Как обжаловать процедуру закупки
Подборка наиболее важных документов по запросу Как обжаловать процедуру закупки (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: В каком порядке обжаловать результаты закупки (в том числе электронного конкурса) по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)2. Как признать закупку (в том числе торги) по Закону N 223-ФЗ недействительной в суде
(КонсультантПлюс, 2025)2. Как признать закупку (в том числе торги) по Закону N 223-ФЗ недействительной в суде
Готовое решение: Какие особенности закупки в форме электронных торгов предусмотрены Законом N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Электронную процедуру закупки можно обжаловать в ФАС России в порядке, предусмотренном для обжалования действий заказчика, комиссии по закупкам и оператора электронной площадки, в установленные для этого сроки.
(КонсультантПлюс, 2025)Электронную процедуру закупки можно обжаловать в ФАС России в порядке, предусмотренном для обжалования действий заказчика, комиссии по закупкам и оператора электронной площадки, в установленные для этого сроки.
Нормативные акты
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)В случае нарушения положений настоящей главы, регламентирующих определение поставщика (подрядчика, исполнителя), такое определение может быть признано недействительным по иску заинтересованного лица.
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)В случае нарушения положений настоящей главы, регламентирующих определение поставщика (подрядчика, исполнителя), такое определение может быть признано недействительным по иску заинтересованного лица.
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2025)9. Участник закупки вправе обжаловать в судебном порядке действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг. Корпорация развития малого и среднего предпринимательства в случаях, предусмотренных пунктами 1, 4 - 6 части 10 настоящей статьи, вправе обжаловать в судебном порядке действия (бездействие) заказчиков, в отношении которых корпорация развития малого и среднего предпринимательства проводит мониторинг соответствия или оценку соответствия, предусмотренные статьей 5.1 настоящего Федерального закона. Исполнительные органы субъектов Российской Федерации или созданные ими организации в случаях, предусмотренных пунктами 1, 4 - 6 части 10 настоящей статьи, вправе обжаловать в судебном порядке действия (бездействие) заказчиков, в отношении которых исполнительные органы субъектов Российской Федерации или созданные ими организации проводят мониторинг соответствия или оценку соответствия, предусмотренные статьей 5.1 настоящего Федерального закона.
(ред. от 08.08.2024)
"О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2025)9. Участник закупки вправе обжаловать в судебном порядке действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг. Корпорация развития малого и среднего предпринимательства в случаях, предусмотренных пунктами 1, 4 - 6 части 10 настоящей статьи, вправе обжаловать в судебном порядке действия (бездействие) заказчиков, в отношении которых корпорация развития малого и среднего предпринимательства проводит мониторинг соответствия или оценку соответствия, предусмотренные статьей 5.1 настоящего Федерального закона. Исполнительные органы субъектов Российской Федерации или созданные ими организации в случаях, предусмотренных пунктами 1, 4 - 6 части 10 настоящей статьи, вправе обжаловать в судебном порядке действия (бездействие) заказчиков, в отношении которых исполнительные органы субъектов Российской Федерации или созданные ими организации проводят мониторинг соответствия или оценку соответствия, предусмотренные статьей 5.1 настоящего Федерального закона.
"Настольная книга специалиста по корпоративным закупкам"
(Байрашев В.Р., Исютин-Федотков Д.В.)
("Проспект", 2025)Письмом от 27.04.2017 предприятие сообщило контрольному органу о приостановлении действия упомянутого предписания ввиду его оспаривания в судебном порядке победителем закупочной процедуры. Между тем в установленный срок Предприятие указанное предписание не исполнило.
(Байрашев В.Р., Исютин-Федотков Д.В.)
("Проспект", 2025)Письмом от 27.04.2017 предприятие сообщило контрольному органу о приостановлении действия упомянутого предписания ввиду его оспаривания в судебном порядке победителем закупочной процедуры. Между тем в установленный срок Предприятие указанное предписание не исполнило.
"Руководство по рассмотрению заявок в соответствии с Законом N 44-ФЗ"
(Гурин О.Ю.)
("НОК", "Печатный Двор", 2024)Исследование РУ и СГР - обязанность членов комиссии, а не просто их право. Допуск заявки, в которой не был указан товарный знак, несмотря на доступность информации о его наличии, может послужить основанием для обоснованной жалобы со стороны участника закупки, желающего оспорить результаты конкурентной процедуры.
(Гурин О.Ю.)
("НОК", "Печатный Двор", 2024)Исследование РУ и СГР - обязанность членов комиссии, а не просто их право. Допуск заявки, в которой не был указан товарный знак, несмотря на доступность информации о его наличии, может послужить основанием для обоснованной жалобы со стороны участника закупки, желающего оспорить результаты конкурентной процедуры.
Статья: Договор, характеризующийся "неравенством переговорных возможностей", в практике хозяйствующих субъектов
(Соломин С.К.)
("Юрист", 2023, N 9)С целью выбора оптимального варианта восприятия оценочных понятий, содержащихся в п. 3 ст. 428 ГК РФ, обратимся к позиции, обозначенной в одном из Постановлений Девятого арбитражного апелляционного суда. Данная судебная инстанция оставила без удовлетворения жалобу заявителя (ответчика; экспедитора по договору транспортной экспедиции), в которой он указывал на то, что суд первой инстанции не обратил внимания на его просьбу применить ст. 428 ГК РФ с целью признать его "слабой" стороной, а условия, касающиеся маршрута и сроков доставки груза, навязанными и обременительными. При оценке обстоятельств, на которые ссылался заявитель, апелляционная инстанция обратила внимание на саму возможность использования понятия "слабая сторона", отметив, что "ГК РФ прямо не использует категорию "слабая сторона договора" и лишь опосредованно указывает на подобное правовое положение участников процедуры заключения договора". При этом суд указал на то, что у заявителя не возникло права на оспаривание невыгодного (обременительного) условия договора, который заключался по итогам процедуры закупки. Суд исходил из того, что, участвуя в закупочной процедуре, ответчик (владея информацией о сроках доставки груза) не высказал никаких по этому поводу возражений на стадии заключения договора, а также не воспользовался возможностью обжаловать процедуру закупки <7>.
(Соломин С.К.)
("Юрист", 2023, N 9)С целью выбора оптимального варианта восприятия оценочных понятий, содержащихся в п. 3 ст. 428 ГК РФ, обратимся к позиции, обозначенной в одном из Постановлений Девятого арбитражного апелляционного суда. Данная судебная инстанция оставила без удовлетворения жалобу заявителя (ответчика; экспедитора по договору транспортной экспедиции), в которой он указывал на то, что суд первой инстанции не обратил внимания на его просьбу применить ст. 428 ГК РФ с целью признать его "слабой" стороной, а условия, касающиеся маршрута и сроков доставки груза, навязанными и обременительными. При оценке обстоятельств, на которые ссылался заявитель, апелляционная инстанция обратила внимание на саму возможность использования понятия "слабая сторона", отметив, что "ГК РФ прямо не использует категорию "слабая сторона договора" и лишь опосредованно указывает на подобное правовое положение участников процедуры заключения договора". При этом суд указал на то, что у заявителя не возникло права на оспаривание невыгодного (обременительного) условия договора, который заключался по итогам процедуры закупки. Суд исходил из того, что, участвуя в закупочной процедуре, ответчик (владея информацией о сроках доставки груза) не высказал никаких по этому поводу возражений на стадии заключения договора, а также не воспользовался возможностью обжаловать процедуру закупки <7>.
"Обзор практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (август 2022 года)"
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)На заседании Комиссией ФАС России установлено, что согласно сведениям размещенным на сайте оператора электронной площадки https://www.rts-tender.ru, а также положениям Извещения, Документации обжалуемая закупочная процедура осуществляется путем проведения открытого конкурса в электронной форме и отвечает критериям конкурентности, установленным в части 3 статьи 3, пункте 1 части 3.1 статьи 3 Закона о закупках, ввиду следующих обстоятельств.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)На заседании Комиссией ФАС России установлено, что согласно сведениям размещенным на сайте оператора электронной площадки https://www.rts-tender.ru, а также положениям Извещения, Документации обжалуемая закупочная процедура осуществляется путем проведения открытого конкурса в электронной форме и отвечает критериям конкурентности, установленным в части 3 статьи 3, пункте 1 части 3.1 статьи 3 Закона о закупках, ввиду следующих обстоятельств.
Статья: Прозрачность и добросовестное управление в третейских судах: опыт Кыргызской Республики
(Аленкина Н.Б., Асанбаева Д.С.)
("Третейский суд", 2022, N 2/3)Закон Кыргызской Республики "О государственных закупках" с 2019 г. до мая 2022 г. предусматривал обжалование процедур закупок, а также решения закупающей организации, независимой комиссии в третейском суде: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/111125?cl=ru-ru (дата посещения - 04.11.2022).
(Аленкина Н.Б., Асанбаева Д.С.)
("Третейский суд", 2022, N 2/3)Закон Кыргызской Республики "О государственных закупках" с 2019 г. до мая 2022 г. предусматривал обжалование процедур закупок, а также решения закупающей организации, независимой комиссии в третейском суде: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/111125?cl=ru-ru (дата посещения - 04.11.2022).
Готовое решение: Как заказчику или победителю закупки отказаться от заключения контракта по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Порядок обжалования действий заказчика в контрольном органе применяется к конкурентным способам закупки и к электронной закупке у единственного поставщика, проводимой в порядке ч. 12 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. Полагаем, что такой же порядок можно применять при необходимости обжаловать отказ от заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по результатам несостоявшейся закупки: процедура заключения контракта в данном случае регулируется в том числе нормами о заключении контракта по результатам конкурентных процедур закупки (п. п. 24, 25 ч. 1, п. 3 ч. 5 ст. 93 Закона N 44-ФЗ).
(КонсультантПлюс, 2025)Порядок обжалования действий заказчика в контрольном органе применяется к конкурентным способам закупки и к электронной закупке у единственного поставщика, проводимой в порядке ч. 12 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. Полагаем, что такой же порядок можно применять при необходимости обжаловать отказ от заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по результатам несостоявшейся закупки: процедура заключения контракта в данном случае регулируется в том числе нормами о заключении контракта по результатам конкурентных процедур закупки (п. п. 24, 25 ч. 1, п. 3 ч. 5 ст. 93 Закона N 44-ФЗ).