Этапы судебного разбирательства
Подборка наиболее важных документов по запросу Этапы судебного разбирательства (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 286 "Право на обращение в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций" КАС РФ"Следовательно, в случае если административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций подано с пропуском срока, суд, рассматривающий дело, обязан исследовать причины такого пропуска для разрешения вопроса о возможности его восстановления (о чем административным истцом может быть заявлено на любом этапе судебного разбирательства по существу) либо отказа в восстановлении пропущенного срока в связи с отсутствием уважительных причин."
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 47 "Взыскание задолженности за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора, плательщика страховых взносов) - организации, индивидуального предпринимателя" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")По мнению налогового органа, он вправе был выставить требование об уплате задолженности после окончания судебных разбирательств на этапе нового рассмотрения дела, по результатам которого обществу было отказано в удовлетворении требований о признании решения о доначислении налогов, пеней, штрафа незаконным.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")По мнению налогового органа, он вправе был выставить требование об уплате задолженности после окончания судебных разбирательств на этапе нового рассмотрения дела, по результатам которого обществу было отказано в удовлетворении требований о признании решения о доначислении налогов, пеней, штрафа незаконным.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Право, применимое к порядку извещения стороны судебного разбирательства на территории иностранного государства
(Долгушин А.Е.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 6)1. Этап инициирования судебного разбирательства
(Долгушин А.Е.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 6)1. Этап инициирования судебного разбирательства
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2018)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04.07.2018)
(ред. от 25.04.2025)Комитет напоминает...о том, что право пользоваться бесплатной помощью переводчика, если обвиняемые не понимают языка, используемого в суде, или не говорят на этом языке, в том виде, как оно предусмотрено в пункте 3 f) статьи 14 [Пакта], воплощает еще один аспект принципа справедливости и равенства состязательных возможностей в судопроизводстве по уголовным делам <80>; это право действует на всех этапах устного судебного разбирательства и принадлежит как иностранцам, так и гражданам государства <81> (пункт 9.3 Соображений).
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04.07.2018)
(ред. от 25.04.2025)Комитет напоминает...о том, что право пользоваться бесплатной помощью переводчика, если обвиняемые не понимают языка, используемого в суде, или не говорят на этом языке, в том виде, как оно предусмотрено в пункте 3 f) статьи 14 [Пакта], воплощает еще один аспект принципа справедливости и равенства состязательных возможностей в судопроизводстве по уголовным делам <80>; это право действует на всех этапах устного судебного разбирательства и принадлежит как иностранцам, так и гражданам государства <81> (пункт 9.3 Соображений).
"Обзор практики межгосударственных органов по защите прав и основных свобод человека N 2(2024)"
(подготовлен Верховным Судом РФ)Касательно утверждения автора о том, что ему угрожала опасность психологических пыток или пыток, не поддающихся обнаружению, Министерство юстиции также рассмотрело вопрос, сможет ли оно обнаружить пытки в случае их применения, и, прежде чем принять решение о его выдаче, запросило дополнительную информацию о частоте посещений автора и сроках получения доступа к записям досудебных расследований. На заключительном этапе судебного разбирательства Верховный суд удовлетворил просьбу автора представить новые доказательства в виде заключений об условиях содержания заключенных в Китае за последнее время. Заключения были представлены в конце 2021 года несколькими профессорами и адвокатом-консультантом, который занимался юридической практикой в Китае до 2003 года, и в них, среди прочего, выражалась обеспокоенность относительно установившейся практики применения пыток в Китае, а также по поводу того, что полагаться на предоставленные гарантии можно лишь с большой долей условности. Суд учел высказанные опасения и, приняв во внимание ранее упомянутые факторы, пришел к выводу, об отсутствии серьезных оснований полагать, что автору будет угрожать опасность подвергнуться пыткам (пункт 8.11 Соображений).
(подготовлен Верховным Судом РФ)Касательно утверждения автора о том, что ему угрожала опасность психологических пыток или пыток, не поддающихся обнаружению, Министерство юстиции также рассмотрело вопрос, сможет ли оно обнаружить пытки в случае их применения, и, прежде чем принять решение о его выдаче, запросило дополнительную информацию о частоте посещений автора и сроках получения доступа к записям досудебных расследований. На заключительном этапе судебного разбирательства Верховный суд удовлетворил просьбу автора представить новые доказательства в виде заключений об условиях содержания заключенных в Китае за последнее время. Заключения были представлены в конце 2021 года несколькими профессорами и адвокатом-консультантом, который занимался юридической практикой в Китае до 2003 года, и в них, среди прочего, выражалась обеспокоенность относительно установившейся практики применения пыток в Китае, а также по поводу того, что полагаться на предоставленные гарантии можно лишь с большой долей условности. Суд учел высказанные опасения и, приняв во внимание ранее упомянутые факторы, пришел к выводу, об отсутствии серьезных оснований полагать, что автору будет угрожать опасность подвергнуться пыткам (пункт 8.11 Соображений).
Статья: К вопросу о взыскании судебных расходов с выигравшей дело стороны
(Бурнос Е.Н., Ошуева В.В.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2025, N 10)Отечественное правоприменение по взысканию судебных расходов базируется на принципе возмещения затрат той стороне, которая их понесла, за счет проигравшей стороны. Этот принцип применяется ко всем судебным актам, включая решения судов первой инстанции, определения о прекращении дела или оставлении иска без рассмотрения, а также постановления апелляционных, кассационных и надзорных инстанций, завершающих дело на разных этапах судебного процесса <3>.
(Бурнос Е.Н., Ошуева В.В.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2025, N 10)Отечественное правоприменение по взысканию судебных расходов базируется на принципе возмещения затрат той стороне, которая их понесла, за счет проигравшей стороны. Этот принцип применяется ко всем судебным актам, включая решения судов первой инстанции, определения о прекращении дела или оставлении иска без рассмотрения, а также постановления апелляционных, кассационных и надзорных инстанций, завершающих дело на разных этапах судебного процесса <3>.
Статья: Соотношение принципа non bis in idem и конструкции продолжаемых преступлений
(Равилов И.Р., Ильина В.А.)
("Уголовное право", 2025, N 3)Избежать повторного привлечения к уголовной ответственности по отдельным эпизодам продолжаемого преступления в такой ситуации позволяет уголовно-процессуальный механизм соединения уголовных дел в одно производство. Однако с учетом фактических обстоятельств, изложенных в решении Конституционного Суда РФ, исходное дело, вероятно, к моменту осуществления всех процессуальных действий, ставших причиной выделения отдельных эпизодов продолжаемого преступления в самостоятельное производство, будет направлено в суд <29>. В таком случае соединение уголовных дел потребует либо возвращения исходного дела прокурору на основании п. 4 ч. 1 ст. 237 УПК РФ, что чревато существенными временными затратами, либо их соединения на этапе судебного разбирательства в порядке ст. 239.2 УПК РФ, что повлечет необходимость исследования судом обстоятельств и доказательств, содержащихся в присоединенном деле. Ни в первом, ни во втором варианте уголовное дело не рассматривается в более короткий срок, в связи с чем цель выделения отдельных эпизодов продолжаемого преступления в самостоятельное производство по мотиву затруднения доступа обвиняемых к правосудию в разумный срок представляется в данном случае не достигаемой, тем более с учетом риска потенциального привлечения лица к уголовной ответственности дважды за одно продолжаемое преступление.
(Равилов И.Р., Ильина В.А.)
("Уголовное право", 2025, N 3)Избежать повторного привлечения к уголовной ответственности по отдельным эпизодам продолжаемого преступления в такой ситуации позволяет уголовно-процессуальный механизм соединения уголовных дел в одно производство. Однако с учетом фактических обстоятельств, изложенных в решении Конституционного Суда РФ, исходное дело, вероятно, к моменту осуществления всех процессуальных действий, ставших причиной выделения отдельных эпизодов продолжаемого преступления в самостоятельное производство, будет направлено в суд <29>. В таком случае соединение уголовных дел потребует либо возвращения исходного дела прокурору на основании п. 4 ч. 1 ст. 237 УПК РФ, что чревато существенными временными затратами, либо их соединения на этапе судебного разбирательства в порядке ст. 239.2 УПК РФ, что повлечет необходимость исследования судом обстоятельств и доказательств, содержащихся в присоединенном деле. Ни в первом, ни во втором варианте уголовное дело не рассматривается в более короткий срок, в связи с чем цель выделения отдельных эпизодов продолжаемого преступления в самостоятельное производство по мотиву затруднения доступа обвиняемых к правосудию в разумный срок представляется в данном случае не достигаемой, тем более с учетом риска потенциального привлечения лица к уголовной ответственности дважды за одно продолжаемое преступление.
Статья: Вклад Комитета ООН по правам человека в определение справедливого судебного разбирательства как структурного принципа международного порядка
(Элиа А.Р.)
("Вестник гражданского процесса", 2024, N 5)<110> Важно отметить, что в обоих текстах, испанском и английском, неопределенно говорится о публичности то слушаний, то прений, то этапа оглашения приговора, то более общего "судебного разбирательства". Однако из совокупного прочтения п. 25, 28 и 29 GC/32 можно сделать вывод, что право на публичное слушание охватывает, по мнению Комитета, все этапы судебного разбирательства.
(Элиа А.Р.)
("Вестник гражданского процесса", 2024, N 5)<110> Важно отметить, что в обоих текстах, испанском и английском, неопределенно говорится о публичности то слушаний, то прений, то этапа оглашения приговора, то более общего "судебного разбирательства". Однако из совокупного прочтения п. 25, 28 и 29 GC/32 можно сделать вывод, что право на публичное слушание охватывает, по мнению Комитета, все этапы судебного разбирательства.
Статья: Как учесть последствия мирового соглашения об уменьшении стоимости товара
(Катаева Н.Н.)
("Главная книга", 2024, N 6)Мировое соглашение можно заключить на любом этапе судебного разбирательства. Оно утверждается определением суда и считается равноценным его решению. А если должник не будет добровольно исполнять мировое соглашение, то в суде кредитор может получить исполнительный лист и предъявить его для исполнения в службу судебных приставов <2>.
(Катаева Н.Н.)
("Главная книга", 2024, N 6)Мировое соглашение можно заключить на любом этапе судебного разбирательства. Оно утверждается определением суда и считается равноценным его решению. А если должник не будет добровольно исполнять мировое соглашение, то в суде кредитор может получить исполнительный лист и предъявить его для исполнения в службу судебных приставов <2>.
Статья: Презумпция невиновности: теория и актуальные аспекты современной судебной практики
(Вильская Н.В., Малахова В.Ю.)
("Современное право", 2025, N 4)Обвиняемым является лицо, против которого собирают доказательства вины в совершении противозаконного деяния. Это дает право утверждать, что правонарушение совершил именно он. Обвиняемый может быть осужден только компетентным органом или должностным лицом. В уголовном процессе презумпция невиновности является объективным, а не субъективным понятием. Законные права обвиняемого защищены на всех этапах судебного разбирательства. Согласно указанному принципу, рассмотрение обстоятельств правонарушения не может служить поводом для ограничения каких-либо гражданских прав обвиняемого, а также увольнения или отстранения его от должности. В качестве исключения выделяют лишь решения компетентных органов, например, ограничение на свободу передвижения и др.
(Вильская Н.В., Малахова В.Ю.)
("Современное право", 2025, N 4)Обвиняемым является лицо, против которого собирают доказательства вины в совершении противозаконного деяния. Это дает право утверждать, что правонарушение совершил именно он. Обвиняемый может быть осужден только компетентным органом или должностным лицом. В уголовном процессе презумпция невиновности является объективным, а не субъективным понятием. Законные права обвиняемого защищены на всех этапах судебного разбирательства. Согласно указанному принципу, рассмотрение обстоятельств правонарушения не может служить поводом для ограничения каких-либо гражданских прав обвиняемого, а также увольнения или отстранения его от должности. В качестве исключения выделяют лишь решения компетентных органов, например, ограничение на свободу передвижения и др.
Статья: Вынесение заведомо неправосудного судебного акта (ст. 305 УК РФ): особенности определения момента окончания в теории и правоприменительной практике
(Романенко Н.В.)
("Мировой судья", 2025, N 7)Со всеми этими утверждениями можно было бы согласиться, если бы практика не показала <6>, что судебные акты, вынесенные заведомо незаконно, оглашаются крайне редко. Они вообще принимаются с грубейшими нарушениями процессуальной формы: без проведения судебного заседания, а зачастую без надлежащего уведомления участников, и поэтому оглашать их просто не перед кем. Вся "обрядовая сторона правосудия", на которую справедливо обращают внимание ученые, - "система пафосных ритуалов и церемоний, экстравагантное облачение судей и других участников процесса в разноцветные мантии, парики и шапочки" <7>, - здесь выглядит особенно нелепо, попирается цинично и грубо. Никаких традиционных этапов судебного разбирательства - судебного следствия, прений сторон, последнего слова подсудимого - здесь нет, есть лишь необходимый минимум ("сухой остаток правосудия"), обеспечивающий достижение преступного результата и изменение правоотношений сторон. Копии судебных актов впоследствии просто негласно вручаются заинтересованным лицам ("проплатившим" их "заказчикам"), а секретарю при этом дается указание изготовить поддельный протокол судебного заседания:
(Романенко Н.В.)
("Мировой судья", 2025, N 7)Со всеми этими утверждениями можно было бы согласиться, если бы практика не показала <6>, что судебные акты, вынесенные заведомо незаконно, оглашаются крайне редко. Они вообще принимаются с грубейшими нарушениями процессуальной формы: без проведения судебного заседания, а зачастую без надлежащего уведомления участников, и поэтому оглашать их просто не перед кем. Вся "обрядовая сторона правосудия", на которую справедливо обращают внимание ученые, - "система пафосных ритуалов и церемоний, экстравагантное облачение судей и других участников процесса в разноцветные мантии, парики и шапочки" <7>, - здесь выглядит особенно нелепо, попирается цинично и грубо. Никаких традиционных этапов судебного разбирательства - судебного следствия, прений сторон, последнего слова подсудимого - здесь нет, есть лишь необходимый минимум ("сухой остаток правосудия"), обеспечивающий достижение преступного результата и изменение правоотношений сторон. Копии судебных актов впоследствии просто негласно вручаются заинтересованным лицам ("проплатившим" их "заказчикам"), а секретарю при этом дается указание изготовить поддельный протокол судебного заседания:
Готовое решение: Как грузоотправителю предъявить претензию к перевозчику о возмещении ущерба
(КонсультантПлюс, 2025)Да, полагаем, что грузоотправитель может отозвать свою претензию перевозчику. Граждане и юрлица осуществляют свои гражданские права по своему усмотрению (п. 1 ст. 9 ГК РФ). Запретов для грузоотправителя на отзыв подобной претензии в гл. 40 ГК РФ о перевозке, транспортных уставах и кодексах, иных законах и издаваемых в соответствии с ними правилах не установлено. Закон допускает даже отказ от иска в судебном процессе до определенного этапа. В частности, это возможно по делам, рассматриваемым в арбитражном суде первой или апелляционной инстанции, что следует из ч. 2 ст. 49 АПК РФ.
(КонсультантПлюс, 2025)Да, полагаем, что грузоотправитель может отозвать свою претензию перевозчику. Граждане и юрлица осуществляют свои гражданские права по своему усмотрению (п. 1 ст. 9 ГК РФ). Запретов для грузоотправителя на отзыв подобной претензии в гл. 40 ГК РФ о перевозке, транспортных уставах и кодексах, иных законах и издаваемых в соответствии с ними правилах не установлено. Закон допускает даже отказ от иска в судебном процессе до определенного этапа. В частности, это возможно по делам, рассматриваемым в арбитражном суде первой или апелляционной инстанции, что следует из ч. 2 ст. 49 АПК РФ.
Статья: Момент начала действия принципа res judicata в отношении судебного акта в гражданском процессе России и зарубежных стран
(Одринский А.О.)
("Мировой судья", 2025, N 10)Процедура апелляции или пересмотр решения не являются обязательными этапами судебного разбирательства, без которых выводы суда не обретают юридической силы. Исходя из этого, в американской правовой доктрине преобладает точка зрения, согласно которой решение считается окончательным с момента его вынесения. Если же оно позднее будет отменено в ходе апелляционного рассмотрения или в связи с пересмотром по новым или вновь открывшимся обстоятельствам, оно действительно утрачивает статус окончательного. Но до тех пор, пока такая отмена не произошла, решение удовлетворяет критериям, необходимым для применения принципа res judicata. Именно данный подход в настоящее время доминирует в федеральном праве США.
(Одринский А.О.)
("Мировой судья", 2025, N 10)Процедура апелляции или пересмотр решения не являются обязательными этапами судебного разбирательства, без которых выводы суда не обретают юридической силы. Исходя из этого, в американской правовой доктрине преобладает точка зрения, согласно которой решение считается окончательным с момента его вынесения. Если же оно позднее будет отменено в ходе апелляционного рассмотрения или в связи с пересмотром по новым или вновь открывшимся обстоятельствам, оно действительно утрачивает статус окончательного. Но до тех пор, пока такая отмена не произошла, решение удовлетворяет критериям, необходимым для применения принципа res judicata. Именно данный подход в настоящее время доминирует в федеральном праве США.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Доступность правосудия обеспечивается многочисленными административно-процессуальными институтами, входящими в систему административного судопроизводства. Речь идет не только о беспрепятственном и свободном выборе административным истцом способа защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, предъявлении административного искового заявления, но и об использовании правозащитного юридического потенциала, содержащегося в многочисленных административно-правовых институтах. Например, в соответствии с ч. 1 ст. 4 КАС РФ каждое заинтересованное лицо обладает гарантированным правом на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также правом на обращение в суд (в предусмотренных законодательством случаях) в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов. Часть 4.1 ст. 45 КАС РФ определяет, что при наличии технической возможности лицам, участвующим в деле, может быть предоставлен доступ к материалам административного дела в электронном виде в информационно-телекоммуникационной сети Интернет посредством информационной системы, определенной Верховным Судом Российской Федерации, Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации. На законодателя возлагается обязанность мониторинга судебной практики по административным делам с целью выявления случаев, когда для граждан осложняется доступ к судебной защите и создаются препятствия доступности правосудия (например, дискуссионным остается вопрос о профессиональном представительстве по административному делу, ибо в условиях ограниченных возможностей по выбору представителя в суде по административному делу это может стать препятствием для обеспечения доступности правосудия). Таким образом, доступность административного правосудия представляет собой отправную точку в порядке административного судопроизводства; однако все стадии и этапы судебного процесса должны содержать процессуальные механизмы, направленные на поддержку этого принципиального положения об установлении полноценных гарантий для участия в рассмотрении дела. Доступность правосудия имеет сложную процессуально-обеспечительную структуру, ибо нормы КАС РФ гарантируют беспрепятственную возможность реализации административно-процессуальной правосубъектности гражданина на всех стадиях административного судопроизводства; доступность административного правосудия реализуется при подготовке административного дела к судебному разбирательству, рассмотрении и разрешении административного дела, использовании права апелляционного обжалования решения суда, обращении в суд кассационной инстанции или в суд, наделенный полномочием по пересмотру судебного акта, приведении в исполнение вступивших в силу судебных актов. К обеспечению доступности правосудия относятся и обеспечивающие его финансовые и организационно-правовые механизмы, направленные на расширение возможностей обращения в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов. Например, в гл. 10 КАС РФ предусматриваются возможность в соответствии с законодательством о налогах и сборах предоставления льгот по уплате государственной пошлины, основания и порядок освобождения от уплаты государственной пошлины, уменьшения ее размера, предоставления отсрочки или рассрочки ее уплаты.
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Доступность правосудия обеспечивается многочисленными административно-процессуальными институтами, входящими в систему административного судопроизводства. Речь идет не только о беспрепятственном и свободном выборе административным истцом способа защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, предъявлении административного искового заявления, но и об использовании правозащитного юридического потенциала, содержащегося в многочисленных административно-правовых институтах. Например, в соответствии с ч. 1 ст. 4 КАС РФ каждое заинтересованное лицо обладает гарантированным правом на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также правом на обращение в суд (в предусмотренных законодательством случаях) в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов. Часть 4.1 ст. 45 КАС РФ определяет, что при наличии технической возможности лицам, участвующим в деле, может быть предоставлен доступ к материалам административного дела в электронном виде в информационно-телекоммуникационной сети Интернет посредством информационной системы, определенной Верховным Судом Российской Федерации, Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации. На законодателя возлагается обязанность мониторинга судебной практики по административным делам с целью выявления случаев, когда для граждан осложняется доступ к судебной защите и создаются препятствия доступности правосудия (например, дискуссионным остается вопрос о профессиональном представительстве по административному делу, ибо в условиях ограниченных возможностей по выбору представителя в суде по административному делу это может стать препятствием для обеспечения доступности правосудия). Таким образом, доступность административного правосудия представляет собой отправную точку в порядке административного судопроизводства; однако все стадии и этапы судебного процесса должны содержать процессуальные механизмы, направленные на поддержку этого принципиального положения об установлении полноценных гарантий для участия в рассмотрении дела. Доступность правосудия имеет сложную процессуально-обеспечительную структуру, ибо нормы КАС РФ гарантируют беспрепятственную возможность реализации административно-процессуальной правосубъектности гражданина на всех стадиях административного судопроизводства; доступность административного правосудия реализуется при подготовке административного дела к судебному разбирательству, рассмотрении и разрешении административного дела, использовании права апелляционного обжалования решения суда, обращении в суд кассационной инстанции или в суд, наделенный полномочием по пересмотру судебного акта, приведении в исполнение вступивших в силу судебных актов. К обеспечению доступности правосудия относятся и обеспечивающие его финансовые и организационно-правовые механизмы, направленные на расширение возможностей обращения в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов. Например, в гл. 10 КАС РФ предусматриваются возможность в соответствии с законодательством о налогах и сборах предоставления льгот по уплате государственной пошлины, основания и порядок освобождения от уплаты государственной пошлины, уменьшения ее размера, предоставления отсрочки или рассрочки ее уплаты.
Статья: Задачи административного судопроизводства: предназначение и правовое содержание
(Старилов Ю.Н.)
("Российская юстиция", 2025, N 6)Доступность административного правосудия представляет собой отправную точку в порядке административного судопроизводства; однако все стадии и этапы судебного процесса должны содержать процессуальные механизмы, направленные на поддержку этого принципиального положения об установлении полноценных гарантий для участия в рассмотрении дела. Доступность правосудия имеет сложную процессуально-обеспечительную структуру, ибо нормы КАС РФ гарантируют возможность беспрепятственной реализации административно-процессуальной правосубъектности гражданина на всех стадиях административного судопроизводства: при подготовке административного дела к судебному разбирательству, при рассмотрении и разрешении административного дела, а равно использовании права апелляционного обжалования решения суда, обращении в суд кассационной инстанции или в суд, наделенный полномочием по пересмотру судебного акта, приведении в исполнение вступивших в силу судебных актов. Обеспечению доступности правосудия служат и соответствующие финансовые и организационно-правовые механизмы, направленные на расширение возможностей обращения в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов. Например, в главе 10 КАС РФ предусматривается возможность предоставления в соответствии с законодательством о налогах и сборах льгот по уплате государственной пошлины, определяются основания и порядок освобождения от уплаты государственной пошлины, уменьшения ее размера, предоставления отсрочки или рассрочки ее уплаты.
(Старилов Ю.Н.)
("Российская юстиция", 2025, N 6)Доступность административного правосудия представляет собой отправную точку в порядке административного судопроизводства; однако все стадии и этапы судебного процесса должны содержать процессуальные механизмы, направленные на поддержку этого принципиального положения об установлении полноценных гарантий для участия в рассмотрении дела. Доступность правосудия имеет сложную процессуально-обеспечительную структуру, ибо нормы КАС РФ гарантируют возможность беспрепятственной реализации административно-процессуальной правосубъектности гражданина на всех стадиях административного судопроизводства: при подготовке административного дела к судебному разбирательству, при рассмотрении и разрешении административного дела, а равно использовании права апелляционного обжалования решения суда, обращении в суд кассационной инстанции или в суд, наделенный полномочием по пересмотру судебного акта, приведении в исполнение вступивших в силу судебных актов. Обеспечению доступности правосудия служат и соответствующие финансовые и организационно-правовые механизмы, направленные на расширение возможностей обращения в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов. Например, в главе 10 КАС РФ предусматривается возможность предоставления в соответствии с законодательством о налогах и сборах льгот по уплате государственной пошлины, определяются основания и порядок освобождения от уплаты государственной пошлины, уменьшения ее размера, предоставления отсрочки или рассрочки ее уплаты.