Качество финансового менеджмента
Подборка наиболее важных документов по запросу Качество финансового менеджмента (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Внутренний финансовый контроль и внутренний финансовый аудит
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии со ст. 165 БК РФ Минфин России устанавливает федеральные стандарты внутреннего финансового аудита, осуществляет нормативное и методическое обеспечение осуществления (анализа осуществления) внутреннего финансового аудита, проведения финансовыми органами (органами управления государственными внебюджетными фондами), главными администраторами бюджетных средств мониторинга качества финансового менеджмента, а также осуществляет методическое обеспечение осуществления внутреннего финансового контроля. Например, Приказом Минфина России от 03.10.2024 N 437 утверждены Методические указания по проведению мониторинга качества финансового менеджмента.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии со ст. 165 БК РФ Минфин России устанавливает федеральные стандарты внутреннего финансового аудита, осуществляет нормативное и методическое обеспечение осуществления (анализа осуществления) внутреннего финансового аудита, проведения финансовыми органами (органами управления государственными внебюджетными фондами), главными администраторами бюджетных средств мониторинга качества финансового менеджмента, а также осуществляет методическое обеспечение осуществления внутреннего финансового контроля. Например, Приказом Минфина России от 03.10.2024 N 437 утверждены Методические указания по проведению мониторинга качества финансового менеджмента.
Нормативные акты
Обзор: "Основные изменения законодательства для бухгалтера бюджетной организации в 2025 году"
(КонсультантПлюс, 2025)С 1 января действует новый порядок мониторинга качества финансового менеджмента
(КонсультантПлюс, 2025)С 1 января действует новый порядок мониторинга качества финансового менеджмента
"Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)2) предложений о повышении качества финансового менеджмента, в том числе о повышении результативности и экономности использования бюджетных средств;
(ред. от 31.07.2025)2) предложений о повышении качества финансового менеджмента, в том числе о повышении результативности и экономности использования бюджетных средств;
Статья: Мониторинг в бюджетной сфере как инструмент обеспечения финансового суверенитета
(Петрова И.В.)
("Финансовое право", 2024, N 2)Ключевые слова: финансовый суверенитет, бюджетный мониторинг, мониторинг качества финансового менеджмента, бюджетная процедура.
(Петрова И.В.)
("Финансовое право", 2024, N 2)Ключевые слова: финансовый суверенитет, бюджетный мониторинг, мониторинг качества финансового менеджмента, бюджетная процедура.
Статья: Современное состояние управленческого учета в Китае
(Лань Юйцин)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 3)Результаты исследования показывают, что все китайские вузы, включенные в топ-20, уже предлагают курсы управленческого учета в своих магистерских программах (табл. 2). Однако управленческий учет является лишь обязательным курсом для студентов в университетах в качестве базового курса для специальностей учета и финансового менеджмента, а не является специализацией.
(Лань Юйцин)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 3)Результаты исследования показывают, что все китайские вузы, включенные в топ-20, уже предлагают курсы управленческого учета в своих магистерских программах (табл. 2). Однако управленческий учет является лишь обязательным курсом для студентов в университетах в качестве базового курса для специальностей учета и финансового менеджмента, а не является специализацией.
Статья: Внутренний бюджетный контроль и внутренний бюджетный аудит публичных расходов: соотношение и особенности правового регулирования
(Бочкарева Е.А.)
("Финансовое право", 2023, N 3)Развитие правового регулирования бюджетного контроля последних лет демонстрирует устойчивую тенденцию к совершенствованию механизмов самоконтроля участников бюджетных правоотношений. Речь идет о Федеральным законе от 26 июля 2019 г. N 199-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части совершенствования государственного (муниципального) финансового контроля, внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита" <17>, который определил понятия и систему субъектов внутреннего финансового аудита и мониторинга качества финансового менеджмента.
(Бочкарева Е.А.)
("Финансовое право", 2023, N 3)Развитие правового регулирования бюджетного контроля последних лет демонстрирует устойчивую тенденцию к совершенствованию механизмов самоконтроля участников бюджетных правоотношений. Речь идет о Федеральным законе от 26 июля 2019 г. N 199-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части совершенствования государственного (муниципального) финансового контроля, внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита" <17>, который определил понятия и систему субъектов внутреннего финансового аудита и мониторинга качества финансового менеджмента.
Статья: Коррупционные риски в правовом обеспечении финансирования публичных закупок
(Кикавец В.В.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 4)Под бюджетным риском предлагается понимать любое возможное событие, негативно влияющее на результат выполнения бюджетной процедуры, в том числе на операцию (действие) по выполнению бюджетной процедуры, а также на качество финансового менеджмента главного распорядителя (администратора) бюджетных средств <21>.
(Кикавец В.В.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 4)Под бюджетным риском предлагается понимать любое возможное событие, негативно влияющее на результат выполнения бюджетной процедуры, в том числе на операцию (действие) по выполнению бюджетной процедуры, а также на качество финансового менеджмента главного распорядителя (администратора) бюджетных средств <21>.
Статья: Пути повышения эффективности расходования бюджетных средств в таможенных органах на примере центрального таможенного управления
(Сычева А.Е.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 8)Стоит отметить предположение Л.Б. Мохнаткиной о том, что анализ расходов бюджетов по ведомственной классификации предоставляет ценную информацию о вкладе органов власти в администрирование бюджетных средств и связан с оценкой качества финансового менеджмента государственных и региональных бюджетных структур <10>. При этом следует отметить, что предлагаемая теория позволяет:
(Сычева А.Е.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 8)Стоит отметить предположение Л.Б. Мохнаткиной о том, что анализ расходов бюджетов по ведомственной классификации предоставляет ценную информацию о вкладе органов власти в администрирование бюджетных средств и связан с оценкой качества финансового менеджмента государственных и региональных бюджетных структур <10>. При этом следует отметить, что предлагаемая теория позволяет:
Статья: Определение этапов внешнего и внутреннего финансового контроля
(Ендовицкий Д.А., Сердюк В.Н., Пожидаева Т.А., Спиридонова Н.Э.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 1)Федеральными стандартами внутреннего финансового аудита регламентирован порядок планирования внутреннего финансового аудита, включающий как годовое планирование мероприятий в целях составления плана проведения аудиторских мероприятий, так и планирование аудиторского мероприятия и формирование программы аудиторского мероприятия <5>. Проведение аудиторских мероприятий реализуется путем выполнения "группы профессиональных действий", включая действия по сбору аудиторских доказательств, формированию выводов и рекомендаций. В рамках реализации внутреннего финансового аудита осуществляется формирование завершающих документов (заключений, содержащих информацию о результатах оценки исполнения бюджетных полномочий главного администратора (администратора) бюджетных средств, о надежности внутреннего финансового контроля, о достоверности бюджетной отчетности, а также предложения и рекомендации о повышении качества финансового менеджмента), принятие решений, направленных на повышение качества финансового менеджмента, составление и представление годовой отчетности о результатах внутреннего финансового аудита <6>.
(Ендовицкий Д.А., Сердюк В.Н., Пожидаева Т.А., Спиридонова Н.Э.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 1)Федеральными стандартами внутреннего финансового аудита регламентирован порядок планирования внутреннего финансового аудита, включающий как годовое планирование мероприятий в целях составления плана проведения аудиторских мероприятий, так и планирование аудиторского мероприятия и формирование программы аудиторского мероприятия <5>. Проведение аудиторских мероприятий реализуется путем выполнения "группы профессиональных действий", включая действия по сбору аудиторских доказательств, формированию выводов и рекомендаций. В рамках реализации внутреннего финансового аудита осуществляется формирование завершающих документов (заключений, содержащих информацию о результатах оценки исполнения бюджетных полномочий главного администратора (администратора) бюджетных средств, о надежности внутреннего финансового контроля, о достоверности бюджетной отчетности, а также предложения и рекомендации о повышении качества финансового менеджмента), принятие решений, направленных на повышение качества финансового менеджмента, составление и представление годовой отчетности о результатах внутреннего финансового аудита <6>.
Статья: Сочетание материального и процедурного регулирования в условиях бюджетно-правовых режимов
(Андриевский К.В.)
("Финансовое право", 2023, N 4)Н.А. Поветкина подчеркивает, что "в настоящее время бюджетным законодательством предусмотрены некоторые специальные режимы, определяющие особенности расходования бюджетных средств" <12>. В качестве примеров она приводит институт временной финансовой администрации, имеющий своей целью восстановление платежеспособности субъекта Российской Федерации; правовой режим иммунитета бюджета, направленный на защиту денежных средств бюджетов от принудительного порядка взыскания денежных средств; режим мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными администраторами средств федерального бюджета. При этом "мониторинг качества финансового менеджмента проводится по трем направлениям и состоит из годового мониторинга качества финансового менеджмента и мониторинга качества финансового менеджмента в части документов, используемых при составлении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период" <13>. Действительно, специальный характер данных разновидностей бюджетно-правовых режимов определяется особыми целями, специальным составом участников режимно-правового регулирования, детализацией и особенностями законодательного регулирования.
(Андриевский К.В.)
("Финансовое право", 2023, N 4)Н.А. Поветкина подчеркивает, что "в настоящее время бюджетным законодательством предусмотрены некоторые специальные режимы, определяющие особенности расходования бюджетных средств" <12>. В качестве примеров она приводит институт временной финансовой администрации, имеющий своей целью восстановление платежеспособности субъекта Российской Федерации; правовой режим иммунитета бюджета, направленный на защиту денежных средств бюджетов от принудительного порядка взыскания денежных средств; режим мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными администраторами средств федерального бюджета. При этом "мониторинг качества финансового менеджмента проводится по трем направлениям и состоит из годового мониторинга качества финансового менеджмента и мониторинга качества финансового менеджмента в части документов, используемых при составлении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период" <13>. Действительно, специальный характер данных разновидностей бюджетно-правовых режимов определяется особыми целями, специальным составом участников режимно-правового регулирования, детализацией и особенностями законодательного регулирования.
Статья: Проблемы правового регулирования внутреннего финансового контроля на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований
(Антропцева И.О.)
("Финансовое право", 2023, N 10)Обеспечение реализации принципа эффективности при формировании и использовании бюджетных средств невозможно исключительно путем осуществления внешнего контроля со стороны специально уполномоченных органов публичного финансового контроля либо внутреннего государственного финансового контроля со стороны Федерального казначейства. Оно требует повышения качества финансового менеджмента, выявления и управления рисками внутри самого подконтрольного объекта, что, безусловно, требует создания эффективной системы внутреннего финансового контроля в каждом органе, являющемся администратором доходов, т.е. своевременного предупреждения совершения бюджетных правонарушений, работы над совершенствованием механизма проведения бюджетных процедур и с устранением возникающих рисков. М.В. Мельник указывает, что внутренний контроль направлен на "оценку правильности и эффективности принятых управленческих решений, выявления отклонений и своевременного их устранения" <1>.
(Антропцева И.О.)
("Финансовое право", 2023, N 10)Обеспечение реализации принципа эффективности при формировании и использовании бюджетных средств невозможно исключительно путем осуществления внешнего контроля со стороны специально уполномоченных органов публичного финансового контроля либо внутреннего государственного финансового контроля со стороны Федерального казначейства. Оно требует повышения качества финансового менеджмента, выявления и управления рисками внутри самого подконтрольного объекта, что, безусловно, требует создания эффективной системы внутреннего финансового контроля в каждом органе, являющемся администратором доходов, т.е. своевременного предупреждения совершения бюджетных правонарушений, работы над совершенствованием механизма проведения бюджетных процедур и с устранением возникающих рисков. М.В. Мельник указывает, что внутренний контроль направлен на "оценку правильности и эффективности принятых управленческих решений, выявления отклонений и своевременного их устранения" <1>.