Энергетическая хартия
Подборка наиболее важных документов по запросу Энергетическая хартия (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Обзор предложений по пересмотру Договора к Энергетической хартии
(Шиянов А.В.)
("Международное публичное и частное право", 2022, N 3)"Международное публичное и частное право", 2022, N 3
(Шиянов А.В.)
("Международное публичное и частное право", 2022, N 3)"Международное публичное и частное право", 2022, N 3
Статья: Правовые формы прекращения государством права собственности и других имущественных прав в одностороннем порядке в правопорядках России и иностранных государств
(Налетов К.И.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2025, N 5)Международное право, напротив, склонно к обобщению государственно-властных актов, рассчитанных на неоднократное применение, и актов государственной власти, отчуждающих в его пользу индивидуально-определенный объект. В качестве примера можно привести Конвенцию об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций (Сеульская конвенция) 1985 г., учреждающую Агентство, выдающее гарантии лицам, осуществляющим подпадающие под ее нормы капиталовложения, в том числе на случай экспроприации этих капиталовложений <14>. Подпадает нормативно-правовое регулирование и под действие Договора к Энергетической хартии (далее - ДЭХ) от 17 декабря 1994 г., в п. 1 ст. 13 которого объединены под обобщающим понятием "экспроприация" любые меры, имеющие аналогичные экспроприации или национализации последствия. Сходная формулировка содержится в ряде соглашений о поощрении и взаимной защите капиталовложений (далее - СПЗКВ), предусматривающих запрет национализации инвестиций: п. 1 ст. 4 СПЗКВ России с Ираном, п. 1 ст. 5 СПЗКВ России с ОАЭ от 28 июня 2010 г. - меры, "равносильные по последствиям экспроприации или национализации", п. 1 ст. 4 СПЗКВ России с Сирией от 26 января 2005 г. - "меры принудительного изъятия, равносильные по последствиям экспроприации или национализации", п. 1 ст. 6 СПЗКВ России с ЮАР от 23 ноября 1998 г. - "меры принудительного изъятия, равносильные по последствиям экспроприации или национализации". Приведенные формулировки могут быть истолкованы расширительно, в этом случае велика вероятность квалификации принятия государством федеральных законов и других нормативных правовых актов, ограничивающих право собственности как национализации/экспроприации.
(Налетов К.И.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2025, N 5)Международное право, напротив, склонно к обобщению государственно-властных актов, рассчитанных на неоднократное применение, и актов государственной власти, отчуждающих в его пользу индивидуально-определенный объект. В качестве примера можно привести Конвенцию об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций (Сеульская конвенция) 1985 г., учреждающую Агентство, выдающее гарантии лицам, осуществляющим подпадающие под ее нормы капиталовложения, в том числе на случай экспроприации этих капиталовложений <14>. Подпадает нормативно-правовое регулирование и под действие Договора к Энергетической хартии (далее - ДЭХ) от 17 декабря 1994 г., в п. 1 ст. 13 которого объединены под обобщающим понятием "экспроприация" любые меры, имеющие аналогичные экспроприации или национализации последствия. Сходная формулировка содержится в ряде соглашений о поощрении и взаимной защите капиталовложений (далее - СПЗКВ), предусматривающих запрет национализации инвестиций: п. 1 ст. 4 СПЗКВ России с Ираном, п. 1 ст. 5 СПЗКВ России с ОАЭ от 28 июня 2010 г. - меры, "равносильные по последствиям экспроприации или национализации", п. 1 ст. 4 СПЗКВ России с Сирией от 26 января 2005 г. - "меры принудительного изъятия, равносильные по последствиям экспроприации или национализации", п. 1 ст. 6 СПЗКВ России с ЮАР от 23 ноября 1998 г. - "меры принудительного изъятия, равносильные по последствиям экспроприации или национализации". Приведенные формулировки могут быть истолкованы расширительно, в этом случае велика вероятность квалификации принятия государством федеральных законов и других нормативных правовых актов, ограничивающих право собственности как национализации/экспроприации.
Нормативные акты
"Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, учреждающее партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой стороны"
(заключено на о. Корфу 24.06.1994)подтверждая приверженность России и Сообщества и его государств-членов целям и принципам, изложенным в Европейской энергетической хартии, подписанной 17 декабря 1991 года, и в Заявлении Люцернской конференции от апреля 1993 года;
(заключено на о. Корфу 24.06.1994)подтверждая приверженность России и Сообщества и его государств-членов целям и принципам, изложенным в Европейской энергетической хартии, подписанной 17 декабря 1991 года, и в Заявлении Люцернской конференции от апреля 1993 года;
Статья: Влияние санкций на режим инвестиционного арбитража
(Лавров А.Д.)
("Вестник арбитражной практики", 2025, N 2)Вопрос влияния санкций на персональную юрисдикцию состава арбитража, иными словами, вопрос того, могут ли санкции повлиять на квалификацию истца в качестве инвестора, рассматривался в деле Stati v. Kazakhstan (I) <3>. Основанием для требований истца в данном споре выступало нарушение стандартов для защиты инвестора, установленных в Договоре к Энергетической Хартии от 17.12.1994 (ДЭХ), что, по мнению инвестора, выразилось в предполагаемом преследовании со стороны государства, которое завершилось резким аннулированием контрактов на разведку нефти и газа, заключенных местными операционными компаниями истца, с последующим арестом его казахстанских активов.
(Лавров А.Д.)
("Вестник арбитражной практики", 2025, N 2)Вопрос влияния санкций на персональную юрисдикцию состава арбитража, иными словами, вопрос того, могут ли санкции повлиять на квалификацию истца в качестве инвестора, рассматривался в деле Stati v. Kazakhstan (I) <3>. Основанием для требований истца в данном споре выступало нарушение стандартов для защиты инвестора, установленных в Договоре к Энергетической Хартии от 17.12.1994 (ДЭХ), что, по мнению инвестора, выразилось в предполагаемом преследовании со стороны государства, которое завершилось резким аннулированием контрактов на разведку нефти и газа, заключенных местными операционными компаниями истца, с последующим арестом его казахстанских активов.
Статья: Контроль бенефициара как критерий определения национальности юридического лица
(Кантор Н.Е.)
("Журнал российского права", 2025, N 5)<15> Согласно ст. 2 Федерального закона от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" иностранный инвестор определяется "от обратного" - таковыми не выступают юридическое лицо или организация, не являющаяся юридическим лицом, находящиеся под контролем гражданина РФ. Критерий контроля использован в Вашингтонской конвенции о порядке разрешения инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами 1965 г., а также в Договоре 1994 г. к Энергетической хартии: согласно ст. 17 допускается отказ в преимуществах юридическим лицам, принадлежащим гражданам или подданным третьего государства или контролируемым ими.
(Кантор Н.Е.)
("Журнал российского права", 2025, N 5)<15> Согласно ст. 2 Федерального закона от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" иностранный инвестор определяется "от обратного" - таковыми не выступают юридическое лицо или организация, не являющаяся юридическим лицом, находящиеся под контролем гражданина РФ. Критерий контроля использован в Вашингтонской конвенции о порядке разрешения инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами 1965 г., а также в Договоре 1994 г. к Энергетической хартии: согласно ст. 17 допускается отказ в преимуществах юридическим лицам, принадлежащим гражданам или подданным третьего государства или контролируемым ими.
Статья: Временное применение международных договоров: вызов конституционным принципам или неотъемлемый атрибут международных отношений?
(Булатов Е.В.)
("Международное правосудие", 2025, N 2)Однако в последнее время обсуждение данной проблемы актуализировалось. Данное обстоятельство в том числе обусловлено рядом международных инвестиционных споров, основанных на положениях Договора к Энергетической хартии (далее - ДЭХ). В трех арбитражных разбирательствах (Petrobart Limited против Кыргызстана; Ioannis Kardassopoulos против Грузии; бывшие акционеры ЮКОСа - Hulley Enterprises Limited, Yukos Universal Limited и Veteran Petroleum Limited - против Российской Федерации) трибуналами рассматривалась статья 45 ДЭХ, в которой содержатся условия его временного применения.
(Булатов Е.В.)
("Международное правосудие", 2025, N 2)Однако в последнее время обсуждение данной проблемы актуализировалось. Данное обстоятельство в том числе обусловлено рядом международных инвестиционных споров, основанных на положениях Договора к Энергетической хартии (далее - ДЭХ). В трех арбитражных разбирательствах (Petrobart Limited против Кыргызстана; Ioannis Kardassopoulos против Грузии; бывшие акционеры ЮКОСа - Hulley Enterprises Limited, Yukos Universal Limited и Veteran Petroleum Limited - против Российской Федерации) трибуналами рассматривалась статья 45 ДЭХ, в которой содержатся условия его временного применения.