Как хоронят умерших от коронавируса
Подборка наиболее важных документов по запросу Как хоронят умерших от коронавируса (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Вред при медицинском вмешательстве: проблемы компенсации и предотвращения (сравнительно-правовое исследование)"
(Кратенко М.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)<1> См., например, Определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 2 марта 2023 г. N 88-5257/2023, дело N 2-389/2022. (Судами первой и апелляционной инстанций отказано в иске родственников умершего пациента к больнице о возмещении расходов на погребение и компенсации морального вреда. Суды исходили из того, что имевшиеся дефекты медицинской помощи не оказали влияния на результат лечения; смерть наступила вследствие коронавирусной инфекции, течение которой было осложнено постинфарктным кардиосклерозом, гипертонической болезнью 3-й степени и возрастом пациента. Отменяя судебные акты и направляя дело на новое рассмотрение, кассационная инстанция указала, что основанием для предъявления требования о компенсации морального вреда является нарушение конституционного права гражданина на охрану здоровья и получение медицинской помощи.)
(Кратенко М.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)<1> См., например, Определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 2 марта 2023 г. N 88-5257/2023, дело N 2-389/2022. (Судами первой и апелляционной инстанций отказано в иске родственников умершего пациента к больнице о возмещении расходов на погребение и компенсации морального вреда. Суды исходили из того, что имевшиеся дефекты медицинской помощи не оказали влияния на результат лечения; смерть наступила вследствие коронавирусной инфекции, течение которой было осложнено постинфарктным кардиосклерозом, гипертонической болезнью 3-й степени и возрастом пациента. Отменяя судебные акты и направляя дело на новое рассмотрение, кассационная инстанция указала, что основанием для предъявления требования о компенсации морального вреда является нарушение конституционного права гражданина на охрану здоровья и получение медицинской помощи.)
Статья: Социальная политика в отношении лиц пенсионного возраста в условиях пандемии: исследование отечественного и зарубежного опыта
(Заборовская Ю.М.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 1)Обратимся к исследованию зарубежного опыта социальной политики и ограничений, принятых в период распространения пандемии. Пандемия коронавируса представляет собой беспрецедентный коллективный вызов праву на жизнь и здоровье людей, живущих в различных странах. Ограничения, введенные в отдельных государствах, не являются проявлением нарушения международных конвенций (Конвенция о защите прав и свобод человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и др.). Цель ограничений - минимизация риска распространения инфекции COVID-19 и снижение уровня смертности, в том числе в домах-интернатах для пожилых людей и инвалидов во всем мире <8>. Так, например, по данным Европейского бюро ВОЗ, во многих странах было фактически отказано в получении медицинской помощи лицам пожилого возраста, а смертность в домах престарелых составила более 66% <9>. 17 марта 2020 г. Итальянский национальный институт здравоохранения сообщил о 1 625 смертях (из них 139 случаев в возрасте 60 - 69 лет, 578 в возрасте 70 - 79 лет и 850 в возрасте 80 лет и старше). Люди 60 лет и старше составляли около 96,5% от общего числа умерших, в то время как в Китае они составляли около 80,8% от общего числа умерших <10>. Смертность лиц пенсионного возраста в домах престарелых составила около 62% в Канаде, 60% в Ирландии и Норвегии. Достаточно высоким сохранялся процент смертельных случаев лиц в домах престарелых в Испании (57%), Ирландии (54%) и в Италии (53%) <11>. В связи с тем что родственники были ограничены в перемещении из-за запрета выезда в другие города в период пандемии, был введен формат онлайн-трансляции похорон как форма, позволяющая снизить риск заражения вирусом COVID-19. Данная форма проведения была востребована среди населения как в России, так и за рубежом <12>.
(Заборовская Ю.М.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 1)Обратимся к исследованию зарубежного опыта социальной политики и ограничений, принятых в период распространения пандемии. Пандемия коронавируса представляет собой беспрецедентный коллективный вызов праву на жизнь и здоровье людей, живущих в различных странах. Ограничения, введенные в отдельных государствах, не являются проявлением нарушения международных конвенций (Конвенция о защите прав и свобод человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и др.). Цель ограничений - минимизация риска распространения инфекции COVID-19 и снижение уровня смертности, в том числе в домах-интернатах для пожилых людей и инвалидов во всем мире <8>. Так, например, по данным Европейского бюро ВОЗ, во многих странах было фактически отказано в получении медицинской помощи лицам пожилого возраста, а смертность в домах престарелых составила более 66% <9>. 17 марта 2020 г. Итальянский национальный институт здравоохранения сообщил о 1 625 смертях (из них 139 случаев в возрасте 60 - 69 лет, 578 в возрасте 70 - 79 лет и 850 в возрасте 80 лет и старше). Люди 60 лет и старше составляли около 96,5% от общего числа умерших, в то время как в Китае они составляли около 80,8% от общего числа умерших <10>. Смертность лиц пенсионного возраста в домах престарелых составила около 62% в Канаде, 60% в Ирландии и Норвегии. Достаточно высоким сохранялся процент смертельных случаев лиц в домах престарелых в Испании (57%), Ирландии (54%) и в Италии (53%) <11>. В связи с тем что родственники были ограничены в перемещении из-за запрета выезда в другие города в период пандемии, был введен формат онлайн-трансляции похорон как форма, позволяющая снизить риск заражения вирусом COVID-19. Данная форма проведения была востребована среди населения как в России, так и за рубежом <12>.
Нормативные акты
Временное руководство ВОЗ от 24.03.2020
"Профилактика и контроль инфекций для безопасного обращения с трупами в контексте COVID-19"Люди, которые умерли от COVID-19, могут быть похоронены или кремированы.
"Профилактика и контроль инфекций для безопасного обращения с трупами в контексте COVID-19"Люди, которые умерли от COVID-19, могут быть похоронены или кремированы.
"Рекомендации по психологическому сопровождению целевых групп в медицинском учреждении в условиях пандемии COVID-19"6. В трауре очень существенны ритуалы. Они нужны скорбящему как воздух и вода. Психологически крайне важно иметь публичный и санкционированный способ выражения сложных и глубоких чувств скорби. Ритуалы необходимы живым, а не умершим.
Статья: Правовые основы предоставления информации медицинской организацией о смерти пациента близким родственникам
(Романовский Г.Б., Буланов А.А.)
("Медицинское право", 2022, N 3)2. Не ясен порядок захоронения тела умершего. Статья 12 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" предусматривает гарантии погребения умерших (погибших), не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего. Закон предусматривает захоронение тела специализированной службой как при отсутствии указанных лиц, так и при невозможности осуществления ими захоронения. Установлен срок захоронения - в течение трех суток с момента установления причины смерти. Однако в приведенном примере близкий родственник не отказывается от взятия на себя обязанностей по захоронению, но откладывает их реализацию во времени. Нередко происходит путаница с понятием "невостребованного тела", предусмотренным ч. 2 ст. 68 Закона об ООЗ. Постановлением Правительства РФ от 21 июля 2012 г. N 750 утверждены Правила передачи невостребованного тела, органов и тканей умершего человека для использования в медицинских, научных и учебных целях, а также использования невостребованного тела, органов и тканей умершего человека в указанных целях. В Правилах содержится отсылка к ст. 12 Закона "О погребении и похоронном деле". Правила в данном случае устанавливают лишь порядок целевого специфического использования невостребованного тела. Расширительное толкование термина "невостребованное тело" не допускается.
(Романовский Г.Б., Буланов А.А.)
("Медицинское право", 2022, N 3)2. Не ясен порядок захоронения тела умершего. Статья 12 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" предусматривает гарантии погребения умерших (погибших), не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего. Закон предусматривает захоронение тела специализированной службой как при отсутствии указанных лиц, так и при невозможности осуществления ими захоронения. Установлен срок захоронения - в течение трех суток с момента установления причины смерти. Однако в приведенном примере близкий родственник не отказывается от взятия на себя обязанностей по захоронению, но откладывает их реализацию во времени. Нередко происходит путаница с понятием "невостребованного тела", предусмотренным ч. 2 ст. 68 Закона об ООЗ. Постановлением Правительства РФ от 21 июля 2012 г. N 750 утверждены Правила передачи невостребованного тела, органов и тканей умершего человека для использования в медицинских, научных и учебных целях, а также использования невостребованного тела, органов и тканей умершего человека в указанных целях. В Правилах содержится отсылка к ст. 12 Закона "О погребении и похоронном деле". Правила в данном случае устанавливают лишь порядок целевого специфического использования невостребованного тела. Расширительное толкование термина "невостребованное тело" не допускается.