К мерам по профилактике коррупции относятся
Подборка наиболее важных документов по запросу К мерам по профилактике коррупции относятся (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Конституционно-правовые основы общественного контроля в сфере противодействия коррупции
(Савицкая О.Г.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 10)Международные положения получили дальнейшее закрепление и в российском законодательстве. В силу ст. 3, 6 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" <2> ключевым принципом противодействия коррупции является сотрудничество государства с институтами гражданского общества, к мерам по профилактике коррупции относится в том числе развитие института общественного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции. Указанные нормы коррелируют со ст. 5 Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации" (далее - Закон об основах общественного контроля), согласно которой одной из задач общественного контроля является формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению <3>.
(Савицкая О.Г.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 10)Международные положения получили дальнейшее закрепление и в российском законодательстве. В силу ст. 3, 6 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" <2> ключевым принципом противодействия коррупции является сотрудничество государства с институтами гражданского общества, к мерам по профилактике коррупции относится в том числе развитие института общественного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции. Указанные нормы коррелируют со ст. 5 Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации" (далее - Закон об основах общественного контроля), согласно которой одной из задач общественного контроля является формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению <3>.
Статья: Коррупция в таможенных органах России: противодействие в современных реалиях
(Федоренко Д.Н.)
("Таможенное дело", 2021, N 4)Уменьшение на 17% таможенных платежей свидетельствует об уменьшении внешнеэкономической активности, что поставило под вопрос экономическую целесообразность совершения коррупционных деяний со стороны ее участников, что повлекло уменьшение выявленных фактов получения взяток. К тому же на уменьшение количества выявленных фактов получения взяток таможенниками наложился эффект воздействия ранее проведенных мероприятий по профилактике и противодействию коррупции в таможенных органах. В Отчетном докладе о результатах и основных направлениях деятельности ФТС России в 2020 году к значимым результатам отнесена работа по реализации системы мер, направленных на профилактику, предупреждение и пресечение коррупции, которая способствовала снижению количества совершаемых должностными лицами таможенных органов преступлений <13>.
(Федоренко Д.Н.)
("Таможенное дело", 2021, N 4)Уменьшение на 17% таможенных платежей свидетельствует об уменьшении внешнеэкономической активности, что поставило под вопрос экономическую целесообразность совершения коррупционных деяний со стороны ее участников, что повлекло уменьшение выявленных фактов получения взяток. К тому же на уменьшение количества выявленных фактов получения взяток таможенниками наложился эффект воздействия ранее проведенных мероприятий по профилактике и противодействию коррупции в таможенных органах. В Отчетном докладе о результатах и основных направлениях деятельности ФТС России в 2020 году к значимым результатам отнесена работа по реализации системы мер, направленных на профилактику, предупреждение и пресечение коррупции, которая способствовала снижению количества совершаемых должностными лицами таможенных органов преступлений <13>.
Нормативные акты
Распоряжение ЦИК России от 02.07.2013 N 140-р
"Об утверждении Положения о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на отдельные должности, и работниками, занимающими отдельные должности федерального государственного казенного учреждения "Федеральный центр информатизации при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации" и федерального казенного учреждения "Российский центр обучения избирательным технологиям при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации"5. Проверку, назначенную в соответствии с пунктами 2, 3 настоящего Положения, осуществляет отдел Управления государственной службы и кадров Аппарата ЦИК России, к сфере деятельности которого отнесены вопросы профилактики коррупционных и иных правонарушений, реализации мер по противодействию коррупции.
"Об утверждении Положения о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на отдельные должности, и работниками, занимающими отдельные должности федерального государственного казенного учреждения "Федеральный центр информатизации при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации" и федерального казенного учреждения "Российский центр обучения избирательным технологиям при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации"5. Проверку, назначенную в соответствии с пунктами 2, 3 настоящего Положения, осуществляет отдел Управления государственной службы и кадров Аппарата ЦИК России, к сфере деятельности которого отнесены вопросы профилактики коррупционных и иных правонарушений, реализации мер по противодействию коррупции.
Указ Президента РФ от 11.08.2003 N 960
(ред. от 24.06.2024)
"Вопросы Федеральной службы безопасности Российской Федерации"5.3) организует и осуществляет в соответствии с федеральным законодательством производство по делам об административных правонарушениях, отнесенным к ведению органов безопасности;
(ред. от 24.06.2024)
"Вопросы Федеральной службы безопасности Российской Федерации"5.3) организует и осуществляет в соответствии с федеральным законодательством производство по делам об административных правонарушениях, отнесенным к ведению органов безопасности;
Статья: Уведомление федеральным государственным служащим о фактах склонения к совершению коррупционных преступлений: проблемы правового регулирования
(Мулявко Д.Е.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 7)<18> Богунова А.А. Уведомления о фактах обращения к военнослужащим в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений как одна из мер профилактики коррупции // Военное право. 2018. N 5 (51). С. 109 - 111.
(Мулявко Д.Е.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 7)<18> Богунова А.А. Уведомления о фактах обращения к военнослужащим в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений как одна из мер профилактики коррупции // Военное право. 2018. N 5 (51). С. 109 - 111.
Статья: К вопросу о совершенствовании системы противодействия технотронной преступности в Российской Федерации
(Евдокимов К.Н.)
("Российский следователь", 2021, N 10)Кроме того, есть объекты противодействия технотронным преступлениям, которые непосредственно не связаны с развитием технотронной преступности, но в силу общесоциального характера оказывают сильное влияние на ее состояние, динамику и генезис (бедность, безработица, финансовый кризис, коррупционная преступность, рецидивная преступность, пенитенциарная преступность, экономическая преступность и др.).
(Евдокимов К.Н.)
("Российский следователь", 2021, N 10)Кроме того, есть объекты противодействия технотронным преступлениям, которые непосредственно не связаны с развитием технотронной преступности, но в силу общесоциального характера оказывают сильное влияние на ее состояние, динамику и генезис (бедность, безработица, финансовый кризис, коррупционная преступность, рецидивная преступность, пенитенциарная преступность, экономическая преступность и др.).
Статья: О типовых ошибках, допускаемых органами местного самоуправления при применении действующего законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции
(Щепачев В.А.)
("Местное право", 2025, N 3)В связи с вышеизложенным главной мерой борьбы с такими нарушениями является информирование органами местного самоуправления муниципальных служащих о типовых нарушениях антикоррупционных требований и проведение постоянной профилактической работы в сфере противодействия коррупции.
(Щепачев В.А.)
("Местное право", 2025, N 3)В связи с вышеизложенным главной мерой борьбы с такими нарушениями является информирование органами местного самоуправления муниципальных служащих о типовых нарушениях антикоррупционных требований и проведение постоянной профилактической работы в сфере противодействия коррупции.
Статья: Современная модель государственной антикоррупционной политики в странах Прибалтики
(Шорохов В.Е.)
("Хозяйство и право", 2022, N 10)Предварительно характеризуя сложившуюся модель государственной антикоррупционной политики стран Прибалтики, стоит отметить, что она в большей степени ориентирована на модель стран Европейского союза (далее - ЕС) <3>. В особенности это проявляется в Латвии, где многие нормы права, относящиеся к противодействию коррупции, прямо регулируют реализацию правил, сформированных на уровне данной интеграции. Общие положения, направленные на противодействие коррупции, также отличаются своеобразием, поскольку, помимо международных норм, существенное влияние на их развитие оказывает европейская практика, в первую очередь, признание расширенного перечня прав личности, исключающего возможность произвольного раскрытия информации о ком-либо, включая представителей органов власти. Поэтому, например, открытость информации как один из элементов профилактических мер противодействия коррупции в странах Прибалтики выражена достаточно слабо. Между тем это не препятствует эффективному противодействию коррупции, поскольку, ориентируясь на общепринятые показатели для тех или иных стран в этой сфере, ее уровень оценивается как приемлемый: TI Corruption Perceptions Index на сегодняшний день для Латвии составляет 59, для Литвы он находится на уровне 61, для Эстонии еще выше и составляет 74 <4>.
(Шорохов В.Е.)
("Хозяйство и право", 2022, N 10)Предварительно характеризуя сложившуюся модель государственной антикоррупционной политики стран Прибалтики, стоит отметить, что она в большей степени ориентирована на модель стран Европейского союза (далее - ЕС) <3>. В особенности это проявляется в Латвии, где многие нормы права, относящиеся к противодействию коррупции, прямо регулируют реализацию правил, сформированных на уровне данной интеграции. Общие положения, направленные на противодействие коррупции, также отличаются своеобразием, поскольку, помимо международных норм, существенное влияние на их развитие оказывает европейская практика, в первую очередь, признание расширенного перечня прав личности, исключающего возможность произвольного раскрытия информации о ком-либо, включая представителей органов власти. Поэтому, например, открытость информации как один из элементов профилактических мер противодействия коррупции в странах Прибалтики выражена достаточно слабо. Между тем это не препятствует эффективному противодействию коррупции, поскольку, ориентируясь на общепринятые показатели для тех или иных стран в этой сфере, ее уровень оценивается как приемлемый: TI Corruption Perceptions Index на сегодняшний день для Латвии составляет 59, для Литвы он находится на уровне 61, для Эстонии еще выше и составляет 74 <4>.
Статья: Меры профилактики коррупции в предпринимательской сфере
(Ковалева О.А.)
("Конкурентное право", 2025, N 1)К ним можно отнести Указ Президента Российской Федерации от 2 апреля 2013 г. N 309 "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции" <2>, в соответствии с которым активно разрабатываются методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции. Сюда можно также отнести принятие Антикоррупционной хартии российского бизнеса Торгово-промышленной палатой Российской Федерации <3> совместно с Российским союзом промышленников и предпринимателей, а также общественными организациями "Деловая Россия" и "Опора России". Кроме того, организации должны вести антикоррупционную профилактику и принимать внутренние нормативные акты, в которых описываются меры профилактики коррупционных действий сотрудников. Например, Кодекс деловой этики утвержден акционерным обществом "Роснефть" <4>. Пункт 3.2.7 этого документа ("Действия в ситуации конфликта интересов") прямо указывает, что "конфликт между интересами Компании и собственными интересами сотрудников негативно сказывается на качестве работы, наносит ущерб Компании. Роснефть стремится исключить любую возможность возникновения таких ситуаций...".
(Ковалева О.А.)
("Конкурентное право", 2025, N 1)К ним можно отнести Указ Президента Российской Федерации от 2 апреля 2013 г. N 309 "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции" <2>, в соответствии с которым активно разрабатываются методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции. Сюда можно также отнести принятие Антикоррупционной хартии российского бизнеса Торгово-промышленной палатой Российской Федерации <3> совместно с Российским союзом промышленников и предпринимателей, а также общественными организациями "Деловая Россия" и "Опора России". Кроме того, организации должны вести антикоррупционную профилактику и принимать внутренние нормативные акты, в которых описываются меры профилактики коррупционных действий сотрудников. Например, Кодекс деловой этики утвержден акционерным обществом "Роснефть" <4>. Пункт 3.2.7 этого документа ("Действия в ситуации конфликта интересов") прямо указывает, что "конфликт между интересами Компании и собственными интересами сотрудников негативно сказывается на качестве работы, наносит ущерб Компании. Роснефть стремится исключить любую возможность возникновения таких ситуаций...".
Статья: Антикоррупционное просвещение и пропаганда в сфере высшего образования Российской Федерации
(Поляков М.М., Мигачев Ю.И.)
("Актуальные проблемы российского права", 2020, N 12)В МГЮА создан специализированный Совет по противодействию коррупции, Комиссия по соблюдению работниками университета требований, установленных в целях противодействия коррупции и урегулирования конфликта интересов, назначены ответственные должностные лица по профилактике коррупционных правонарушений.
(Поляков М.М., Мигачев Ю.И.)
("Актуальные проблемы российского права", 2020, N 12)В МГЮА создан специализированный Совет по противодействию коррупции, Комиссия по соблюдению работниками университета требований, установленных в целях противодействия коррупции и урегулирования конфликта интересов, назначены ответственные должностные лица по профилактике коррупционных правонарушений.
Статья: Проблемы правового и организационного обеспечения антикоррупционной политики в организациях детского отдыха и оздоровления
(Ваймер Е.В.)
("Безопасность бизнеса", 2023, N 2)<20> Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 8 августа 2022 г. N 472н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист в сфере предупреждения коррупционных правонарушений" // СПС "КонсультантПлюс".
(Ваймер Е.В.)
("Безопасность бизнеса", 2023, N 2)<20> Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 8 августа 2022 г. N 472н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист в сфере предупреждения коррупционных правонарушений" // СПС "КонсультантПлюс".
Статья: Международное сотрудничество в сфере противодействия коррупции
(Кузякин С.В.)
("Административное право и процесс", 2021, N 1)5. Мониторинг применения мер по противодействию коррупции и оценка эффективности таких мер. В данный пункт входят оценка деятельности государств в соответствующей сфере со стороны ООН, самооценка государств и их отчеты на международных площадках, мониторинг профилактических мер по борьбе с коррупцией.
(Кузякин С.В.)
("Административное право и процесс", 2021, N 1)5. Мониторинг применения мер по противодействию коррупции и оценка эффективности таких мер. В данный пункт входят оценка деятельности государств в соответствующей сфере со стороны ООН, самооценка государств и их отчеты на международных площадках, мониторинг профилактических мер по борьбе с коррупцией.
Вопрос: Что относится к специальным мерам противодействия коррупции?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Как следует из позиций, выраженных в Постановлениях Конституционного Суда РФ от 29.11.2016 N 26-П "По делу о проверке конституционности подпункта 8 пункта 2 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 17 Федерального закона "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" в связи с запросом Верховного суда Республики Башкортостан" и от 09.01.2019 N 1-П "По делу о проверке конституционности части 1 статьи 16 и части 1 статьи 17 Федерального закона "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" в связи с жалобой гражданина Г.П. Кристова" и Определении Конституционного Суда РФ от 06.06.2017 N 1163-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Романенко Дарьи Сергеевны на нарушение ее конституционных прав подпунктом 8 пункта 2 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также частью 1 статьи 4, частью 3 статьи 16, статьей 17 и частью 2 статьи 18 Федерального закона "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Определении Конституционного Суда РФ от 30.01.2024 N 41-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Пугачевой Людмилы Ивановны на нарушение ее конституционных прав подпунктом 8 пункта 2 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации и положениями федеральных законов "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" и "О противодействии коррупции", обращение по решению суда в доход РФ имущества, в отношении которого не представлены в соответствии с законодательством РФ о противодействии коррупции доказательства его приобретения на законные доходы, относится к особым правовым мерам, применяемым в случае нарушения лицами, выполняющими публичные функции, антикоррупционного законодательства, и направленным на эффективное противодействие коррупции и защиту конституционно значимых ценностей.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Как следует из позиций, выраженных в Постановлениях Конституционного Суда РФ от 29.11.2016 N 26-П "По делу о проверке конституционности подпункта 8 пункта 2 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 17 Федерального закона "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" в связи с запросом Верховного суда Республики Башкортостан" и от 09.01.2019 N 1-П "По делу о проверке конституционности части 1 статьи 16 и части 1 статьи 17 Федерального закона "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" в связи с жалобой гражданина Г.П. Кристова" и Определении Конституционного Суда РФ от 06.06.2017 N 1163-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Романенко Дарьи Сергеевны на нарушение ее конституционных прав подпунктом 8 пункта 2 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также частью 1 статьи 4, частью 3 статьи 16, статьей 17 и частью 2 статьи 18 Федерального закона "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Определении Конституционного Суда РФ от 30.01.2024 N 41-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Пугачевой Людмилы Ивановны на нарушение ее конституционных прав подпунктом 8 пункта 2 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации и положениями федеральных законов "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" и "О противодействии коррупции", обращение по решению суда в доход РФ имущества, в отношении которого не представлены в соответствии с законодательством РФ о противодействии коррупции доказательства его приобретения на законные доходы, относится к особым правовым мерам, применяемым в случае нарушения лицами, выполняющими публичные функции, антикоррупционного законодательства, и направленным на эффективное противодействие коррупции и защиту конституционно значимых ценностей.
Статья: Правовая природа и понятие конфликта интересов
(Рузаева Е.М.)
("Административное право и процесс", 2024, N 8)Тем не менее дальнейшее разрешение конфликта интересов находит отражение именно в законодательстве. С каждым годом все больше средств и методов противодействия и профилактики конфликта интересов как одной из предпосылок возникновения коррупционной ситуации приобретает законодательное закрепление. Таким образом, по нашему мнению, конфликт интересов все же можно отнести к подвиду юридического конфликта.
(Рузаева Е.М.)
("Административное право и процесс", 2024, N 8)Тем не менее дальнейшее разрешение конфликта интересов находит отражение именно в законодательстве. С каждым годом все больше средств и методов противодействия и профилактики конфликта интересов как одной из предпосылок возникновения коррупционной ситуации приобретает законодательное закрепление. Таким образом, по нашему мнению, конфликт интересов все же можно отнести к подвиду юридического конфликта.