Экспортные перевозки
Подборка наиболее важных документов по запросу Экспортные перевозки (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Перечень позиций высших судов к ст. 1102 ГК РФ "Обязанность возвратить неосновательное обогащение"2.2.8.2. Требование о возврате необоснованно списанных с лицевого счета денежных средств, составляющих сумму НДС при оплате услуг по охране и сопровождению грузов при перевозке их на экспорт, не является кондикционным (позиция ВС РФ) >>>
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 164 "Налоговые ставки" главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налогоплательщик заключил экспортный контракт на поставку пшеницы. Для доставки товара на борт покупателя общество заключило договоры с иностранными компаниями, которые перевозили пшеницу с расположенных в российских портах терминалов хранения до судна покупателя, стоящего на рейде в порту Кавказ. Налоговый орган полагал, что в отношении услуг по доставке пшеницы на судно покупателя не может применяться ставка НДС 0 процентов. Суд пришел к выводу, что данные услуги должны облагаться НДС по ставке 0 процентов. Суд принял во внимание, что товар не выгружался на территории РФ, поскольку небольшие суда подвозили товар непосредственно к судну иностранного покупателя и силами специальной техники пересыпали с/х продукцию из одного судна непосредственно в судно покупателя, следующее за пределы РФ. Хотя сделки были совершены до введения в НК РФ подп. 2.8-1 п. 1 ст. 164, это не препятствует применению ставки НДС 0 процентов, поскольку товар изначально был помещен под таможенный режим экспорта, все сопутствующие сделки заключены для реализации товара на экспорт, перевозка товара из российского порта до судна покупателя является не основной сделкой, а сопутствующей и направлена на вывоз товара за границу, т.е. изначально все мероприятия с отгрузкой товара связаны с экспортом и на всех этапах данной сделки все лица, участвующие в его отгрузке, имели право применить ставку 0 процентов, основания для доначисления НДС отсутствуют.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налогоплательщик заключил экспортный контракт на поставку пшеницы. Для доставки товара на борт покупателя общество заключило договоры с иностранными компаниями, которые перевозили пшеницу с расположенных в российских портах терминалов хранения до судна покупателя, стоящего на рейде в порту Кавказ. Налоговый орган полагал, что в отношении услуг по доставке пшеницы на судно покупателя не может применяться ставка НДС 0 процентов. Суд пришел к выводу, что данные услуги должны облагаться НДС по ставке 0 процентов. Суд принял во внимание, что товар не выгружался на территории РФ, поскольку небольшие суда подвозили товар непосредственно к судну иностранного покупателя и силами специальной техники пересыпали с/х продукцию из одного судна непосредственно в судно покупателя, следующее за пределы РФ. Хотя сделки были совершены до введения в НК РФ подп. 2.8-1 п. 1 ст. 164, это не препятствует применению ставки НДС 0 процентов, поскольку товар изначально был помещен под таможенный режим экспорта, все сопутствующие сделки заключены для реализации товара на экспорт, перевозка товара из российского порта до судна покупателя является не основной сделкой, а сопутствующей и направлена на вывоз товара за границу, т.е. изначально все мероприятия с отгрузкой товара связаны с экспортом и на всех этапах данной сделки все лица, участвующие в его отгрузке, имели право применить ставку 0 процентов, основания для доначисления НДС отсутствуют.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по сделкам. Транспортная экспедиция. ЭкспедиторОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕВОЗКИ ЭКСПОРТИРУЕМОГО ГРУЗА
Путеводитель по сделкам. Перевозка груза. ГрузоотправительПЕРЕВОЗКА ЭКСПОРТИРУЕМОГО ГРУЗА
Нормативные акты
Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ
(ред. от 24.02.2021)
"О таможенном регулировании в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2021)Глава 44. ВВОЗ И ВЫВОЗ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
(ред. от 24.02.2021)
"О таможенном регулировании в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2021)Глава 44. ВВОЗ И ВЫВОЗ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)Статья 6.16. Нарушение правил оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров либо хранения, учета, реализации, перевозки, приобретения, использования, ввоза, вывоза или уничтожения растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры
(ред. от 04.11.2025)Статья 6.16. Нарушение правил оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров либо хранения, учета, реализации, перевозки, приобретения, использования, ввоза, вывоза или уничтожения растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры
Готовое решение: Как определить цену по договору строительного подряда
(КонсультантПлюс, 2025)По умолчанию цена включает не только вознаграждение подрядчика, но и все его издержки (п. 2 ст. 702, п. 2 ст. 709 ГК РФ). К ним могут относиться: расходы на приобретение и перевозку материалов, оборудования, вывоз строительного мусора и отходов, страхование рисков по договору, охрану, затраты на оплату труда рабочих и др.
(КонсультантПлюс, 2025)По умолчанию цена включает не только вознаграждение подрядчика, но и все его издержки (п. 2 ст. 702, п. 2 ст. 709 ГК РФ). К ним могут относиться: расходы на приобретение и перевозку материалов, оборудования, вывоз строительного мусора и отходов, страхование рисков по договору, охрану, затраты на оплату труда рабочих и др.
Статья: К проблеме правовой квалификации договорных отношений, связанных с перевозкой порожнего вагона
(Нагорная Т.С.)
("Транспортное право", 2023, N 4)Мы придерживаемся второй точки зрения. Ее придерживаются многие суды при рассмотрении налоговых споров. Так, в Постановлении ФАС Московского округа от 14 апреля 2008 г. N КА-А40/2769-08 указано: "Данный договор является смешанным договором, по которому ОАО "РЖД" осуществляет перевозку экспортного груза, а также перевозку порожних вагонов, то есть услуги в договоре разделены" <15>. В более ранних публикациях со ссылкой на ст. 2 УЖТ РФ мы уже указывали на неправомерность отождествления порожнего вагона с грузом на колесах <16>. Более осторожно по данному поводу высказывается С.Г. Иванова, полагающая, что "...включение в понятие "груз" барж и железнодорожных вагонов должно влечь за собой внесение определенных уточнений..." <17>. В любом случае представляется, что порожний вагон представляет собой особый объект перевозки, а именно транспортное средство. Хотя данное обстоятельство никак не влияет на возможность отказа от применения специальной договорной конструкции договора в пользу третьего лица и не превращает данный договор в консенсуальный, тем не менее настолько серьезно влияет на правовые признаки договора, что имеет видообразующее значение.
(Нагорная Т.С.)
("Транспортное право", 2023, N 4)Мы придерживаемся второй точки зрения. Ее придерживаются многие суды при рассмотрении налоговых споров. Так, в Постановлении ФАС Московского округа от 14 апреля 2008 г. N КА-А40/2769-08 указано: "Данный договор является смешанным договором, по которому ОАО "РЖД" осуществляет перевозку экспортного груза, а также перевозку порожних вагонов, то есть услуги в договоре разделены" <15>. В более ранних публикациях со ссылкой на ст. 2 УЖТ РФ мы уже указывали на неправомерность отождествления порожнего вагона с грузом на колесах <16>. Более осторожно по данному поводу высказывается С.Г. Иванова, полагающая, что "...включение в понятие "груз" барж и железнодорожных вагонов должно влечь за собой внесение определенных уточнений..." <17>. В любом случае представляется, что порожний вагон представляет собой особый объект перевозки, а именно транспортное средство. Хотя данное обстоятельство никак не влияет на возможность отказа от применения специальной договорной конструкции договора в пользу третьего лица и не превращает данный договор в консенсуальный, тем не менее настолько серьезно влияет на правовые признаки договора, что имеет видообразующее значение.
Вопрос: О ставке НДС при оказании транспортно-экспедиционных услуг нежелезнодорожным транспортом для перевозки экспортируемых товаров, при условии, что пункт отправления и пункт назначения находятся в РФ.
(Письмо Минфина России от 25.10.2024 N 03-07-08/103755)Вопрос: О ставке НДС при оказании транспортно-экспедиционных услуг нежелезнодорожным транспортом для перевозки экспортируемых товаров, при условии, что пункт отправления и пункт назначения находятся в РФ.
(Письмо Минфина России от 25.10.2024 N 03-07-08/103755)Вопрос: О ставке НДС при оказании транспортно-экспедиционных услуг нежелезнодорожным транспортом для перевозки экспортируемых товаров, при условии, что пункт отправления и пункт назначения находятся в РФ.
Готовое решение: По каким кодам отражать операции в разд. 4 декларации по НДС
(КонсультантПлюс, 2025)4.2. Коды по железнодорожной перевозке товаров, вывозимых из РФ, и по услугам, связанным с такой перевозкой
(КонсультантПлюс, 2025)4.2. Коды по железнодорожной перевозке товаров, вывозимых из РФ, и по услугам, связанным с такой перевозкой
Готовое решение: НДС при перевозке грузов
(КонсультантПлюс, 2025)Как облагается НДС международная перевозка, если вывоз груза из РФ не состоялся
(КонсультантПлюс, 2025)Как облагается НДС международная перевозка, если вывоз груза из РФ не состоялся
Вопрос: О применении ставки 0% по НДС при оказании услуг по предоставлению железнодорожных вагонов для перевозки экспортируемых товаров, при условии, что пункт отправления и пункт назначения находятся в РФ.
(Письмо Минфина России от 03.09.2024 N 03-07-08/83352)Вопрос: О применении ставки 0% по НДС при оказании услуг по предоставлению железнодорожных вагонов для перевозки экспортируемых товаров, при условии, что пункт отправления и пункт назначения находятся в РФ.
(Письмо Минфина России от 03.09.2024 N 03-07-08/83352)Вопрос: О применении ставки 0% по НДС при оказании услуг по предоставлению железнодорожных вагонов для перевозки экспортируемых товаров, при условии, что пункт отправления и пункт назначения находятся в РФ.
"Жилищный кодекс Российской Федерации: постатейный научно-практический комментарий: учебное пособие"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)Ситуация с ТКО является непростой прежде всего в отношении собственников индивидуальных жилых домов. Повсеместно собственники индивидуальных жилых домов, а также дачных, садовых и огородных земельных участков либо председатели и иные уполномоченные лица соответствующих некоммерческих объединений (садовых некоммерческих товариществ, дачных некоммерческих товариществ и партнерств и т.п.) не заключают соответствующих договоров на оказание услуг по вывозу, транспортированию и размещению отходов. Граждане нередко пользуются для указанных целей мусорными контейнерами, установленными органами местного самоуправления или специализированными организациями, или даже выбрасывают свой мусор и иные отходы на близлежащие земельные участки, полосы отвода автомобильных дорог или в лесу, образовывая многочисленные стихийные свалки, нередко вблизи городских и сельских поселений.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)Ситуация с ТКО является непростой прежде всего в отношении собственников индивидуальных жилых домов. Повсеместно собственники индивидуальных жилых домов, а также дачных, садовых и огородных земельных участков либо председатели и иные уполномоченные лица соответствующих некоммерческих объединений (садовых некоммерческих товариществ, дачных некоммерческих товариществ и партнерств и т.п.) не заключают соответствующих договоров на оказание услуг по вывозу, транспортированию и размещению отходов. Граждане нередко пользуются для указанных целей мусорными контейнерами, установленными органами местного самоуправления или специализированными организациями, или даже выбрасывают свой мусор и иные отходы на близлежащие земельные участки, полосы отвода автомобильных дорог или в лесу, образовывая многочисленные стихийные свалки, нередко вблизи городских и сельских поселений.
"Комментарий к Федеральному закону от 30 июня 2003 г. N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Положения об ответственности построены таким образом, чтобы в равной степени защитить интересы и экспедитора, и его клиента. Положения об ограниченной ответственности экспедитора при оказании экспедиционных услуг, связанных с перевозкой экспортно-импортных и транзитных грузов, основаны на единообразных правилах, разработанных ФИАТА (Международная федерация ассоциаций транспортных экспедиторов) и широко применяемых во многих странах. В соответствии с рекомендациями ФИАТА определены и количественные пределы этой ответственности. Установление ограничительных пределов ответственности международных экспедиторов является настоятельной потребностью для сохранения конкурентоспособности российских предпринимателей на рынке международных экспедиционных услуг. Это связано с необходимостью для экспедитора, работающего на международном рынке, страховать свою ответственность. При отсутствии ограничителей сумма страхового взноса, уплачиваемая экспедитором, существенно выше, что, в свою очередь, влияет в сторону увеличения на стоимость услуги и, следовательно, снижает шансы российского экспедитора перед иностранным. Законодательное установление пределов ответственности не противоречит российскому законодательству. В частности, ст. 400 части первой ГК РФ допускает, что по отдельным видам обязательств и по обязательствам, связанным с определенным родом деятельности, законом может быть ограничено право на полное возмещение убытков. Что касается ответственности экспедитора, работающего внутри страны, то ограничение пределов его ответственности не устанавливается. Причиненный его действиями ущерб подлежит возмещению в полном объеме в соответствии с требованиями гл. 25 части первой ГК РФ;
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Положения об ответственности построены таким образом, чтобы в равной степени защитить интересы и экспедитора, и его клиента. Положения об ограниченной ответственности экспедитора при оказании экспедиционных услуг, связанных с перевозкой экспортно-импортных и транзитных грузов, основаны на единообразных правилах, разработанных ФИАТА (Международная федерация ассоциаций транспортных экспедиторов) и широко применяемых во многих странах. В соответствии с рекомендациями ФИАТА определены и количественные пределы этой ответственности. Установление ограничительных пределов ответственности международных экспедиторов является настоятельной потребностью для сохранения конкурентоспособности российских предпринимателей на рынке международных экспедиционных услуг. Это связано с необходимостью для экспедитора, работающего на международном рынке, страховать свою ответственность. При отсутствии ограничителей сумма страхового взноса, уплачиваемая экспедитором, существенно выше, что, в свою очередь, влияет в сторону увеличения на стоимость услуги и, следовательно, снижает шансы российского экспедитора перед иностранным. Законодательное установление пределов ответственности не противоречит российскому законодательству. В частности, ст. 400 части первой ГК РФ допускает, что по отдельным видам обязательств и по обязательствам, связанным с определенным родом деятельности, законом может быть ограничено право на полное возмещение убытков. Что касается ответственности экспедитора, работающего внутри страны, то ограничение пределов его ответственности не устанавливается. Причиненный его действиями ущерб подлежит возмещению в полном объеме в соответствии с требованиями гл. 25 части первой ГК РФ;
Вопрос: Признается ли организация налоговым агентом по НДС при приобретении у резидента Франции услуг подачи железнодорожных вагонов под погрузку для осуществления международной перевозки экспортируемых товаров, если обязательства по оплате услуг были погашены путем проведения взаимозачета?
(Консультация эксперта, 2025)Вопрос: Признается ли организация налоговым агентом по НДС при приобретении у резидента Франции, не состоящего на учете в налоговых органах РФ, услуг подачи железнодорожных вагонов под погрузку для осуществления международной перевозки экспортируемых товаров, если обязательства по оплате услуг были погашены путем проведения взаимозачета?
(Консультация эксперта, 2025)Вопрос: Признается ли организация налоговым агентом по НДС при приобретении у резидента Франции, не состоящего на учете в налоговых органах РФ, услуг подачи железнодорожных вагонов под погрузку для осуществления международной перевозки экспортируемых товаров, если обязательства по оплате услуг были погашены путем проведения взаимозачета?
Вопрос: Об условиях применения ставки НДС 0% при оказании транспортно-экспедиционных услуг и услуг по предоставлению железнодорожных вагонов для перевозки экспортируемых товаров в РФ.
(Письмо Минфина России от 22.07.2025 N 03-07-08/70906)Вопрос: Об условиях применения ставки НДС 0% при оказании транспортно-экспедиционных услуг и услуг по предоставлению железнодорожных вагонов для перевозки экспортируемых товаров в РФ.
(Письмо Минфина России от 22.07.2025 N 03-07-08/70906)Вопрос: Об условиях применения ставки НДС 0% при оказании транспортно-экспедиционных услуг и услуг по предоставлению железнодорожных вагонов для перевозки экспортируемых товаров в РФ.