Как делится налог на прибыль по бюджетам
Подборка наиболее важных документов по запросу Как делится налог на прибыль по бюджетам (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 54.1 "Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Инспекция доначислила налог на прибыль и НДС, сделав вывод об искусственном разделении налогоплательщиком своей деятельности посредством привлечения номинальных и взаимозависимых контрагентов. Налогоплательщик оспорил доначисление, поскольку при расчете недоимки не были учтены суммы налогов, которые контрагенты уплатили в бюджет. Суд направил дело на новое рассмотрение, отметив, что налоговому органу следовало уменьшить размер недоимки на суммы налогов, уплаченные в бюджет контрагентами. Налоговый орган должен был установить реальный размер налоговых обязательств налогоплательщика и провести налоговую реконструкцию. В противном случае есть риск произвольного завышения размера недоимки.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Инспекция доначислила налог на прибыль и НДС, сделав вывод об искусственном разделении налогоплательщиком своей деятельности посредством привлечения номинальных и взаимозависимых контрагентов. Налогоплательщик оспорил доначисление, поскольку при расчете недоимки не были учтены суммы налогов, которые контрагенты уплатили в бюджет. Суд направил дело на новое рассмотрение, отметив, что налоговому органу следовало уменьшить размер недоимки на суммы налогов, уплаченные в бюджет контрагентами. Налоговый орган должен был установить реальный размер налоговых обязательств налогоплательщика и провести налоговую реконструкцию. В противном случае есть риск произвольного завышения размера недоимки.
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 346.13 "Порядок и условия начала и прекращения применения упрощенной системы налогообложения" главы 26.2 "Упрощенная система налогообложения" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган пришел к выводу о создании предпринимателем с взаимозависимым лицом (супругой, также зарегистрированной как индивидуальный предприниматель) схемы дробления бизнеса с целью получения необоснованной налоговой выгоды в виде сохранения права на применение УСН. Предприниматель и его супруга фактически вели деятельность как единый хозяйствующий субъект, формально распределяя полученную выручку между собой. Налоговый орган доначислил налоги по общей системе налогообложения. Суды признали доначисление налогов обоснованным. Верховный Суд РФ направил дело на новое рассмотрение. Верховный Суд РФ указал, что в случае искусственного разделения налогооблагаемой деятельности, в действительности осуществляемой одним лицом, в целях определения объема прав и обязанностей должна происходить не только консолидация доходов (прибыли) группы лиц, но также консолидация налогов, уплаченных с соответствующих доходов, таким образом, как если бы проверяемый налогоплательщик уплачивал УСН в бюджет за подконтрольных ему лиц. Суммы налогов, уплаченные участниками группы в отношении дохода от искусственно разделенной деятельности, должны учитываться при определении размера налоговой обязанности (недоимки) по общей системе налогообложения налогоплательщика - организатора группы.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган пришел к выводу о создании предпринимателем с взаимозависимым лицом (супругой, также зарегистрированной как индивидуальный предприниматель) схемы дробления бизнеса с целью получения необоснованной налоговой выгоды в виде сохранения права на применение УСН. Предприниматель и его супруга фактически вели деятельность как единый хозяйствующий субъект, формально распределяя полученную выручку между собой. Налоговый орган доначислил налоги по общей системе налогообложения. Суды признали доначисление налогов обоснованным. Верховный Суд РФ направил дело на новое рассмотрение. Верховный Суд РФ указал, что в случае искусственного разделения налогооблагаемой деятельности, в действительности осуществляемой одним лицом, в целях определения объема прав и обязанностей должна происходить не только консолидация доходов (прибыли) группы лиц, но также консолидация налогов, уплаченных с соответствующих доходов, таким образом, как если бы проверяемый налогоплательщик уплачивал УСН в бюджет за подконтрольных ему лиц. Суммы налогов, уплаченные участниками группы в отношении дохода от искусственно разделенной деятельности, должны учитываться при определении размера налоговой обязанности (недоимки) по общей системе налогообложения налогоплательщика - организатора группы.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Корреспонденция счетов: Как рассчитать и отразить в учете ежемесячные авансовые платежи по налогу на прибыль, уплачиваемые исходя из фактически полученной прибыли?..
(Консультация эксперта, 2025)Напомним, что аналитический учет по счету 68 ведется по видам налогов. Кроме того, он, как правило, также ведется раздельно по суммам налога на прибыль, зачисляемым в федеральный бюджет и в бюджет субъекта РФ. В данной консультации для сокращения количества проводок записи по налогу на прибыль приведены в общей сумме (без разделения по бюджетам).
(Консультация эксперта, 2025)Напомним, что аналитический учет по счету 68 ведется по видам налогов. Кроме того, он, как правило, также ведется раздельно по суммам налога на прибыль, зачисляемым в федеральный бюджет и в бюджет субъекта РФ. В данной консультации для сокращения количества проводок записи по налогу на прибыль приведены в общей сумме (без разделения по бюджетам).
Готовое решение: Как заполнить и сдать декларацию по налогу на прибыль при наличии обособленных подразделений
(КонсультантПлюс, 2025)Расчет общей суммы налога отразите так (п. 95 Порядка заполнения декларации по налогу на прибыль):
(КонсультантПлюс, 2025)Расчет общей суммы налога отразите так (п. 95 Порядка заполнения декларации по налогу на прибыль):
Нормативные акты
<Письмо> МНС РФ от 09.08.2002 N ШС-6-14/1214
"О Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2002 N 8679/01"
(вместе с Постановлением Президиума ВАС РФ от 17.04.2002 N 8679/01)В качестве нарушения по уплате налога на прибыль в акте указано, что налогоплательщиком на сумму единого налога на вмененный доход увеличены внереализационные расходы при формировании финансового результата для уплаты налога на прибыль, в связи с чем занижена налогооблагаемая прибыль, полученная от иных видов деятельности, и соответственно в бюджет недоплачен налог на прибыль.
"О Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2002 N 8679/01"
(вместе с Постановлением Президиума ВАС РФ от 17.04.2002 N 8679/01)В качестве нарушения по уплате налога на прибыль в акте указано, что налогоплательщиком на сумму единого налога на вмененный доход увеличены внереализационные расходы при формировании финансового результата для уплаты налога на прибыль, в связи с чем занижена налогооблагаемая прибыль, полученная от иных видов деятельности, и соответственно в бюджет недоплачен налог на прибыль.
Готовое решение: Как учреждения платят налоги (авансовые платежи) и страховые взносы до 31 декабря 2022 г. (включительно)
(КонсультантПлюс, 2022)1.2. Как учреждения - налоговые агенты платят налог на прибыль
(КонсультантПлюс, 2022)1.2. Как учреждения - налоговые агенты платят налог на прибыль
Типовая ситуация: Как заполнить декларацию по налогу на прибыль за 9 месяцев 2025 г.
(Издательство "Главная книга", 2025)В подразделе 1.2 рассчитайте ежемесячные платежи на 4 квартал по срокам уплаты. Каждый платеж в федеральный бюджет равен 1/3 строки 300 листа 02, в региональный - 1/3 строки 310. Если показатели этих строк не делятся на 3 без остатка, остаток добавьте к третьему платежу. В подразделе 1.1 укажите суммы налога в федеральный и региональный бюджет к доплате или уменьшению. Те же суммы ежемесячных платежей надо перечислять и в 1 квартале следующего года.
(Издательство "Главная книга", 2025)В подразделе 1.2 рассчитайте ежемесячные платежи на 4 квартал по срокам уплаты. Каждый платеж в федеральный бюджет равен 1/3 строки 300 листа 02, в региональный - 1/3 строки 310. Если показатели этих строк не делятся на 3 без остатка, остаток добавьте к третьему платежу. В подразделе 1.1 укажите суммы налога в федеральный и региональный бюджет к доплате или уменьшению. Те же суммы ежемесячных платежей надо перечислять и в 1 квартале следующего года.
Статья: О формах реорганизации кредитных организаций
(Бочкарева Е.А., Вороненко Е.В.)
("Финансовое право", 2021, N 2)Сложным с практической точки зрения является установление легитимности разделения банка как метода налоговой оптимизации. С одной стороны, данная форма реорганизации юридического лица вполне законна и может быть использована в целях повышения эффективности деятельности банка. Как справедливо отмечает С.А. Ядрихинский, "в силу прямого указания ст. 2 ГК РФ целью предпринимательской деятельности является получение прибыли, а не наполняемость бюджета. Налоги для налогоплательщика - это такие же затраты, которые уменьшают его доходы. А поэтому он стремится уменьшить данный вид расходов, так же как минимизировать и иные затраты, что, в свою очередь, ведет к увеличению его прибыли, т.е. к достижению признанной законом цели" <25>.
(Бочкарева Е.А., Вороненко Е.В.)
("Финансовое право", 2021, N 2)Сложным с практической точки зрения является установление легитимности разделения банка как метода налоговой оптимизации. С одной стороны, данная форма реорганизации юридического лица вполне законна и может быть использована в целях повышения эффективности деятельности банка. Как справедливо отмечает С.А. Ядрихинский, "в силу прямого указания ст. 2 ГК РФ целью предпринимательской деятельности является получение прибыли, а не наполняемость бюджета. Налоги для налогоплательщика - это такие же затраты, которые уменьшают его доходы. А поэтому он стремится уменьшить данный вид расходов, так же как минимизировать и иные затраты, что, в свою очередь, ведет к увеличению его прибыли, т.е. к достижению признанной законом цели" <25>.
Статья: Налоговая реконструкция и налог на прибыль
(Зобова Е.П.)
("Налог на прибыль: учет доходов и расходов", 2023, N 2)В то же время из существа данного правонарушения (связанного с искусственным разделением налогооблагаемой деятельности, в действительности осуществляемой одним лицом или совокупностью лиц) вытекает, что в целях определения объема прав и обязанностей должна происходить не только консолидация доходов (прибыли) группы лиц, но и консолидация налогов, уплаченных с соответствующих доходов, таким образом, как если бы проверяемый налогоплательщик уплачивал налог по УСН в бюджет за подконтрольных ему лиц. То есть суммы налогов, уплаченные участниками группы в отношении дохода от искусственно разделенной деятельности, должны учитываться при определении размера налоговой обязанности (недоимки) по общей системе налогообложения организатора группы.
(Зобова Е.П.)
("Налог на прибыль: учет доходов и расходов", 2023, N 2)В то же время из существа данного правонарушения (связанного с искусственным разделением налогооблагаемой деятельности, в действительности осуществляемой одним лицом или совокупностью лиц) вытекает, что в целях определения объема прав и обязанностей должна происходить не только консолидация доходов (прибыли) группы лиц, но и консолидация налогов, уплаченных с соответствующих доходов, таким образом, как если бы проверяемый налогоплательщик уплачивал налог по УСН в бюджет за подконтрольных ему лиц. То есть суммы налогов, уплаченные участниками группы в отношении дохода от искусственно разделенной деятельности, должны учитываться при определении размера налоговой обязанности (недоимки) по общей системе налогообложения организатора группы.
Статья: Особенности финансовой компетенции сложносоставных субъектов Российской Федерации
(Штерн С.М.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 4)Договор между Ненецким автономным округом и Архангельской областью <24> подробно фиксирует распределение компетенции между этими публично-правовыми образованиями в финансовой сфере, особенно в части распределения налоговых доходов. Например, акцизы на спирт этиловый из пищевого сырья и на спиртосодержащую продукцию, которые по общему правилу поступают в бюджет субъекта Российской Федерации по нормативу 100%, остаются в объеме 25% в бюджете автономного округа, туда же поступает 50% налога на добычу общераспространенных полезных ископаемых, также в равных долях между бюджетами делится сбор за пользование объектами животного мира, сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов, в том числе по внутренним водным объектам, достается бюджету округа в размере 40%, и т.д. Автономный округ имеет право установить пониженные ставки (вплоть до полной отмены) для отдельных категорий налогоплательщиков по налогу на прибыль (ст. 10 Договора), однако использование такого права округом следует согласовать с областью и компенсировать ее бюджету выпадающие налоговые доходы при нарушении процедуры согласования.
(Штерн С.М.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 4)Договор между Ненецким автономным округом и Архангельской областью <24> подробно фиксирует распределение компетенции между этими публично-правовыми образованиями в финансовой сфере, особенно в части распределения налоговых доходов. Например, акцизы на спирт этиловый из пищевого сырья и на спиртосодержащую продукцию, которые по общему правилу поступают в бюджет субъекта Российской Федерации по нормативу 100%, остаются в объеме 25% в бюджете автономного округа, туда же поступает 50% налога на добычу общераспространенных полезных ископаемых, также в равных долях между бюджетами делится сбор за пользование объектами животного мира, сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов, в том числе по внутренним водным объектам, достается бюджету округа в размере 40%, и т.д. Автономный округ имеет право установить пониженные ставки (вплоть до полной отмены) для отдельных категорий налогоплательщиков по налогу на прибыль (ст. 10 Договора), однако использование такого права округом следует согласовать с областью и компенсировать ее бюджету выпадающие налоговые доходы при нарушении процедуры согласования.
Статья: "Налоговая реконструкция" в контексте статьи 54.1 НК РФ: неопределенность в правоприменении
(Осипова Л.В.)
("Вестник арбитражной практики", 2022, N 5)Определением Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 21.07.2022 N 301-ЭС22-4481 по делу N А29-2698/2020, все три судебных акта отменены. ВС РФ указал, что из существа данного правонарушения как связанного с искусственным разделением налогооблагаемой деятельности, в действительности осуществляемой одним лицом или совокупностью лиц, вытекает, что в целях определения объема прав и обязанностей в соответствии с действительным экономическим смыслом осуществляемой деятельности должна происходить не только консолидация доходов (прибыли) группы лиц, но также консолидация налогов, уплаченных с соответствующих доходов, таким образом, как если бы проверяемый налогоплательщик уплачивал УСН в бюджет за подконтрольных ему лиц. Это означает, что суммы налогов, уплаченные участниками группы в отношении дохода от искусственно разделенной деятельности, должны учитываться при определении размера налоговой обязанности (недоимки) по общей системе налогообложения налогоплательщика - организатора группы. В ином случае не будут обеспечены последовательность и полнота переквалификации совершенных налогоплательщиком операций, правильность определения их последствий, а доначисление налогов в излишнем размере (без учета уплаченных сумм), с одной стороны, приобретет характер дополнительной санкции, выходящей за пределы мер, необходимых для обеспечения всеобщности налогообложения и противодействия злоупотреблениям в этой сфере, а с другой стороны, создаст предпосылки для возврата из бюджета сумм налогов, уплаченных другими участниками схемы, при том что причиненный бюджетной системе ущерб может оставаться не возмещенным в полном объеме <16>.
(Осипова Л.В.)
("Вестник арбитражной практики", 2022, N 5)Определением Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 21.07.2022 N 301-ЭС22-4481 по делу N А29-2698/2020, все три судебных акта отменены. ВС РФ указал, что из существа данного правонарушения как связанного с искусственным разделением налогооблагаемой деятельности, в действительности осуществляемой одним лицом или совокупностью лиц, вытекает, что в целях определения объема прав и обязанностей в соответствии с действительным экономическим смыслом осуществляемой деятельности должна происходить не только консолидация доходов (прибыли) группы лиц, но также консолидация налогов, уплаченных с соответствующих доходов, таким образом, как если бы проверяемый налогоплательщик уплачивал УСН в бюджет за подконтрольных ему лиц. Это означает, что суммы налогов, уплаченные участниками группы в отношении дохода от искусственно разделенной деятельности, должны учитываться при определении размера налоговой обязанности (недоимки) по общей системе налогообложения налогоплательщика - организатора группы. В ином случае не будут обеспечены последовательность и полнота переквалификации совершенных налогоплательщиком операций, правильность определения их последствий, а доначисление налогов в излишнем размере (без учета уплаченных сумм), с одной стороны, приобретет характер дополнительной санкции, выходящей за пределы мер, необходимых для обеспечения всеобщности налогообложения и противодействия злоупотреблениям в этой сфере, а с другой стороны, создаст предпосылки для возврата из бюджета сумм налогов, уплаченных другими участниками схемы, при том что причиненный бюджетной системе ущерб может оставаться не возмещенным в полном объеме <16>.
Статья: Прямые, косвенные и иные федеральные налоги и их влияние на сущность налоговой системы России
(Бобринев Р.В.)
("Финансовое право", 2023, NN 11, 12)На данный момент поступления в консолидированный бюджет Российской Федерации по сводной группе налогов на прибыль и доходы, в которой находятся налог на прибыль организаций и НДФЛ, зафиксирован результат в размере 12 083 767 750 тыс. руб. (6 355 854 710 тыс. руб. и 5 727 913 040 тыс. руб. соответственно). По группе налогов на товары, работы и услуги, куда вошли НДС и акцизы, аккумуляция финансовых средств составила 5 906 804 457 тыс. руб. (НДС - 6 888 588 542 тыс. руб., акцизы - 981 784 085 тыс. руб.). Всего налоговыми органами за прошлый год обеспечен приток налоговых доходов в сумме 33 349 682 855 тыс. руб. <9>.
(Бобринев Р.В.)
("Финансовое право", 2023, NN 11, 12)На данный момент поступления в консолидированный бюджет Российской Федерации по сводной группе налогов на прибыль и доходы, в которой находятся налог на прибыль организаций и НДФЛ, зафиксирован результат в размере 12 083 767 750 тыс. руб. (6 355 854 710 тыс. руб. и 5 727 913 040 тыс. руб. соответственно). По группе налогов на товары, работы и услуги, куда вошли НДС и акцизы, аккумуляция финансовых средств составила 5 906 804 457 тыс. руб. (НДС - 6 888 588 542 тыс. руб., акцизы - 981 784 085 тыс. руб.). Всего налоговыми органами за прошлый год обеспечен приток налоговых доходов в сумме 33 349 682 855 тыс. руб. <9>.
Готовое решение: Какие КБК указать в платежном поручении на уплату пеней по налогам (до 31.12.2022 включительно)
(КонсультантПлюс, 2022)КБК для уплаты пени по налогу на прибыль организаций:
(КонсультантПлюс, 2022)КБК для уплаты пени по налогу на прибыль организаций:
Готовое решение: Налоговые каникулы и другие меры налоговой поддержки в условиях пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 (вирус SARS-CoV-2)
(КонсультантПлюс, 2025)были освобождены от обложения налогом на прибыль и НДФЛ субсидии (за исключением субсидий на компенсацию процентных ставок по кредитам), полученные из федерального и (или) регионального бюджета в связи с пандемией COVID-19. Освобождение распространялось на налогоплательщиков, которые на дату получения субсидии были включены в единый реестр СМСП или относились к СОНКО. Расходы, осуществленные за счет этих субсидий, не учитывались в целях налогообложения прибыли. Вычет по НДС при приобретении товаров (работ, услуг) за счет указанных субсидий был правомерен, восстанавливать налог не нужно было (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22.04.2020 N 121-ФЗ).
(КонсультантПлюс, 2025)были освобождены от обложения налогом на прибыль и НДФЛ субсидии (за исключением субсидий на компенсацию процентных ставок по кредитам), полученные из федерального и (или) регионального бюджета в связи с пандемией COVID-19. Освобождение распространялось на налогоплательщиков, которые на дату получения субсидии были включены в единый реестр СМСП или относились к СОНКО. Расходы, осуществленные за счет этих субсидий, не учитывались в целях налогообложения прибыли. Вычет по НДС при приобретении товаров (работ, услуг) за счет указанных субсидий был правомерен, восстанавливать налог не нужно было (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22.04.2020 N 121-ФЗ).
Готовое решение: Особенности налогообложения при реализации соглашений о защите и поощрении капиталовложений
(КонсультантПлюс, 2025)общую сумму возмещаемых затрат с разделением их по объектам учета;
(КонсультантПлюс, 2025)общую сумму возмещаемых затрат с разделением их по объектам учета;