Качество обслуживания долга
Подборка наиболее важных документов по запросу Качество обслуживания долга (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: О принятии решения о неухудшении качества обслуживания долга в отношении ссуд, реструктурированных в рамках кредитных каникул, и формировании отдельных ПОС, по которым принято такое решение.
(Письмо Банка России от 14.12.2023 N 23-6/1236)Вопрос: В связи с вступлением в силу с 01.01.2024 постоянного механизма кредитных каникул по потребительским ссудам в соответствии со ст. 6.1-2 Закона N 353-ФЗ <1> возникают следующие вопросы.
(Письмо Банка России от 14.12.2023 N 23-6/1236)Вопрос: В связи с вступлением в силу с 01.01.2024 постоянного механизма кредитных каникул по потребительским ссудам в соответствии со ст. 6.1-2 Закона N 353-ФЗ <1> возникают следующие вопросы.
Нормативные акты
Указание Банка России от 10.04.2023 N 6406-У
(ред. от 17.04.2025)
"О формах, сроках, порядке составления и представления отчетности кредитных организаций (банковских групп) в Центральный банк Российской Федерации, а также о перечне информации о деятельности кредитных организаций (банковских групп)"
(Зарегистрировано в Минюсте России 16.08.2023 N 74823)9.8.2. В графе 12 раздела 6 указывается информация об оценке качества обслуживания долга по ссуде (траншу) с использованием следующих кодов:
(ред. от 17.04.2025)
"О формах, сроках, порядке составления и представления отчетности кредитных организаций (банковских групп) в Центральный банк Российской Федерации, а также о перечне информации о деятельности кредитных организаций (банковских групп)"
(Зарегистрировано в Минюсте России 16.08.2023 N 74823)9.8.2. В графе 12 раздела 6 указывается информация об оценке качества обслуживания долга по ссуде (траншу) с использованием следующих кодов:
Инструкция Банка России от 26.05.2025 N 220-И
"Об обязательных нормативах и надбавках к нормативам достаточности собственных средств (капитала) банков с универсальной лицензией и об осуществлении Банком России надзора за их соблюдением"
(вместе с "Определением уровня риска по синдицированным ссудам, применяемое в рамках методики определения нормативов достаточности собственных средств (капитала) банка", "Фондовыми индексами акций, применяемые в рамках методики определения нормативов достаточности собственных средств (капитала) банка")
(Зарегистрировано в Минюсте России 11.07.2025 N 82895)Определение качества кредитного требования (за исключением вложений в долговые ценные бумаги) в рамках финансирования проектов ТС и САЭ и (или) проектов УР, не соответствующего критериям проектного финансирования, определенным в подпункте 1.12.1 пункта 1.12 Положения Банка России N 845-П, осуществляется исходя из категории качества ссуды на основании оценки финансового положения заемщика и качества обслуживания долга в соответствии с таблицей 1 пункта 3.9 Положения Банка России N 590-П без применения подпункта 3.9.3 пункта 3.9, подпункта 3.12.3 пункта 3.12, подпункта 3.14.3 пункта 3.14, подпункта 3.20.3 пункта 3.20 Положения Банка России N 590-П.
"Об обязательных нормативах и надбавках к нормативам достаточности собственных средств (капитала) банков с универсальной лицензией и об осуществлении Банком России надзора за их соблюдением"
(вместе с "Определением уровня риска по синдицированным ссудам, применяемое в рамках методики определения нормативов достаточности собственных средств (капитала) банка", "Фондовыми индексами акций, применяемые в рамках методики определения нормативов достаточности собственных средств (капитала) банка")
(Зарегистрировано в Минюсте России 11.07.2025 N 82895)Определение качества кредитного требования (за исключением вложений в долговые ценные бумаги) в рамках финансирования проектов ТС и САЭ и (или) проектов УР, не соответствующего критериям проектного финансирования, определенным в подпункте 1.12.1 пункта 1.12 Положения Банка России N 845-П, осуществляется исходя из категории качества ссуды на основании оценки финансового положения заемщика и качества обслуживания долга в соответствии с таблицей 1 пункта 3.9 Положения Банка России N 590-П без применения подпункта 3.9.3 пункта 3.9, подпункта 3.12.3 пункта 3.12, подпункта 3.14.3 пункта 3.14, подпункта 3.20.3 пункта 3.20 Положения Банка России N 590-П.
Статья: Некоторые особенности функционирования банковской системы России в кризисных условиях
(Плотников И.Г.)
("Банковское право", 2023, N 3)Банк России предоставил кредитным организациям право переклассифицировать ценные бумаги, исходя из оценки, сложившейся на 1 октября 2014 г., а также предоставил кредитным организациям регуляторные послабления, направленные на возможность не ухудшать оценку качества обслуживания долга, а также оценку финансового положения заемщика (контрагента) в целях формирования резервов на возможные потери при классификации ссуд, по которым имеются просроченные платежи в связи с введением ограничительных мер.
(Плотников И.Г.)
("Банковское право", 2023, N 3)Банк России предоставил кредитным организациям право переклассифицировать ценные бумаги, исходя из оценки, сложившейся на 1 октября 2014 г., а также предоставил кредитным организациям регуляторные послабления, направленные на возможность не ухудшать оценку качества обслуживания долга, а также оценку финансового положения заемщика (контрагента) в целях формирования резервов на возможные потери при классификации ссуд, по которым имеются просроченные платежи в связи с введением ограничительных мер.
Статья: Меры поддержки финансового сектора
("Официальный сайт Банка России", 2025)КО <5> предоставлена возможность в целях формирования резервов на возможные потери не ухудшать оценку финансового положения, и (или) качества обслуживания долга, и (или) категории качества обеспечения, и (или) категории качества ссуд, прочих активов и условных обязательств кредитного характера в соответствии с Информационным письмом от 27.12.2021 N ИН-03-23/103 (в случае если оценка ухудшилась в результате действия мер ограничительного характера непосредственно в отношении заемщиков (контрагентов) КО), а также в соответствии с Информационным письмом N ИН-01-23/32 (в случае если оценка ухудшилась после 18.02.2022 в результате действия мер ограничительного характера).
("Официальный сайт Банка России", 2025)КО <5> предоставлена возможность в целях формирования резервов на возможные потери не ухудшать оценку финансового положения, и (или) качества обслуживания долга, и (или) категории качества обеспечения, и (или) категории качества ссуд, прочих активов и условных обязательств кредитного характера в соответствии с Информационным письмом от 27.12.2021 N ИН-03-23/103 (в случае если оценка ухудшилась в результате действия мер ограничительного характера непосредственно в отношении заемщиков (контрагентов) КО), а также в соответствии с Информационным письмом N ИН-01-23/32 (в случае если оценка ухудшилась после 18.02.2022 в результате действия мер ограничительного характера).
Статья: Субсидиарная ответственность члена совета директоров банка за выдачу "технических" кредитов
(Шафранов А.П.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2021, N 11)- пунктом 3.1 Положения N 254-П установлено, что банк должен проводить оценку риска по каждой выданной ссуде на основании комплексного и объективного анализа деятельности заемщика, с учетом его финансового положения, качества обслуживания заемщиком долга по ссуде, а также всей имеющейся в распоряжении кредитной организации информации о любых рисках заемщика, включая сведения о внешних обязательствах заемщика, о функционировании рынка (рынков), на котором (которых) работает заемщик. Согласно пункту 3.1.2 Положения N 254-П источниками получения информации о рисках заемщика (контрагента) являются правоустанавливающие документы заемщика, его бухгалтерская, налоговая, статистическая и иная отчетность, средства массовой информации, дополнительно предоставляемые заемщиком сведения, другие источники. В соответствии с пунктом 3.1.3 Положения N 254-П вся информация о заемщике или контрагенте, включая сведения о рисках заемщика (контрагента), фиксируется в его досье;
(Шафранов А.П.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2021, N 11)- пунктом 3.1 Положения N 254-П установлено, что банк должен проводить оценку риска по каждой выданной ссуде на основании комплексного и объективного анализа деятельности заемщика, с учетом его финансового положения, качества обслуживания заемщиком долга по ссуде, а также всей имеющейся в распоряжении кредитной организации информации о любых рисках заемщика, включая сведения о внешних обязательствах заемщика, о функционировании рынка (рынков), на котором (которых) работает заемщик. Согласно пункту 3.1.2 Положения N 254-П источниками получения информации о рисках заемщика (контрагента) являются правоустанавливающие документы заемщика, его бухгалтерская, налоговая, статистическая и иная отчетность, средства массовой информации, дополнительно предоставляемые заемщиком сведения, другие источники. В соответствии с пунктом 3.1.3 Положения N 254-П вся информация о заемщике или контрагенте, включая сведения о рисках заемщика (контрагента), фиксируется в его досье;
Статья: Правовое обеспечение устойчивости банковской системы в условиях кризиса
(Шувалов И.И.)
("Журнал российского права", 2023, N 5)Кредитным организациям также до 30 сентября 2020 г. было предоставлено право не увеличивать резервы по кредитам заемщикам - физическим лицам в случае ухудшения их финансового положения и (или) качества обслуживания долга при официальном подтверждении наличия коронавирусной инфекции у такого заемщика <16> (период был пролонгирован до 31 декабря 2020 г.). ЦБ РФ продлил регуляторные послабления по резервам до 31 марта 2021 г. включительно. При этом резервы по ссудам, прочим активам и условным обязательствам кредитного характера, по которым до 31 марта 2021 г. включительно было реализовано право принятия кредитной организацией решения о неухудшении финансового положения и (или) качества обслуживания долга, и (или) категории качества ссуд, прочих активов и условных обязательств кредитного характера заемщиков (контрагентов) в случае официального подтверждения о наличии у них коронавирусной инфекции, должны быть сформированы в полном объеме до 1 июля 2021 г. <17>.
(Шувалов И.И.)
("Журнал российского права", 2023, N 5)Кредитным организациям также до 30 сентября 2020 г. было предоставлено право не увеличивать резервы по кредитам заемщикам - физическим лицам в случае ухудшения их финансового положения и (или) качества обслуживания долга при официальном подтверждении наличия коронавирусной инфекции у такого заемщика <16> (период был пролонгирован до 31 декабря 2020 г.). ЦБ РФ продлил регуляторные послабления по резервам до 31 марта 2021 г. включительно. При этом резервы по ссудам, прочим активам и условным обязательствам кредитного характера, по которым до 31 марта 2021 г. включительно было реализовано право принятия кредитной организацией решения о неухудшении финансового положения и (или) качества обслуживания долга, и (или) категории качества ссуд, прочих активов и условных обязательств кредитного характера заемщиков (контрагентов) в случае официального подтверждения о наличии у них коронавирусной инфекции, должны быть сформированы в полном объеме до 1 июля 2021 г. <17>.
Ситуация: Как рефинансировать задолженность по кредиту?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)документы по имеющемуся кредиту, например копия кредитного договора и графика платежей, справки из банка-кредитора по рефинансируемому кредиту о качестве обслуживания долга и о сумме задолженности по кредиту на предполагаемую дату полного досрочного погашения, а также о реквизитах счета заемщика;
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)документы по имеющемуся кредиту, например копия кредитного договора и графика платежей, справки из банка-кредитора по рефинансируемому кредиту о качестве обслуживания долга и о сумме задолженности по кредиту на предполагаемую дату полного досрочного погашения, а также о реквизитах счета заемщика;
Статья: Классификация ссуд при реструктуризации: как применять Информационное письмо N ИН-08-23/85
("Банковское кредитование", 2025, N 4)Информационное письмо не предусматривает повышения оценки финансового положения заемщика со среднего до хорошего. При этом если соблюдаются все условия, изложенные в п. 2 Информационного письма, независимо от иных, в том числе негативных, показателей деятельности заемщика банк вправе оценить финансовое положение заемщика по реструктурированной ссуде как "не хуже, чем среднее" и не учитывать фактор реструктуризации при оценке качества обслуживания долга, как предусмотрено п. 3 Информационного письма.
("Банковское кредитование", 2025, N 4)Информационное письмо не предусматривает повышения оценки финансового положения заемщика со среднего до хорошего. При этом если соблюдаются все условия, изложенные в п. 2 Информационного письма, независимо от иных, в том числе негативных, показателей деятельности заемщика банк вправе оценить финансовое положение заемщика по реструктурированной ссуде как "не хуже, чем среднее" и не учитывать фактор реструктуризации при оценке качества обслуживания долга, как предусмотрено п. 3 Информационного письма.
"Комментарий практики рассмотрения экономических споров (судебно-арбитражной практики). Выпуск 29"
(отв. ред. О.В. Гутников, С.А. Синицын)
("Инфотропик Медиа", 2023)Сославшись на Положение о порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности (утверждено Банком России 26 марта 2004 г. N 254-П) (далее - Положение N 254-П), суд подчеркнул, что кредитная организация должна оценивать финансовое положение заемщика, риски по выданным ссудам и формировать резервы на возможные потери, а оценка кредитного риска по каждой выданной ссуде (профессиональное суждение) должна проводиться на постоянной основе. Такое суждение выносится по результатам комплексного и объективного анализа деятельности заемщика с учетом его финансового положения, качества обслуживания долга и всей имеющейся в распоряжении кредитной организации информации о рисках заемщика. Кредитор должен обеспечить получение информации, необходимой и достаточной для формирования суждения о размере расчетного резерва и на всех этапах оценки финансового положения должника учитывать вероятность наличия неполной и (или) необъективной информации.
(отв. ред. О.В. Гутников, С.А. Синицын)
("Инфотропик Медиа", 2023)Сославшись на Положение о порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности (утверждено Банком России 26 марта 2004 г. N 254-П) (далее - Положение N 254-П), суд подчеркнул, что кредитная организация должна оценивать финансовое положение заемщика, риски по выданным ссудам и формировать резервы на возможные потери, а оценка кредитного риска по каждой выданной ссуде (профессиональное суждение) должна проводиться на постоянной основе. Такое суждение выносится по результатам комплексного и объективного анализа деятельности заемщика с учетом его финансового положения, качества обслуживания долга и всей имеющейся в распоряжении кредитной организации информации о рисках заемщика. Кредитор должен обеспечить получение информации, необходимой и достаточной для формирования суждения о размере расчетного резерва и на всех этапах оценки финансового положения должника учитывать вероятность наличия неполной и (или) необъективной информации.
Путеводитель по корпоративным спорам. Вопросы судебной практики: Совет директоров (наблюдательный совет) и исполнительные органы акционерного обществаВ соответствии с Положением о порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности, утвержденным Банком России от 26.03.2004 N 254-П, кредитная организация обязана оценивать финансовое положение заемщика, риски по выданным ссудам и формировать резервы на возможные потери по ссудам. Согласно пунктам 3.1 - 3.1.2, 3.5 Положения N 254-П оценка кредитного риска по каждой выданной ссуде (профессиональное суждение) должна проводиться кредитной организацией на постоянной основе. Профессиональное суждение выносится по результатам комплексного и объективного анализа деятельности заемщика с учетом его финансового положения, качества обслуживания заемщиком долга по ссуде, а также всей имеющейся в распоряжении кредитной организации информации о любых рисках заемщика. Источниками получения информации о рисках заемщика являются правоустанавливающие документы заемщика, его бухгалтерская, налоговая, статистическая и иная отчетность. Кредитная организация должна обеспечить получение информации, необходимой и достаточной для формирования профессионального суждения о размере расчетного резерва, и на всех этапах оценки финансового положения заемщика учитывать вероятность наличия неполной и (или) необъективной информации о заемщике.
Статья: Новые требования ЦБ к порядку составления и представления форм отчетности 0409303, 0409310, 0409316
(Озкан А.)
("Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", 2024, N 11)В графе 12 раздела 6 должна раскрываться информация об оценке качества обслуживания долга по ссуде (траншу): 1 - хорошее; 2 - среднее; 3 - неудовлетворительное.
(Озкан А.)
("Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", 2024, N 11)В графе 12 раздела 6 должна раскрываться информация об оценке качества обслуживания долга по ссуде (траншу): 1 - хорошее; 2 - среднее; 3 - неудовлетворительное.