Кадастр ООПТ
Подборка наиболее важных документов по запросу Кадастр ООПТ (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 2 "Категории особо охраняемых природных территорий, особенности их создания и развития" Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях""Руководствуясь положениями Водного кодекса Российской Федерации (статьи 6, 65), Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (статьи 2, 27), Приказом Минприроды России от 19.03.2012 N 69 "Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий", выше поименованными нормативными актами субъекта Российской Федерации - Республики Башкортостан, а также правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.04.2011 N 15248/10 и определении Верховного Суда Российской Федерации от 24.09.2014 N 308-ЭС14-1974, суды при разрешении настоящего спора правомерно указали, что земельный участок, который относится к землям (территориям) общего пользования, не может быть выделен из земель общего пользования и предоставлен в пользование конкретному лицу."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовой режим природоохранных зон
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Сведения о статусе особо охраняемых природных территорий, об их географическом положении и границах, режиме особой охраны этих территорий, природопользователях, эколого-просветительской, научной, экономической, исторической и культурной ценности включаются в государственный кадастр особо охраняемых природных территорий (ст. 4 Закона об особо охраняемых природных территориях).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Сведения о статусе особо охраняемых природных территорий, об их географическом положении и границах, режиме особой охраны этих территорий, природопользователях, эколого-просветительской, научной, экономической, исторической и культурной ценности включаются в государственный кадастр особо охраняемых природных территорий (ст. 4 Закона об особо охраняемых природных территориях).
Статья: Правовое содержание пользования недрами в целях образования особо охраняемых геологических объектов
(Ерыгин Д.А.)
("Экологическое право", 2025, N 4)Получение достаточно полного представления об основных характеристиках ООГО возможно по результатам его непосредственного посещения в порядке, предусмотренном законодательством об ООПТ, а также камерального анализа различных сведений, включая экологическую информацию, геологическую информацию о недрах, данные государственного кадастра ООПТ. Порядок обеспечения доступа, ознакомления и использования соответствующей информации предусмотрен информационным законодательством, экологическим законодательством и законодательством о недрах.
(Ерыгин Д.А.)
("Экологическое право", 2025, N 4)Получение достаточно полного представления об основных характеристиках ООГО возможно по результатам его непосредственного посещения в порядке, предусмотренном законодательством об ООПТ, а также камерального анализа различных сведений, включая экологическую информацию, геологическую информацию о недрах, данные государственного кадастра ООПТ. Порядок обеспечения доступа, ознакомления и использования соответствующей информации предусмотрен информационным законодательством, экологическим законодательством и законодательством о недрах.
Нормативные акты
Федеральный закон от 24.04.1995 N 52-ФЗ
(ред. от 13.12.2024)
"О животном мире"ведение государственного мониторинга и государственного кадастра объектов животного мира, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, а также на иных землях в случаях, предусмотренных федеральными законами;
(ред. от 13.12.2024)
"О животном мире"ведение государственного мониторинга и государственного кадастра объектов животного мира, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, а также на иных землях в случаях, предусмотренных федеральными законами;
Федеральный закон от 14.03.1995 N 33-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об особо охраняемых природных территориях"Статья 4. Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий
(ред. от 31.07.2025)
"Об особо охраняемых природных территориях"Статья 4. Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий
"Комментарий к Федеральному закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Информация об особо охраняемых природных территориях дополнительно фиксируется в государственном кадастре особо охраняемых природных территорий.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Информация об особо охраняемых природных территориях дополнительно фиксируется в государственном кадастре особо охраняемых природных территорий.
Статья: Правовая охрана георазнообразия
(Лунева Е.В.)
("Журнал российского права", 2024, N 3)Во втором случае геологические объекты, обладающие особой научной, культурной и эстетической ценностью, служат основанием создания ООПТ (подп. "в" п. 1 ст. 2 Федерального закона от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Закон об ООПТ)), как правило, геологического, палеонтологического, гидрогеологического профиля. К ним относятся геологические заповедники, памятники природы (п. 5 ст. 6 и абз. 1 ст. 33 Закона РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах)) и заказники (подп. "д" п. 4 ст. 22 Закона об ООПТ, п. 5 ст. 6, абз. 1 ст. 33 Закона о недрах). В кадастре ООПТ в графе "профиль" помимо геологических ООПТ указываются палеонтологические, гидрогеологические ООПТ <3>. Специальность их правового режима состоит не только в профиле, но и в распространении законодательства о недрах. Пока единственной отличительной особенностью ООПТ геологического, палеонтологического, гидрогеологического профиля является запрет на деятельность, нарушающую сохранность геологических заповедников, заказников и памятников природы, а также обязанность недропользователей приостановить пользование недрами и сообщить <4> в орган, предоставивший лицензию, при обнаружении редких геологических и минералогических образований, метеоритов, палеонтологических, археологических и других объектов, представляющих интерес для науки или культуры (ст. 33 Закона о недрах). Других специальных норм, связанных с охраной редких и уникальных геологических объектов, в Законе о недрах не содержится <5>.
(Лунева Е.В.)
("Журнал российского права", 2024, N 3)Во втором случае геологические объекты, обладающие особой научной, культурной и эстетической ценностью, служат основанием создания ООПТ (подп. "в" п. 1 ст. 2 Федерального закона от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Закон об ООПТ)), как правило, геологического, палеонтологического, гидрогеологического профиля. К ним относятся геологические заповедники, памятники природы (п. 5 ст. 6 и абз. 1 ст. 33 Закона РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах)) и заказники (подп. "д" п. 4 ст. 22 Закона об ООПТ, п. 5 ст. 6, абз. 1 ст. 33 Закона о недрах). В кадастре ООПТ в графе "профиль" помимо геологических ООПТ указываются палеонтологические, гидрогеологические ООПТ <3>. Специальность их правового режима состоит не только в профиле, но и в распространении законодательства о недрах. Пока единственной отличительной особенностью ООПТ геологического, палеонтологического, гидрогеологического профиля является запрет на деятельность, нарушающую сохранность геологических заповедников, заказников и памятников природы, а также обязанность недропользователей приостановить пользование недрами и сообщить <4> в орган, предоставивший лицензию, при обнаружении редких геологических и минералогических образований, метеоритов, палеонтологических, археологических и других объектов, представляющих интерес для науки или культуры (ст. 33 Закона о недрах). Других специальных норм, связанных с охраной редких и уникальных геологических объектов, в Законе о недрах не содержится <5>.
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)При создании ООПТ местного значения одним из проблемных вопросов является постановка данных территорий на кадастровый учет и предоставление сведений о границах, входящих в пределы этих территорий. Так, по исковому заявлению прокурора Стародубского района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Мохоновской сельской администрации Стародубского муниципального района Брянской области о понуждении к организации и обеспечению установления и описания границ особо охраняемой природной территории местного значения "Роща", с указанием координат и отображением указанных границ на картографических материалах, к представлению в Управление Росприроднадзора по Брянской области сведений о границах и географических координатах центра указанной ООПТ для внесения в государственный кадастр особо охраняемых природных территорий местного значения Брянской области, районный суд вынес решение об удовлетворении требований прокурора <1>. По иску Свердловского межрайонного природоохранного прокурора г. Екатеринбурга на администрацию города возложена обязанность установить и описать границы ООПТ местного значения городской парк "Парк им. Павлика Морозова" с указанием координат и отображением указанных границ на картографических материалах, предоставить в орган государственного кадастрового учета документы, содержащие необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы территории памятников природы, для постановки указанных ООПТ местного значения на государственный кадастровый учет <2>.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)При создании ООПТ местного значения одним из проблемных вопросов является постановка данных территорий на кадастровый учет и предоставление сведений о границах, входящих в пределы этих территорий. Так, по исковому заявлению прокурора Стародубского района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Мохоновской сельской администрации Стародубского муниципального района Брянской области о понуждении к организации и обеспечению установления и описания границ особо охраняемой природной территории местного значения "Роща", с указанием координат и отображением указанных границ на картографических материалах, к представлению в Управление Росприроднадзора по Брянской области сведений о границах и географических координатах центра указанной ООПТ для внесения в государственный кадастр особо охраняемых природных территорий местного значения Брянской области, районный суд вынес решение об удовлетворении требований прокурора <1>. По иску Свердловского межрайонного природоохранного прокурора г. Екатеринбурга на администрацию города возложена обязанность установить и описать границы ООПТ местного значения городской парк "Парк им. Павлика Морозова" с указанием координат и отображением указанных границ на картографических материалах, предоставить в орган государственного кадастрового учета документы, содержащие необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы территории памятников природы, для постановки указанных ООПТ местного значения на государственный кадастровый учет <2>.
Готовое решение: Как владеют и распоряжаются особо охраняемыми природными территориями
(КонсультантПлюс, 2025)органы исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченные вести кадастр ООПТ регионального и местного значения.
(КонсультантПлюс, 2025)органы исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченные вести кадастр ООПТ регионального и местного значения.
Статья: Правовой режим экологических троп в особо охраняемых природных территориях России: проблемы и пути решения
(Анисимов А.П., Резванова Л.А.)
("Экологическое право", 2025, N 2)Особо охраняемые природные территории (далее - ООПТ) играют ключевую роль в сохранении уникальных природных комплексов и биоразнообразия России. В условиях роста антропогенного давления на экосистемы вопросы управления ООПТ и обеспечения надлежащего использования их инфраструктуры приобретают первостепенное значение. Одним из инструментов экологического просвещения и экотуризма на ООПТ являются экологические тропы (далее - экотропы) - специально обустроенные маршруты, которые позволяют посетителям знакомиться с природными объектами при минимальном воздействии на окружающую среду. В научной литературе предлагается классификация экотроп по их функциональной специализации, длине маршрута, его форме, продолжительности, трудности прохождения, тематике и сложности предлагаемой информации, способу передвижения <1>. В настоящий момент создание и функционирование экотроп сопряжены с рядом правовых и организационных проблем, требующих анализа и поиска комплексных решений. Правовая база функционирования ООПТ в России основывается главным образом на Федеральном законе от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" <2> (далее - Закон N 33-ФЗ) и принятом в соответствии с ним ряде подзаконных актов (постановления и приказы Минприроды России регулируют использование экотроп и других объектов инфраструктуры для экотуризма, указывают на обязательность включения сведений об экотропах в кадастр ООПТ; положения о конкретных заповедниках, национальных или природных парках определяют локальные требования к созданию и эксплуатации экотроп).
(Анисимов А.П., Резванова Л.А.)
("Экологическое право", 2025, N 2)Особо охраняемые природные территории (далее - ООПТ) играют ключевую роль в сохранении уникальных природных комплексов и биоразнообразия России. В условиях роста антропогенного давления на экосистемы вопросы управления ООПТ и обеспечения надлежащего использования их инфраструктуры приобретают первостепенное значение. Одним из инструментов экологического просвещения и экотуризма на ООПТ являются экологические тропы (далее - экотропы) - специально обустроенные маршруты, которые позволяют посетителям знакомиться с природными объектами при минимальном воздействии на окружающую среду. В научной литературе предлагается классификация экотроп по их функциональной специализации, длине маршрута, его форме, продолжительности, трудности прохождения, тематике и сложности предлагаемой информации, способу передвижения <1>. В настоящий момент создание и функционирование экотроп сопряжены с рядом правовых и организационных проблем, требующих анализа и поиска комплексных решений. Правовая база функционирования ООПТ в России основывается главным образом на Федеральном законе от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" <2> (далее - Закон N 33-ФЗ) и принятом в соответствии с ним ряде подзаконных актов (постановления и приказы Минприроды России регулируют использование экотроп и других объектов инфраструктуры для экотуризма, указывают на обязательность включения сведений об экотропах в кадастр ООПТ; положения о конкретных заповедниках, национальных или природных парках определяют локальные требования к созданию и эксплуатации экотроп).
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Информация об особо охраняемых природных территориях дополнительно фиксируется в государственном кадастре особо охраняемых природных территорий <1>. В соответствии с п. 12 ст. 2 Закона N 33-ФЗ (в ред. Закона N 342-ФЗ) обязательным приложением к решению о создании особо охраняемой природной территории являются сведения о границах такой территории, которые должны содержать графическое описание местоположения границ такой территории, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения ЕГРН.
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Информация об особо охраняемых природных территориях дополнительно фиксируется в государственном кадастре особо охраняемых природных территорий <1>. В соответствии с п. 12 ст. 2 Закона N 33-ФЗ (в ред. Закона N 342-ФЗ) обязательным приложением к решению о создании особо охраняемой природной территории являются сведения о границах такой территории, которые должны содержать графическое описание местоположения границ такой территории, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения ЕГРН.