Как ИП участвовать в госзакупках
Подборка наиболее важных документов по запросу Как ИП участвовать в госзакупках (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Применение законодательства о государственном оборонном заказе с учетом коллизионности правовых норм
(Юдинцев С.А.)
("Законность", 2021, N 1)В силу требований действующего законодательства расчеты между организациями (индивидуальными предпринимателями) при исполнении государственного оборонного заказа должны осуществляться с использованием отдельных счетов. Исходя из надзорной практики отказ банка заключить с попавшим в сложную финансовую ситуацию хозяйствующим субъектом, участвующим в поставках продукции по государственному оборонному заказу, договор о банковском сопровождении и открыть отдельный счет для осуществления расчетов по государственному контракту (контракту) влечет усугубление имеющихся проблем, в том числе увеличение размеров различных видов задолженности, невозможность получения денежных средств для организации производственного процесса.
(Юдинцев С.А.)
("Законность", 2021, N 1)В силу требований действующего законодательства расчеты между организациями (индивидуальными предпринимателями) при исполнении государственного оборонного заказа должны осуществляться с использованием отдельных счетов. Исходя из надзорной практики отказ банка заключить с попавшим в сложную финансовую ситуацию хозяйствующим субъектом, участвующим в поставках продукции по государственному оборонному заказу, договор о банковском сопровождении и открыть отдельный счет для осуществления расчетов по государственному контракту (контракту) влечет усугубление имеющихся проблем, в том числе увеличение размеров различных видов задолженности, невозможность получения денежных средств для организации производственного процесса.
Нормативные акты
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)6. В общественном обсуждении закупки могут на равных условиях принимать участие любые юридические и физические лица, в том числе зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, государственные органы и органы местного самоуправления путем размещения в период проведения общественного обсуждения замечаний и (или) предложений на официальном сайте после регистрации в единой информационной системе, осуществляемой для целей участия в общественном обсуждении закупок в соответствии с порядком функционирования такой информационной системы, установленным в соответствии с частью 2 статьи 4 настоящего Федерального закона. Такие замечания и (или) предложения размещаются на официальном сайте после прохождения предварительной проверки на предмет исключения замечаний и (или) предложений, содержащих нецензурную брань, осуществляемой одним или несколькими федеральными органами исполнительной власти, определенными в соответствии с частью 6 статьи 4 настоящего Федерального закона, не позднее одного дня, следующего за днем их поступления.
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)6. В общественном обсуждении закупки могут на равных условиях принимать участие любые юридические и физические лица, в том числе зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, государственные органы и органы местного самоуправления путем размещения в период проведения общественного обсуждения замечаний и (или) предложений на официальном сайте после регистрации в единой информационной системе, осуществляемой для целей участия в общественном обсуждении закупок в соответствии с порядком функционирования такой информационной системы, установленным в соответствии с частью 2 статьи 4 настоящего Федерального закона. Такие замечания и (или) предложения размещаются на официальном сайте после прохождения предварительной проверки на предмет исключения замечаний и (или) предложений, содержащих нецензурную брань, осуществляемой одним или несколькими федеральными органами исполнительной власти, определенными в соответствии с частью 6 статьи 4 настоящего Федерального закона, не позднее одного дня, следующего за днем их поступления.
Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ
(ред. от 24.06.2025)
"О защите конкуренции"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)1) на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
(ред. от 24.06.2025)
"О защите конкуренции"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)1) на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
"Комментарий к Федеральному закону от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности"
(постатейный)
(Алексеева Д.Г., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Рождественская Т.Э., Демьянец М.В., Пушкин А.В., Решетина Е.Н., Рябова Е.В., Холкина М.Г., Чернусь Н.Ю., Шпинев Ю.С., Котухов С.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)- предоставление информации кредитными организациями государственному заказчику государственного оборонного заказа, федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, головному исполнителю поставок продукции по государственному оборонному заказу, исполнителю, участвующему в поставках продукции по государственному оборонному заказу, уполномоченному банку, в который переводится сопровождаемая сделка: об операциях по отдельным счетам юридических лиц, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и физических лиц, входящих в кооперацию головного исполнителя поставок продукции по государственному оборонному заказу, открытым в порядке и в целях, которые установлены Федеральным законом от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" (ст. ст. 8.9 - 8.13) (ч. 37 комментируемой статьи);
(постатейный)
(Алексеева Д.Г., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Рождественская Т.Э., Демьянец М.В., Пушкин А.В., Решетина Е.Н., Рябова Е.В., Холкина М.Г., Чернусь Н.Ю., Шпинев Ю.С., Котухов С.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)- предоставление информации кредитными организациями государственному заказчику государственного оборонного заказа, федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, головному исполнителю поставок продукции по государственному оборонному заказу, исполнителю, участвующему в поставках продукции по государственному оборонному заказу, уполномоченному банку, в который переводится сопровождаемая сделка: об операциях по отдельным счетам юридических лиц, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и физических лиц, входящих в кооперацию головного исполнителя поставок продукции по государственному оборонному заказу, открытым в порядке и в целях, которые установлены Федеральным законом от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" (ст. ст. 8.9 - 8.13) (ч. 37 комментируемой статьи);
Вопрос: Если по госконтракту цена определена в твердой сумме с учетом НДС, то вправе ли ООО (УСН), признанное победителем аукциона, не выставлять и не уплачивать в бюджет НДС, при этом не уменьшая цену контракта?
(Консультация эксперта, 2023)Обоснование: Порядок участия юридических лиц, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, в государственных закупках урегулирован Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) (ч. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 2, п. 4 ч. 1 ст. 3 Закона N 44-ФЗ).
(Консультация эксперта, 2023)Обоснование: Порядок участия юридических лиц, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, в государственных закупках урегулирован Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) (ч. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 2, п. 4 ч. 1 ст. 3 Закона N 44-ФЗ).
Статья: Обеспечение реализации конституционного принципа добросовестной конкуренции при электронной контрактации товаров, работ, услуг
(Аношина А.Я.)
("Современное право", 2024, N 5)Электронные торги получили общественное признание и законодательную базу после вступления в силу главы 3.1 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ <4>. Согласно Закону весь документооборот при размещении заказа переводится в электронную форму, включая заключение контракта. Эти действия позволяют обеспечить прозрачность закупочного процесса, а также отследить возникновение возможных несоблюдений закона в части нарушения конкуренции. Значительно расширяется круг потенциальных поставщиков продукции, поскольку масса предприятий, организаций, индивидуальных предпринимателей получила реальную возможность участия в торгах без личного присутствия.
(Аношина А.Я.)
("Современное право", 2024, N 5)Электронные торги получили общественное признание и законодательную базу после вступления в силу главы 3.1 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ <4>. Согласно Закону весь документооборот при размещении заказа переводится в электронную форму, включая заключение контракта. Эти действия позволяют обеспечить прозрачность закупочного процесса, а также отследить возникновение возможных несоблюдений закона в части нарушения конкуренции. Значительно расширяется круг потенциальных поставщиков продукции, поскольку масса предприятий, организаций, индивидуальных предпринимателей получила реальную возможность участия в торгах без личного присутствия.
Статья: Требования к участникам закупки и ограничения: что учесть заказчику?
(Ширанова М.О.)
("Руководитель бюджетной организации", 2023, N 6)Поговорим о том, кто может участвовать в государственных и муниципальных закупках. Здесь есть свои особенности и ограничения, причем некоторые появились совсем недавно.
(Ширанова М.О.)
("Руководитель бюджетной организации", 2023, N 6)Поговорим о том, кто может участвовать в государственных и муниципальных закупках. Здесь есть свои особенности и ограничения, причем некоторые появились совсем недавно.
Статья: Правовое регулирование государственных закупок в рамках обеспечения государственных нужд
(Адамян А.А.)
("Современный юрист", 2023, N 4)Кроме того, можно выделить категорию операторов электронных торговых площадок (ЭТП), которые с определенной степенью условности также участвуют в государственных закупках. Их основная функция заключается в создании необходимых условий для проведения закупочных процедур. Надзор за соблюдением требований, установленных Федеральным законом N 44, осуществляют контролирующие органы, представленные различными федеральными ведомствами, такими как Федеральная антимонопольная служба (ФАС), Министерство финансов, Прокуратура, Росатом, Роскосмос, Рособоронзаказ и другие.
(Адамян А.А.)
("Современный юрист", 2023, N 4)Кроме того, можно выделить категорию операторов электронных торговых площадок (ЭТП), которые с определенной степенью условности также участвуют в государственных закупках. Их основная функция заключается в создании необходимых условий для проведения закупочных процедур. Надзор за соблюдением требований, установленных Федеральным законом N 44, осуществляют контролирующие органы, представленные различными федеральными ведомствами, такими как Федеральная антимонопольная служба (ФАС), Министерство финансов, Прокуратура, Росатом, Роскосмос, Рособоронзаказ и другие.
Статья: Комментарий к Письму Министерства финансов РФ от 23.04.2025 N 03-07-11/40926 <Об изменении цены контракта на транспортирование ТКО, заключенного по результатам торгов между региональным оператором и ИП, применяющим УСН и признанным плательщиком НДС с 01.01.2025>
(Афанасова Д.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2025, N 14)Федеральный закон от 12.07.2024 N 176-ФЗ внес коррективы в уже существующую систему формирования цен на услуги по транспортировке ТКО, регламентированную Правилами N 1133 (Постановление Правительства РФ от 03.11.2016 N 1133). Согласно этим Правилам региональный оператор обязан проводить торги в электронной форме, используя механизмы, установленные Федеральным законом N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Торги, как правило, проводятся в форме аукциона.
(Афанасова Д.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2025, N 14)Федеральный закон от 12.07.2024 N 176-ФЗ внес коррективы в уже существующую систему формирования цен на услуги по транспортировке ТКО, регламентированную Правилами N 1133 (Постановление Правительства РФ от 03.11.2016 N 1133). Согласно этим Правилам региональный оператор обязан проводить торги в электронной форме, используя механизмы, установленные Федеральным законом N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Торги, как правило, проводятся в форме аукциона.
Статья: Корпоративные преступления в уголовном законодательстве КНР
(Рудый Н.К., Никонова Н.А.)
("Международное публичное и частное право", 2024, N 1)В действующем законодательстве Российской Федерации уголовная ответственность юридических лиц не предусмотрена, и в случае совершения противоправных действий организация подлежит административной ответственности. Помимо этого, например, в случае неисполнения обязательств при заключении и исполнении государственных контрактов и договоров в рамках Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" <28> и Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" <29>, что, как правило, приводит к негативным последствиям для государства и общественных интересов, законодателем предусмотрена ответственность в виде включения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в реестр недобросовестных поставщиков. Включение в указанный реестр на два года лишает возможности принятия участия в торговых процедурах, предусмотренных вышеуказанными Федеральными законами. Помимо невозможности быть участниками торгов и заключать контракты, юридические лица на два года утрачивают возможность накапливать опыт исполнения контрактов, который является ключевым при участии в торгах (конкурсных процедурах), где при отборе поставщика помимо ценового критерия используются различные квалификационные критерии <30>. Полагаем, что создание подобного реестра недобросовестных юридических лиц в КНР в случае совершения ими противоправных действий могло бы способствовать профилактике корпоративной преступности, особенно учитывая тот факт, что деловая репутация в Китае является базовой ценностью и одним из важнейших элементов деятельности любого предприятия.
(Рудый Н.К., Никонова Н.А.)
("Международное публичное и частное право", 2024, N 1)В действующем законодательстве Российской Федерации уголовная ответственность юридических лиц не предусмотрена, и в случае совершения противоправных действий организация подлежит административной ответственности. Помимо этого, например, в случае неисполнения обязательств при заключении и исполнении государственных контрактов и договоров в рамках Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" <28> и Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" <29>, что, как правило, приводит к негативным последствиям для государства и общественных интересов, законодателем предусмотрена ответственность в виде включения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в реестр недобросовестных поставщиков. Включение в указанный реестр на два года лишает возможности принятия участия в торговых процедурах, предусмотренных вышеуказанными Федеральными законами. Помимо невозможности быть участниками торгов и заключать контракты, юридические лица на два года утрачивают возможность накапливать опыт исполнения контрактов, который является ключевым при участии в торгах (конкурсных процедурах), где при отборе поставщика помимо ценового критерия используются различные квалификационные критерии <30>. Полагаем, что создание подобного реестра недобросовестных юридических лиц в КНР в случае совершения ими противоправных действий могло бы способствовать профилактике корпоративной преступности, особенно учитывая тот факт, что деловая репутация в Китае является базовой ценностью и одним из важнейших элементов деятельности любого предприятия.
Статья: Об основаниях освобождения от гражданско-правовой ответственности в сфере государственных закупок
(Богдан В.Г.)
("Вестник арбитражной практики", 2021, N 5)Специализация: правовое обеспечение деятельности организации, участие в разработке нормативных правовых актов Российской Федерации, экспертиза государственных контрактов на закупку техники, ее ремонт и обслуживание, НИОКТР, услуг связи; сопровождение правовых вопросов контрактной системы, заключения, изменения и расторжения контрактов; правовое сопровождение управления правами на результаты интеллектуальной деятельности; административная практика ФАС России, ведение претензионно-исковой работы, арбитраж, участие в исполнительном производстве и делах о банкротстве, консультация по вопросам социальной защиты и прохождения службы.
(Богдан В.Г.)
("Вестник арбитражной практики", 2021, N 5)Специализация: правовое обеспечение деятельности организации, участие в разработке нормативных правовых актов Российской Федерации, экспертиза государственных контрактов на закупку техники, ее ремонт и обслуживание, НИОКТР, услуг связи; сопровождение правовых вопросов контрактной системы, заключения, изменения и расторжения контрактов; правовое сопровождение управления правами на результаты интеллектуальной деятельности; административная практика ФАС России, ведение претензионно-исковой работы, арбитраж, участие в исполнительном производстве и делах о банкротстве, консультация по вопросам социальной защиты и прохождения службы.
Статья: Перечень важных документов на стадии принятия
("Главная книга", 2024, N 5)- вызывать "на разбор" фирмы и ИП, у которых нашлись неоформленные работники и/или которые платят слишком низкие зарплаты;
("Главная книга", 2024, N 5)- вызывать "на разбор" фирмы и ИП, у которых нашлись неоформленные работники и/или которые платят слишком низкие зарплаты;
Статья: Закупки для нужд публичного сектора и система обязательственного права: терминология и выбор применимых норм
(Кирпичев А.Е.)
("Закон", 2021, N 8)Во-первых, законодатель относит к таковым не только юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, но и не являющихся предпринимателями физических лиц. Выходит, что физическое лицо без регистрации в качестве предпринимателя быть стороной обычного договора поставки не может, а стороной договора поставки для государственных или муниципальных нужд - может. В.И. Фармаковский справедливо отмечал, что круг лиц, участвующих в казенных подрядах и поставках, шире, чем в обычных подрядах и поставках <7>. Можно сказать, что публичный интерес в таких случаях побуждает законодателя для обеспечения потребностей казны закрывать глаза на фактическую предпринимательскую деятельность граждан.
(Кирпичев А.Е.)
("Закон", 2021, N 8)Во-первых, законодатель относит к таковым не только юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, но и не являющихся предпринимателями физических лиц. Выходит, что физическое лицо без регистрации в качестве предпринимателя быть стороной обычного договора поставки не может, а стороной договора поставки для государственных или муниципальных нужд - может. В.И. Фармаковский справедливо отмечал, что круг лиц, участвующих в казенных подрядах и поставках, шире, чем в обычных подрядах и поставках <7>. Можно сказать, что публичный интерес в таких случаях побуждает законодателя для обеспечения потребностей казны закрывать глаза на фактическую предпринимательскую деятельность граждан.