Кадастровая стоимость выше рыночной
Подборка наиболее важных документов по запросу Кадастровая стоимость выше рыночной (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 375 "Налоговая база" главы 30 "Налог на имущество организаций" НК РФ"Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что установленная в результате государственной кадастровой оценки кадастровая стоимость нежилого здания, принадлежащего административному истцу на праве хозяйственного ведения, выше его рыночной стоимости, в связи с чем, оценив представленные в материалы дела письменные доказательства, руководствуясь положениями статей 372 - 375, 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций", Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Закон N 237-ФЗ) и Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ), пришел к правильному выводу об их удовлетворении и возможности установления кадастровой стоимости нежилого здания в размере, равном его рыночной стоимости, определенной по результатам судебной оценочной экспертизы."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 213.27 "Порядок удовлетворения требований кредиторов гражданина" Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)"
(Юридическая компания "TAXOLOGY")В рамках дела о несостоятельности (банкротстве) гражданина банк - залоговый кредитор обратился в суд с заявлением о разрешении разногласий по вопросу установления суммы текущей задолженности по налогам, начисленной за залоговое имущество должника. Инспекция указала, что за счет средств от реализации предмета залога в первую очередь должна быть погашена задолженность гражданина по налогу на имущество за 6 лет (с момента признания должника банкротом и до момента реализации имущества). Банк, в свою очередь, посчитал, что указанная сумма налога является несоразмерно высокой по отношению к рыночной стоимости имущества должника. Банк провел самостоятельный расчет налога на имущество физических лиц от кадастровой стоимости по ставке 0,5 процента. По мнению банка, распределение денежных средств, вырученных от продажи заложенного имущества при несостоятельности физического лица - залогодателя, осуществляется по правилам п. 5 ст. 213.27 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)". Суд поддержал налоговый орган, сославшись на правовую позицию Верховного Суда РФ (п. 14 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ N 3 (2021), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 10.11.2021), согласно которой к расходам, непосредственно связанным с реализацией залогового имущества, относятся в том числе текущие обязательства по уплате налогов, начисленных в отношении предмета залога. Суд отметил, что, поскольку п. 5 ст. 213.27 Закона о банкротстве закрепляет специальный порядок удовлетворения требований кредитора-залогодержателя, денежные средства, поступившие от реализации залогового имущества, подлежат выплате в счет погашения текущей задолженности по налогу на имущество, начисленной в отношении предмета залога, до начала расчетов с залоговым кредитором в порядке абз. 6 ст. 213.27 Закона о банкротстве.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")В рамках дела о несостоятельности (банкротстве) гражданина банк - залоговый кредитор обратился в суд с заявлением о разрешении разногласий по вопросу установления суммы текущей задолженности по налогам, начисленной за залоговое имущество должника. Инспекция указала, что за счет средств от реализации предмета залога в первую очередь должна быть погашена задолженность гражданина по налогу на имущество за 6 лет (с момента признания должника банкротом и до момента реализации имущества). Банк, в свою очередь, посчитал, что указанная сумма налога является несоразмерно высокой по отношению к рыночной стоимости имущества должника. Банк провел самостоятельный расчет налога на имущество физических лиц от кадастровой стоимости по ставке 0,5 процента. По мнению банка, распределение денежных средств, вырученных от продажи заложенного имущества при несостоятельности физического лица - залогодателя, осуществляется по правилам п. 5 ст. 213.27 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)". Суд поддержал налоговый орган, сославшись на правовую позицию Верховного Суда РФ (п. 14 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ N 3 (2021), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 10.11.2021), согласно которой к расходам, непосредственно связанным с реализацией залогового имущества, относятся в том числе текущие обязательства по уплате налогов, начисленных в отношении предмета залога. Суд отметил, что, поскольку п. 5 ст. 213.27 Закона о банкротстве закрепляет специальный порядок удовлетворения требований кредитора-залогодержателя, денежные средства, поступившие от реализации залогового имущества, подлежат выплате в счет погашения текущей задолженности по налогу на имущество, начисленной в отношении предмета залога, до начала расчетов с залоговым кредитором в порядке абз. 6 ст. 213.27 Закона о банкротстве.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Можно ли увеличить кадастровую стоимость земельного участка или здания
(КонсультантПлюс, 2025)Да, если вам необходимо увеличить кадастровую стоимость земельного участка или здания, вы можете это сделать. При этом увеличение возможно только до пределов рыночной стоимости, если она выше кадастровой.
(КонсультантПлюс, 2025)Да, если вам необходимо увеличить кадастровую стоимость земельного участка или здания, вы можете это сделать. При этом увеличение возможно только до пределов рыночной стоимости, если она выше кадастровой.
Статья: Возможности и риски в сфере оптимизации налогов на недвижимость в России
(Желнин Д.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 4)В 2023 году в России, по данным сайта "Данные по формам статистической налоговой отчетности" <2>, числились около 130 миллионов объектов недвижимости, которые потенциально должны быть обложены имущественными налогами. По признанию Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, еще около 25 миллионов объектов до сих пор остаются неучтенными <3>. Эти скрытые объекты, как и все другие, в будущем тоже попадут под налоговую нагрузку, и как только это случится, налоговые сборы взлетят еще выше. Кадастровая стоимость уже воспринимается не как оценка рыночной реальности, а как инструмент налогового давления, который, по сути, искусственно завышает налоговые обязательства граждан и бизнеса.
(Желнин Д.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 4)В 2023 году в России, по данным сайта "Данные по формам статистической налоговой отчетности" <2>, числились около 130 миллионов объектов недвижимости, которые потенциально должны быть обложены имущественными налогами. По признанию Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, еще около 25 миллионов объектов до сих пор остаются неучтенными <3>. Эти скрытые объекты, как и все другие, в будущем тоже попадут под налоговую нагрузку, и как только это случится, налоговые сборы взлетят еще выше. Кадастровая стоимость уже воспринимается не как оценка рыночной реальности, а как инструмент налогового давления, который, по сути, искусственно завышает налоговые обязательства граждан и бизнеса.
Нормативные акты
Приказ Росреестра от 04.08.2021 N П/0336
(ред. от 15.09.2025)
"Об утверждении Методических указаний о государственной кадастровой оценке"
(Зарегистрировано в Минюсте России 17.12.2021 N 66421)6. При определении кадастровой стоимости на базе рыночной стоимости кадастровая стоимость объекта недвижимости не может превышать величины его рыночной стоимости, определенной на ту же дату.
(ред. от 15.09.2025)
"Об утверждении Методических указаний о государственной кадастровой оценке"
(Зарегистрировано в Минюсте России 17.12.2021 N 66421)6. При определении кадастровой стоимости на базе рыночной стоимости кадастровая стоимость объекта недвижимости не может превышать величины его рыночной стоимости, определенной на ту же дату.
Статья: Особенности рассмотрения дела о банкротстве гражданина в случае его смерти
(Колесникова С.Г.)
("Арбитражные споры", 2024, N 2)Определенная экспертом рыночная стоимость спорного имущества, оказавшаяся значительно выше его кадастровой стоимости, принята судом без выяснения указанных обстоятельств и обоснования причин столь существенной разницы.
(Колесникова С.Г.)
("Арбитражные споры", 2024, N 2)Определенная экспертом рыночная стоимость спорного имущества, оказавшаяся значительно выше его кадастровой стоимости, принята судом без выяснения указанных обстоятельств и обоснования причин столь существенной разницы.
"Комментарий к Федеральному закону от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Законом 2020 г. N 269-ФЗ, принятым в рамках совершенствования ГКО, комментируемая статья признается утратившей силу с 1 января 2026 г. (ч. 4 ст. 7 данного Закона). Первоначально устанавливалось, что данная статья утрачивает силу с 1 января 2023 г., но Федеральным законом от 19 декабря 2022 г. N 546-ФЗ эта дата изменена на 1 января 2026 г. При этом Законом 2020 г. N 269-ФЗ с 11 августа 2020 г. введена статья 22.1 комментируемого Закона, предусматривающая и регламентирующая установление кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости. Как говорилось выше (см. введение), разработчиками проекта указанного Закона отмечалось, что предусмотрено изменение механизма внесудебного установления кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости - переход от формального рассмотрения соответствующих заявлений в комиссиях по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости к их содержательному рассмотрению в государственных бюджетных учреждениях субъектов РФ, осуществляющих определение кадастровой стоимости; данное предложение направлено на повышение прозрачности и прогнозируемости рассмотрения такой категории дел, на снижение субъективизма при принятии решений.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Законом 2020 г. N 269-ФЗ, принятым в рамках совершенствования ГКО, комментируемая статья признается утратившей силу с 1 января 2026 г. (ч. 4 ст. 7 данного Закона). Первоначально устанавливалось, что данная статья утрачивает силу с 1 января 2023 г., но Федеральным законом от 19 декабря 2022 г. N 546-ФЗ эта дата изменена на 1 января 2026 г. При этом Законом 2020 г. N 269-ФЗ с 11 августа 2020 г. введена статья 22.1 комментируемого Закона, предусматривающая и регламентирующая установление кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости. Как говорилось выше (см. введение), разработчиками проекта указанного Закона отмечалось, что предусмотрено изменение механизма внесудебного установления кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости - переход от формального рассмотрения соответствующих заявлений в комиссиях по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости к их содержательному рассмотрению в государственных бюджетных учреждениях субъектов РФ, осуществляющих определение кадастровой стоимости; данное предложение направлено на повышение прозрачности и прогнозируемости рассмотрения такой категории дел, на снижение субъективизма при принятии решений.