Этапы исполнения бюджета по расходам
Подборка наиболее важных документов по запросу Этапы исполнения бюджета по расходам (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Санкционирование операций как казначейская контрольная процедура
(Артюхин Р.Е.)
("Финансовое право", 2025, N 10)Преобладающее количество авторов, публикации которых вышли после 2019 г., основывает свою позицию на положениях действующего законодательства и не включает в состав методов ГФК санкционирование <2>. Д.В. Винницкий специально подчеркивает, что перечень методов ГФК, указанный в ст. 267.1, является исчерпывающим <3>. Вслед за законодателем ученые относят санкционирование операций к этапам исполнения бюджета по расходам <4>.
(Артюхин Р.Е.)
("Финансовое право", 2025, N 10)Преобладающее количество авторов, публикации которых вышли после 2019 г., основывает свою позицию на положениях действующего законодательства и не включает в состав методов ГФК санкционирование <2>. Д.В. Винницкий специально подчеркивает, что перечень методов ГФК, указанный в ст. 267.1, является исчерпывающим <3>. Вслед за законодателем ученые относят санкционирование операций к этапам исполнения бюджета по расходам <4>.
Статья: Правовое значение лицевых счетов в бюджетном процессе
(Артюхин Р.Е.)
("Финансовое право", 2025, N 6)Бюджетный кодекс установил этапы исполнения бюджета по расходам получателем бюджетных средств, при выполнении которых он обязан представить в финансовый (казначейский) орган, ведущий его лицевой счет, документ для подтверждения или осуществления соответствующей операции, вследствие чего указанные этапы исполнения бюджета сопровождаются контрольными по своей природе дополнительными действиями (операциями), совершаемыми финансовыми (казначейскими) органами <14>:
(Артюхин Р.Е.)
("Финансовое право", 2025, N 6)Бюджетный кодекс установил этапы исполнения бюджета по расходам получателем бюджетных средств, при выполнении которых он обязан представить в финансовый (казначейский) орган, ведущий его лицевой счет, документ для подтверждения или осуществления соответствующей операции, вследствие чего указанные этапы исполнения бюджета сопровождаются контрольными по своей природе дополнительными действиями (операциями), совершаемыми финансовыми (казначейскими) органами <14>:
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 10.10.2020 N 1646
(ред. от 09.06.2025)
"О мерах по обеспечению эффективности мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий, финансовое обеспечение которых осуществляется (планируется осуществлять) за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов"
(вместе с "Положением о формировании и ведении реестра ИТ-расходов на создание, развитие, ввод в эксплуатацию, эксплуатацию и вывод из эксплуатации ИТ-активов, финансовое обеспечение которых осуществляется (планируется осуществлять) за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов", "Положением о ведомственных программах цифровой трансформации")22. Дополнительные ИТ-расходы в отношении ИТ-активов, предусмотренных реестром ИТ-расходов, а также ИТ-расходы в отношении ИТ-активов, ранее не отраженные в реестре ИТ-расходов, подлежат отражению с учетом бюджетного законодательства Российской Федерации в порядке, определенном настоящим Положением, в сроки, установленные для соответствующих этапов формирования реестра ИТ-расходов, предусмотренные пунктом 16 настоящего Положения, определенные графиком формирования реестра ИТ-расходов или отдельными решениями подкомиссии, которыми определяются сроки этапов формирования и ведения реестра ИТ-расходов при исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, в том числе:
(ред. от 09.06.2025)
"О мерах по обеспечению эффективности мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий, финансовое обеспечение которых осуществляется (планируется осуществлять) за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов"
(вместе с "Положением о формировании и ведении реестра ИТ-расходов на создание, развитие, ввод в эксплуатацию, эксплуатацию и вывод из эксплуатации ИТ-активов, финансовое обеспечение которых осуществляется (планируется осуществлять) за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов", "Положением о ведомственных программах цифровой трансформации")22. Дополнительные ИТ-расходы в отношении ИТ-активов, предусмотренных реестром ИТ-расходов, а также ИТ-расходы в отношении ИТ-активов, ранее не отраженные в реестре ИТ-расходов, подлежат отражению с учетом бюджетного законодательства Российской Федерации в порядке, определенном настоящим Положением, в сроки, установленные для соответствующих этапов формирования реестра ИТ-расходов, предусмотренные пунктом 16 настоящего Положения, определенные графиком формирования реестра ИТ-расходов или отдельными решениями подкомиссии, которыми определяются сроки этапов формирования и ведения реестра ИТ-расходов при исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, в том числе:
Постановление Правительства РФ от 18.03.2025 N 332
"О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"22. Дополнительные ИТ-расходы в отношении ИТ-активов, предусмотренных реестром ИТ-расходов, а также ИТ-расходы в отношении ИТ-активов, ранее не отраженные в реестре ИТ-расходов, подлежат отражению с учетом бюджетного законодательства Российской Федерации в порядке, определенном настоящим Положением, в сроки, установленные для соответствующих этапов формирования реестра ИТ-расходов, предусмотренные пунктом 16 настоящего Положения, определенные графиком формирования реестра ИТ-расходов или отдельными решениями подкомиссии, которыми определяются сроки этапов формирования и ведения реестра ИТ-расходов при исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, в том числе:
"О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"22. Дополнительные ИТ-расходы в отношении ИТ-активов, предусмотренных реестром ИТ-расходов, а также ИТ-расходы в отношении ИТ-активов, ранее не отраженные в реестре ИТ-расходов, подлежат отражению с учетом бюджетного законодательства Российской Федерации в порядке, определенном настоящим Положением, в сроки, установленные для соответствующих этапов формирования реестра ИТ-расходов, предусмотренные пунктом 16 настоящего Положения, определенные графиком формирования реестра ИТ-расходов или отдельными решениями подкомиссии, которыми определяются сроки этапов формирования и ведения реестра ИТ-расходов при исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, в том числе:
Статья: Машиночитаемое право в сфере публичных финансов: перспективы и риски
(Омелехина Н.В.)
("Финансовое право", 2025, N 4)Процесс работы над бюджетом 2025 финансового года и планового периода 2026 и 2027 гг. выглядит еще более технологичным. В 2024 г. Минфин РФ впервые использовал искусственный интеллект в бюджетном процессе. Запущенная совместно со "Сбером" нейросеть пока помогает автоматизировать сопоставление данных и прочие рутинные процессы с точностью попадания выше 80%. Технологии помогают в сопоставлении кодов бюджетной классификации (обозначают статьи доходов и расходов федерального бюджета) и привязанных к ним результатов. Минфин подготовил базу данных, на основании чего была обучена система - AI-агент (Artificial Intelligence - искусственный интеллект). По мнению специалистов, занимающихся бюджетным планированием и исполнением бюджета, большинство этапов бюджетного процесса может быть со временем автоматизировано и часть операций полностью переведена на искусственный интеллект. Уровень цифровой трансформации и перспективы использования искусственного интеллекта будут зависеть от того, насколько получится стандартизировать бюджетные процедуры. В целом же видится значительный потенциал использования искусственного интеллекта в бюджетном прогнозировании, в оценке влияния принимаемых решений и соответствующих бюджетных расходов на экономику и благосостояние граждан, в финансировании государственных программ, в чем важна привязка этапов расходов и сроков выполнения проектов, что позволит не только контролировать заложенные параметры в бюджете, но и оценивать их эффективность в реальном времени. Одно из направлений развития нейросетей видится в генерации образов, альтернативных сценариев. Полагают, что в будущем искусственный интеллект сможет предлагать новые прорывные стратегии и выявлять определенные риски, помочь в управлении дефицитом бюджета, обнаруживая расходы, не принесшие желаемого результата, а также предлагая новые направления экономики и социальной политики, которые, напротив, недофинансированы, но потенциально способны принести отдачу казне в виде роста налоговых доходов <1>.
(Омелехина Н.В.)
("Финансовое право", 2025, N 4)Процесс работы над бюджетом 2025 финансового года и планового периода 2026 и 2027 гг. выглядит еще более технологичным. В 2024 г. Минфин РФ впервые использовал искусственный интеллект в бюджетном процессе. Запущенная совместно со "Сбером" нейросеть пока помогает автоматизировать сопоставление данных и прочие рутинные процессы с точностью попадания выше 80%. Технологии помогают в сопоставлении кодов бюджетной классификации (обозначают статьи доходов и расходов федерального бюджета) и привязанных к ним результатов. Минфин подготовил базу данных, на основании чего была обучена система - AI-агент (Artificial Intelligence - искусственный интеллект). По мнению специалистов, занимающихся бюджетным планированием и исполнением бюджета, большинство этапов бюджетного процесса может быть со временем автоматизировано и часть операций полностью переведена на искусственный интеллект. Уровень цифровой трансформации и перспективы использования искусственного интеллекта будут зависеть от того, насколько получится стандартизировать бюджетные процедуры. В целом же видится значительный потенциал использования искусственного интеллекта в бюджетном прогнозировании, в оценке влияния принимаемых решений и соответствующих бюджетных расходов на экономику и благосостояние граждан, в финансировании государственных программ, в чем важна привязка этапов расходов и сроков выполнения проектов, что позволит не только контролировать заложенные параметры в бюджете, но и оценивать их эффективность в реальном времени. Одно из направлений развития нейросетей видится в генерации образов, альтернативных сценариев. Полагают, что в будущем искусственный интеллект сможет предлагать новые прорывные стратегии и выявлять определенные риски, помочь в управлении дефицитом бюджета, обнаруживая расходы, не принесшие желаемого результата, а также предлагая новые направления экономики и социальной политики, которые, напротив, недофинансированы, но потенциально способны принести отдачу казне в виде роста налоговых доходов <1>.
Статья: Особенности, проблемы и пути их решения при строительстве в рамках государственного заказа, а также государственного оборонного заказа
(Павлов Д.М., Девятайкин Н.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 3)Под казначейским сопровождением понимается следующий механизм. Денежные средства первоначально перечисляются на счет, открытый головным исполнителем, в органах Федерального казначейства. Таким образом, с одной стороны, государственный заказчик избавляется от риска возврата денежных средств в доход бюджета, а с другой стороны, головной исполнитель (подрядчик) не получает на данном этапе возможности фактически распорядиться денежными средствами. Подрядчик закупает материалы, выполняет работы, подтверждает данные траты, а также то, что расходы произведены в целях исполнения конкретного госконтракта. Орган Федерального казначейства проверяет поступившие документы и только после этого перечисляет денежные средства на счет подрядчика, открытый в банке.
(Павлов Д.М., Девятайкин Н.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 3)Под казначейским сопровождением понимается следующий механизм. Денежные средства первоначально перечисляются на счет, открытый головным исполнителем, в органах Федерального казначейства. Таким образом, с одной стороны, государственный заказчик избавляется от риска возврата денежных средств в доход бюджета, а с другой стороны, головной исполнитель (подрядчик) не получает на данном этапе возможности фактически распорядиться денежными средствами. Подрядчик закупает материалы, выполняет работы, подтверждает данные траты, а также то, что расходы произведены в целях исполнения конкретного госконтракта. Орган Федерального казначейства проверяет поступившие документы и только после этого перечисляет денежные средства на счет подрядчика, открытый в банке.
Статья: Правовые основы видов бюджетной безопасности
(Долматова Н.Г.)
("Финансовое право", 2021, N 10)В соответствии со ст. 65 БК РФ расходы бюджета осуществляются в соответствии с расходными обязательствами <10>. Расходные обязательства обусловлены дифференциацией полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Федерации и органами местной власти. Бюджетным законодательством урегулирован механизм исполнения бюджета по расходам. По смыслу ст. 219 БК РФ, исполнение бюджета по расходам предусматривает принятие и учет бюджетных и денежных обязательств, их подтверждение, санкционирование оплаты денежных обязательств, а также подтверждение исполнения денежных обязательств. При исполнении бюджета по расходам возникает опасность, обусловленная неэффективным и нецелевым использованием средств бюджетов. На этапе использования бюджетных средств угрозы возникают в связи с неправомерными действиями субъектов бюджетного права. Следует констатировать, что в современных условиях сложившийся финансово-правовой механизм взаимодействия между органами государственной власти "породил" самостоятельную группу угроз и рисков, возникающих при использовании и предоставлении бюджетных средств. Так, например, средства, предоставляемые из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в форме субсидии, переходят в распоряжение государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, и как следствие, возникает угроза нецелевого использования бюджетных средств, которая не "обеспечена" бюджетными мерами государственного принуждения.
(Долматова Н.Г.)
("Финансовое право", 2021, N 10)В соответствии со ст. 65 БК РФ расходы бюджета осуществляются в соответствии с расходными обязательствами <10>. Расходные обязательства обусловлены дифференциацией полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Федерации и органами местной власти. Бюджетным законодательством урегулирован механизм исполнения бюджета по расходам. По смыслу ст. 219 БК РФ, исполнение бюджета по расходам предусматривает принятие и учет бюджетных и денежных обязательств, их подтверждение, санкционирование оплаты денежных обязательств, а также подтверждение исполнения денежных обязательств. При исполнении бюджета по расходам возникает опасность, обусловленная неэффективным и нецелевым использованием средств бюджетов. На этапе использования бюджетных средств угрозы возникают в связи с неправомерными действиями субъектов бюджетного права. Следует констатировать, что в современных условиях сложившийся финансово-правовой механизм взаимодействия между органами государственной власти "породил" самостоятельную группу угроз и рисков, возникающих при использовании и предоставлении бюджетных средств. Так, например, средства, предоставляемые из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в форме субсидии, переходят в распоряжение государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, и как следствие, возникает угроза нецелевого использования бюджетных средств, которая не "обеспечена" бюджетными мерами государственного принуждения.
Вопрос: Об использовании концессионером средств капитального гранта на софинансирование затрат на создание объекта концессионного соглашения на уплату НДС.
(Письмо Минфина России от 29.12.2023 N 02-11-09/128161)Согласно подпункту первому пункта 1 статьи 10.1 Федерального закона N 115-ФЗ <2> капитальный грант - это финансирование концедентом на этапе создания и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения части расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения. При этом условия концессионного соглашения, определяющие обязательства концедента по предоставлению бюджетных средств, должны соответствовать нормам бюджетного законодательства Российской Федерации, регламентирующим исполнение бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
(Письмо Минфина России от 29.12.2023 N 02-11-09/128161)Согласно подпункту первому пункта 1 статьи 10.1 Федерального закона N 115-ФЗ <2> капитальный грант - это финансирование концедентом на этапе создания и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения части расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения. При этом условия концессионного соглашения, определяющие обязательства концедента по предоставлению бюджетных средств, должны соответствовать нормам бюджетного законодательства Российской Федерации, регламентирующим исполнение бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Статья: Оценка эффективности использования бюджетных средств муниципальными образованиями
(Коновалов Р.В.)
("Финансовое право", 2023, N 5)Кроме того, муниципальные программы не являются единственным объектом расходов бюджетов не только муниципального бюджета, но и всех уровней бюджетной системы РФ.
(Коновалов Р.В.)
("Финансовое право", 2023, N 5)Кроме того, муниципальные программы не являются единственным объектом расходов бюджетов не только муниципального бюджета, но и всех уровней бюджетной системы РФ.
"Бюджетное право: учебное пособие для магистратуры"
(4-е издание, пересмотренное)
(Болтинова О.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)Однако до 1862 г. бюджетного права как такового, т.е. точных юридических норм, не существовало, бюджет не публиковался и составлял государственную тайну. Лишь 22 мая 1862 г. были утверждены Правила о составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении государственной росписи и финансовых смет министерств и главных управлений.
(4-е издание, пересмотренное)
(Болтинова О.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)Однако до 1862 г. бюджетного права как такового, т.е. точных юридических норм, не существовало, бюджет не публиковался и составлял государственную тайну. Лишь 22 мая 1862 г. были утверждены Правила о составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении государственной росписи и финансовых смет министерств и главных управлений.
Готовое решение: Как санкционируют расходы учреждения
(КонсультантПлюс, 2025)как один из этапов исполнения бюджета по расходам (п. 2 ст. 219 БК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)как один из этапов исполнения бюджета по расходам (п. 2 ст. 219 БК РФ).
Статья: Правовое регулирование санкционирования операций
(Логвенчева А.О.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 1)С учетом изложенного можно говорить о том, что указанные термины рассматривались как синонимичные и одновременно обозначали метод контроля и этап исполнения бюджета по расходам.
(Логвенчева А.О.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 1)С учетом изложенного можно говорить о том, что указанные термины рассматривались как синонимичные и одновременно обозначали метод контроля и этап исполнения бюджета по расходам.
Готовое решение: Как рассчитать концессионную плату и определить размер финансового участия концедента
(КонсультантПлюс, 2025)Концедент вносит плату концедента в рамках исполнения обязательств по концессионному соглашению. Предельный размер расходов на нее указан в приложении N 1. Плата концедента перечисляется из бюджета Энской области в целях возмещения части расходов концессионера на создание и реконструкцию объекта концессионного соглашения на этапе его эксплуатации. Порядок предоставления субсидии на софинансирование расходов концессионера на эти цели утвержден постановлением Администрации Энской области 23.05.2019 N 648п. Размер субсидий не может превышать 2 000 000 (Двух миллионов) руб. в расчете на календарный год. Условия и порядок предоставления такой субсидии концессионеру определяются соглашением о предоставлении субсидии.
(КонсультантПлюс, 2025)Концедент вносит плату концедента в рамках исполнения обязательств по концессионному соглашению. Предельный размер расходов на нее указан в приложении N 1. Плата концедента перечисляется из бюджета Энской области в целях возмещения части расходов концессионера на создание и реконструкцию объекта концессионного соглашения на этапе его эксплуатации. Порядок предоставления субсидии на софинансирование расходов концессионера на эти цели утвержден постановлением Администрации Энской области 23.05.2019 N 648п. Размер субсидий не может превышать 2 000 000 (Двух миллионов) руб. в расчете на календарный год. Условия и порядок предоставления такой субсидии концессионеру определяются соглашением о предоставлении субсидии.
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Основными принципами исполнения бюджета являются единство кассы и подведомственность расходов. Исполнение бюджета организуется на основе сводной бюджетной росписи и кассового плана.
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Основными принципами исполнения бюджета являются единство кассы и подведомственность расходов. Исполнение бюджета организуется на основе сводной бюджетной росписи и кассового плана.