Этапы бюджетного процесса
Подборка наиболее важных документов по запросу Этапы бюджетного процесса (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Бюджетный процесс: понятие, участники, процедуры
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Бюджетные процедуры можно разделить на 4 этапа:
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Бюджетные процедуры можно разделить на 4 этапа:
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Глава 21. БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС: ПОНЯТИЕ, ПРИНЦИПЫ, СТАДИИ.
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Глава 21. БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС: ПОНЯТИЕ, ПРИНЦИПЫ, СТАДИИ.
Нормативные акты
"Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)бюджетный процесс - регламентируемая законодательством Российской Федерации деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности;
(ред. от 31.07.2025)бюджетный процесс - регламентируемая законодательством Российской Федерации деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности;
Тематический выпуск: Основные изменения в Налоговом кодексе РФ в 2023 году
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 1)Ученые-правоведы не оставляют без внимания содержащиеся в БК РФ принципы. Так, например, Н.А. Саттарова рассматривает один из важнейших принципов бюджетного права - принцип эффективности использования бюджетных средств, содержащийся в статье 34 БК РФ. Основные тезисы сводятся к тому, что данный принцип необходимо развивать в ключе бюджетных правоотношений, а его реализация должна достигаться на всех стадиях бюджетного процесса <4>.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 1)Ученые-правоведы не оставляют без внимания содержащиеся в БК РФ принципы. Так, например, Н.А. Саттарова рассматривает один из важнейших принципов бюджетного права - принцип эффективности использования бюджетных средств, содержащийся в статье 34 БК РФ. Основные тезисы сводятся к тому, что данный принцип необходимо развивать в ключе бюджетных правоотношений, а его реализация должна достигаться на всех стадиях бюджетного процесса <4>.
Статья: Санкционирование операций как казначейская контрольная процедура
(Артюхин Р.Е.)
("Финансовое право", 2025, N 10)На примере санкционирования, относимого в настоящее время к этапам исполнения бюджета как стадии бюджетного процесса, можно видеть изменение правового режима использования бюджетных средств, при котором формируется настолько качественное взаимодействие бюджетно-правовых материальных юридических процедур с контрольными (процессуальными) процедурами, что при их реализации широкое применение мер ответственности выглядит анахронизмом.
(Артюхин Р.Е.)
("Финансовое право", 2025, N 10)На примере санкционирования, относимого в настоящее время к этапам исполнения бюджета как стадии бюджетного процесса, можно видеть изменение правового режима использования бюджетных средств, при котором формируется настолько качественное взаимодействие бюджетно-правовых материальных юридических процедур с контрольными (процессуальными) процедурами, что при их реализации широкое применение мер ответственности выглядит анахронизмом.
Статья: Совершенствование системы внутреннего контроля расчетов по имущественному страхованию в сельскохозяйственных организациях
(Закирова А.Р., Мавлиева Л.М., Низамутдинов М.М., Клычова А.С., Махмутов М.А.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 10)1. Клычова Г.С., Закирова А.Р., Никитина Я.П. Бюджетирование в страховых компаниях: специфика задач, функций и этапов бюджетного процесса // Вестник Казанского государственного аграрного университета. 2014. Т. 9. N 3. С. 44 - 49. EDN: TCDBLN.
(Закирова А.Р., Мавлиева Л.М., Низамутдинов М.М., Клычова А.С., Махмутов М.А.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 10)1. Клычова Г.С., Закирова А.Р., Никитина Я.П. Бюджетирование в страховых компаниях: специфика задач, функций и этапов бюджетного процесса // Вестник Казанского государственного аграрного университета. 2014. Т. 9. N 3. С. 44 - 49. EDN: TCDBLN.
Статья: Трансакционные издержки и участие законодательного органа в заключении ГЧП-соглашений
(Кулаков А.А.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 12)Мониторинг статуса включения расходов на исполнение ГЧП-соглашения в бюджет проводится на всех стадиях бюджетного процесса и имеет свою цену, выражающуюся как минимум в размере заработной платы работников сторон ГЧП-соглашения или стоимости услуг консультантов. Если в ходе мониторинга обнаруживается угроза отсутствия расходов на исполнение ГЧП-соглашения в бюджете следующего года, частный партнер может воздействовать на публичного партнера, чтобы последний включил расходы в бюджет.
(Кулаков А.А.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 12)Мониторинг статуса включения расходов на исполнение ГЧП-соглашения в бюджет проводится на всех стадиях бюджетного процесса и имеет свою цену, выражающуюся как минимум в размере заработной платы работников сторон ГЧП-соглашения или стоимости услуг консультантов. Если в ходе мониторинга обнаруживается угроза отсутствия расходов на исполнение ГЧП-соглашения в бюджете следующего года, частный партнер может воздействовать на публичного партнера, чтобы последний включил расходы в бюджет.
Статья: Бюджетно-правовой режим как порядок поведения участников бюджетной деятельности
(Андриевский К.В.)
("Финансовое право", 2025, N 3)Несмотря на достаточно широкий круг субъектов бюджетных правоотношений, одной из особенностей их правового регулирования является соблюдение баланса интересов участников этих правоотношений на всех стадиях бюджетного процесса.
(Андриевский К.В.)
("Финансовое право", 2025, N 3)Несмотря на достаточно широкий круг субъектов бюджетных правоотношений, одной из особенностей их правового регулирования является соблюдение баланса интересов участников этих правоотношений на всех стадиях бюджетного процесса.
Статья: Оценка эффективности регулирования межбюджетных отношений в субъектах РФ в условиях нестабильности
(Левина В.В., Сабинина А.Л., Васин А.С.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 8)По нашему мнению, распределение и использование трансфертов являются этапами процесса межбюджетного регулирования, так как осуществляются на различных стадиях бюджетного процесса. Исходя из этого при оценке эффективности межбюджетного регулирования в регионе следует рассматривать и вопросы распределения трансфертов и характеристики результативности их использования.
(Левина В.В., Сабинина А.Л., Васин А.С.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 8)По нашему мнению, распределение и использование трансфертов являются этапами процесса межбюджетного регулирования, так как осуществляются на различных стадиях бюджетного процесса. Исходя из этого при оценке эффективности межбюджетного регулирования в регионе следует рассматривать и вопросы распределения трансфертов и характеристики результативности их использования.
Статья: Общие тенденции цифровизации бюджетного процесса в Российской Федерации
(Забралова О.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 11)В рамках системы "Электронный бюджет" действует целый ряд подсистем, в частности подсистема управления расходами. Однако надо понимать, что и иные подсистемы также непосредственным образом связаны с бюджетными расходами. Так, в рамках подсистемы бюджетного планирования закладываются предельные объемы финансирования расходов <20>, осуществляется передача в электронном виде бюджетной росписи и лимитов бюджетных обязательств главного распорядителя средств федерального бюджета (главного администратора источников финансирования дефицита федерального бюджета) <21>. Планирование - один из важнейших этапов бюджетного процесса. Ошибки, допущенные в ходе планирования, напрямую влияют на эффективность бюджетных расходов. Сказанное в полной мере касается осуществления публичных расходов в социальной сфере <22>. Помимо этого, непосредственное отношение к расходованию денежных средств из бюджетов бюджетной системы имеют подсистемы управления закупками, оплатой труда, денежными средствами, национальными проектами и государственными программами, а также финансового контроля <23>.
(Забралова О.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 11)В рамках системы "Электронный бюджет" действует целый ряд подсистем, в частности подсистема управления расходами. Однако надо понимать, что и иные подсистемы также непосредственным образом связаны с бюджетными расходами. Так, в рамках подсистемы бюджетного планирования закладываются предельные объемы финансирования расходов <20>, осуществляется передача в электронном виде бюджетной росписи и лимитов бюджетных обязательств главного распорядителя средств федерального бюджета (главного администратора источников финансирования дефицита федерального бюджета) <21>. Планирование - один из важнейших этапов бюджетного процесса. Ошибки, допущенные в ходе планирования, напрямую влияют на эффективность бюджетных расходов. Сказанное в полной мере касается осуществления публичных расходов в социальной сфере <22>. Помимо этого, непосредственное отношение к расходованию денежных средств из бюджетов бюджетной системы имеют подсистемы управления закупками, оплатой труда, денежными средствами, национальными проектами и государственными программами, а также финансового контроля <23>.
Статья: Правовое значение лицевых счетов в бюджетном процессе
(Артюхин Р.Е.)
("Финансовое право", 2025, N 6)Если рассматривать исполнение бюджета не только как стадию бюджетного процесса, но как целостную систему, совокупность трех составных элементов - обеспечения, организации и собственно исполнения бюджета, то лицевые счета можно отнести к подсистеме организации исполнения бюджета, частью которого является так называемое казначейское исполнение бюджета, упомянутое в первоначальной редакции Бюджетного кодекса <3>.
(Артюхин Р.Е.)
("Финансовое право", 2025, N 6)Если рассматривать исполнение бюджета не только как стадию бюджетного процесса, но как целостную систему, совокупность трех составных элементов - обеспечения, организации и собственно исполнения бюджета, то лицевые счета можно отнести к подсистеме организации исполнения бюджета, частью которого является так называемое казначейское исполнение бюджета, упомянутое в первоначальной редакции Бюджетного кодекса <3>.
Статья: Развитие системы внутреннего контроля в центрах бюджетного (бухгалтерского) учета
(Тюрина О.А.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 6)Как подчеркивает Е.А. Божко, "...в целях повышения эффективности использования бюджетных средств и недопущения финансовых нарушений необходимо выстраивать действенную систему внутреннего контроля, основанную на мониторинге всех этапов бюджетного процесса" [4, с. 10].
(Тюрина О.А.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 6)Как подчеркивает Е.А. Божко, "...в целях повышения эффективности использования бюджетных средств и недопущения финансовых нарушений необходимо выстраивать действенную систему внутреннего контроля, основанную на мониторинге всех этапов бюджетного процесса" [4, с. 10].
Статья: Публичный аудит сферы закупок в системе национального аудита
(Кикавец В.В.)
("Финансовое право", 2025, N 3)Бюджетный аудит и публичный аудит в целом направлены на выявление незаконного использования бюджетных средств, соблюдение финансовой дисциплины объектами финансового контроля, выявление, пресечение и предупреждение незаконных действий (бездействия), связанных с бюджетными средствами, а также на принятие мер по устранению выявленных нарушений. Бюджетный аудит и публичный аудит - это не этап бюджетного процесса, а деятельность, которая осуществляется на всех этапах бюджетного процесса комплексно и консолидированно уполномоченными органами власти.
(Кикавец В.В.)
("Финансовое право", 2025, N 3)Бюджетный аудит и публичный аудит в целом направлены на выявление незаконного использования бюджетных средств, соблюдение финансовой дисциплины объектами финансового контроля, выявление, пресечение и предупреждение незаконных действий (бездействия), связанных с бюджетными средствами, а также на принятие мер по устранению выявленных нарушений. Бюджетный аудит и публичный аудит - это не этап бюджетного процесса, а деятельность, которая осуществляется на всех этапах бюджетного процесса комплексно и консолидированно уполномоченными органами власти.