Экстренная медицинская помощь
Подборка наиболее важных документов по запросу Экстренная медицинская помощь (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Закупка лекарств по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Признается неправомерным расчет НМЦК (начальной цены единицы товара) только методом сопоставимых рыночных цен при закупке лекарственных препаратов в случаях, не связанных с оказанием неотложной, экстренной медицинской помощи, авариями и т.п.
(КонсультантПлюс, 2025)Признается неправомерным расчет НМЦК (начальной цены единицы товара) только методом сопоставимых рыночных цен при закупке лекарственных препаратов в случаях, не связанных с оказанием неотложной, экстренной медицинской помощи, авариями и т.п.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 104 "Суммированный учет рабочего времени" Трудового кодекса РФ"Принимая во внимание, что врачу - хирургу трудовым законодательствам установлена 39 часовая рабочая неделя, и в целях исключения отнесения дежурств к сверхурочной работе (сверх месячной нормы рабочего времени) в ГАУЗ "Бугульминская ЦРБ" ведется в соответствии со статьей 104 Трудового кодекса Российской Федерации суммированный учет рабочего времени, при котором за 3 месяца у врача - хирурга после подсчета всех отработанных рабочих часов, включая время дежурств, общее время работы составляло бы не более 39 часов, что и установлено в Приложении N 1 к Правилам внутреннего трудового распорядка ответчика, согласно которым для оказания экстренной медицинской помощи в вечернее и ночное время, в выходные и праздничные дни устанавливается суммированный учет рабочего времени с учетным периодом 3 месяца из расчета 39 часов в неделю с продолжительностью рабочей смены 8 часов в первую смену и 16 часов во вторую смену, в соответствии с графиком сменности, обед - 30 минут."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ
(ред. от 23.07.2025)
"Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)2. Медицинская помощь в экстренной форме оказывается медицинской организацией и медицинским работником гражданину безотлагательно и бесплатно. Отказ в ее оказании не допускается.
(ред. от 23.07.2025)
"Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)2. Медицинская помощь в экстренной форме оказывается медицинской организацией и медицинским работником гражданину безотлагательно и бесплатно. Отказ в ее оказании не допускается.
Приказ Минздрава России от 20.06.2013 N 388н
(ред. от 21.02.2020)
"Об утверждении Порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи"
(Зарегистрировано в Минюсте России 16.08.2013 N 29422)11. Поводами для вызова скорой медицинской помощи в экстренной форме являются внезапные острые заболевания, состояния, обострения хронических заболеваний, представляющие угрозу жизни пациента, в том числе:
(ред. от 21.02.2020)
"Об утверждении Порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи"
(Зарегистрировано в Минюсте России 16.08.2013 N 29422)11. Поводами для вызова скорой медицинской помощи в экстренной форме являются внезапные острые заболевания, состояния, обострения хронических заболеваний, представляющие угрозу жизни пациента, в том числе:
"Вред при медицинском вмешательстве: проблемы компенсации и предотвращения (сравнительно-правовое исследование)"
(Кратенко М.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Приговором суда врач-хирург осужден по п. "в" ч. 2 ст. 238 УК РФ за причинение тяжкого вреда здоровью пациента в связи с некачественным выполнением пластической операции (при взятии реберного трансплантата). В кассационной жалобе адвокат обвиняемого оспаривал квалификацию, полагая, что действия врача должны квалифицироваться по ч. 2 ст. 118 УК РФ. Судом кассационной инстанции жалоба отклонена со ссылкой на то, что обвиняемый оказывал потерпевшему платные медицинские услуги, а не плановую или экстренную медицинскую помощь <1>.
(Кратенко М.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Приговором суда врач-хирург осужден по п. "в" ч. 2 ст. 238 УК РФ за причинение тяжкого вреда здоровью пациента в связи с некачественным выполнением пластической операции (при взятии реберного трансплантата). В кассационной жалобе адвокат обвиняемого оспаривал квалификацию, полагая, что действия врача должны квалифицироваться по ч. 2 ст. 118 УК РФ. Судом кассационной инстанции жалоба отклонена со ссылкой на то, что обвиняемый оказывал потерпевшему платные медицинские услуги, а не плановую или экстренную медицинскую помощь <1>.
Ситуация: Каков правовой статус иностранных граждан?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В части права на медицинскую помощь можно отметить, в частности, следующее. Постоянно или временно проживающие в РФ иностранные граждане по общему правилу пользуются правом на бесплатную медицинскую помощь в рамках ОМС. Такое же право предоставлено временно пребывающим и осуществляющим трудовую деятельность на территории РФ иностранным гражданам (за некоторым исключением) при условии уплаты за них страховых взносов на ОМС в течение не менее трех лет. До истечения этого срока им может быть оказана бесплатно в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения - скорая медицинская помощь, в частных медицинских организациях - экстренная медицинская помощь. Иные правила могут быть установлены международными договорами РФ (ч. 3 ст. 19 Закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ; ч. 2 ст. 2, ч. 1, 1.1 ст. 10, п. 1 ч. 1, ч. 1.1 ст. 16 Закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ; п. п. 3 - 6 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 08.05.2025 N 631).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В части права на медицинскую помощь можно отметить, в частности, следующее. Постоянно или временно проживающие в РФ иностранные граждане по общему правилу пользуются правом на бесплатную медицинскую помощь в рамках ОМС. Такое же право предоставлено временно пребывающим и осуществляющим трудовую деятельность на территории РФ иностранным гражданам (за некоторым исключением) при условии уплаты за них страховых взносов на ОМС в течение не менее трех лет. До истечения этого срока им может быть оказана бесплатно в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения - скорая медицинская помощь, в частных медицинских организациях - экстренная медицинская помощь. Иные правила могут быть установлены международными договорами РФ (ч. 3 ст. 19 Закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ; ч. 2 ст. 2, ч. 1, 1.1 ст. 10, п. 1 ч. 1, ч. 1.1 ст. 16 Закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ; п. п. 3 - 6 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 08.05.2025 N 631).
Статья: Зарубежный опыт своевременного оказания помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях
(Гусева А.А.)
("Безопасность дорожного движения", 2024, N 4)Одним из примеров сокращения времени информирования спасательных и медицинских служб о ДТП является применение европейской системы eCall (европейская система автоматического оповещения о ДТП, установленная на транспортном средстве, является проектом "eSafety" - инициативы Европейской комиссии). В случае, если транспортное средство оборудовано такой системой, после ДТП автоматически устанавливается связь с ближайшим центром экстренной медицинской помощи [5].
(Гусева А.А.)
("Безопасность дорожного движения", 2024, N 4)Одним из примеров сокращения времени информирования спасательных и медицинских служб о ДТП является применение европейской системы eCall (европейская система автоматического оповещения о ДТП, установленная на транспортном средстве, является проектом "eSafety" - инициативы Европейской комиссии). В случае, если транспортное средство оборудовано такой системой, после ДТП автоматически устанавливается связь с ближайшим центром экстренной медицинской помощи [5].
Статья: Актуальные аспекты организации медицинской помощи российским туристам за рубежом
(Бобылев Р.В.)
("Туризм: право и экономика", 2025, N 3)В статье рассматриваются основные проблемы, с которыми сталкиваются российские туристы за рубежом при получении медицинской помощи. Раскрываются международно-правовые обязательства государств по обеспечению экстренной медицинской помощи иностранным гражданам, при этом акцентируется внимание на отсутствии универсальных гарантий предоставления бесплатных услуг. Анализируются сложности, возникающие в условиях международных санкций, включая ограничение финансовых операций, невозможность прямых расчетов российских страховых компаний с зарубежными медицинскими учреждениями и дополнительные финансовые риски для самих туристов. Предлагаются направления совершенствования системы получения медицинской помощи: меры по оптимизации доступа к медицинским услугам, разработка рекомендаций и повышение уровня информированности туристов, развитие цифровых платформ с реестрами партнерских клиник, а также заключение двусторонних соглашений, упрощающих оказание помощи российским гражданам за границей.
(Бобылев Р.В.)
("Туризм: право и экономика", 2025, N 3)В статье рассматриваются основные проблемы, с которыми сталкиваются российские туристы за рубежом при получении медицинской помощи. Раскрываются международно-правовые обязательства государств по обеспечению экстренной медицинской помощи иностранным гражданам, при этом акцентируется внимание на отсутствии универсальных гарантий предоставления бесплатных услуг. Анализируются сложности, возникающие в условиях международных санкций, включая ограничение финансовых операций, невозможность прямых расчетов российских страховых компаний с зарубежными медицинскими учреждениями и дополнительные финансовые риски для самих туристов. Предлагаются направления совершенствования системы получения медицинской помощи: меры по оптимизации доступа к медицинским услугам, разработка рекомендаций и повышение уровня информированности туристов, развитие цифровых платформ с реестрами партнерских клиник, а также заключение двусторонних соглашений, упрощающих оказание помощи российским гражданам за границей.
Готовое решение: Какие гарантии и льготы положены работникам из числа мобилизованных, добровольцев или контрактников, а также членам их семей
(КонсультантПлюс, 2025)Добровольцам из формирований, содействующих выполнению задач, возложенных на ВС РФ, медпомощь оказывается в военно-медицинских организациях в экстренной, неотложной и плановой формах. Если в организации отсутствуют, например, нужные специалисты, вас направят туда, где они есть (п. п. 1, 10, 14 Порядка, приведенного в Приложении N 2 к Приказу Министра обороны РФ от 15.02.2023 N 68).
(КонсультантПлюс, 2025)Добровольцам из формирований, содействующих выполнению задач, возложенных на ВС РФ, медпомощь оказывается в военно-медицинских организациях в экстренной, неотложной и плановой формах. Если в организации отсутствуют, например, нужные специалисты, вас направят туда, где они есть (п. п. 1, 10, 14 Порядка, приведенного в Приложении N 2 к Приказу Министра обороны РФ от 15.02.2023 N 68).
Путеводитель по спорам в сфере закупок (44-ФЗ). Заключение контракта на выполнение проектных, строительных, ремонтных работ с единственным подрядчиком вследствие обстоятельств непреодолимой силыТак, согласно п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ контракт с единственным подрядчиком можно заключить в случае закупки товаров, работ, услуг, которые потребовались из-за аварии, обстоятельств непреодолимой силы, для предупреждения (при введении режима повышенной готовности функционирования органов управления и сил единой госсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций) и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации, при необходимости оказания неотложной или экстренной медицинской помощи либо гуманитарной помощи. Правило действует, если применение иных способов определения подрядчика, требующих затрат времени, нецелесообразно.
Статья: Квалификация преступлений в сфере неоказания помощи больному
(Нагорный А.А., Дольников В.В.)
("Законность", 2025, N 6)В то же время в аналогичной ситуации суд установил, что Ц., занимая должность врача ультразвуковой диагностики и по совместительству врача - акушера-гинеколога БУЗ ВО "Терновская РБ", 3 июля 2020 г. являлся дежурным врачом и находился на рабочем месте, неосторожно относясь к наступлению общественно опасных последствий в виде причинения тяжкого вреда здоровью, умышленно не провел надлежащего обследования несовершеннолетнего пациента М., не принял должных мер для установления верного диагноза, высказав предположение, что у М. возможен эпидидимит. При этом, не владея методами и навыками для постановки этого диагноза, Ц. профильных детских специалистов в лечебное учреждение для проведения осмотра пациента не вызвал, а вместо этого принял решение "об отсутствии нуждаемости ребенка в оказании ему экстренной медицинской помощи в условиях стационара без организации осмотра детским хирургом или урологом", дал рекомендацию о консультации у детского хирурга и проведении ультразвукового исследования на следующий день в платной клинике, после чего М. был отпущен домой, что в дальнейшем привело к причинению несовершеннолетнему тяжкого вреда здоровью.
(Нагорный А.А., Дольников В.В.)
("Законность", 2025, N 6)В то же время в аналогичной ситуации суд установил, что Ц., занимая должность врача ультразвуковой диагностики и по совместительству врача - акушера-гинеколога БУЗ ВО "Терновская РБ", 3 июля 2020 г. являлся дежурным врачом и находился на рабочем месте, неосторожно относясь к наступлению общественно опасных последствий в виде причинения тяжкого вреда здоровью, умышленно не провел надлежащего обследования несовершеннолетнего пациента М., не принял должных мер для установления верного диагноза, высказав предположение, что у М. возможен эпидидимит. При этом, не владея методами и навыками для постановки этого диагноза, Ц. профильных детских специалистов в лечебное учреждение для проведения осмотра пациента не вызвал, а вместо этого принял решение "об отсутствии нуждаемости ребенка в оказании ему экстренной медицинской помощи в условиях стационара без организации осмотра детским хирургом или урологом", дал рекомендацию о консультации у детского хирурга и проведении ультразвукового исследования на следующий день в платной клинике, после чего М. был отпущен домой, что в дальнейшем привело к причинению несовершеннолетнему тяжкого вреда здоровью.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Следует отметить, что нормами процессуального закона не установлена обязанность административного истца представлять в суд медицинские документы, свидетельствующие о возможности пребывания несовершеннолетнего в центре временного содержания и отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья. К тому же в действующем законодательстве не определен перечень заболеваний, препятствующих пребыванию несовершеннолетних в центре временного содержания. Правительством Российской Федерации утвержден лишь Перечень заболеваний, препятствующих отбыванию наказания в виде административного ареста <1>, в который входят любые острые инфекционные заболевания в тяжелой стадии и/или заразные для окружающих, злокачественные новообразования IV стадии и другие заболевания, а также заболевания, травмы и отравления, не включенные в Перечень, но требующие оказания экстренной медицинской помощи. Процедура обязательного медицинского освидетельствования предусмотрена законом только для случаев направления несовершеннолетнего в учебные учреждения закрытого типа.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Следует отметить, что нормами процессуального закона не установлена обязанность административного истца представлять в суд медицинские документы, свидетельствующие о возможности пребывания несовершеннолетнего в центре временного содержания и отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья. К тому же в действующем законодательстве не определен перечень заболеваний, препятствующих пребыванию несовершеннолетних в центре временного содержания. Правительством Российской Федерации утвержден лишь Перечень заболеваний, препятствующих отбыванию наказания в виде административного ареста <1>, в который входят любые острые инфекционные заболевания в тяжелой стадии и/или заразные для окружающих, злокачественные новообразования IV стадии и другие заболевания, а также заболевания, травмы и отравления, не включенные в Перечень, но требующие оказания экстренной медицинской помощи. Процедура обязательного медицинского освидетельствования предусмотрена законом только для случаев направления несовершеннолетнего в учебные учреждения закрытого типа.
"Правовые проблемы жизни и работы граждан в районах с неблагоприятными климатическими условиями: монография"
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова, С.В. Каменская)
("КОНТРАКТ", 2024)Комплексный подход требует пересмотра имеющейся практики решения проблем, при которой акцент делается на программно-целевые инструменты, а их применение не сопровождается внесением необходимых изменений в законодательство. Так, Президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 25 октября 2016 г. N 9) был утвержден Паспорт приоритетного проекта "Обеспечение своевременности оказания экстренной медицинской помощи гражданам, проживающим в труднодоступных районах Российской Федерации" <1>, что повлекло принятие соответствующих программ на уровне субъектов Российской Федерации. В ряде региональных программ предусматривались: создание дополнительных филиалов Центра медицины катастроф; утверждение различного рода региональных программ; строительство вертолетных площадок; разработка маршрутизации различных категорий пациентов; закупка дополнительных вылетов санитарной авиации; закупка и финансирование работы новых воздушных судов в течение трех лет (срок реализации проекта) <2>; совершенствование организации деятельности службы санитарной авиации, модернизация вертолетных площадок <3>; ремонт мест стоянок вертолетов на предприятии, оказывающем услуги по вылетам санитарной авиации <4>, и др.
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова, С.В. Каменская)
("КОНТРАКТ", 2024)Комплексный подход требует пересмотра имеющейся практики решения проблем, при которой акцент делается на программно-целевые инструменты, а их применение не сопровождается внесением необходимых изменений в законодательство. Так, Президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 25 октября 2016 г. N 9) был утвержден Паспорт приоритетного проекта "Обеспечение своевременности оказания экстренной медицинской помощи гражданам, проживающим в труднодоступных районах Российской Федерации" <1>, что повлекло принятие соответствующих программ на уровне субъектов Российской Федерации. В ряде региональных программ предусматривались: создание дополнительных филиалов Центра медицины катастроф; утверждение различного рода региональных программ; строительство вертолетных площадок; разработка маршрутизации различных категорий пациентов; закупка дополнительных вылетов санитарной авиации; закупка и финансирование работы новых воздушных судов в течение трех лет (срок реализации проекта) <2>; совершенствование организации деятельности службы санитарной авиации, модернизация вертолетных площадок <3>; ремонт мест стоянок вертолетов на предприятии, оказывающем услуги по вылетам санитарной авиации <4>, и др.
Ситуация: Как вызвать врача на дом в рамках ОМС?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)При обращении за медицинской помощью (за исключением случаев получения экстренной медицинской помощи) гражданин, застрахованный в рамках ОМС, в общем случае вправе по своему выбору вместо полиса ОМС на материальном носителе предъявить документ, удостоверяющий личность (для детей в возрасте до 14 лет - свидетельство о рождении) (п. 1 ч. 2 ст. 16 Закона N 326-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)При обращении за медицинской помощью (за исключением случаев получения экстренной медицинской помощи) гражданин, застрахованный в рамках ОМС, в общем случае вправе по своему выбору вместо полиса ОМС на материальном носителе предъявить документ, удостоверяющий личность (для детей в возрасте до 14 лет - свидетельство о рождении) (п. 1 ч. 2 ст. 16 Закона N 326-ФЗ).