Качество городской среды
Подборка наиболее важных документов по запросу Качество городской среды (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
Приказ Минстроя России от 30.12.2020 N 914/пр
(ред. от 23.10.2023)
"Об утверждении методики расчета показателя "Прирост качества городской среды по отношению к 2019 году"МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО
(ред. от 23.10.2023)
"Об утверждении методики расчета показателя "Прирост качества городской среды по отношению к 2019 году"МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО
Статья: Строительство жилого здания сверх установленной этажности при условии создания (финансирования) застройщиком объектов социальной инфраструктуры: правовой опыт Бразилии и России
(Эйриян Г.Н.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 4)Актуальной проблемой многих российских городов является дефицит социально значимых объектов и ухудшение качества городской среды <1>. Одна из причин обозначенной проблемы - многоэтажное строительство, влекущее значительное увеличение плотности населения на определенной территории. Важно отметить, что "не всегда массовое строительство жилья осуществляется с использованием механизма комплексного развития территорий. Зачастую земельные участки, на которых планируется строительство, находятся в собственности застройщика. Предоставление застройщику права строительства жилья на принадлежащем ему земельном участке (либо арендуемом земельном участке) не является основанием появления у застройщика обязанности строить за счет собственных средств объекты социальной инфраструктуры. Не является таким основанием и утверждаемая документация по планировке территории, предусматривающая наличие мест для строительства таких объектов" <2>.
(Эйриян Г.Н.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 4)Актуальной проблемой многих российских городов является дефицит социально значимых объектов и ухудшение качества городской среды <1>. Одна из причин обозначенной проблемы - многоэтажное строительство, влекущее значительное увеличение плотности населения на определенной территории. Важно отметить, что "не всегда массовое строительство жилья осуществляется с использованием механизма комплексного развития территорий. Зачастую земельные участки, на которых планируется строительство, находятся в собственности застройщика. Предоставление застройщику права строительства жилья на принадлежащем ему земельном участке (либо арендуемом земельном участке) не является основанием появления у застройщика обязанности строить за счет собственных средств объекты социальной инфраструктуры. Не является таким основанием и утверждаемая документация по планировке территории, предусматривающая наличие мест для строительства таких объектов" <2>.
Статья: Некоторые вопросы правового регулирования недвижимости в связи с развитием жилищного строительства и жилищно-коммунального хозяйства
(Автономов А.С., Гаврилова И.Н.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2023, N 1)В решении, принятом 8 декабря 2022 г. Советом по вопросам жилищного строительства и содействия развитию жилищно-коммунального комплекса при Совете Федерации Федерального Собрания РФ <14>, отмечено, что приоритетными задачами Стратегии считаются следующие: создание условий для преодоления последствий кризисных явлений за счет строительной отрасли как основы восстановления экономики; повышение комфортности и доступности жилья, улучшение качества городской среды; формирование высокотехнологичных, конкурентоспособных отраслей строительства и ЖКХ; повышение энергоэффективности строящихся и существующих объектов капитального строительства и коммунальных систем; вовлечение в хозяйственный оборот ранее не задействованных для строительства земельных участков, повышение эффективности использования земельных участков, предназначенных для строительства. Если очень сжато сказать о принятой Стратегии, то одними из важнейших направлений Стратегии заявлены "новая градостроительная политика", ориентированная на сбалансированное территориальное развитие страны в целом и раскрытие потенциала региона, создание новых рабочих мест там, где это наиболее востребовано, а также "новые жилищные возможности", главной целью которой является повышение доступности жилья, создание комфортной среды и улучшение благополучия людей. Стратегия нацелена на формирование новой градостроительной политики, переход на новый ритм строительства, развитие ЖКХ, промышленного строительства и транспортной инфраструктуры, создание новых жилищных возможностей, а также цифровую трансформацию отрасли. Для получения наибольшего эффекта Стратегия предполагает распределение субъектов РФ по пяти основным кластерам рынка жилья, для каждого определив соответствующие меры поддержки. Кроме того, заложена необходимость реализации долгосрочной комплексной программы модернизации коммунальной инфраструктуры, как сказано в упомянутом решении Совета от 8 декабря 2022 г., благодаря которой отрасль сможет выдержать нагрузку в связи с увеличивающимися темпами строительства, повысится качество предоставляемых гражданам коммунальных услуг.
(Автономов А.С., Гаврилова И.Н.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2023, N 1)В решении, принятом 8 декабря 2022 г. Советом по вопросам жилищного строительства и содействия развитию жилищно-коммунального комплекса при Совете Федерации Федерального Собрания РФ <14>, отмечено, что приоритетными задачами Стратегии считаются следующие: создание условий для преодоления последствий кризисных явлений за счет строительной отрасли как основы восстановления экономики; повышение комфортности и доступности жилья, улучшение качества городской среды; формирование высокотехнологичных, конкурентоспособных отраслей строительства и ЖКХ; повышение энергоэффективности строящихся и существующих объектов капитального строительства и коммунальных систем; вовлечение в хозяйственный оборот ранее не задействованных для строительства земельных участков, повышение эффективности использования земельных участков, предназначенных для строительства. Если очень сжато сказать о принятой Стратегии, то одними из важнейших направлений Стратегии заявлены "новая градостроительная политика", ориентированная на сбалансированное территориальное развитие страны в целом и раскрытие потенциала региона, создание новых рабочих мест там, где это наиболее востребовано, а также "новые жилищные возможности", главной целью которой является повышение доступности жилья, создание комфортной среды и улучшение благополучия людей. Стратегия нацелена на формирование новой градостроительной политики, переход на новый ритм строительства, развитие ЖКХ, промышленного строительства и транспортной инфраструктуры, создание новых жилищных возможностей, а также цифровую трансформацию отрасли. Для получения наибольшего эффекта Стратегия предполагает распределение субъектов РФ по пяти основным кластерам рынка жилья, для каждого определив соответствующие меры поддержки. Кроме того, заложена необходимость реализации долгосрочной комплексной программы модернизации коммунальной инфраструктуры, как сказано в упомянутом решении Совета от 8 декабря 2022 г., благодаря которой отрасль сможет выдержать нагрузку в связи с увеличивающимися темпами строительства, повысится качество предоставляемых гражданам коммунальных услуг.
"Объекты земельных правоотношений: монография"
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Проведенное исследование показывает, что применительно к сельским территориям и аграрному сектору экономики содержание термина "комплексное развитие" существенным образом отличается от содержания указанного понятия в отношении комплексного развития, осуществляемого на землях населенных пунктов в целях улучшения качества городской среды. Соответственно, подходы к правовому регулированию комплексного развития в сфере сельского хозяйства должны иметь свои особенности. Комплексное развитие территорий предлагается рассматривать в качестве механизма, который позволяет реализовывать в сельской местности различные проекты, решающие производственные, перерабатывающие, сбытовые, социальные и иные задачи, в том числе направленные на повышение качества жизни местного населения.
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Проведенное исследование показывает, что применительно к сельским территориям и аграрному сектору экономики содержание термина "комплексное развитие" существенным образом отличается от содержания указанного понятия в отношении комплексного развития, осуществляемого на землях населенных пунктов в целях улучшения качества городской среды. Соответственно, подходы к правовому регулированию комплексного развития в сфере сельского хозяйства должны иметь свои особенности. Комплексное развитие территорий предлагается рассматривать в качестве механизма, который позволяет реализовывать в сельской местности различные проекты, решающие производственные, перерабатывающие, сбытовые, социальные и иные задачи, в том числе направленные на повышение качества жизни местного населения.
Статья: Повышение комфортности городской среды как задача органов местного самоуправления
(Храмцов А.Б.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 11)Последнее десятилетие в нашей стране характеризуется повышенным вниманием со стороны государственных структур к проблеме качества городской среды, что нашло отражение в целом ряде недавних выступлений и посланий Президента России В.В. Путина, в национальных проектах и программах. Так, с 2018 года начал действие проект, направленный на формирование удобных условий жизни в городах и селах. Согласно проекту "Жилье и городская среда" главная цель - поэтапное благоустройство дворов и общественных пространств: парки, скверы, набережные, площади и др. (рис. 1).
(Храмцов А.Б.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 11)Последнее десятилетие в нашей стране характеризуется повышенным вниманием со стороны государственных структур к проблеме качества городской среды, что нашло отражение в целом ряде недавних выступлений и посланий Президента России В.В. Путина, в национальных проектах и программах. Так, с 2018 года начал действие проект, направленный на формирование удобных условий жизни в городах и селах. Согласно проекту "Жилье и городская среда" главная цель - поэтапное благоустройство дворов и общественных пространств: парки, скверы, набережные, площади и др. (рис. 1).
Статья: Инструменты градостроительного законодательства, обеспечивающие создание инфраструктуры за счет внебюджетных средств
(Башарин А.В.)
("Экологическое право", 2021, N 4)В соответствии с Указом Президента Российской Федерации "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" в рамках реализации национальной цели "комфортная и безопасная среда для жизни" запланировано, в частности: улучшение жилищных условий не менее 5 млн семей ежегодно; улучшение качества городской среды в полтора раза; увеличение объема жилищного строительства не менее чем до 120 млн кв. м в год <1>. Принимая во внимание направленность градостроительной деятельности на формирование комфортных и благоприятных условий проживания населения <2>, сделаем вывод о том, что создание нового жилья недопустимо без строительства сопутствующих инфраструктурных объектов, обеспечивающих удовлетворение потребностей населения.
(Башарин А.В.)
("Экологическое право", 2021, N 4)В соответствии с Указом Президента Российской Федерации "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" в рамках реализации национальной цели "комфортная и безопасная среда для жизни" запланировано, в частности: улучшение жилищных условий не менее 5 млн семей ежегодно; улучшение качества городской среды в полтора раза; увеличение объема жилищного строительства не менее чем до 120 млн кв. м в год <1>. Принимая во внимание направленность градостроительной деятельности на формирование комфортных и благоприятных условий проживания населения <2>, сделаем вывод о том, что создание нового жилья недопустимо без строительства сопутствующих инфраструктурных объектов, обеспечивающих удовлетворение потребностей населения.
Статья: Правовые меры обеспечения права на благоприятные условия жизнедеятельности при комплексном развитии территорий
(Потапова Л.В.)
("Экологическое право", 2024, N 3)В условиях активной урбанизации большой проблемой является качество городской среды и уровень комфортности проживания в сложившейся застройке. При этом 82% российских городов с населением свыше 100 тыс. человек, по оценке на 2017 г., имеют неблагоприятную среду <1>, что свидетельствует о необходимости преобразования застроенных территорий с учетом потребности соблюдения прав на благоприятные условия жизнедеятельности.
(Потапова Л.В.)
("Экологическое право", 2024, N 3)В условиях активной урбанизации большой проблемой является качество городской среды и уровень комфортности проживания в сложившейся застройке. При этом 82% российских городов с населением свыше 100 тыс. человек, по оценке на 2017 г., имеют неблагоприятную среду <1>, что свидетельствует о необходимости преобразования застроенных территорий с учетом потребности соблюдения прав на благоприятные условия жизнедеятельности.
Статья: Участие населения в принятии и реализации программных документов муниципальных образований
(Кожевников О.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 9)Другой пример нормативного регулирования участия населения в разработке и принятии программных документов - это реализация права граждан на участие в принятии градостроительных решений, тем более что в п. 5 ст. 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации <7> (далее - ГрК РФ) в качестве одного из принципов, на которых основывается законодательство о градостроительной деятельности, провозглашается положение об участии граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности и обеспечении свободы такого участия. С одной стороны, о важности участия муниципального сообщества в разработке и принятии документов территориального планирования муниципальных образований свидетельствует принятие на уровне Правительства РФ распоряжения от 23 марта 2019 г. N 510-р "Об утверждении методики формирования индекса качества городской среды" <8>, в котором, в частности, имеется один из индикаторов для расчета - доля граждан в возрасте 14 лет и старше, вовлеченных в принятие решений по вопросам городского развития, в общей численности городского населения в возрасте 14 лет и старше. С другой стороны, представляется важным обратить внимание на формы и юридическую значимость подобного участия населения в разработке и принятии документов градостроительной деятельности. Статья 5.1 ГрК РФ подробнейшим образом определяет порядок подготовки и проведения общественных обсуждений, публичных слушаний по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства. Причем о значимости соблюдения указанных процедур не только по форме, но и по содержанию свидетельствует и многочисленная судебная практика <9>. Вместе с тем заключение по результатам публичных слушаний, проведенных по всем правилам закона, имеет рекомендательный характер, не содержит правовых норм, порождающих для третьих лиц какие-либо права и обязанности, а полномочия по принятию документов в области градостроительной деятельности отнесены исключительно к компетенции органов местного самоуправления. Конечно же, остаются варианты судебного разрешения спора путем обращения в судебные инстанции граждан, чьи права и законные интересы нарушены принятыми документами, но ведь и указанные основания надо еще доказать в судебных инстанциях, что не всегда бывает успешным <10>.
(Кожевников О.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 9)Другой пример нормативного регулирования участия населения в разработке и принятии программных документов - это реализация права граждан на участие в принятии градостроительных решений, тем более что в п. 5 ст. 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации <7> (далее - ГрК РФ) в качестве одного из принципов, на которых основывается законодательство о градостроительной деятельности, провозглашается положение об участии граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности и обеспечении свободы такого участия. С одной стороны, о важности участия муниципального сообщества в разработке и принятии документов территориального планирования муниципальных образований свидетельствует принятие на уровне Правительства РФ распоряжения от 23 марта 2019 г. N 510-р "Об утверждении методики формирования индекса качества городской среды" <8>, в котором, в частности, имеется один из индикаторов для расчета - доля граждан в возрасте 14 лет и старше, вовлеченных в принятие решений по вопросам городского развития, в общей численности городского населения в возрасте 14 лет и старше. С другой стороны, представляется важным обратить внимание на формы и юридическую значимость подобного участия населения в разработке и принятии документов градостроительной деятельности. Статья 5.1 ГрК РФ подробнейшим образом определяет порядок подготовки и проведения общественных обсуждений, публичных слушаний по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства. Причем о значимости соблюдения указанных процедур не только по форме, но и по содержанию свидетельствует и многочисленная судебная практика <9>. Вместе с тем заключение по результатам публичных слушаний, проведенных по всем правилам закона, имеет рекомендательный характер, не содержит правовых норм, порождающих для третьих лиц какие-либо права и обязанности, а полномочия по принятию документов в области градостроительной деятельности отнесены исключительно к компетенции органов местного самоуправления. Конечно же, остаются варианты судебного разрешения спора путем обращения в судебные инстанции граждан, чьи права и законные интересы нарушены принятыми документами, но ведь и указанные основания надо еще доказать в судебных инстанциях, что не всегда бывает успешным <10>.
Статья: Методологические подходы к исследованию права рационального природопользования
(Лунева Е.В.)
("Журнал российского права", 2021, N 11)<10> См., например: п. 7 Правил лесоразведения, состава проекта лесоразведения, порядка его разработки, утв. Приказом Минприроды России от 28 декабря 2018 г. N 700; подп. "в" п. 2.4 Методики определения индекса качества городской среды муниципальных образований РФ, утв. Приказом Минстроя России от 31 октября 2017 г. N 1494/пр; Стратегии развития черной и цветной металлургии России на 2014 - 2020 годы и на перспективу до 2030 года, утв. Приказом Минпромторга России от 5 мая 2014 г. N 839.
(Лунева Е.В.)
("Журнал российского права", 2021, N 11)<10> См., например: п. 7 Правил лесоразведения, состава проекта лесоразведения, порядка его разработки, утв. Приказом Минприроды России от 28 декабря 2018 г. N 700; подп. "в" п. 2.4 Методики определения индекса качества городской среды муниципальных образований РФ, утв. Приказом Минстроя России от 31 октября 2017 г. N 1494/пр; Стратегии развития черной и цветной металлургии России на 2014 - 2020 годы и на перспективу до 2030 года, утв. Приказом Минпромторга России от 5 мая 2014 г. N 839.
Статья: Город как объект юридической науки: проблемы и перспективы правового регулирования
(Филин А.Ю.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 7)<5> Пункт 2 Методики формирования индекса качества городской среды, утв. распоряжением Правительства РФ от 23.03.2019 N 510-р (ред. от 30.12.2020) // СЗ РФ. 2019. N 13. Ст. 1453.
(Филин А.Ю.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 7)<5> Пункт 2 Методики формирования индекса качества городской среды, утв. распоряжением Правительства РФ от 23.03.2019 N 510-р (ред. от 30.12.2020) // СЗ РФ. 2019. N 13. Ст. 1453.