Как оформить ликвидацию основного средства
Подборка наиболее важных документов по запросу Как оформить ликвидацию основного средства (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как отражать в бухгалтерском учете ликвидацию (демонтаж, утилизацию) основных средств при применении ФСБУ 6/2020
(КонсультантПлюс, 2025)1. Какими документами оформить ликвидацию (демонтаж, утилизацию) основных средств
(КонсультантПлюс, 2025)1. Какими документами оформить ликвидацию (демонтаж, утилизацию) основных средств
Путеводитель по налогам. Практическое пособие по годовой бухгалтерской отчетности - 20243.5.2.3.1. Какие данные бухучета используются
Нормативные акты
Приказ Минсельхоза РФ от 19.06.2002 N 559
"Об утверждении Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету основных средств сельскохозяйственных организаций"Акт составляется в двух экземплярах, подписывается членами комиссии и утверждается руководителем сельскохозяйственной организации. Первый экземпляр акта передается в бухгалтерию для отражения в регистрах по учету основных средств, второй экземпляр служит основанием для оформления сдачи на склад при ликвидации основных средств оставшихся материальных ценностей;
"Об утверждении Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету основных средств сельскохозяйственных организаций"Акт составляется в двух экземплярах, подписывается членами комиссии и утверждается руководителем сельскохозяйственной организации. Первый экземпляр акта передается в бухгалтерию для отражения в регистрах по учету основных средств, второй экземпляр служит основанием для оформления сдачи на склад при ликвидации основных средств оставшихся материальных ценностей;
Приказ Минсельхоза РФ от 31.01.2003 N 26
"Об утверждении Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов в сельскохозяйственных организациях"222. Сдача производственными подразделениями из производства на склад материальных ценностей, изготовленных ими или переработанных, должна оформляться путем выписки накладных на внутрихозяйственное перемещение материалов. Этими же накладными оформляются также операции по сдаче отделениями, бригадами, фермами (цехами, участками и т.д.) на склад или в кладовую отделения, цеха (участка) из производства остатков неизрасходованных материалов (если они ранее были получены по накладным и другим документам), а также сдача отходов от производства продукции, отходов от брака, от ликвидации основных средств, от разборки временных сооружений и т.п.
"Об утверждении Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов в сельскохозяйственных организациях"222. Сдача производственными подразделениями из производства на склад материальных ценностей, изготовленных ими или переработанных, должна оформляться путем выписки накладных на внутрихозяйственное перемещение материалов. Этими же накладными оформляются также операции по сдаче отделениями, бригадами, фермами (цехами, участками и т.д.) на склад или в кладовую отделения, цеха (участка) из производства остатков неизрасходованных материалов (если они ранее были получены по накладным и другим документам), а также сдача отходов от производства продукции, отходов от брака, от ликвидации основных средств, от разборки временных сооружений и т.п.
"Годовой отчет - 2024"
(под ред. В.И. Мещерякова)
("Агентство бухгалтерской информации", 2024)Такой доход необходимо признать на дату составления акта ликвидации амортизируемого имущества, оформленного в соответствии с требованиями бухгалтерского учета (подп. 8 п. 4 ст. 271 НК РФ).
(под ред. В.И. Мещерякова)
("Агентство бухгалтерской информации", 2024)Такой доход необходимо признать на дату составления акта ликвидации амортизируемого имущества, оформленного в соответствии с требованиями бухгалтерского учета (подп. 8 п. 4 ст. 271 НК РФ).
Корреспонденция счетов: Как отразить в учете организации операции по демонтажу объекта недвижимости (здания склада) в связи с принятым решением о строительстве на его месте производственного цеха?..
(Консультация эксперта, 2025)Такой факт хозяйственной жизни, как прекращение использования здания в связи с принятием решения о его ликвидации, должен оформляться первичным документом, оформленным в соответствии с требованиями ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ. Аналогичная позиция изложена в Рекомендации Р-27/2012-КпР "Ликвидация основных средств с длительным демонтажом" (принята Комитетом по рекомендациям 30.08.2012). В ней указано: моментом списания ОС, по которому принято решение о ликвидации, должен быть момент его вывода из производственного процесса, о чем должен быть составлен соответствующий документ. Он должен однозначно свидетельствовать о фактическом выводе объекта ОС из эксплуатации (например, акт о переводе объекта ОС на ликвидацию). Сам ликвидируемый актив уже не отражается в бухучете в силу того, что не отвечает критериям признания в качестве актива. Считаем, что Рекомендацией можно руководствоваться, несмотря на то что она дана на основании утратившего силу Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденного Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н.
(Консультация эксперта, 2025)Такой факт хозяйственной жизни, как прекращение использования здания в связи с принятием решения о его ликвидации, должен оформляться первичным документом, оформленным в соответствии с требованиями ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ. Аналогичная позиция изложена в Рекомендации Р-27/2012-КпР "Ликвидация основных средств с длительным демонтажом" (принята Комитетом по рекомендациям 30.08.2012). В ней указано: моментом списания ОС, по которому принято решение о ликвидации, должен быть момент его вывода из производственного процесса, о чем должен быть составлен соответствующий документ. Он должен однозначно свидетельствовать о фактическом выводе объекта ОС из эксплуатации (например, акт о переводе объекта ОС на ликвидацию). Сам ликвидируемый актив уже не отражается в бухучете в силу того, что не отвечает критериям признания в качестве актива. Считаем, что Рекомендацией можно руководствоваться, несмотря на то что она дана на основании утратившего силу Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденного Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н.
Вопрос: Как отразить в учете списание сотового телефона?
(Консультация эксперта, 2025)Ликвидация сотового телефона, учтенного как основное средство, оформляется, как правило, актом, в котором отражается информация о признании сотового телефона непригодным для дальнейшей эксплуатации с указанием причин (поломка, не подлежащая ремонту, физический и/или моральный износ, нарушение условий эксплуатации, неэффективность восстановления и др.).
(Консультация эксперта, 2025)Ликвидация сотового телефона, учтенного как основное средство, оформляется, как правило, актом, в котором отражается информация о признании сотового телефона непригодным для дальнейшей эксплуатации с указанием причин (поломка, не подлежащая ремонту, физический и/или моральный износ, нарушение условий эксплуатации, неэффективность восстановления и др.).
Корреспонденция счетов: Как в бухгалтерском учете отразить модернизацию компьютера, если он учитывается как один инвентарный объект основных средств (ОС) со всеми приспособлениями (устройствами)? Модернизация проводится в последнем месяце срока полезного использования ОС, установленного при его принятии к учету...
(Консультация эксперта, 2025)Рыночная стоимость старого монитора (без учета НДС), полученного в результате частичной ликвидации компьютера, определяется с учетом положений ст. 105.3 НК РФ и подтверждается документально или путем проведения независимой оценки. Она включается в состав внереализационных доходов на дату принятия монитора к учету (составления акта о частичной ликвидации объекта ОС, оформленного в соответствии с требованиями бухгалтерского учета) (п. 13 ст. 250, пп. 8 п. 4 ст. 271, п. п. 5, 6 ст. 274 НК РФ).
(Консультация эксперта, 2025)Рыночная стоимость старого монитора (без учета НДС), полученного в результате частичной ликвидации компьютера, определяется с учетом положений ст. 105.3 НК РФ и подтверждается документально или путем проведения независимой оценки. Она включается в состав внереализационных доходов на дату принятия монитора к учету (составления акта о частичной ликвидации объекта ОС, оформленного в соответствии с требованиями бухгалтерского учета) (п. 13 ст. 250, пп. 8 п. 4 ст. 271, п. п. 5, 6 ст. 274 НК РФ).
Корреспонденция счетов: Как отразить в учете списание по причине морального износа объекта основных средств и его последующую ликвидацию, если в результате получены материалы, пригодные к использованию в производстве?..
(Консультация эксперта, 2025)Расходы на ликвидацию выводимого из эксплуатации до истечения срока полезного использования объекта ОС, включая недоначисленную амортизацию, относятся к внереализационным расходам (пп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ). Следует отметить, что дата признания таких расходов в ст. 272 НК РФ не определена. Однако, поскольку в п. 1 ст. 252 НК РФ есть требование документально подтверждать произведенные затраты, расходы признаются на дату оформления связанных с ликвидацией документов (в данном случае - акта о выполнении работ по ликвидации ОС). Дополнительно см. Энциклопедию спорных ситуаций по налогу на прибыль.
(Консультация эксперта, 2025)Расходы на ликвидацию выводимого из эксплуатации до истечения срока полезного использования объекта ОС, включая недоначисленную амортизацию, относятся к внереализационным расходам (пп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ). Следует отметить, что дата признания таких расходов в ст. 272 НК РФ не определена. Однако, поскольку в п. 1 ст. 252 НК РФ есть требование документально подтверждать произведенные затраты, расходы признаются на дату оформления связанных с ликвидацией документов (в данном случае - акта о выполнении работ по ликвидации ОС). Дополнительно см. Энциклопедию спорных ситуаций по налогу на прибыль.
Справка: Особенности использования права оперативного управления
(КонсультантПлюс, 2025)Как оформить и отразить в учете учреждения ликвидацию (демонтаж, утилизацию) основных средств
(КонсультантПлюс, 2025)Как оформить и отразить в учете учреждения ликвидацию (демонтаж, утилизацию) основных средств
Корреспонденция счетов: Как отражается в учете организации, применяющей УСН с объектом налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов", списание объекта основных средств по причине его морального износа и его последующая ликвидация?..
(Консультация эксперта, 2025)Объект ОС первоначальной стоимостью 66 000 руб., приобретенный у сторонней организации и оплаченный в году его приобретения и ввода в эксплуатацию, по решению комиссии списывается организацией по истечении двух лет его использования по причине морального износа. Списание оформлено актом о списании объекта ОС. Срок полезного использования, установленный в отношении данного объекта ОС, составляет три года (36 месяцев). Ликвидационная стоимость при принятии его к учету признана равной нулю и в дальнейшем не пересматривалась. В бухгалтерском учете амортизация начинает начисляться с 1-го числа месяца, следующего за месяцем признания объекта ОС, и прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем его списания. Сумма начисленной на момент списания амортизации в бухгалтерском учете равна 44 000 руб. Затраты на ликвидацию, осуществленную собственными силами, составили 3 000 руб.
(Консультация эксперта, 2025)Объект ОС первоначальной стоимостью 66 000 руб., приобретенный у сторонней организации и оплаченный в году его приобретения и ввода в эксплуатацию, по решению комиссии списывается организацией по истечении двух лет его использования по причине морального износа. Списание оформлено актом о списании объекта ОС. Срок полезного использования, установленный в отношении данного объекта ОС, составляет три года (36 месяцев). Ликвидационная стоимость при принятии его к учету признана равной нулю и в дальнейшем не пересматривалась. В бухгалтерском учете амортизация начинает начисляться с 1-го числа месяца, следующего за месяцем признания объекта ОС, и прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем его списания. Сумма начисленной на момент списания амортизации в бухгалтерском учете равна 44 000 руб. Затраты на ликвидацию, осуществленную собственными силами, составили 3 000 руб.
Типовая ситуация: Объединение и разукомплектация основных средств: оформление и учет
(Издательство "Главная книга", 2025)Объединение нескольких ОС в один объект можно оформить актом. Укажите в нем первоначальную стоимость и начисленную амортизацию по новому ОС, сложив данные по объединенным объектам; ликвидационную стоимость, СПИ и способ начисления амортизации.
(Издательство "Главная книга", 2025)Объединение нескольких ОС в один объект можно оформить актом. Укажите в нем первоначальную стоимость и начисленную амортизацию по новому ОС, сложив данные по объединенным объектам; ликвидационную стоимость, СПИ и способ начисления амортизации.
"Основные средства: бухгалтерский и налоговый учет"
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2025)Списание (ликвидация) ОС оформляется приказом руководителя организации и первичным документом, например актом о списании (ликвидации) основных средств (формы N ОС-4, ОС-4а и ОС-4б), подписанным членами ликвидационной комиссии. При этом акт на списание (ликвидацию) подписывается членами комиссии только после окончания процесса ликвидации.
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2025)Списание (ликвидация) ОС оформляется приказом руководителя организации и первичным документом, например актом о списании (ликвидации) основных средств (формы N ОС-4, ОС-4а и ОС-4б), подписанным членами ликвидационной комиссии. При этом акт на списание (ликвидацию) подписывается членами комиссии только после окончания процесса ликвидации.