Энергетическое обследование многоквартирного дома
Подборка наиболее важных документов по запросу Энергетическое обследование многоквартирного дома (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Доказательства и доказывание в арбитражном суде: Налог на имущество организаций: Налоговый орган отказал в льготе, предусмотренной для энергоэффективных объектов
(КонсультантПлюс, 2025)экспертным заключением экспертной организации - члена СРО в области энергетического обследования >>>
(КонсультантПлюс, 2025)экспертным заключением экспертной организации - члена СРО в области энергетического обследования >>>
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 381 "Налоговые льготы" главы 30 "Налог на имущество организаций" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")В 2019 году общество подало уточненную налоговую декларацию по налогу на имущество за 2017 год, применив льготу, установленную п. 21 ст. 381 НК РФ. В обоснование льготы общество сослалось на то, что класс энергетической эффективности здания указан в заключении 2015 года о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов, в разрешении 2015 года на ввод объекта в эксплуатацию, а также в энергетическом паспорте 2019 года. Налоговый орган отказал в применении льготы, считая, что класс энергетической эффективности многоквартирного дома должен быть подтвержден энергетическим паспортом, составленным на момент ввода в эксплуатацию жилого дома. Суд пришел к выводу, что отсутствие у общества на момент ввода дома в эксплуатацию энергетического паспорта не имеет значения для целей применения льготы, поскольку класс энергетической эффективности многоквартирного дома указывается в заключении органа государственного строительного надзора о соответствии дома в том числе требованиям энергетической эффективности. Суд учел, что впоследствии проведенным в 2019 году энергетическим обследованием подтвержден ранее присвоенный класс энергетической эффективности. Суд согласился с тем, что общество имеет право на льготу, и признал решение инспекции недействительным.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")В 2019 году общество подало уточненную налоговую декларацию по налогу на имущество за 2017 год, применив льготу, установленную п. 21 ст. 381 НК РФ. В обоснование льготы общество сослалось на то, что класс энергетической эффективности здания указан в заключении 2015 года о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов, в разрешении 2015 года на ввод объекта в эксплуатацию, а также в энергетическом паспорте 2019 года. Налоговый орган отказал в применении льготы, считая, что класс энергетической эффективности многоквартирного дома должен быть подтвержден энергетическим паспортом, составленным на момент ввода в эксплуатацию жилого дома. Суд пришел к выводу, что отсутствие у общества на момент ввода дома в эксплуатацию энергетического паспорта не имеет значения для целей применения льготы, поскольку класс энергетической эффективности многоквартирного дома указывается в заключении органа государственного строительного надзора о соответствии дома в том числе требованиям энергетической эффективности. Суд учел, что впоследствии проведенным в 2019 году энергетическим обследованием подтвержден ранее присвоенный класс энергетической эффективности. Суд согласился с тем, что общество имеет право на льготу, и признал решение инспекции недействительным.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Годовой отчет. Жилищно-коммунальное хозяйство - 2022"
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)С 01.07.2020 ответственность за учет электрической энергии, в том числе за установку, своевременную замену и поверку приборов учета электрической энергии, возложена на сетевые организации, а в случае с многоквартирными домами - на гарантирующих поставщиков. В связи с этим по новым правилам обследование технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета электрической энергии МКД осуществляют представители гарантирующего поставщика. Техническую возможность установки прибора учета электрической энергии в жилом доме определяют представители сетевой организации.
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)С 01.07.2020 ответственность за учет электрической энергии, в том числе за установку, своевременную замену и поверку приборов учета электрической энергии, возложена на сетевые организации, а в случае с многоквартирными домами - на гарантирующих поставщиков. В связи с этим по новым правилам обследование технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета электрической энергии МКД осуществляют представители гарантирующего поставщика. Техническую возможность установки прибора учета электрической энергии в жилом доме определяют представители сетевой организации.
Статья: Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия "Анализ факторов, влияющих на повышение энергоэффективности многоквартирных домов, в условиях глобального энергоперехода"
(Трунова Н.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2023, N 8)Подробные результаты энергетических обследований МКД представлены в приложении 12 к настоящему отчету.
(Трунова Н.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2023, N 8)Подробные результаты энергетических обследований МКД представлены в приложении 12 к настоящему отчету.
Нормативные акты
Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"6. Энергетический паспорт, составленный по результатам энергетического обследования многоквартирного дома, подлежит передаче лицом, его составившим, собственникам помещений в многоквартирном доме или лицу, ответственному за содержание многоквартирного дома.
(ред. от 31.07.2025)
"Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"6. Энергетический паспорт, составленный по результатам энергетического обследования многоквартирного дома, подлежит передаче лицом, его составившим, собственникам помещений в многоквартирном доме или лицу, ответственному за содержание многоквартирного дома.
Федеральный закон от 20.03.2025 N 33-ФЗ
"Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти"5) утверждение и реализация программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, организация проведения энергетического обследования многоквартирных домов, помещения в которых составляют муниципальный жилищный фонд в границах муниципального образования, организация и проведение иных мероприятий, предусмотренных законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности;
"Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти"5) утверждение и реализация программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, организация проведения энергетического обследования многоквартирных домов, помещения в которых составляют муниципальный жилищный фонд в границах муниципального образования, организация и проведение иных мероприятий, предусмотренных законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности;
"Предпринимательское право: учебник: в 2 т."
(том 2)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)- требований к проведению энергетического обследования и его результатам;
(том 2)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)- требований к проведению энергетического обследования и его результатам;
Вопрос: Дома, в которых приобретаются помещения для государственных нужд, имеют класс энергетической эффективности не ниже первых пяти наивысших классов. Отклонять ли заявку участника, предлагающего жилье, постройка, реконструкция, капитальный ремонт которого произведены без присвоения класса энергетической эффективности?
("Прогосзаказ.рф", 2023, N 8)При этом отметим, что в соответствии с п. 8 Правил определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов, утв. Приказом Минстроя России от 06.06.2016 N 399/пр, класс энергетической эффективности многоквартирного дома подтверждается по решению собственников помещений многоквартирного дома или по инициативе лица, осуществляющего управление многоквартирным домом. Как разъяснил Минстрой России в письме от 29.11.2016 N 40222-АЧ/04, это означает, что класс энергоэффективности многоквартирного дома, в отношении которого нет обязанности по определению такого класса, может быть определен по решению собственников (собственника) помещений в многоквартирном доме дома или по инициативе лица, осуществляющего управление таким домом, на основании результатов энергетического обследования.
("Прогосзаказ.рф", 2023, N 8)При этом отметим, что в соответствии с п. 8 Правил определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов, утв. Приказом Минстроя России от 06.06.2016 N 399/пр, класс энергетической эффективности многоквартирного дома подтверждается по решению собственников помещений многоквартирного дома или по инициативе лица, осуществляющего управление многоквартирным домом. Как разъяснил Минстрой России в письме от 29.11.2016 N 40222-АЧ/04, это означает, что класс энергоэффективности многоквартирного дома, в отношении которого нет обязанности по определению такого класса, может быть определен по решению собственников (собственника) помещений в многоквартирном доме дома или по инициативе лица, осуществляющего управление таким домом, на основании результатов энергетического обследования.
Статья: Энергоэффективность жилья. Мнения
(Пахомов С., Степашин С., Слуцкая М., Башмаков И., Булгакова И., Дзюба Г., Полухина Д., Сиваев С., Кваша Е., Генцлер И., Лыкова Т.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2023, N 8)Оценка потенциала экономии энергии на основе бенчмаркинга по уровню энергоэффективности для выборки из 112 обследованных МКД в пяти российских городах, расположенных в разных климатических поясах (Перми, Самаре, Ставрополе, Сургуте и Якутске), показала, что при доведении по итогам энергоэффективного капитального ремонта удельного расхода энергии до базового уровня экономия может составить 42 - 45%, а при доведении по итогам энергоэффективного капитального ремонта удельного расхода энергии до уровня A++ экономия может составить 77 - 78%. Потенциал экономии энергии на нужды равен 27%. При формировании программ энергоэффективного капитального ремонта МКД в первую очередь нужно: отбирать МКД, для которых получены высокие оценки потенциала экономии энергии; отбирать группу МКД, для которых средние сроки окупаемости ниже пяти лет.
(Пахомов С., Степашин С., Слуцкая М., Башмаков И., Булгакова И., Дзюба Г., Полухина Д., Сиваев С., Кваша Е., Генцлер И., Лыкова Т.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2023, N 8)Оценка потенциала экономии энергии на основе бенчмаркинга по уровню энергоэффективности для выборки из 112 обследованных МКД в пяти российских городах, расположенных в разных климатических поясах (Перми, Самаре, Ставрополе, Сургуте и Якутске), показала, что при доведении по итогам энергоэффективного капитального ремонта удельного расхода энергии до базового уровня экономия может составить 42 - 45%, а при доведении по итогам энергоэффективного капитального ремонта удельного расхода энергии до уровня A++ экономия может составить 77 - 78%. Потенциал экономии энергии на нужды равен 27%. При формировании программ энергоэффективного капитального ремонта МКД в первую очередь нужно: отбирать МКД, для которых получены высокие оценки потенциала экономии энергии; отбирать группу МКД, для которых средние сроки окупаемости ниже пяти лет.