантПлюс, 2023)2.3. Как определить рыночную цену контролируемой сделки
(КонсультантПлюс, 2023)2.3. Как определить рыночную цену контролируемой сделки
Нормативные акты
"Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ
(ред. от 15.10.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.11.2025)Глава 14.3. МЕТОДЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ
(ред. от 15.10.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.11.2025)Глава 14.3. МЕТОДЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ
Готовое решение: Как учесть продажу доли в уставном капитале при расчете налога на прибыль и отразить в декларации
(КонсультантПлюс, 2025)При определенных обстоятельствах сделка с взаимозависимым лицом, в том числе по продаже доли в УК, может быть признана контролируемой (ст. 105.14 НК РФ). В этом случае вы должны подать уведомление о контролируемой сделке, а ФНС России в свою очередь может проверить, соответствует ли цена по сделке рыночной цене и не занижен ли налог на прибыль (завышен убыток) (ст. ст. 105.3, 105.16, 105.17 НК РФ). Если отклонение цены от рыночной повлекло недоплату налога, с вас могут взыскать штраф (п. 1 ст. 129.3 НК РФ). Однако если это контролируемые сделки, доходы и (или) расходы по которым признаются в 2022 - 2023 гг., штраф не применяется (п. 1.1 ст. 129.3 НК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)При определенных обстоятельствах сделка с взаимозависимым лицом, в том числе по продаже доли в УК, может быть признана контролируемой (ст. 105.14 НК РФ). В этом случае вы должны подать уведомление о контролируемой сделке, а ФНС России в свою очередь может проверить, соответствует ли цена по сделке рыночной цене и не занижен ли налог на прибыль (завышен убыток) (ст. ст. 105.3, 105.16, 105.17 НК РФ). Если отклонение цены от рыночной повлекло недоплату налога, с вас могут взыскать штраф (п. 1 ст. 129.3 НК РФ). Однако если это контролируемые сделки, доходы и (или) расходы по которым признаются в 2022 - 2023 гг., штраф не применяется (п. 1.1 ст. 129.3 НК РФ).
Статья: Вопросы применения медианного значения рыночного интервала в регулировании трансфертных цен
(Князева А.В.)
("Налоги" (журнал), 2024, N 2)Зарубежный опыт показывает, что настройка системы налогового регулирования трансфертного ценообразования занимает до пяти лет <1>. Для российской налоговой системы этот срок следует отсчитывать с 1 января 2012 г. Фактически нормы налогового законодательства построены с учетом этого переходного периода, окончание которого совпадает с началом применения штрафных санкций по трансфертному ценообразованию (ТЦО) в полном объеме, а также с полноценным внедрением в 2017 г. Международной многосторонней конвенции по взаимодействию по налоговым вопросам (Convention on Mutual Administrative Assistance in Tax Matters. OECD (2014), Standard for Automatic Exchange of Financial Account Information. OECD (2015)) и международного стандарта обмена информацией по вопросам трансфертного ценообразования (County-by-Country report, Annex III to Chapter V 'Transfer pricing documentation - Country-by Country Report', Transfer Pricing Guidelines for Multinational Enterprises and Tax Administrations. OECD (2015)) <2>. Анализ решений российских судов показывает, что они не отражают все показатели, формирующие интервал рыночных цен или рентабельности, указывая в некоторых случаях только на минимальные и максимальные значения интерквартиля, либо ограничиваются указанием на несоответствие цены сделки рыночному интервалу. Эти исходные данные затрудняют оценку последствий введения с 2024 г. медианного значения интервала в целях определения цены сделки между взаимозависимыми лицами. Кроме того, невозможно изучить причины, обоснование этого нововведения и ожидаемый экономический эффект от нововведения, которые не раскрыты в сопроводительных документах к соответствующему законопроекту от 29 сентября 2023 г. N 448566-8 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации". "Мотивирование налогоплательщиков к самостоятельной корректировке цены в сделках" <3> через инструмент медианного значения сомнительно, поскольку является односторонним и применяется исключительно в интересах бюджета и не может быть использовано, если корректировка приведет к уменьшению налога к уплате или увеличению убытка; скорее новый инструмент позволяет резко сократить для налоговых органов бремя доказывания и облегчить доначисления при отсутствии инструментов защиты налогоплательщика.
(Князева А.В.)
("Налоги" (журнал), 2024, N 2)Зарубежный опыт показывает, что настройка системы налогового регулирования трансфертного ценообразования занимает до пяти лет <1>. Для российской налоговой системы этот срок следует отсчитывать с 1 января 2012 г. Фактически нормы налогового законодательства построены с учетом этого переходного периода, окончание которого совпадает с началом применения штрафных санкций по трансфертному ценообразованию (ТЦО) в полном объеме, а также с полноценным внедрением в 2017 г. Международной многосторонней конвенции по взаимодействию по налоговым вопросам (Convention on Mutual Administrative Assistance in Tax Matters. OECD (2014), Standard for Automatic Exchange of Financial Account Information. OECD (2015)) и международного стандарта обмена информацией по вопросам трансфертного ценообразования (County-by-Country report, Annex III to Chapter V 'Transfer pricing documentation - Country-by Country Report', Transfer Pricing Guidelines for Multinational Enterprises and Tax Administrations. OECD (2015)) <2>. Анализ решений российских судов показывает, что они не отражают все показатели, формирующие интервал рыночных цен или рентабельности, указывая в некоторых случаях только на минимальные и максимальные значения интерквартиля, либо ограничиваются указанием на несоответствие цены сделки рыночному интервалу. Эти исходные данные затрудняют оценку последствий введения с 2024 г. медианного значения интервала в целях определения цены сделки между взаимозависимыми лицами. Кроме того, невозможно изучить причины, обоснование этого нововведения и ожидаемый экономический эффект от нововведения, которые не раскрыты в сопроводительных документах к соответствующему законопроекту от 29 сентября 2023 г. N 448566-8 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации". "Мотивирование налогоплательщиков к самостоятельной корректировке цены в сделках" <3> через инструмент медианного значения сомнительно, поскольку является односторонним и применяется исключительно в интересах бюджета и не может быть использовано, если корректировка приведет к уменьшению налога к уплате или увеличению убытка; скорее новый инструмент позволяет резко сократить для налоговых органов бремя доказывания и облегчить доначисления при отсутствии инструментов защиты налогоплательщика.
Статья: Документация по трансфертному ценообразованию как защита от включения дивидендов в таможенную стоимость
(Кабаков А.Ю.)
("Закон", 2023, N 11)Точное определение контролируемых сделок
(Кабаков А.Ю.)
("Закон", 2023, N 11)Точное определение контролируемых сделок
Статья: Конкуренция национальных правил по борьбе с уклонением от уплаты налогов с основными законами высокоинтегрированных формирований
(Бортников С.П.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 7)<19> Принцип "вытянутой руки" (Arm's length principle) представляет собой совокупность правил, применяемых при определении соответствия цен в сделках между взаимозависимыми лицами рыночным. Эти правила предусмотрены разделом V.1 НК РФ, и на них указывает ФНС РФ в письме Минфина России от 29.04.2014 N 03-01-РЗ/20100 "По вопросам применения страховщиками положений раздела V.1 Налогового кодекса РФ" // СПС "КонсультантПлюс".
(Бортников С.П.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 7)<19> Принцип "вытянутой руки" (Arm's length principle) представляет собой совокупность правил, применяемых при определении соответствия цен в сделках между взаимозависимыми лицами рыночным. Эти правила предусмотрены разделом V.1 НК РФ, и на них указывает ФНС РФ в письме Минфина России от 29.04.2014 N 03-01-РЗ/20100 "По вопросам применения страховщиками положений раздела V.1 Налогового кодекса РФ" // СПС "КонсультантПлюс".
Тематический выпуск: Основные изменения в Налоговом кодексе РФ в 2024 году
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 1)Изменены требования в части определения
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 1)Изменены требования в части определения
Готовое решение: Учет долговых обязательств при налогообложении прибыли
(КонсультантПлюс, 2025)Проценты по контролируемым сделкам признаются доходом по общим правилам, если ставка процента выше минимального значения интервала, установленного п. 1.2 ст. 269 НК РФ. В остальных случаях проценты по контролируемым сделкам признаются доходом по рыночной ставке, определенной по правилам разд. V.1 НК РФ (п. 1.1 ст. 269 НК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Проценты по контролируемым сделкам признаются доходом по общим правилам, если ставка процента выше минимального значения интервала, установленного п. 1.2 ст. 269 НК РФ. В остальных случаях проценты по контролируемым сделкам признаются доходом по рыночной ставке, определенной по правилам разд. V.1 НК РФ (п. 1.1 ст. 269 НК РФ).
Готовое решение: Порядок заполнения и представления уведомления о контролируемых сделках до 27 января 2025 г. (включительно)
(КонсультантПлюс, 2025)Нужно учитывать, что сумма дохода для отнесения сделки к контролируемой определяется по правилам гл. 25 НК РФ (п. 9 ст. 105.14 НК РФ). Поскольку уведомление заполняется по правилам бухучета, значение поля 5.1 может быть ниже порога, установленного для признания сделки контролируемой;
(КонсультантПлюс, 2025)Нужно учитывать, что сумма дохода для отнесения сделки к контролируемой определяется по правилам гл. 25 НК РФ (п. 9 ст. 105.14 НК РФ). Поскольку уведомление заполняется по правилам бухучета, значение поля 5.1 может быть ниже порога, установленного для признания сделки контролируемой;
Вопрос: О признании сделок, доходы и (или) расходы по которым признаны в 2023 г., контролируемыми; об определении цен по сделкам между взаимозависимыми лицами, предметом которых являются ценные бумаги и ПФИ.
(Письмо Минфина России от 16.02.2024 N 03-12-11/1/13629)Вопрос: О признании сделок, доходы и (или) расходы по которым признаны в 2023 г., контролируемыми; об определении цен по сделкам между взаимозависимыми лицами, предметом которых являются ценные бумаги и ПФИ.
(Письмо Минфина России от 16.02.2024 N 03-12-11/1/13629)Вопрос: О признании сделок, доходы и (или) расходы по которым признаны в 2023 г., контролируемыми; об определении цен по сделкам между взаимозависимыми лицами, предметом которых являются ценные бумаги и ПФИ.
Вопрос: Об определении цены сделки между взаимозависимыми лицами при определении дохода одной из сторон - нерезидента в целях НДФЛ и налога на прибыль.
(Письмо Минфина России от 06.02.2024 N 03-12-11/1/9673)Вопрос: Об определении цены сделки между взаимозависимыми лицами при определении дохода одной из сторон - нерезидента в целях НДФЛ и налога на прибыль.
(Письмо Минфина России от 06.02.2024 N 03-12-11/1/9673)Вопрос: Об определении цены сделки между взаимозависимыми лицами при определении дохода одной из сторон - нерезидента в целях НДФЛ и налога на прибыль.