Эксплуатация путей необщего пользования
Подборка наиболее важных документов по запросу Эксплуатация путей необщего пользования (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Перечень позиций высших судов к ст. 148 АПК РФ "Основания для оставления искового заявления без рассмотрения"3.1.2. Иск по преддоговорному спору об условиях договора на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования суд оставляет без рассмотрения, если не соблюдена процедура согласования разногласий по единым технологическим процессам (ЕТП) (позиция ВАС РФ) >>>
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Возможна ли эксплуатация специального самоходного подвижного состава с истекшим сроком службы на железнодорожных путях необщего пользования без выхода на железнодорожные пути общего пользования?
("Официальный сайт Ространснадзора", 2023)"Официальный сайт Ространснадзора https://rostransnadzor.gov.ru", 2023
("Официальный сайт Ространснадзора", 2023)"Официальный сайт Ространснадзора https://rostransnadzor.gov.ru", 2023
Статья: Основания для взыскания операторами подвижного состава штрафа за задержку вагона под погрузкой или выгрузкой на путях необщего пользования в соответствии с частью 6 статьи 62 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации
(Малькова С.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Право взыскания штрафа за задержку вагона под погрузкой или выгрузкой на путях необщего пользования предоставлено перевозчику ч. 6 ст. 62 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации от 10.01.2003 N 18-ФЗ (далее - Устав ЖДТ), в соответствии с которой за задержку вагонов, контейнеров, принадлежащих перевозчику, под погрузкой, выгрузкой на местах общего и необщего пользования, в том числе на железнодорожных путях необщего пользования, более чем на двадцать четыре часа по истечении установленных договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договорами на подачу и уборку вагонов технологических сроков оборота вагонов, контейнеров либо по истечении тридцати шести часов с момента подачи вагонов под погрузку, выгрузку локомотивами, принадлежащими перевозчику, грузоотправители, грузополучатели, владельцы железнодорожных путей необщего пользования несут перед перевозчиком ответственность в соответствии со ст. 99 Устава ЖДТ. В абз. 2 ст. 99 Устава ЖДТ содержится порядок определения размера штрафа: в десятикратном размере штрафа, установленного ст. 100 Устава ЖДТ, без внесения при этом платы за пользование вагонами, контейнерами. Итого размер штрафа в сутки составляет 4 800 руб.
(Малькова С.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Право взыскания штрафа за задержку вагона под погрузкой или выгрузкой на путях необщего пользования предоставлено перевозчику ч. 6 ст. 62 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации от 10.01.2003 N 18-ФЗ (далее - Устав ЖДТ), в соответствии с которой за задержку вагонов, контейнеров, принадлежащих перевозчику, под погрузкой, выгрузкой на местах общего и необщего пользования, в том числе на железнодорожных путях необщего пользования, более чем на двадцать четыре часа по истечении установленных договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договорами на подачу и уборку вагонов технологических сроков оборота вагонов, контейнеров либо по истечении тридцати шести часов с момента подачи вагонов под погрузку, выгрузку локомотивами, принадлежащими перевозчику, грузоотправители, грузополучатели, владельцы железнодорожных путей необщего пользования несут перед перевозчиком ответственность в соответствии со ст. 99 Устава ЖДТ. В абз. 2 ст. 99 Устава ЖДТ содержится порядок определения размера штрафа: в десятикратном размере штрафа, установленного ст. 100 Устава ЖДТ, без внесения при этом платы за пользование вагонами, контейнерами. Итого размер штрафа в сутки составляет 4 800 руб.
Нормативные акты
Федеральный закон от 10.01.2003 N 18-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 54. Перевозчики на основании публичного договора с владельцами инфраструктур могут предусматривать передачу своих обязанностей по договорам на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования, договорам на подачу и уборку вагонов, в том числе заключение указанных договоров, владельцам инфраструктур. В этом случае владельцы инфраструктур вступают во взаимоотношения с грузоотправителями, грузополучателями, владельцами железнодорожных путей необщего пользования по договорам на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования, договорам на подачу и уборку вагонов от имени перевозчика.
(ред. от 31.07.2025)
"Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 54. Перевозчики на основании публичного договора с владельцами инфраструктур могут предусматривать передачу своих обязанностей по договорам на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования, договорам на подачу и уборку вагонов, в том числе заключение указанных договоров, владельцам инфраструктур. В этом случае владельцы инфраструктур вступают во взаимоотношения с грузоотправителями, грузополучателями, владельцами железнодорожных путей необщего пользования по договорам на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования, договорам на подачу и уборку вагонов от имени перевозчика.
Распоряжение ОАО "РЖД" от 24.12.2024 N 3263/р
"Об утверждении Единого перечня основных работ и услуг, оказываемых ОАО "РЖД" при организации перевозок грузов"2. Работы и услуги, связанные с подачей/уборкой подвижного состава и эксплуатацией железнодорожных путей необщего пользования, пробегом локомотивов с (на) железнодорожных путей (пути) необщего пользования
"Об утверждении Единого перечня основных работ и услуг, оказываемых ОАО "РЖД" при организации перевозок грузов"2. Работы и услуги, связанные с подачей/уборкой подвижного состава и эксплуатацией железнодорожных путей необщего пользования, пробегом локомотивов с (на) железнодорожных путей (пути) необщего пользования
"Цена гражданско-правового договора: монография"
(Томтосов А.А.)
("Юстицинформ", 2023)Суды отметили, что несоблюдение обществом "Универсам-Садко" положений ст. 460 ГК РФ о передаче товара свободным от прав третьих лиц привело к обоснованному требованию истца об уменьшении цены договора купли-продажи; при наличии у истца права собственности на спорный железнодорожный путь необщего пользования его отношения с обществом "РЖД" регулировались бы договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования, не содержащим обязательство по внесению платы за пользование этим путем (Постановление АС Западно-Сибирского округа от 15 июня 2021 г. по делу N А45-12413/2018).
(Томтосов А.А.)
("Юстицинформ", 2023)Суды отметили, что несоблюдение обществом "Универсам-Садко" положений ст. 460 ГК РФ о передаче товара свободным от прав третьих лиц привело к обоснованному требованию истца об уменьшении цены договора купли-продажи; при наличии у истца права собственности на спорный железнодорожный путь необщего пользования его отношения с обществом "РЖД" регулировались бы договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования, не содержащим обязательство по внесению платы за пользование этим путем (Постановление АС Западно-Сибирского округа от 15 июня 2021 г. по делу N А45-12413/2018).
Статья: Мультиплицирование требований оператора железнодорожного подвижного состава в связи с задержкой вагонов под погрузкой и выгрузкой
(Белик И.А.)
("Транспортное право", 2022, N 1)Подход судов Дальневосточного и Московского округов <10> - для ответственности за задержку вагонов под погрузкой и (или) выгрузкой необходимы договорные отношения, где бы был установлен срок на погрузку и (или) выгрузку. Однако если между пользователем вагонов и оператором таких отношений нет, то последний вправе ссылаться на условия договора между грузоотправителем (грузополучателем), владельцем путей необщего пользования и перевозчиком на подачу и уборку вагонов или эксплуатацию пути необщего пользования.
(Белик И.А.)
("Транспортное право", 2022, N 1)Подход судов Дальневосточного и Московского округов <10> - для ответственности за задержку вагонов под погрузкой и (или) выгрузкой необходимы договорные отношения, где бы был установлен срок на погрузку и (или) выгрузку. Однако если между пользователем вагонов и оператором таких отношений нет, то последний вправе ссылаться на условия договора между грузоотправителем (грузополучателем), владельцем путей необщего пользования и перевозчиком на подачу и уборку вагонов или эксплуатацию пути необщего пользования.
Статья: Сверхнормативный простой вагонов
(Новикова Т.)
("Трудовое право", 2025, N 1)<13> Отсылка к п. 4.3 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования от 18 июня 2003 г. N 26: "Время нахождения вагонов на ж/д путях необщего пользования, обслуживаемых локомотивом владельца или пользователя этих путей, исчисляется с момента передачи вагонов на ж/д выставочных путях на основании памятки приемосдатчика до момента их возвращения на железнодорожные выставочные пути и сдачи их перевозчику на основании книги регистрации уведомлений и памятки приемосдатчика".
(Новикова Т.)
("Трудовое право", 2025, N 1)<13> Отсылка к п. 4.3 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования от 18 июня 2003 г. N 26: "Время нахождения вагонов на ж/д путях необщего пользования, обслуживаемых локомотивом владельца или пользователя этих путей, исчисляется с момента передачи вагонов на ж/д выставочных путях на основании памятки приемосдатчика до момента их возвращения на железнодорожные выставочные пути и сдачи их перевозчику на основании книги регистрации уведомлений и памятки приемосдатчика".
Статья: Обзор правовых позиций Верховного Суда Российской Федерации по вопросам частного права за сентябрь 2023 года
(Автонова Е.Д., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Романова О.И., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2023, N 11)3. Упоминание договоров на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования и на подачу и уборку вагонов в ч. 6 ст. 62 УЖТ является не условием применения ответственности грузоотправителей (грузополучателей) за задержку не принадлежащих им вагонов под погрузкой/выгрузкой грузов, а юридико-техническим приемом, позволяющим определить время просрочки, за которую устанавливается штраф.
(Автонова Е.Д., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Романова О.И., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2023, N 11)3. Упоминание договоров на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования и на подачу и уборку вагонов в ч. 6 ст. 62 УЖТ является не условием применения ответственности грузоотправителей (грузополучателей) за задержку не принадлежащих им вагонов под погрузкой/выгрузкой грузов, а юридико-техническим приемом, позволяющим определить время просрочки, за которую устанавливается штраф.