Экстремизм: понятие и меры по противодействию
Подборка наиболее важных документов по запросу Экстремизм: понятие и меры по противодействию (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 1 "Основные понятия" Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности""В целях защиты прав и свобод человека и гражданина, основ конституционного строя, обеспечения целостности и безопасности Российской Федерации федеральный законодатель признает, среди прочего, использование символики экстремистских организаций в качестве экстремистской деятельности, определяет понятие "символика экстремистской организации" (преамбула, абзац десятый пункта 1 и пункт 4 статьи 1 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности") и устанавливает административную ответственность за публичное демонстрирование такой символики (часть 1 статьи 20.3 КоАП Российской Федерации), что является мерой, направленной на противодействие экстремизму. Вместе с тем согласно примечанию к статье 20.3 КоАП Российской Федерации положения этой статьи не распространяются, в частности, на случаи использования символики экстремистских организаций, при которых отсутствуют признаки пропаганды или оправдания экстремистской идеологии."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Преступления экстремистской направленности, совершаемые с использованием сферы телекоммуникаций и компьютерной информации
(Глазкова Л.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 12)<9> Осипов В.А. Экстремизм, экстремистская деятельность и преступления экстремистской направленности: понятия, содержание и соотношение // Вестник Краснодарского университета МВД России. 2018. N 4 (42). С. 34 - 38; Рыдченко К.Д., Соловьев В.С. Правовые меры противодействия экстремизму в молодежной среде // Вестник Воронежского института МВД России. 2013. N 4. С. 33 - 40.
(Глазкова Л.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 12)<9> Осипов В.А. Экстремизм, экстремистская деятельность и преступления экстремистской направленности: понятия, содержание и соотношение // Вестник Краснодарского университета МВД России. 2018. N 4 (42). С. 34 - 38; Рыдченко К.Д., Соловьев В.С. Правовые меры противодействия экстремизму в молодежной среде // Вестник Воронежского института МВД России. 2013. N 4. С. 33 - 40.
Нормативные акты
Определение Конституционного Суда РФ от 27.10.2015 N 2450-О
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Колпакиди Александра Ивановича и Николаева Сергея Васильевича на нарушение их конституционных прав пунктом 3 статьи 1 и статьей 13 Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности"1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации граждане А.И. Колпакиди и С.В. Николаев, осужденные за совершение преступлений, предусмотренных пунктом "б" части второй статьи 282 УК Российской Федерации, оспаривают конституционность пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности", определяющего понятие "экстремистские материалы", и статьи 13 данного Федерального закона, устанавливающей порядок и последствия признания информационных материалов экстремистскими.
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Колпакиди Александра Ивановича и Николаева Сергея Васильевича на нарушение их конституционных прав пунктом 3 статьи 1 и статьей 13 Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности"1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации граждане А.И. Колпакиди и С.В. Николаев, осужденные за совершение преступлений, предусмотренных пунктом "б" части второй статьи 282 УК Российской Федерации, оспаривают конституционность пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности", определяющего понятие "экстремистские материалы", и статьи 13 данного Федерального закона, устанавливающей порядок и последствия признания информационных материалов экстремистскими.
Статья: Организационно-правовые вопросы противодействия экстремистской деятельности криминальных субкультур, в том числе молодежного движения АУЕ: уголовный и административно-правовой аспекты
(Румянцев Н.В.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2021, N 6)Ни для кого не секрет, что сегодня на территории Российской Федерации, в разных ее регионах, существуют экстремистские организации, зачастую финансируемые из-за границы, с выработкой определенной идеологии <1>, лозунгами которых являются криминогенные аспекты, направленные на дестабилизацию государственности и национальной безопасности страны. В настоящее время география и опасность экстремизма расширяются и в разнообразных формах своего проявления настолько прочно входят во многие сферы жизнедеятельности общества, что возникла потребность в изучении сущности причин этого социального явления <2>, правовой оценке и необходимость определения методов, способствующих его противодействию. Безусловно, структуры, призванные противодействовать экстремизму, имеют навыки работы по его предупреждению, профилактике и представляют собой совокупность принимаемых мер и действий политического, социального, правового, организационного и информационного характера, обеспечивающих в целом принцип неотвратимости наказания за вышеуказанные противоправные деяния. Эти экстремистские деяния выражают взгляды и позиции, которые можно рассматривать в виде понятия "правонарушение экстремистского характера" и позволяют выделить суть противоправных действий, представляющих различную степень общественной опасности.
(Румянцев Н.В.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2021, N 6)Ни для кого не секрет, что сегодня на территории Российской Федерации, в разных ее регионах, существуют экстремистские организации, зачастую финансируемые из-за границы, с выработкой определенной идеологии <1>, лозунгами которых являются криминогенные аспекты, направленные на дестабилизацию государственности и национальной безопасности страны. В настоящее время география и опасность экстремизма расширяются и в разнообразных формах своего проявления настолько прочно входят во многие сферы жизнедеятельности общества, что возникла потребность в изучении сущности причин этого социального явления <2>, правовой оценке и необходимость определения методов, способствующих его противодействию. Безусловно, структуры, призванные противодействовать экстремизму, имеют навыки работы по его предупреждению, профилактике и представляют собой совокупность принимаемых мер и действий политического, социального, правового, организационного и информационного характера, обеспечивающих в целом принцип неотвратимости наказания за вышеуказанные противоправные деяния. Эти экстремистские деяния выражают взгляды и позиции, которые можно рассматривать в виде понятия "правонарушение экстремистского характера" и позволяют выделить суть противоправных действий, представляющих различную степень общественной опасности.
Статья: Противодействие проявлениям экстремизма средствами прокурорского надзора
(Ахмадуллина Р.Д.)
("Законность", 2024, N 6)1. Отсутствие легального понятия экстремизма. В Законе о противодействии экстремистской деятельности нет четкого определения понятия "экстремизм", содержащего его сущностные признаки, при этом понятия "экстремистская деятельность" и "экстремизм" закреплены как синонимы. Указанные явления охарактеризованы путем перечисления их возможных проявлений (видов деятельности), что не отвечает правилам юридической техники. В целях эффективной правоприменительной деятельности считаем необходимым изменить подход к интерпретации понятия "экстремизм".
(Ахмадуллина Р.Д.)
("Законность", 2024, N 6)1. Отсутствие легального понятия экстремизма. В Законе о противодействии экстремистской деятельности нет четкого определения понятия "экстремизм", содержащего его сущностные признаки, при этом понятия "экстремистская деятельность" и "экстремизм" закреплены как синонимы. Указанные явления охарактеризованы путем перечисления их возможных проявлений (видов деятельности), что не отвечает правилам юридической техники. В целях эффективной правоприменительной деятельности считаем необходимым изменить подход к интерпретации понятия "экстремизм".
Статья: Соотношение и разграничение понятий "преступления террористической направленности" и "преступления экстремистской направленности"
(Криштопов С.В., Ермолович Я.Н.)
("Российский следователь", 2022, N 3)2. Зубалова О.А. Уголовно-правовые меры борьбы с организацией экстремистского сообщества: автореферат диссертации кандидата юридических наук / О.А. Зубалова. Нижний Новгород, 2013. 30 с.
(Криштопов С.В., Ермолович Я.Н.)
("Российский следователь", 2022, N 3)2. Зубалова О.А. Уголовно-правовые меры борьбы с организацией экстремистского сообщества: автореферат диссертации кандидата юридических наук / О.А. Зубалова. Нижний Новгород, 2013. 30 с.
Статья: Реализация войсками национальной гвардии Российской Федерации задач, возложенных на них законодательством, в сфере обеспечения миграционной политики
(Шеншин В.М.)
("Миграционное право", 2024, N 1)Отметим, что имеющиеся полномочия Росгвардии не позволяют ей в полной мере претворять в жизнь обеспечение участия войск национальной гвардии в мероприятиях по противодействию терроризму и экстремизму. Автором обращается внимание, что в своей основе войска национальной гвардии осуществляют на практике "силовую" компоненту такой борьбы, при этом каких-либо попыток "интеллектуальной" направленности в такой борьбе не выявляется. Вместе с тем исследование законодательства показало, что МВД России, ФСБ России и Росфинмониторинг выполняют весь спектр задач в сфере борьбы с терроризмом и экстремизмом.
(Шеншин В.М.)
("Миграционное право", 2024, N 1)Отметим, что имеющиеся полномочия Росгвардии не позволяют ей в полной мере претворять в жизнь обеспечение участия войск национальной гвардии в мероприятиях по противодействию терроризму и экстремизму. Автором обращается внимание, что в своей основе войска национальной гвардии осуществляют на практике "силовую" компоненту такой борьбы, при этом каких-либо попыток "интеллектуальной" направленности в такой борьбе не выявляется. Вместе с тем исследование законодательства показало, что МВД России, ФСБ России и Росфинмониторинг выполняют весь спектр задач в сфере борьбы с терроризмом и экстремизмом.
Статья: Административная ответственность за экстремизм и "квазиэкстремизм"
(Сигарев А.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 10)Общие исторические корни уголовной и административной ответственности, их публично-правовая природа и схожесть целей закономерно ставят вопрос о заимствовании терминологического аппарата. Так, в уголовном праве широко используется понятие "преступление экстремистской направленности". Возникает вопрос о возможности введения аналогичного термина в административно-деликтном праве - правонарушение экстремистской направленности. Представляется, что введение такого термина могло бы быть полезным, например, для целей судебной статистики, для научных исследований, в целом для некоторого упорядочения и систематизации мер ответственности за экстремизм.
(Сигарев А.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 10)Общие исторические корни уголовной и административной ответственности, их публично-правовая природа и схожесть целей закономерно ставят вопрос о заимствовании терминологического аппарата. Так, в уголовном праве широко используется понятие "преступление экстремистской направленности". Возникает вопрос о возможности введения аналогичного термина в административно-деликтном праве - правонарушение экстремистской направленности. Представляется, что введение такого термина могло бы быть полезным, например, для целей судебной статистики, для научных исследований, в целом для некоторого упорядочения и систематизации мер ответственности за экстремизм.
Статья: Методы и формы административно-правового противодействия экстремистской деятельности в информационной сфере: понятие и виды
(Быков Е.П.)
("Современное право", 2024, N 10)На основании вышеизложенного можно сделать выводы обобщающего плана. Во-первых, в результате рассмотрения различных концептуальных подходов исследователей к определению понятия "методы противодействия экстремизму", в том числе и методов административно-правового противодействия экстремизму, выявлена различная трактовка таких методов. Кроме того, в ряде научных публикаций наблюдается смешение понятий "метод" и "форма" указанного противодействия.
(Быков Е.П.)
("Современное право", 2024, N 10)На основании вышеизложенного можно сделать выводы обобщающего плана. Во-первых, в результате рассмотрения различных концептуальных подходов исследователей к определению понятия "методы противодействия экстремизму", в том числе и методов административно-правового противодействия экстремизму, выявлена различная трактовка таких методов. Кроме того, в ряде научных публикаций наблюдается смешение понятий "метод" и "форма" указанного противодействия.
Статья: Киберэкстремизм в системе киберпреступности
(Бычков В.В., Прорвич В.А.)
("Российский следователь", 2024, N 2)Все перечисленное выше дает основание для того, чтобы применить для характеристики экстремистских преступлений различных видов, а также их совокупностей с различными формами соучастия, совершенных с помощью информационно-телекоммуникационных технологий, включая Интернет, обобщающее понятие "киберэкстремизм" <16>.
(Бычков В.В., Прорвич В.А.)
("Российский следователь", 2024, N 2)Все перечисленное выше дает основание для того, чтобы применить для характеристики экстремистских преступлений различных видов, а также их совокупностей с различными формами соучастия, совершенных с помощью информационно-телекоммуникационных технологий, включая Интернет, обобщающее понятие "киберэкстремизм" <16>.
Статья: Противодействие экстремизму в глобальной компьютерной сети Интернет: история и современность
(Нечевин Д.К., Баранов В.В.)
("Административное право и процесс", 2022, N 2)Несмотря на общепризнанную опасность экстремизма как явления, мировым сообществом так и не выработано единого его понятия, которое было бы закреплено законодательно. А только подобный поход может способствовать эффективному противодействию экстремистской деятельности, позволять отдельным государствам обращаться к международному сообществу для того, чтобы получить поддержку в противодействии экстремизму, когда он выходит за рамки одного государства. Безусловно, было бы неверно говорить о том, что мировое сообщество не вырабатывает никаких мер по противодействию экстремизму, ряд его форм, безусловно, на межгосударственном уровне признаются запрещенными, это, в частности, терроризм (бомбовый, ядерный), финансирование террористической деятельности, все насильственные проявления экстремизма.
(Нечевин Д.К., Баранов В.В.)
("Административное право и процесс", 2022, N 2)Несмотря на общепризнанную опасность экстремизма как явления, мировым сообществом так и не выработано единого его понятия, которое было бы закреплено законодательно. А только подобный поход может способствовать эффективному противодействию экстремистской деятельности, позволять отдельным государствам обращаться к международному сообществу для того, чтобы получить поддержку в противодействии экстремизму, когда он выходит за рамки одного государства. Безусловно, было бы неверно говорить о том, что мировое сообщество не вырабатывает никаких мер по противодействию экстремизму, ряд его форм, безусловно, на межгосударственном уровне признаются запрещенными, это, в частности, терроризм (бомбовый, ядерный), финансирование террористической деятельности, все насильственные проявления экстремизма.
Статья: К вопросу о понятии правового противодействия экстремистской деятельности в информационной сфере
(Быков Е.П.)
("Современное право", 2024, N 9)3. Головкин Р.Б. Понятие правового противодействия / Р.Б. Головкин, А.М. Краснов // Вестник Владимирского юридического института. 2011. N 1 (18). С. 85 - 94.
(Быков Е.П.)
("Современное право", 2024, N 9)3. Головкин Р.Б. Понятие правового противодействия / Р.Б. Головкин, А.М. Краснов // Вестник Владимирского юридического института. 2011. N 1 (18). С. 85 - 94.
Статья: Регулирование информационного пространства в России: конституционно-правовые аспекты
(Алексеева М.В., Подройкина И.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 6)Согласно Федеральному закону от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" <11> и Федеральному закону от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" <12> значительная роль в обеспечении национальной безопасности отводится государственным мерам, направленным на профилактику преступных проявлений в информационной сфере, таких как распространение экстремистских идеологий или использование террористических методов информационного воздействия. В контексте указанных Законов раскрываются термины "выявление", "предупреждение" и "пресечение", которые можно использовать как элементы для структурирования конкретных правовых понятий.
(Алексеева М.В., Подройкина И.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 6)Согласно Федеральному закону от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" <11> и Федеральному закону от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" <12> значительная роль в обеспечении национальной безопасности отводится государственным мерам, направленным на профилактику преступных проявлений в информационной сфере, таких как распространение экстремистских идеологий или использование террористических методов информационного воздействия. В контексте указанных Законов раскрываются термины "выявление", "предупреждение" и "пресечение", которые можно использовать как элементы для структурирования конкретных правовых понятий.