Экстраординарные полномочия президента РФ
Подборка наиболее важных документов по запросу Экстраординарные полномочия президента РФ (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Чрезвычайное налоговое право
(Красюков А.В.)
("Финансовое право", 2024, N 7)Вводимые указом Президента РФ специальные меры обоснованы ссылками на Федеральные законы от 30 декабря 2006 г. N 281-ФЗ "О специальных экономических мерах и принудительных мерах", от 28 декабря 2010 г. N 390-ФЗ "О безопасности" и от 4 июня 2018 г. N 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств" <19>, предусматривающие определенные экстраординарные полномочия Президента РФ.
(Красюков А.В.)
("Финансовое право", 2024, N 7)Вводимые указом Президента РФ специальные меры обоснованы ссылками на Федеральные законы от 30 декабря 2006 г. N 281-ФЗ "О специальных экономических мерах и принудительных мерах", от 28 декабря 2010 г. N 390-ФЗ "О безопасности" и от 4 июня 2018 г. N 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств" <19>, предусматривающие определенные экстраординарные полномочия Президента РФ.
Статья: Трансформация налоговой системы России на современном этапе
(Красюков А.В.)
("Налоги" (журнал), 2024, N 2)Кроме того, вводимые Указом Президента РФ специальные меры обоснованы ссылками на Федеральные законы от 30 декабря 2006 г. N 281-ФЗ "О специальных экономических мерах и принудительных мерах", от 28 декабря 2010 г. N 390-ФЗ "О безопасности" и от 4 июня 2018 г. N 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств", предусматривающие определенные экстраординарные полномочия Президента РФ.
(Красюков А.В.)
("Налоги" (журнал), 2024, N 2)Кроме того, вводимые Указом Президента РФ специальные меры обоснованы ссылками на Федеральные законы от 30 декабря 2006 г. N 281-ФЗ "О специальных экономических мерах и принудительных мерах", от 28 декабря 2010 г. N 390-ФЗ "О безопасности" и от 4 июня 2018 г. N 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств", предусматривающие определенные экстраординарные полномочия Президента РФ.
Нормативные акты
Постановление Конституционного Суда РФ от 11.07.2000 N 12-П
"По делу о толковании положений статей 91 и 92 (часть 2) Конституции Российской Федерации о досрочном прекращении полномочий Президента Российской Федерации в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия"4. Досрочное прекращение исполнения Президентом Российской Федерации своих полномочий в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия требует особой процедуры с целью объективного установления фактической невозможности для Президента Российской Федерации в связи с расстройством функций организма, носящих постоянный, необратимый характер, принимать решения, вытекающие из его конституционных полномочий, либо иным образом осуществлять свои полномочия в соответствии с требованиями Конституции Российской Федерации. В таком случае - в силу экстраординарного характера рассматриваемого основания - волеизъявление Президента Российской Федерации может не являться обязательной предпосылкой досрочного прекращения его полномочий. По смыслу части 2 статьи 92 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с частями 1 и 3 той же статьи и частью 1 статьи 93, приведение в действие указанной процедуры допустимо лишь при исчерпании всех иных возможностей, связанных с временным неисполнением Президентом Российской Федерации своих полномочий или добровольной его отставкой.
"По делу о толковании положений статей 91 и 92 (часть 2) Конституции Российской Федерации о досрочном прекращении полномочий Президента Российской Федерации в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия"4. Досрочное прекращение исполнения Президентом Российской Федерации своих полномочий в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия требует особой процедуры с целью объективного установления фактической невозможности для Президента Российской Федерации в связи с расстройством функций организма, носящих постоянный, необратимый характер, принимать решения, вытекающие из его конституционных полномочий, либо иным образом осуществлять свои полномочия в соответствии с требованиями Конституции Российской Федерации. В таком случае - в силу экстраординарного характера рассматриваемого основания - волеизъявление Президента Российской Федерации может не являться обязательной предпосылкой досрочного прекращения его полномочий. По смыслу части 2 статьи 92 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с частями 1 и 3 той же статьи и частью 1 статьи 93, приведение в действие указанной процедуры допустимо лишь при исчерпании всех иных возможностей, связанных с временным неисполнением Президентом Российской Федерации своих полномочий или добровольной его отставкой.
Постановление Конституционного Суда РФ от 31.07.1995 N 10-П
"По делу о проверке конституционности Указа Президента Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. N 2137 "О мероприятиях по восстановлению конституционной законности и правопорядка на территории Чеченской Республики", Указа Президента Российской Федерации от 9 декабря 1994 г. N 2166 "О мерах по пресечению деятельности незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики и в зоне осетино - ингушского конфликта", Постановления Правительства Российской Федерации от 9 декабря 1994 г. N 1360 "Об обеспечении государственной безопасности и территориальной целостности Российской Федерации, законности, прав и свобод граждан, разоружения незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики и прилегающих к ней регионов Северного Кавказа", Указа Президента Российской Федерации от 2 ноября 1993 г. N 1833 "Об Основных положениях военной доктрины Российской Федерации"Поручение Президента "использовать все имеющиеся у государства средства" было истолковано Правительством как право использовать и такую имеющуюся у государства меру, как нормативное регулирование отношений, возникающих в условиях экстраординарной ситуации. Это подтверждается тем, что в пунктах 3, 4, 6 Постановления содержатся нормы, не известные федеральному законодательству. Правительство исходило из того, что в силу статьи 80 Конституции Президент "является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина", что он "принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти" и что он вправе делегировать свои полномочия Правительству.
"По делу о проверке конституционности Указа Президента Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. N 2137 "О мероприятиях по восстановлению конституционной законности и правопорядка на территории Чеченской Республики", Указа Президента Российской Федерации от 9 декабря 1994 г. N 2166 "О мерах по пресечению деятельности незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики и в зоне осетино - ингушского конфликта", Постановления Правительства Российской Федерации от 9 декабря 1994 г. N 1360 "Об обеспечении государственной безопасности и территориальной целостности Российской Федерации, законности, прав и свобод граждан, разоружения незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики и прилегающих к ней регионов Северного Кавказа", Указа Президента Российской Федерации от 2 ноября 1993 г. N 1833 "Об Основных положениях военной доктрины Российской Федерации"Поручение Президента "использовать все имеющиеся у государства средства" было истолковано Правительством как право использовать и такую имеющуюся у государства меру, как нормативное регулирование отношений, возникающих в условиях экстраординарной ситуации. Это подтверждается тем, что в пунктах 3, 4, 6 Постановления содержатся нормы, не известные федеральному законодательству. Правительство исходило из того, что в силу статьи 80 Конституции Президент "является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина", что он "принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти" и что он вправе делегировать свои полномочия Правительству.
Статья: Некоторые особенности нормативного правового регулирования осуществления предпринимательской деятельности в Российской Федерации в условиях недружественных действий иностранных государств
(Соколов А.К.)
("Предпринимательское право", 2023, N 2)Исходя из закрепленного в Конституции Российской Федерации <2> правового характера нашего государства следует отметить, что частично государство готовилось к новым экстраординарным условиям функционирования, о чем свидетельствуют ранее принятые федеральные законы, в которых были установлены как новые полномочия должностных лиц государства, так и содержание мер противодействия.
(Соколов А.К.)
("Предпринимательское право", 2023, N 2)Исходя из закрепленного в Конституции Российской Федерации <2> правового характера нашего государства следует отметить, что частично государство готовилось к новым экстраординарным условиям функционирования, о чем свидетельствуют ранее принятые федеральные законы, в которых были установлены как новые полномочия должностных лиц государства, так и содержание мер противодействия.
Статья: Понятие и особенности антикризисного законодательства на рынке банковских услуг
(Лаутс Е.Б.)
("Банковское право", 2025, N 1)Соответственно, с учетом новых полномочий Президента РФ в рамках проанализированных норм ст. 4.2 Федерального закона N 127-ФЗ в таких случаях можно говорить об экстраординарном и приоритетном с точки зрения иерархии нормативных актов характере антисанкционных указов Президента РФ по сравнению с нормами действующего федерального законодательства.
(Лаутс Е.Б.)
("Банковское право", 2025, N 1)Соответственно, с учетом новых полномочий Президента РФ в рамках проанализированных норм ст. 4.2 Федерального закона N 127-ФЗ в таких случаях можно говорить об экстраординарном и приоритетном с точки зрения иерархии нормативных актов характере антисанкционных указов Президента РФ по сравнению с нормами действующего федерального законодательства.
Статья: Основания и субъекты временного исполнения обязанностей Президента Российской Федерации
(Голещихин В.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2020, N 12)Как уже было отмечено, переход временного исполнения обязанностей Президента РФ к Председателю Правительства РФ, так же как и переход этих обязанностей к следующим в порядке очередности должностным лицам, должен быть ограничен лишь исключительными (экстраординарными) случаями. Конкретный перечень таких случаев не следует закреплять в Конституции РФ, чтобы не создать угрозу непрерывности осуществления полномочий главы государства, поскольку сложность и многообразие жизненных ситуаций объективно исключают возможность создания исчерпывающего перечня этих исключительных случаев.
(Голещихин В.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2020, N 12)Как уже было отмечено, переход временного исполнения обязанностей Президента РФ к Председателю Правительства РФ, так же как и переход этих обязанностей к следующим в порядке очередности должностным лицам, должен быть ограничен лишь исключительными (экстраординарными) случаями. Конкретный перечень таких случаев не следует закреплять в Конституции РФ, чтобы не создать угрозу непрерывности осуществления полномочий главы государства, поскольку сложность и многообразие жизненных ситуаций объективно исключают возможность создания исчерпывающего перечня этих исключительных случаев.
"Военно-техническое сотрудничество: правовые вопросы: учебник для магистратуры"
(2-е издание, исправленное и дополненное)
(Кудашкин В.В.)
(под общ. ред. С.В. Чемезова)
("Проспект", 2022)9. Прокофьев В.Н. Экстраординарные полномочия Президента РФ // Государственная власть и местное самоуправление. 2017. N 3. С. 8 - 13.
(2-е издание, исправленное и дополненное)
(Кудашкин В.В.)
(под общ. ред. С.В. Чемезова)
("Проспект", 2022)9. Прокофьев В.Н. Экстраординарные полномочия Президента РФ // Государственная власть и местное самоуправление. 2017. N 3. С. 8 - 13.
Статья: Конституционно-правовые проблемы реализации процедуры назначения Председателя Правительства Российской Федерации
(Ибрагимов О.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 10)Выбор главы правительства тесно взаимосвязан с проблемой разграничения государственной должности и личности, которая назначена на эту должность. Согласно научным доводам С.А. Авакьяна персонализация власти неизбежна, "т.е. разговор о тех, кто ее осуществляет или способен, может осуществлять" <5>. Проблема персонализации власти высших должностных лиц государств (таких как Турция, Казахстан, Россия) уже активно обсуждалась в научных кругах. В советском государстве, в противовес формальному конституционному закреплению личности главы государства, существовал так называемый культ личности, играющий одну из ключевых ролей в установлении политической идеологии и авторитаризма (в отдельные периоды и тоталитаризма). Несмотря на экстраординарную составляющую проблемы в условиях современного конституционализма, персонализация власти главы государства или правительства является весьма актуальной. На современном этапе развития Российского государства должность Председателя Правительства РФ "использовалась" в качестве средства пролонгации политической роли главы государства: в 2008 г. глава государства возглавил правительство, сохранив при этом значительное количество неформальных властных полномочий по проведению внешней и внутренней политики, принадлежащих Президенту РФ. В 2020 г. в Конституцию РФ внесена поправка, позволяющая лицу, занимавшему ранее должность Президента РФ, вновь быть избранным, без учета числа сроков, в течение которых это лицо занимало эту должность.
(Ибрагимов О.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 10)Выбор главы правительства тесно взаимосвязан с проблемой разграничения государственной должности и личности, которая назначена на эту должность. Согласно научным доводам С.А. Авакьяна персонализация власти неизбежна, "т.е. разговор о тех, кто ее осуществляет или способен, может осуществлять" <5>. Проблема персонализации власти высших должностных лиц государств (таких как Турция, Казахстан, Россия) уже активно обсуждалась в научных кругах. В советском государстве, в противовес формальному конституционному закреплению личности главы государства, существовал так называемый культ личности, играющий одну из ключевых ролей в установлении политической идеологии и авторитаризма (в отдельные периоды и тоталитаризма). Несмотря на экстраординарную составляющую проблемы в условиях современного конституционализма, персонализация власти главы государства или правительства является весьма актуальной. На современном этапе развития Российского государства должность Председателя Правительства РФ "использовалась" в качестве средства пролонгации политической роли главы государства: в 2008 г. глава государства возглавил правительство, сохранив при этом значительное количество неформальных властных полномочий по проведению внешней и внутренней политики, принадлежащих Президенту РФ. В 2020 г. в Конституцию РФ внесена поправка, позволяющая лицу, занимавшему ранее должность Президента РФ, вновь быть избранным, без учета числа сроков, в течение которых это лицо занимало эту должность.