Эмиссия государственных ценных бумаг
Подборка наиболее важных документов по запросу Эмиссия государственных ценных бумаг (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Прогнозирование ожидаемой инфляции с использованием данных российского фондового рынка
(Савельев А.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 3)В качестве источника информации о величинах номинальной и реальной ставок дисконтирования целесообразно использовать доходности по одному и тому же активу (финансовому инструменту) или группе активов (финансовых инструментов), чтобы исключить возможные влияния на величины ставок из-за отличий, связанных со спецификой самих активов (финансовых инструментов). Под такие условия хорошо подходят доходности к погашению государственных долговых ценных бумаг - облигаций федерального займа (далее - ОФЗ). Эмитентом ОФЗ от имени Российской Федерации выступает Министерство финансов Российской Федерации. Эмиссия ОФЗ осуществляется отдельными выпусками. Объем каждого выпуска определяется Министерством финансов Российской Федерации исходя из предельного объема эмиссии государственных ценных бумаг Российской Федерации, установленного Правительством Российской Федерации на соответствующий год. По срокам обращения ОФЗ могут быть краткосрочными, среднесрочными или долгосрочными. Владельцами ОФЗ могут быть российские и иностранные юридические и физические лица. Владелец ОФЗ имеет право на получение при их погашении основной суммы долга (номинальной стоимости), а также дохода, если это предусмотрено условиями выпуска, в виде процентов, начисляемых на номинальную стоимость облигаций, либо непогашенной части номинальной стоимости облигации при погашении номинальной стоимости частями [10]. С помощью ОФЗ Министерство финансов Российской Федерации привлекает деньги инвесторов. Большинство ОФЗ торгуются на фондовой Московской бирже, их можно купить и продать в любой торговый день. По состоянию на 2024 год в обороте Московской биржи находятся более 50 выпусков ОФЗ пяти видов:
(Савельев А.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 3)В качестве источника информации о величинах номинальной и реальной ставок дисконтирования целесообразно использовать доходности по одному и тому же активу (финансовому инструменту) или группе активов (финансовых инструментов), чтобы исключить возможные влияния на величины ставок из-за отличий, связанных со спецификой самих активов (финансовых инструментов). Под такие условия хорошо подходят доходности к погашению государственных долговых ценных бумаг - облигаций федерального займа (далее - ОФЗ). Эмитентом ОФЗ от имени Российской Федерации выступает Министерство финансов Российской Федерации. Эмиссия ОФЗ осуществляется отдельными выпусками. Объем каждого выпуска определяется Министерством финансов Российской Федерации исходя из предельного объема эмиссии государственных ценных бумаг Российской Федерации, установленного Правительством Российской Федерации на соответствующий год. По срокам обращения ОФЗ могут быть краткосрочными, среднесрочными или долгосрочными. Владельцами ОФЗ могут быть российские и иностранные юридические и физические лица. Владелец ОФЗ имеет право на получение при их погашении основной суммы долга (номинальной стоимости), а также дохода, если это предусмотрено условиями выпуска, в виде процентов, начисляемых на номинальную стоимость облигаций, либо непогашенной части номинальной стоимости облигации при погашении номинальной стоимости частями [10]. С помощью ОФЗ Министерство финансов Российской Федерации привлекает деньги инвесторов. Большинство ОФЗ торгуются на фондовой Московской бирже, их можно купить и продать в любой торговый день. По состоянию на 2024 год в обороте Московской биржи находятся более 50 выпусков ОФЗ пяти видов:
Статья: Правовое регулирование полномочий государственных органов США по управлению государственным долгом
(Прокоплюк Ю.Н.)
("Финансовое право", 2025, N 2)Основным государственным органом, который осуществляет функции по управлению государственным долгом, является Казначейство Соединенных Штатов (The United States Treasury). В его полномочия входят управление и обслуживание государственного долга и эмиссия государственных ценных бумаг - государственных облигаций США. Полномочия и функции Федерального казначейства США регулируются законом Конгресса 1789 г. "О создании Казначейства" <14>. Федеральное казначейство принимает решение о выпуске государственных ценных бумаг на основе федерального бюджета США <15>.
(Прокоплюк Ю.Н.)
("Финансовое право", 2025, N 2)Основным государственным органом, который осуществляет функции по управлению государственным долгом, является Казначейство Соединенных Штатов (The United States Treasury). В его полномочия входят управление и обслуживание государственного долга и эмиссия государственных ценных бумаг - государственных облигаций США. Полномочия и функции Федерального казначейства США регулируются законом Конгресса 1789 г. "О создании Казначейства" <14>. Федеральное казначейство принимает решение о выпуске государственных ценных бумаг на основе федерального бюджета США <15>.
Нормативные акты
"Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)Глава 14.1. ЭМИССИЯ И ОБРАЩЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
(ред. от 31.07.2025)Глава 14.1. ЭМИССИЯ И ОБРАЩЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
"Комментарий к Федеральному закону от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества"
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)193. Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 278-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования правового регулирования отношений в сфере государственных (муниципальных) заимствований, управления государственным (муниципальным) долгом и государственными финансовыми активами Российской Федерации и признании утратившим силу Федерального закона "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг".
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)193. Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 278-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования правового регулирования отношений в сфере государственных (муниципальных) заимствований, управления государственным (муниципальным) долгом и государственными финансовыми активами Российской Федерации и признании утратившим силу Федерального закона "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг".
Статья: Суверенный дефолт: теория и практика правоприменения
(Цареградская Ю.К.)
("Финансовое право", 2022, N 11)Схожее понимание присутствует и у отечественных специалистов, в частности, Б.А. Хейфец определяет дефолт как ситуацию, при которой должник отказывается выполнять свои обязательства по существующей задолженности в полном объеме <6>. Е.А. Звонова указывает на то, что дефолт по долговым обязательствам государства является неспособностью органов власти произвести основные выплаты или выплаты процентов по долгу в установленный срок <7>. По мнению А.А. Пороховского, Н.В. Стукало, суверенный дефолт фиксируется, когда государство не исполняет в установленный срок свои финансовые обязательства перед кредиторами <8>. Обобщая существующие подходы к пониманию дефолта, М.М. Ульянецкий, указывая на его два основных признака: неспособность или нежелание обслуживать долговые обязательства, понимает дефолт как нарушение государством условий займа или проспекта эмиссии государственных ценных бумаг <9>. По нашему мнению, эти два признака указывают на наличие суверенного дефолта, когда государство не имеет возможности обслуживать долговые обязательства, и аннулирование долга, если присутствует политическая воля его не возвращать, то есть нежелание. Исходя из этого, под суверенным долгом предлагается понимать экономическую или техническую невозможность государства осуществлять обслуживание государственного долга в установленные сроки.
(Цареградская Ю.К.)
("Финансовое право", 2022, N 11)Схожее понимание присутствует и у отечественных специалистов, в частности, Б.А. Хейфец определяет дефолт как ситуацию, при которой должник отказывается выполнять свои обязательства по существующей задолженности в полном объеме <6>. Е.А. Звонова указывает на то, что дефолт по долговым обязательствам государства является неспособностью органов власти произвести основные выплаты или выплаты процентов по долгу в установленный срок <7>. По мнению А.А. Пороховского, Н.В. Стукало, суверенный дефолт фиксируется, когда государство не исполняет в установленный срок свои финансовые обязательства перед кредиторами <8>. Обобщая существующие подходы к пониманию дефолта, М.М. Ульянецкий, указывая на его два основных признака: неспособность или нежелание обслуживать долговые обязательства, понимает дефолт как нарушение государством условий займа или проспекта эмиссии государственных ценных бумаг <9>. По нашему мнению, эти два признака указывают на наличие суверенного дефолта, когда государство не имеет возможности обслуживать долговые обязательства, и аннулирование долга, если присутствует политическая воля его не возвращать, то есть нежелание. Исходя из этого, под суверенным долгом предлагается понимать экономическую или техническую невозможность государства осуществлять обслуживание государственного долга в установленные сроки.
Статья: Защита прав участников рынка ценных бумаг органами конституционного и международного правосудия
(Фокин Е.А.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2023, N 1)<5> См.: Разумов С.С. Включение института эмиссии государственных (муниципальных) ценных бумаг в Бюджетный кодекс РФ: "за" и "против" // Финансовое право. 2019. N 1. С. 46 - 50.
(Фокин Е.А.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2023, N 1)<5> См.: Разумов С.С. Включение института эмиссии государственных (муниципальных) ценных бумаг в Бюджетный кодекс РФ: "за" и "против" // Финансовое право. 2019. N 1. С. 46 - 50.
"Комментарий к Федеральному закону от 23 декабря 2003 г. N 177-ФЗ "О страховании вкладов в банках Российской Федерации"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)136. Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 278-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования правового регулирования отношений в сфере государственных (муниципальных) заимствований, управления государственным (муниципальным) долгом и государственными финансовыми активами Российской Федерации и признании утратившим силу Федерального закона "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг".
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)136. Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 278-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования правового регулирования отношений в сфере государственных (муниципальных) заимствований, управления государственным (муниципальным) долгом и государственными финансовыми активами Российской Федерации и признании утратившим силу Федерального закона "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг".
"Реестр требований кредиторов и его формирование в процессе несостоятельности (банкротства)"
(Ходаковский А.П.)
("Статут", 2023)<1> Данные правила предусмотрены в актах центрального регулятора (см.: Положение Банка России от 11 августа 2014 г. N 428-П "О стандартах эмиссии ценных бумаг, порядке государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, государственной регистрации отчетов об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг" // СПС "КонсультантПлюс").
(Ходаковский А.П.)
("Статут", 2023)<1> Данные правила предусмотрены в актах центрального регулятора (см.: Положение Банка России от 11 августа 2014 г. N 428-П "О стандартах эмиссии ценных бумаг, порядке государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, государственной регистрации отчетов об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг" // СПС "КонсультантПлюс").
Путеводитель по судебной практике. ЗаемОднако представляется, что законодатель разделил вопросы, касающиеся эмиссии государственных ценных бумаг (административные отношения, регулируемые БК РФ) и отношений между заимодавцем и заемщиком по договору государственного займа (гражданско-правовые отношения, регулируемые ГК РФ). Во втором случае согласно ст. 124 ГК РФ госорганы выступают на равных началах с иными участниками гражданско-правовых отношений.
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Многие административно-процедурные вопросы в сфере инвестиционных отношений, как, например, порядок эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг, регулируются Бюджетным кодексом Российской Федерации.
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Многие административно-процедурные вопросы в сфере инвестиционных отношений, как, например, порядок эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг, регулируются Бюджетным кодексом Российской Федерации.