Эвтаназия безнадзорных животных
Подборка наиболее важных документов по запросу Эвтаназия безнадзорных животных (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 27.03.2019 N 78-АПА19-4
Об оставлении без изменения решения Санкт-Петербургского городского суда от 09.10.2018, которым были признаны недействующими отдельные положения Концепции отношения к безнадзорным животным в Санкт-Петербурге, одобренной постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 20.09.2005 N 1383.Как следует из содержания Концепции, в ней провозглашаются принципы, которые будут лежать в основе решений и правовых актов, регулирующих отношения, связанные с безнадзорными животными в Санкт-Петербурге, целью ее принятия является создание в Санкт-Петербурге системы учреждений и форм работы с безнадзорными животными, при которой эвтаназия безнадзорных животных (собаки и кошки, имеющие собственника и временно выбывшие из его попечения, либо животные, собственник которых отказался от своих прав на них, а также животные, собственник которых неизвестен) как один из методов регулирования их численности запрещается.
Об оставлении без изменения решения Санкт-Петербургского городского суда от 09.10.2018, которым были признаны недействующими отдельные положения Концепции отношения к безнадзорным животным в Санкт-Петербурге, одобренной постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 20.09.2005 N 1383.Как следует из содержания Концепции, в ней провозглашаются принципы, которые будут лежать в основе решений и правовых актов, регулирующих отношения, связанные с безнадзорными животными в Санкт-Петербурге, целью ее принятия является создание в Санкт-Петербурге системы учреждений и форм работы с безнадзорными животными, при которой эвтаназия безнадзорных животных (собаки и кошки, имеющие собственника и временно выбывшие из его попечения, либо животные, собственник которых отказался от своих прав на них, а также животные, собственник которых неизвестен) как один из методов регулирования их численности запрещается.
Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 28.02.2018 N 45-АПГ17-24
Об оставлении без изменения решения Свердловского областного суда от 20.10.2017, которым было отказано в удовлетворении требования о признании недействующими ст. 1, пп. 1 п. 2 ст. 5 Закона Свердловской области от 03.12.2014 г. N 110-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, государственным полномочием Свердловской области по организации проведения мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных собак".По мнению Местной общественной организации "Первоуральское городское общество защиты животных", Законодательное собрание Свердловской области, приняв оспариваемые правовые предписания об эвтаназии безнадзорных животных, вышло за пределы полномочий, предоставленных им федеральным законодательством, поскольку органы государственной власти субъектов Российской Федерации не наделены государственными полномочиями на принятие таких действий по организации проведения мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных, как эвтаназия отловленных безнадзорных собак, которая федеральным законодателем не определена в качестве мероприятия по регулированию численности безнадзорных животных.
Об оставлении без изменения решения Свердловского областного суда от 20.10.2017, которым было отказано в удовлетворении требования о признании недействующими ст. 1, пп. 1 п. 2 ст. 5 Закона Свердловской области от 03.12.2014 г. N 110-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, государственным полномочием Свердловской области по организации проведения мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных собак".По мнению Местной общественной организации "Первоуральское городское общество защиты животных", Законодательное собрание Свердловской области, приняв оспариваемые правовые предписания об эвтаназии безнадзорных животных, вышло за пределы полномочий, предоставленных им федеральным законодательством, поскольку органы государственной власти субъектов Российской Федерации не наделены государственными полномочиями на принятие таких действий по организации проведения мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных, как эвтаназия отловленных безнадзорных собак, которая федеральным законодателем не определена в качестве мероприятия по регулированию численности безнадзорных животных.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовое регулирование эвтаназии животных без владельца: за и против
(Анисимов А.П., Буркова В.Н., Волков И.К., Ермаков А.М., Фомина А.С., Шебеко С.К.)
("Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Право", 2024, N 3)"Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Право", 2024, N 3
(Анисимов А.П., Буркова В.Н., Волков И.К., Ермаков А.М., Фомина А.С., Шебеко С.К.)
("Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Право", 2024, N 3)"Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Право", 2024, N 3
Статья: К вопросу об обеспечении безопасности населения в связи с нападением безнадзорных животных (собак) на примере Белгородской области
(Торговченков В.И.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2024, N 2)С целью разрешения нарастающего конфликта между приверженцами гуманного отношения к животным и сторонниками более радикального метода требуется регламентация рассматриваемого вопроса на законодательном уровне. С учетом изложенного прокуратурой Белгородской области в порядке, предусмотренном ст. 9 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", губернатору Белгородской области подготовлена информация о включении в перечень мероприятий по обращению с безнадзорными животными их эвтаназии.
(Торговченков В.И.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2024, N 2)С целью разрешения нарастающего конфликта между приверженцами гуманного отношения к животным и сторонниками более радикального метода требуется регламентация рассматриваемого вопроса на законодательном уровне. С учетом изложенного прокуратурой Белгородской области в порядке, предусмотренном ст. 9 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", губернатору Белгородской области подготовлена информация о включении в перечень мероприятий по обращению с безнадзорными животными их эвтаназии.
Нормативные акты
Решение Коми УФАС России от 28.04.2025 N 011/06/99-372/2025 по делу N РНП-11-74
О включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков.- эвтаназия животного без владельца (при необходимости);
О включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков.- эвтаназия животного без владельца (при необходимости);
Постановление Коми УФАС России от 18.11.2024 по делу N 011/04/7.29-1015/2024
Нарушение: ч. 1 ст. 7.29 КоАП РФ (несоблюдение требований о контрактной системе в сфере госзакупок...).
Решение: Назначен штраф.в части принятия решения о способе определения исполнителя, в том числе решения о закупке услуг для обеспечения муниципальных нужд путем заключения контракта от 26.12.20233 03-120 на оказание услуг по отлову, передержке, клиническому осмотру, оказанию ветеринарной помощи, эвтаназии и утилизации трупов животных без владельцев, а также возврат в места обитания согласно нормативно-правовым актам администрации МО ГО "УА" с индивидуальным предпринимателем <...> на сумму 444 100,00 рублей на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе (далее - контракт от 26.12.2023 N 03-120) с превышением годового объема таких закупок,
Нарушение: ч. 1 ст. 7.29 КоАП РФ (несоблюдение требований о контрактной системе в сфере госзакупок...).
Решение: Назначен штраф.в части принятия решения о способе определения исполнителя, в том числе решения о закупке услуг для обеспечения муниципальных нужд путем заключения контракта от 26.12.20233 03-120 на оказание услуг по отлову, передержке, клиническому осмотру, оказанию ветеринарной помощи, эвтаназии и утилизации трупов животных без владельцев, а также возврат в места обитания согласно нормативно-правовым актам администрации МО ГО "УА" с индивидуальным предпринимателем <...> на сумму 444 100,00 рублей на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе (далее - контракт от 26.12.2023 N 03-120) с превышением годового объема таких закупок,
Статья: Особенности толкования юридически значимых признаков основного состава жестокого обращения с животными (ч. 1 ст. 245 УК)
(Щетинина Н.В., Аюпова Г.Ш.)
("Законность", 2024, N 9)Корыстные побуждения суды традиционно связывают со стремлением виновного в результате совершаемых им действий извлечь выгоду материального характера или освободиться от материальных затрат, в том числе связанных с содержанием животного. Так, К., являясь индивидуальным предпринимателем, выполняя муниципальный контракт, предметом которого были отлов и содержание безнадзорных животных, произвел отлов 171 особи безнадзорных животных (собак), которые были помещены в пункт содержания безнадзорных животных. Желая избавиться от материальных затрат на содержание животных, К. дал указание П., согласно которому последний подвергал животных эвтаназии путем инъекции препарата "Аделин Супер" <15>.
(Щетинина Н.В., Аюпова Г.Ш.)
("Законность", 2024, N 9)Корыстные побуждения суды традиционно связывают со стремлением виновного в результате совершаемых им действий извлечь выгоду материального характера или освободиться от материальных затрат, в том числе связанных с содержанием животного. Так, К., являясь индивидуальным предпринимателем, выполняя муниципальный контракт, предметом которого были отлов и содержание безнадзорных животных, произвел отлов 171 особи безнадзорных животных (собак), которые были помещены в пункт содержания безнадзорных животных. Желая избавиться от материальных затрат на содержание животных, К. дал указание П., согласно которому последний подвергал животных эвтаназии путем инъекции препарата "Аделин Супер" <15>.
Статья: Некоторые аспекты местного нормотворчества в сфере содержания безнадзорных животных
(Хорьков В.Н., Заячковский О.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2019, N 2)Что касается первого вида муниципальных правовых актов, то их принятие незаконно, так как противоречит Федеральному закону от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Федеральный закон принятие муниципальных правовых актов, регулирующих отношения в области содержания домашних животных, отлова и содержания безнадзорных животных, не относит к вопросам местного значения. На неправомерность принятия подобного рода актов обращал внимание Верховный Суд РФ. Позиция Верховного Суда состоит в том, что правовое регулирование полномочий в области содержания домашних животных, порядка отлова и содержания безнадзорных животных отнесено к полномочиям субъекта Российской Федерации и не входит в компетенцию органов местного самоуправления <6>. Органы местного самоуправления в соответствии со ст. 2 Федерального закона правомочны принимать муниципальные правовые акты только по вопросам местного значения. Однако на практике органы местного самоуправления иногда выходят за рамки своей компетенции и в нарушение требований Федерального закона принимают нормативные правовые акты в сфере регулирования содержания домашних животных, в том числе безнадзорных. Так, в Калининградской области в городе Советске действуют Правила содержания животных на территории г. Советска, утвержденные решением городского Совета депутатов г. Советска от 16 июня 1999 г. N 458 <7>. Указанные правила и по своему содержанию противоречат законодательству Калининградской области. Приведем дословно одну из норм Правил: животные, владелец которых не установлен, подлежат передаче в приют, находящийся в муниципальном предприятии по благоустройству (на срок не более 3 суток) с последующей эвтаназией специалистами Городской ветеринарной станции по заявкам муниципального предприятия по благоустройству. В анализируемой норме сразу два нарушения законодательства Калининградской области. Во-первых, Законом Калининградской области от 2 декабря 2015 г. N 488 "Об организации проведения на территории Калининградской области мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных" <8> не предусмотрен срок нахождения безнадзорных животных в пунктах содержания (приютах). Во-вторых, порядок проведения умерщвления (эвтаназии) установлен ст. 8 Закона Калининградской области от 2 декабря 2015 г. и не может регулироваться муниципальным правовым актом.
(Хорьков В.Н., Заячковский О.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2019, N 2)Что касается первого вида муниципальных правовых актов, то их принятие незаконно, так как противоречит Федеральному закону от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Федеральный закон принятие муниципальных правовых актов, регулирующих отношения в области содержания домашних животных, отлова и содержания безнадзорных животных, не относит к вопросам местного значения. На неправомерность принятия подобного рода актов обращал внимание Верховный Суд РФ. Позиция Верховного Суда состоит в том, что правовое регулирование полномочий в области содержания домашних животных, порядка отлова и содержания безнадзорных животных отнесено к полномочиям субъекта Российской Федерации и не входит в компетенцию органов местного самоуправления <6>. Органы местного самоуправления в соответствии со ст. 2 Федерального закона правомочны принимать муниципальные правовые акты только по вопросам местного значения. Однако на практике органы местного самоуправления иногда выходят за рамки своей компетенции и в нарушение требований Федерального закона принимают нормативные правовые акты в сфере регулирования содержания домашних животных, в том числе безнадзорных. Так, в Калининградской области в городе Советске действуют Правила содержания животных на территории г. Советска, утвержденные решением городского Совета депутатов г. Советска от 16 июня 1999 г. N 458 <7>. Указанные правила и по своему содержанию противоречат законодательству Калининградской области. Приведем дословно одну из норм Правил: животные, владелец которых не установлен, подлежат передаче в приют, находящийся в муниципальном предприятии по благоустройству (на срок не более 3 суток) с последующей эвтаназией специалистами Городской ветеринарной станции по заявкам муниципального предприятия по благоустройству. В анализируемой норме сразу два нарушения законодательства Калининградской области. Во-первых, Законом Калининградской области от 2 декабря 2015 г. N 488 "Об организации проведения на территории Калининградской области мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных" <8> не предусмотрен срок нахождения безнадзорных животных в пунктах содержания (приютах). Во-вторых, порядок проведения умерщвления (эвтаназии) установлен ст. 8 Закона Калининградской области от 2 декабря 2015 г. и не может регулироваться муниципальным правовым актом.
Статья: Проблемы правового регулирования обращения с животными
(Минина Е.Л.)
("Журнал российского права", 2014, N 12)Имеется и ряд других вопросов, которые требуют урегулирования именно на федеральном уровне в силу их важности и необходимости единообразного применения, а не по принципу отнесения к отраслям законодательства, тем более что каждый из этих вопросов имеет сложный состав и может быть отнесен одновременно к проблемам соблюдения общественной нравственности и охраны общественного порядка, ветеринарной медицине и др. Это, к примеру, определение порядка (случаев и способов) осуществления эвтаназии домашних животных, допустимых способов отлова безнадзорных животных и определения их дальнейшей судьбы (усыпление, стерилизация или содержание в приюте) и т.д.
(Минина Е.Л.)
("Журнал российского права", 2014, N 12)Имеется и ряд других вопросов, которые требуют урегулирования именно на федеральном уровне в силу их важности и необходимости единообразного применения, а не по принципу отнесения к отраслям законодательства, тем более что каждый из этих вопросов имеет сложный состав и может быть отнесен одновременно к проблемам соблюдения общественной нравственности и охраны общественного порядка, ветеринарной медицине и др. Это, к примеру, определение порядка (случаев и способов) осуществления эвтаназии домашних животных, допустимых способов отлова безнадзорных животных и определения их дальнейшей судьбы (усыпление, стерилизация или содержание в приюте) и т.д.
"Гражданский кодекс Российской Федерации. Подробный постатейный комментарий с путеводителем по законодательству и судебной практике. Часть I"
(отв. ред. Ю.Ф. Беспалов)
("Проспект", 2017)Следовательно, предусмотренная оспариваемым пунктом 4 части 3 статьи 1 регионального закона эвтаназия безнадзорных здоровых животных через 12 дней после их отлова при отсутствии на безнадзорном животном идентификационных меток, иных предметов с информацией, позволяющей однозначно установить собственника (владельца), не может рассматриваться как соответствующая требованиям гуманности по обращению с животными, сформулированным в статье 137 Гражданского кодекса Российской Федерации" <1>.
(отв. ред. Ю.Ф. Беспалов)
("Проспект", 2017)Следовательно, предусмотренная оспариваемым пунктом 4 части 3 статьи 1 регионального закона эвтаназия безнадзорных здоровых животных через 12 дней после их отлова при отсутствии на безнадзорном животном идентификационных меток, иных предметов с информацией, позволяющей однозначно установить собственника (владельца), не может рассматриваться как соответствующая требованиям гуманности по обращению с животными, сформулированным в статье 137 Гражданского кодекса Российской Федерации" <1>.
Статья: Отлов и содержание безнадзорных домашних животных (бюджетно-правовой аспект)
(Ячменев Г.Г.)
("Арбитражные споры", 2016, N 3)В целях определения размера предоставляемых субвенций Приказом комитета по жилищно-коммунальному хозяйству и транспорту Ленинградской области от 14.08.14 N 51 утверждены нормативы средней стоимости единиц услуг по осуществлению отдельных государственных полномочий Ленинградской области по отлову, транспортировке, содержанию, учету, стерилизации, эвтаназии, утилизации трупов безнадзорных животных (в частности, средняя стоимость услуги по отлову безнадзорных животных составляет 2527 руб. на одно безнадзорное животное, а средняя стоимость услуги по содержанию и учету безнадзорных животных - 1766 руб. на одно животное (содержание не более 10 дней)).
(Ячменев Г.Г.)
("Арбитражные споры", 2016, N 3)В целях определения размера предоставляемых субвенций Приказом комитета по жилищно-коммунальному хозяйству и транспорту Ленинградской области от 14.08.14 N 51 утверждены нормативы средней стоимости единиц услуг по осуществлению отдельных государственных полномочий Ленинградской области по отлову, транспортировке, содержанию, учету, стерилизации, эвтаназии, утилизации трупов безнадзорных животных (в частности, средняя стоимость услуги по отлову безнадзорных животных составляет 2527 руб. на одно безнадзорное животное, а средняя стоимость услуги по содержанию и учету безнадзорных животных - 1766 руб. на одно животное (содержание не более 10 дней)).
Статья: Некоторые аспекты установления административной ответственности за нарушение правил отлова и содержания безнадзорных животных
(Хорьков В.Н.)
("Административное право и процесс", 2019, N 2)Необычно решен вопрос установления административной ответственности за нарушение правил отлова и содержания безнадзорных животных в Законе Вологодской области от 8 декабря 2010 года N 2429-ОЗ "Об административных правонарушениях в Вологодской области". Новизна заключается в том, что законодатель Вологодской области расширительно толкует объективную сторону данного административного правонарушения, которая включает помимо нарушения порядка отлова и содержания безнадзорных животных еще и порядок дальнейшего использования безнадзорных животных. В Постановлении Правительства Вологодской области от 19 марта 2012 года N 215 "Об организации отлова, содержания и дальнейшего использования безнадзорных животных" <14> указаны два способа дальнейшего использования безнадзорных животных: "1) отловленные безнадзорные животные могут быть возвращены владельцам либо переданы новым владельцам по их заявлениям с соблюдением требований гражданского законодательства; 2) безнадзорные животные подлежат эвтаназии по медицинским показаниям в случае их нежизнеспособности по причине болезни или травмы, а также поведенческим показаниям, если они представляют опасность для общества". Если первый способ дальнейшего использования безнадзорных животных сомнений не вызывает, второй - небесспорен. Не очень понятно, о каком дальнейшем использовании умерщвленных безнадзорных животных может идти речь. Представляется, что дальнейшее использование возможно только в отношении живых безнадзорных животных.
(Хорьков В.Н.)
("Административное право и процесс", 2019, N 2)Необычно решен вопрос установления административной ответственности за нарушение правил отлова и содержания безнадзорных животных в Законе Вологодской области от 8 декабря 2010 года N 2429-ОЗ "Об административных правонарушениях в Вологодской области". Новизна заключается в том, что законодатель Вологодской области расширительно толкует объективную сторону данного административного правонарушения, которая включает помимо нарушения порядка отлова и содержания безнадзорных животных еще и порядок дальнейшего использования безнадзорных животных. В Постановлении Правительства Вологодской области от 19 марта 2012 года N 215 "Об организации отлова, содержания и дальнейшего использования безнадзорных животных" <14> указаны два способа дальнейшего использования безнадзорных животных: "1) отловленные безнадзорные животные могут быть возвращены владельцам либо переданы новым владельцам по их заявлениям с соблюдением требований гражданского законодательства; 2) безнадзорные животные подлежат эвтаназии по медицинским показаниям в случае их нежизнеспособности по причине болезни или травмы, а также поведенческим показаниям, если они представляют опасность для общества". Если первый способ дальнейшего использования безнадзорных животных сомнений не вызывает, второй - небесспорен. Не очень понятно, о каком дальнейшем использовании умерщвленных безнадзорных животных может идти речь. Представляется, что дальнейшее использование возможно только в отношении живых безнадзорных животных.
Статья: Ограничение прав собственников домашних животных, содержащихся в жилых помещениях, как способ защиты публичных интересов
(Пушкина А.В.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2024, N 5)Так, если собака потерялась, то при наличии чипа будет очень просто определить, кто ее хозяин, и вернуть владельцу. В настоящее время регионы ужесточают борьбу с бездомными животными. Например, в Забайкальском крае, Республике Алтай, Астраханской области и Бурятии недавно были приняты законы, допускающие эвтаназию бездомных собак, если их владельцы не найдены, как правило, в течение декады <10>. Такой меры федеральное законодательство не предусматривает, но допускает возможность установления иных правил на уровне субъекта Федерации. Подобного рода возврат к советской практике вызван малым количеством приютов для бездомных собак и жалобами граждан на агрессию со стороны безнадзорных животных. Представляется, что такая крайняя мера противоречит основным принципам, заложенным в Законе N 498-ФЗ, и решать проблему бездомных животных необходимо более цивилизованным путем.
(Пушкина А.В.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2024, N 5)Так, если собака потерялась, то при наличии чипа будет очень просто определить, кто ее хозяин, и вернуть владельцу. В настоящее время регионы ужесточают борьбу с бездомными животными. Например, в Забайкальском крае, Республике Алтай, Астраханской области и Бурятии недавно были приняты законы, допускающие эвтаназию бездомных собак, если их владельцы не найдены, как правило, в течение декады <10>. Такой меры федеральное законодательство не предусматривает, но допускает возможность установления иных правил на уровне субъекта Федерации. Подобного рода возврат к советской практике вызван малым количеством приютов для бездомных собак и жалобами граждан на агрессию со стороны безнадзорных животных. Представляется, что такая крайняя мера противоречит основным принципам, заложенным в Законе N 498-ФЗ, и решать проблему бездомных животных необходимо более цивилизованным путем.