Эксплуатация полигонов твердых бытовых отходов
Подборка наиболее важных документов по запросу Эксплуатация полигонов твердых бытовых отходов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 16.3 "Порядок исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду" Федерального закона "Об охране окружающей среды"
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Как указал суд, признавая позицию истца правомерной, установлено, что на основании договора о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения ответчик эксплуатирует объект "Полигон твердых бытовых отходов".
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Как указал суд, признавая позицию истца правомерной, установлено, что на основании договора о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения ответчик эксплуатирует объект "Полигон твердых бытовых отходов".
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 62 "Возмещение убытков" ЗК РФ
(Арбитражный суд Уральского округа)Общество арендует земельный участок категории "земли промышленности" с видом разрешенного использования - специальная деятельность. Арендуемый земельный участок является смежным с земельным участком, находящимся в собственности администрации городского округа, на котором расположен полигон нерадиоактивных твердых коммунальных отходов, переданный в эксплуатацию муниципальному предприятию.
(Арбитражный суд Уральского округа)Общество арендует земельный участок категории "земли промышленности" с видом разрешенного использования - специальная деятельность. Арендуемый земельный участок является смежным с земельным участком, находящимся в собственности администрации городского округа, на котором расположен полигон нерадиоактивных твердых коммунальных отходов, переданный в эксплуатацию муниципальному предприятию.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Твердые бытовые и коммунальные отходы
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Полигон твердых коммунальных (бытовых) отходов
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Полигон твердых коммунальных (бытовых) отходов
Статья: Обзор главных банкротных дел банков в 2022 году
(Красников А.)
("Банковское обозрение. Приложение "FinLegal", 2022, N 2)Конкурсный управляющий обратился в суд с заявлением о привлечении к субсидиарной ответственности его бывшего руководителя и двух акционеров, указав в качестве основания для привлечения к субсидиарной ответственности ненадлежащее исполнение руководителем общества "Заготовитель" обязанности по ведению (составлению), хранению и передаче конкурсному управляющему документации, связанной с эксплуатацией полигона твердых бытовых отходов "Кучино", а также ведение упомянутым обществом под влиянием контролировавших его лиц незаконной деятельности по размещению твердых бытовых отходов, повлекшей возникновение обязанности по выплате 6 292 424 200 рублей в возмещение вреда, причиненного окружающей среде (взыскатель - Администрация г. о. Балашиха).
(Красников А.)
("Банковское обозрение. Приложение "FinLegal", 2022, N 2)Конкурсный управляющий обратился в суд с заявлением о привлечении к субсидиарной ответственности его бывшего руководителя и двух акционеров, указав в качестве основания для привлечения к субсидиарной ответственности ненадлежащее исполнение руководителем общества "Заготовитель" обязанности по ведению (составлению), хранению и передаче конкурсному управляющему документации, связанной с эксплуатацией полигона твердых бытовых отходов "Кучино", а также ведение упомянутым обществом под влиянием контролировавших его лиц незаконной деятельности по размещению твердых бытовых отходов, повлекшей возникновение обязанности по выплате 6 292 424 200 рублей в возмещение вреда, причиненного окружающей среде (взыскатель - Администрация г. о. Балашиха).
Нормативные акты
Справочная информация: "Правовой календарь на IV квартал 2025 года"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Истекает срок действия некоторых особенностей перехода субъектов РФ к новой системе обращения с ТКО (31.12.2025) <**>
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Истекает срок действия некоторых особенностей перехода субъектов РФ к новой системе обращения с ТКО (31.12.2025) <**>
Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об отходах производства и потребления"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)4. Собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
(ред. от 31.07.2025)
"Об отходах производства и потребления"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)4. Собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Статья: Принцип приоритета охраны окружающей среды в механизме защиты прокурором публичных интересов в сфере земельных правоотношений в судебном порядке
(Михлина Н.В.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2022, N 1)Вопреки положениям ст. 56 Федерального закона "Об охране окружающей среды", которая предусматривает возможность приостановления или ограничения деятельности за нарушение природоохранных требований, судебная коллегия сочла необходимым принять во внимание, что ЗАО "Заготовитель" совместно с ООО "Интер" своевременно принимают меры для устранения выявленных нарушений в области санитарно-эпидемиологического благополучия при эксплуатации полигона ТБО "Кучино" и приостановление его деятельности будет противоречить общественным интересам населения городского округа Балашиха.
(Михлина Н.В.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2022, N 1)Вопреки положениям ст. 56 Федерального закона "Об охране окружающей среды", которая предусматривает возможность приостановления или ограничения деятельности за нарушение природоохранных требований, судебная коллегия сочла необходимым принять во внимание, что ЗАО "Заготовитель" совместно с ООО "Интер" своевременно принимают меры для устранения выявленных нарушений в области санитарно-эпидемиологического благополучия при эксплуатации полигона ТБО "Кучино" и приостановление его деятельности будет противоречить общественным интересам населения городского округа Балашиха.
Статья: Перспективы применения наилучших доступных технологий при ликвидации накопленного вреда окружающей среде
(Наумова В.А.)
("Экологическое право", 2023, N 5)Нельзя сказать, что природоохранная деятельность совсем не соприкасается с областью ГЧП. С 2016 г. механизм концессионных соглашений распространен на область обращения с отходами производства и потребления и активно применяется на практике: в Республике Мордовия (создание и эксплуатация межмуниципальной системы коммунальной инфраструктуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами) <24>, Саратовской области (проектирование, строительство и эксплуатация полигона твердых бытовых отходов) <25>, Вологодской области (строительство мусороперерабатывающего предприятия) <26>, Пермском крае (рекультивация и реконструкция полигона захоронения твердых бытовых отходов) <27>, Томской области (эксплуатация полигона твердых бытовых отходов) <28>. Однако действующие положения Федерального закона "О концессионных соглашениях" <29> не позволяют использовать концессионную модель при ликвидации накопленного вреда окружающей среде.
(Наумова В.А.)
("Экологическое право", 2023, N 5)Нельзя сказать, что природоохранная деятельность совсем не соприкасается с областью ГЧП. С 2016 г. механизм концессионных соглашений распространен на область обращения с отходами производства и потребления и активно применяется на практике: в Республике Мордовия (создание и эксплуатация межмуниципальной системы коммунальной инфраструктуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами) <24>, Саратовской области (проектирование, строительство и эксплуатация полигона твердых бытовых отходов) <25>, Вологодской области (строительство мусороперерабатывающего предприятия) <26>, Пермском крае (рекультивация и реконструкция полигона захоронения твердых бытовых отходов) <27>, Томской области (эксплуатация полигона твердых бытовых отходов) <28>. Однако действующие положения Федерального закона "О концессионных соглашениях" <29> не позволяют использовать концессионную модель при ликвидации накопленного вреда окружающей среде.
Статья: Конституционное право на мотивированное управление
(Должиков А.В., Васильева А.Ф.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2024, N 2)Особенности нетипичных нормативных актов наиболее ярко проявляются при судебной проверке их экономической обоснованности, когда соответствующее требование нормативно предусмотрено. Так, административный орган предусмотрел в территориальной схеме обращения с отходами завершение эксплуатации и подготовку к рекультивации полигона твердых коммунальных отходов, поскольку полигон не соответствовал требованиям природоохранного законодательства. Суд признал такое решение административного органа не соответствующим принципу экономической обоснованности. Во-первых, "доказательств, подтверждающих невозможность приведения полигона в соответствие с действующим законодательством и, соответственно, необходимость завершения его эксплуатации, административным ответчиком... представлено не было" <73>. Во-вторых, "запланированное в Территориальной схеме завершение эксплуатации полигона твердых коммунальных отходов административного истца повлечет за собой исключение данного объекта размещения отходов из схемы потоков отходов и, соответственно, прекращение такой деятельности, а также необходимость строительства нового полигона" <74>. Как видно, все три аргумента суда были связаны с обоснованностью изменения территориальной схемы обращения с отходами.
(Должиков А.В., Васильева А.Ф.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2024, N 2)Особенности нетипичных нормативных актов наиболее ярко проявляются при судебной проверке их экономической обоснованности, когда соответствующее требование нормативно предусмотрено. Так, административный орган предусмотрел в территориальной схеме обращения с отходами завершение эксплуатации и подготовку к рекультивации полигона твердых коммунальных отходов, поскольку полигон не соответствовал требованиям природоохранного законодательства. Суд признал такое решение административного органа не соответствующим принципу экономической обоснованности. Во-первых, "доказательств, подтверждающих невозможность приведения полигона в соответствие с действующим законодательством и, соответственно, необходимость завершения его эксплуатации, административным ответчиком... представлено не было" <73>. Во-вторых, "запланированное в Территориальной схеме завершение эксплуатации полигона твердых коммунальных отходов административного истца повлечет за собой исключение данного объекта размещения отходов из схемы потоков отходов и, соответственно, прекращение такой деятельности, а также необходимость строительства нового полигона" <74>. Как видно, все три аргумента суда были связаны с обоснованностью изменения территориальной схемы обращения с отходами.