Экстремистские материалы
Подборка наиболее важных документов по запросу Экстремистские материалы (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 1 "Основные понятия" Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности""Правовые и организационные основы противодействия экстремистской деятельности, установление ответственности за ее осуществление в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, основ конституционного строя, обеспечения целостности и безопасности Российской Федерации определены Федеральным законом от 25.07.2002 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности", в пункте 3 статьи 1 которого предусмотрено, что под экстремистскими материалами понимаются предназначенные для обнародования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 1 "Основные понятия" Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности""Из положений статьи 1 Федерального закона от 25.07.2002 N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" (далее Федеральный закон N 114-ФЗ) следует, что массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения является одним из видов экстремистской деятельности (экстремизма)."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Экстремизм: понятие и меры по противодействию
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно абз. 2 п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2011 N 11 размещение лицом в сети Интернет или иной информационно-телекоммуникационной сети, в частности, на своей странице или на страницах других пользователей материала (например, видео-, аудио-, графического или текстового), созданного им самим или другим лицом, включая информацию, ранее признанную судом экстремистским материалом, может быть квалифицировано по ст. ст. 280, 280.1 или 282 УК РФ только в случаях, когда установлено, что лицо, разместившее такой материал, осознавало направленность деяния на нарушение основ конституционного строя, а также имело намерение побудить других лиц к осуществлению экстремистской деятельности, совершению действий, направленных на нарушение территориальной целостности РФ, либо цель возбудить ненависть или вражду, унизить достоинство человека или группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии либо принадлежности к какой-либо социальной группе;
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно абз. 2 п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2011 N 11 размещение лицом в сети Интернет или иной информационно-телекоммуникационной сети, в частности, на своей странице или на страницах других пользователей материала (например, видео-, аудио-, графического или текстового), созданного им самим или другим лицом, включая информацию, ранее признанную судом экстремистским материалом, может быть квалифицировано по ст. ст. 280, 280.1 или 282 УК РФ только в случаях, когда установлено, что лицо, разместившее такой материал, осознавало направленность деяния на нарушение основ конституционного строя, а также имело намерение побудить других лиц к осуществлению экстремистской деятельности, совершению действий, направленных на нарушение территориальной целостности РФ, либо цель возбудить ненависть или вражду, унизить достоинство человека или группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии либо принадлежности к какой-либо социальной группе;
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)Статья 20.29. Производство и распространение экстремистских материалов
(ред. от 04.11.2025)Статья 20.29. Производство и распространение экстремистских материалов
"Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ
(ред. от 17.11.2025)Статья 280. Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности
(ред. от 17.11.2025)Статья 280. Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности
"Доступ к цифровой информации: правовое регулирование: учебное пособие"
(Вершинин А.П.)
("ИНФРА-М", 2024)Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность (ч. 6 ст. 10 Закона об информации). Не допускается использование информационных ресурсов и программно-аппаратных средств в сети Интернет в целях совершения уголовно наказуемых деяний, распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, насилие и жестокость, и материалов, содержащих нецензурную брань, разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну.
(Вершинин А.П.)
("ИНФРА-М", 2024)Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность (ч. 6 ст. 10 Закона об информации). Не допускается использование информационных ресурсов и программно-аппаратных средств в сети Интернет в целях совершения уголовно наказуемых деяний, распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, насилие и жестокость, и материалов, содержащих нецензурную брань, разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну.
Статья: Правовая охрана средств индивидуализации в Евразийском экономическом союзе
(Курман А.В.)
("ИС. Промышленная собственность", 2025, N 4)Так, в Республике Казахстан и Кыргызской Республике абсолютные основания для отказа в регистрации расширены нормой о невозможности предоставления правовой охраны обозначениям, представляющим собой международные непатентуемые наименования лекарственных средств. В Российской Федерации, Республике Армения, Кыргызской Республике самостоятельным абсолютным основанием для отказа является тождество или сходство до степени смешения заявляемого обозначения с официальными наименованиями и изображениями особо ценных объектов национального, всемирного культурного или природного наследия, а также с изображениями культурных ценностей, хранящихся в коллекциях, собраниях и фондах, если регистрация испрашивается на имя лиц, не являющихся их собственниками, без согласия собственников или лиц, уполномоченных собственниками на регистрацию таких обозначений в качестве товарных знаков. В Республике Казахстан регистрация товарного знака, воспроизводящего достояние истории и культуры республики, допускается только на основании согласования с уполномоченным органом в области культуры [8]. В законодательстве Республики Армения норма статьи 6-ter Парижской конвенции получила развитие: охране не подлежат не только указанные в ней обозначения, но и воспроизводящие знаки или символы, представляющие особый общественный интерес; как самостоятельное основание приведена норма, запрещающая регистрацию обозначений, считающихся "великим духовным, культурным, религиозным наследием или унижающих религиозные, моральные ценности, а также не соответствующих национальным или духовным ценностям" страны. В Республике Беларусь к обозначениям, противоречащим общественным интересам, относятся не только обозначения, противоречащие обычаям, нравам, религиозным убеждениям, но и представляющие собой символику и атрибутику, информационную продукцию, признанную экстремистскими материалами на основании вступившего в законную силу решения суда [12].
(Курман А.В.)
("ИС. Промышленная собственность", 2025, N 4)Так, в Республике Казахстан и Кыргызской Республике абсолютные основания для отказа в регистрации расширены нормой о невозможности предоставления правовой охраны обозначениям, представляющим собой международные непатентуемые наименования лекарственных средств. В Российской Федерации, Республике Армения, Кыргызской Республике самостоятельным абсолютным основанием для отказа является тождество или сходство до степени смешения заявляемого обозначения с официальными наименованиями и изображениями особо ценных объектов национального, всемирного культурного или природного наследия, а также с изображениями культурных ценностей, хранящихся в коллекциях, собраниях и фондах, если регистрация испрашивается на имя лиц, не являющихся их собственниками, без согласия собственников или лиц, уполномоченных собственниками на регистрацию таких обозначений в качестве товарных знаков. В Республике Казахстан регистрация товарного знака, воспроизводящего достояние истории и культуры республики, допускается только на основании согласования с уполномоченным органом в области культуры [8]. В законодательстве Республики Армения норма статьи 6-ter Парижской конвенции получила развитие: охране не подлежат не только указанные в ней обозначения, но и воспроизводящие знаки или символы, представляющие особый общественный интерес; как самостоятельное основание приведена норма, запрещающая регистрацию обозначений, считающихся "великим духовным, культурным, религиозным наследием или унижающих религиозные, моральные ценности, а также не соответствующих национальным или духовным ценностям" страны. В Республике Беларусь к обозначениям, противоречащим общественным интересам, относятся не только обозначения, противоречащие обычаям, нравам, религиозным убеждениям, но и представляющие собой символику и атрибутику, информационную продукцию, признанную экстремистскими материалами на основании вступившего в законную силу решения суда [12].
Статья: Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности: уголовно-правовая характеристика (ст. 280 Уголовного кодекса РФ)
(Гримальская С.А.)
("Современное право", 2025, N 7)Объект ст. 280 УК РФ имеет сложную структуру, сочетая защиту государственных и общественных интересов. Современные реалии требуют дальнейшего изучения влияния цифровой среды на содержание охраняемых отношений. С развитием цифровых технологий объект преступления расширяется за счет, во-первых, информационной безопасности (распространение экстремистских материалов онлайн), во-вторых, психологического воздействия на неопределенный круг лиц (включая молодежь).
(Гримальская С.А.)
("Современное право", 2025, N 7)Объект ст. 280 УК РФ имеет сложную структуру, сочетая защиту государственных и общественных интересов. Современные реалии требуют дальнейшего изучения влияния цифровой среды на содержание охраняемых отношений. С развитием цифровых технологий объект преступления расширяется за счет, во-первых, информационной безопасности (распространение экстремистских материалов онлайн), во-вторых, психологического воздействия на неопределенный круг лиц (включая молодежь).
Статья: Несоответствие некоторых составов административных правонарушений в области связи и информации требованиям принципа правовой определенности
(Малахов С.А.)
("Административное право и процесс", 2025, N 10)Ключевые слова: правовая неопределенность, правовая определенность, принципы права, информационные правонарушения, длящееся административное правонарушение, административная ответственность, срок давности, экстремистские материалы.
(Малахов С.А.)
("Административное право и процесс", 2025, N 10)Ключевые слова: правовая неопределенность, правовая определенность, принципы права, информационные правонарушения, длящееся административное правонарушение, административная ответственность, срок давности, экстремистские материалы.
Статья: О некоторых современных тенденциях развития института административной ответственности (на примере экстраординарных (особых) правовых режимов)
(Лифанов Д.М., Хазанов С.Д.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2024, N 4)Анализируя ст. 39.5 проекта КоАП РФ от 29 мая 2020 г., необходимо отметить, что законодатель отказался от дифференцированного подхода к конструированию состава административного правонарушения, что представляется неправильным ввиду следующего. С одной стороны, применение уголовно-правовой методологии в вопросе разграничения ответственности за пропаганду либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики (ч. 1 ст. 20.3 КоАП РФ), изготовление или сбыт таких предметов (объектов) (ч. 2 ст. 20.3 КоАП РФ) имеет практическую значимость, поскольку квалифицированный состав административного правонарушения связан с распространением экстремистских материалов, тем самым подчеркивается повышенная степень его опасности. При этом в случае внесения указанных предметов (объектов) в Федеральный список экстремистских материалов деяние подлежит квалификации по ст. 20.29 КоАП РФ <41> либо по ст. 20.3.1 КоАП РФ - в случае наличия положительных комментариев к экстремистскому материалу, размещенному в информационно-телекоммуникационной сети Интернет [24].
(Лифанов Д.М., Хазанов С.Д.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2024, N 4)Анализируя ст. 39.5 проекта КоАП РФ от 29 мая 2020 г., необходимо отметить, что законодатель отказался от дифференцированного подхода к конструированию состава административного правонарушения, что представляется неправильным ввиду следующего. С одной стороны, применение уголовно-правовой методологии в вопросе разграничения ответственности за пропаганду либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики (ч. 1 ст. 20.3 КоАП РФ), изготовление или сбыт таких предметов (объектов) (ч. 2 ст. 20.3 КоАП РФ) имеет практическую значимость, поскольку квалифицированный состав административного правонарушения связан с распространением экстремистских материалов, тем самым подчеркивается повышенная степень его опасности. При этом в случае внесения указанных предметов (объектов) в Федеральный список экстремистских материалов деяние подлежит квалификации по ст. 20.29 КоАП РФ <41> либо по ст. 20.3.1 КоАП РФ - в случае наличия положительных комментариев к экстремистскому материалу, размещенному в информационно-телекоммуникационной сети Интернет [24].
Статья: "По закону и... интуиции!" Как определяют ущерб от экономических преступлений
("Практическая бухгалтерия", 2023, N 4)Изменения разработало Министерство юстиции. В пояснительной записке ведомство объяснило, что негосударственные эксперты не обладают должной профессиональной подготовкой в такой достаточно специфичной области знания, как экспертиза экстремистских материалов. В классической лингвистике и психологии практически все понятия имеют множественную интерпретацию, а это мешает единому методическому подходу. Что касается экономических преступлений, то фигуранты, по мнению Минюста, могут обращаться к экспертам, которые занижают ущерб от налоговых преступлений.
("Практическая бухгалтерия", 2023, N 4)Изменения разработало Министерство юстиции. В пояснительной записке ведомство объяснило, что негосударственные эксперты не обладают должной профессиональной подготовкой в такой достаточно специфичной области знания, как экспертиза экстремистских материалов. В классической лингвистике и психологии практически все понятия имеют множественную интерпретацию, а это мешает единому методическому подходу. Что касается экономических преступлений, то фигуранты, по мнению Минюста, могут обращаться к экспертам, которые занижают ущерб от налоговых преступлений.
Статья: Методы и формы административно-правового противодействия экстремистской деятельности в информационной сфере: понятие и виды
(Быков Е.П.)
("Современное право", 2024, N 10)1) предупредительные методы представляют собой предупреждение о недопустимости распространения экстремистских материалов через средство массовой информации и осуществления тем самым экстремистской деятельности (ст. 8 Федерального закона от 25.07.2002 N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" (далее - Закон N 114-ФЗ) <2>;
(Быков Е.П.)
("Современное право", 2024, N 10)1) предупредительные методы представляют собой предупреждение о недопустимости распространения экстремистских материалов через средство массовой информации и осуществления тем самым экстремистской деятельности (ст. 8 Федерального закона от 25.07.2002 N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" (далее - Закон N 114-ФЗ) <2>;
Статья: Особенности правового регулирования ограничений доступа к информации, запрещенной для распространения в Российской Федерации федеральным законодательством
(Алексеева М.В., Подройкина И.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 8)Законы "О противодействии терроризму" <11> (2006 г.) и "О противодействии экстремистской деятельности" <12> (2002 г.) вводят такие термины, как "экстремистские материалы" и "информационная поддержка терроризма", подчеркивая, что информационно-психологическое воздействие может носить вредоносный характер.
(Алексеева М.В., Подройкина И.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 8)Законы "О противодействии терроризму" <11> (2006 г.) и "О противодействии экстремистской деятельности" <12> (2002 г.) вводят такие термины, как "экстремистские материалы" и "информационная поддержка терроризма", подчеркивая, что информационно-психологическое воздействие может носить вредоносный характер.
Статья: Некоторые направления и риски использования нейросетей для борьбы с деструктивным контентом: мнение юриста
(Беликова К.М.)
("Юрист", 2025, N 2)Тот факт, что "важное значение в развитии и продвижении белорусских телевизионных и радиовещательных СМИ играет выверенная информационная политика", отмечался ранее в Докладе министра информации Республики Беларусь, который, комментируя работу телерадиокомпаний, отмечал, что он принимал решения об ограничении доступа к интернет-ресурсам, которые размещают ненадлежащую рекламу, публикуют экстремистские материалы; была усилена и контрпропагандистская работа по материалам деструктивных СМИ <5>.
(Беликова К.М.)
("Юрист", 2025, N 2)Тот факт, что "важное значение в развитии и продвижении белорусских телевизионных и радиовещательных СМИ играет выверенная информационная политика", отмечался ранее в Докладе министра информации Республики Беларусь, который, комментируя работу телерадиокомпаний, отмечал, что он принимал решения об ограничении доступа к интернет-ресурсам, которые размещают ненадлежащую рекламу, публикуют экстремистские материалы; была усилена и контрпропагандистская работа по материалам деструктивных СМИ <5>.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Прокурор Кабардино-Балкарской Республики обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с административным иском, в котором просил признать экстремистским информационный материал - публикацию (статью) под наименованием "К десятилетию Кенделенского противостояния 14 - 17 сентября 2008 г.", опубликованную в печатном издании - газете "Вестник балкарского народа" (N 7-9, июль - сентябрь 2018 г.), изъять из гражданского оборота и конфисковать данную статью, копию решения суда направить в федеральный орган исполнительной власти в сфере юстиции для включения информационного материала в Федеральный список экстремистских материалов.
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Прокурор Кабардино-Балкарской Республики обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с административным иском, в котором просил признать экстремистским информационный материал - публикацию (статью) под наименованием "К десятилетию Кенделенского противостояния 14 - 17 сентября 2008 г.", опубликованную в печатном издании - газете "Вестник балкарского народа" (N 7-9, июль - сентябрь 2018 г.), изъять из гражданского оборота и конфисковать данную статью, копию решения суда направить в федеральный орган исполнительной власти в сфере юстиции для включения информационного материала в Федеральный список экстремистских материалов.