Электросамокат транспортное средство
Подборка наиболее важных документов по запросу Электросамокат транспортное средство (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 12.1 "Управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке" КоАП РФ"При рассмотрении дела мировой судья, проанализировав положения статьи 12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, разъяснения, содержащиеся в пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.06.2019 N 20 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", а также положения пункта 1.2 Правил дорожного движения, статьи 2 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", пришел к выводу, что М. управлял электросамокатом MIDWAY, который не является транспортным средством, в том числе он не является мопедом; соответственно М. не является субъектом административного правонарушения, в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Установив данные обстоятельства, мировой судья прекратил производство по делу."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Регулируются ли ПДД правила передвижения на электросамокатах и других средствах индивидуальной мобильности?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Под электросамокатом, как правило, понимается самокат, на котором установлены аккумулятор и электродвигатель (электродвигатели), приводящий электросамокат в действие.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Под электросамокатом, как правило, понимается самокат, на котором установлены аккумулятор и электродвигатель (электродвигатели), приводящий электросамокат в действие.
Статья: Особенности административно-правового регулирования использования электросамокатов. Правовые риски и пути их преодоления
(Роженчикова Д.В.)
("Административное право и процесс", 2022, N 10)Суды, рассматривая дела о привлечении лиц, управляющих электросамокатами, к административной ответственности, приходят к различным решениям. Данные решения зависят от того, будет отнесен судом электросамокат к категории "транспортное средство" или нет. Рассмотрим на практике. В городе Ливны Орловской области произошел такой инцидент: гражданин Шульгин Д.И., управляя электросамокатом, был остановлен сотрудником ДПС. При прохождении медицинского освидетельствования было выявлено, что Шульгин находился в состоянии алкогольного опьянения. С результатом освидетельствования гражданин не согласился. Адвокат Шульгина в судебном заседании просил прекратить производство по делу о привлечении Шульгина к административной ответственности за отсутствием состава правонарушения: по его мнению, электрический самокат транспортным средством не является. Суд, рассмотрев материалы дела, на основании Правил дорожного движения Российской Федерации, а также принимая во внимание руководство пользователя электросамокатом, не признал электрический самокат, которым управлял гражданин Шульгин, транспортным средством. Таким образом, Шульгина нельзя привлечь к административной ответственности по инкриминируемой ему ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ <5>.
(Роженчикова Д.В.)
("Административное право и процесс", 2022, N 10)Суды, рассматривая дела о привлечении лиц, управляющих электросамокатами, к административной ответственности, приходят к различным решениям. Данные решения зависят от того, будет отнесен судом электросамокат к категории "транспортное средство" или нет. Рассмотрим на практике. В городе Ливны Орловской области произошел такой инцидент: гражданин Шульгин Д.И., управляя электросамокатом, был остановлен сотрудником ДПС. При прохождении медицинского освидетельствования было выявлено, что Шульгин находился в состоянии алкогольного опьянения. С результатом освидетельствования гражданин не согласился. Адвокат Шульгина в судебном заседании просил прекратить производство по делу о привлечении Шульгина к административной ответственности за отсутствием состава правонарушения: по его мнению, электрический самокат транспортным средством не является. Суд, рассмотрев материалы дела, на основании Правил дорожного движения Российской Федерации, а также принимая во внимание руководство пользователя электросамокатом, не признал электрический самокат, которым управлял гражданин Шульгин, транспортным средством. Таким образом, Шульгина нельзя привлечь к административной ответственности по инкриминируемой ему ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ <5>.
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090
(ред. от 16.07.2025)
"О Правилах дорожного движения"
(вместе с "Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения")
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)"Средство индивидуальной мобильности" - транспортное средство, имеющее одно или несколько колес (роликов), предназначенное для индивидуального передвижения человека посредством использования двигателя (двигателей) (электросамокаты, электроскейтборды, гироскутеры, сигвеи, моноколеса и иные аналогичные средства).
(ред. от 16.07.2025)
"О Правилах дорожного движения"
(вместе с "Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения")
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)"Средство индивидуальной мобильности" - транспортное средство, имеющее одно или несколько колес (роликов), предназначенное для индивидуального передвижения человека посредством использования двигателя (двигателей) (электросамокаты, электроскейтборды, гироскутеры, сигвеи, моноколеса и иные аналогичные средства).
Обзор: "Обжалование штрафов за нарушение ПДД: интересные примеры из практики за 2023 - 2025 годы"
(КонсультантПлюс, 2025)Пользователя электросамоката могут приравнять к водителю мопеда
(КонсультантПлюс, 2025)Пользователя электросамоката могут приравнять к водителю мопеда
Статья: Проблема юридической ответственности новых участников дорожного движения
(Соколов Д.В.)
("Транспортное право", 2021, N 3)Случаи признания электросамокатов транспортными средствами при привлечении к административной ответственности их владельцев за совершение правонарушений в области безопасности дорожного движения основываются на расширительном толковании примечания к ст. 12.1 КоАП РФ. Однако п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда от 25 июня 2019 г. N 20 четко определяет, что расширительное толкование понятия транспортного средства, приводимое в примечании к ст. 12.1 КоАП РФ, не допускается. Соответственно, при установлении, относится ли транспортное средство к таковым или нет, учитываются следующие факторы: необходимость государственной регистрации, рабочий объем двигателя внутреннего сгорания (более 50 куб. см), максимальная мощность электродвигателя (более 4 кВт), максимальная конструктивная скорость (более 50 км/ч), наличие предусмотренного законодательством специального права на управление данным транспортным средством.
(Соколов Д.В.)
("Транспортное право", 2021, N 3)Случаи признания электросамокатов транспортными средствами при привлечении к административной ответственности их владельцев за совершение правонарушений в области безопасности дорожного движения основываются на расширительном толковании примечания к ст. 12.1 КоАП РФ. Однако п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда от 25 июня 2019 г. N 20 четко определяет, что расширительное толкование понятия транспортного средства, приводимое в примечании к ст. 12.1 КоАП РФ, не допускается. Соответственно, при установлении, относится ли транспортное средство к таковым или нет, учитываются следующие факторы: необходимость государственной регистрации, рабочий объем двигателя внутреннего сгорания (более 50 куб. см), максимальная мощность электродвигателя (более 4 кВт), максимальная конструктивная скорость (более 50 км/ч), наличие предусмотренного законодательством специального права на управление данным транспортным средством.
Статья: Вопросы, возникающие при производстве судебных автотехнических экспертиз в рамках расследования дорожно-транспортных происшествий с участием средств индивидуальной мобильности
(Барышников И.Н., Соломенцев Б.И., Горчаков А.О., Коротков К.А., Камелягин А.О.)
("Безопасность дорожного движения", 2024, N 3)Суды используют следующую формулировку для обоснования своих решений: "само перечисление таких транспортных средств, как электросамокаты, в понятии "средства индивидуальной мобильности" не исключает того, что их конструктивные особенности, а также технические характеристики (мощность электродвигателя, скорость) могут характеризовать такие транспортные средства (электросамокаты) и в качестве мопедов".
(Барышников И.Н., Соломенцев Б.И., Горчаков А.О., Коротков К.А., Камелягин А.О.)
("Безопасность дорожного движения", 2024, N 3)Суды используют следующую формулировку для обоснования своих решений: "само перечисление таких транспортных средств, как электросамокаты, в понятии "средства индивидуальной мобильности" не исключает того, что их конструктивные особенности, а также технические характеристики (мощность электродвигателя, скорость) могут характеризовать такие транспортные средства (электросамокаты) и в качестве мопедов".
Статья: Понятие "средство индивидуальной мобильности"
(Власенко Г.Д.)
("Транспортное право", 2024, N 2)Данная проблема уже нашла отражение в правоприменительной практике, в частности в Решении Свердловского областного суда от 7 сентября 2023 г. по делу N 72-702/2023 указывается, что субъектом осуществлялось управление двухколесным механическим транспортным средством марки Kugoo C1, приводимым в движение электродвигателем мощностью 0,5 киловатт (500 Вт), максимальная конструктивная скорость которого составляет 45 километров в час, которое по своим техническим характеристикам не может быть отнесено к средствам индивидуальной мобильности, несмотря на наименование этого транспортного средства электросамокатом на сайте производителя и в руководстве по эксплуатации.
(Власенко Г.Д.)
("Транспортное право", 2024, N 2)Данная проблема уже нашла отражение в правоприменительной практике, в частности в Решении Свердловского областного суда от 7 сентября 2023 г. по делу N 72-702/2023 указывается, что субъектом осуществлялось управление двухколесным механическим транспортным средством марки Kugoo C1, приводимым в движение электродвигателем мощностью 0,5 киловатт (500 Вт), максимальная конструктивная скорость которого составляет 45 километров в час, которое по своим техническим характеристикам не может быть отнесено к средствам индивидуальной мобильности, несмотря на наименование этого транспортного средства электросамокатом на сайте производителя и в руководстве по эксплуатации.