Эксплуатация полигона
Подборка наиболее важных документов по запросу Эксплуатация полигона (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 62 "Возмещение убытков" ЗК РФ
(Арбитражный суд Уральского округа)Ссылаясь на то, что в результате виновных действий муниципального предприятия, выразившихся в нарушении правил эксплуатации полигона, повлекших разлив фильтрата за пределы полигона на земельный участок, арендуемый обществом, ему причинен ущерб, общество обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании с муниципального предприятия убытков в размере стоимости работ, необходимых для приведения земельного участка в состояние, пригодное для строительства и устранения последствий его повреждения в результате розлива фильтрата.
(Арбитражный суд Уральского округа)Ссылаясь на то, что в результате виновных действий муниципального предприятия, выразившихся в нарушении правил эксплуатации полигона, повлекших разлив фильтрата за пределы полигона на земельный участок, арендуемый обществом, ему причинен ущерб, общество обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании с муниципального предприятия убытков в размере стоимости работ, необходимых для приведения земельного участка в состояние, пригодное для строительства и устранения последствий его повреждения в результате розлива фильтрата.
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 305 "Защита прав владельца, не являющегося собственником" ГК РФ
(Арбитражный суд Уральского округа)Ссылаясь на то, что в результате виновных действий муниципального предприятия, выразившихся в нарушении правил эксплуатации полигона, повлекших разлив фильтрата за пределы полигона на земельный участок, арендуемый обществом, ему причинен ущерб, общество обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании с муниципального предприятия убытков в размере стоимости работ, необходимых для приведения земельного участка в состояние, пригодное для строительства и устранения последствий его повреждения в результате розлива фильтрата.
(Арбитражный суд Уральского округа)Ссылаясь на то, что в результате виновных действий муниципального предприятия, выразившихся в нарушении правил эксплуатации полигона, повлекших разлив фильтрата за пределы полигона на земельный участок, арендуемый обществом, ему причинен ущерб, общество обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании с муниципального предприятия убытков в размере стоимости работ, необходимых для приведения земельного участка в состояние, пригодное для строительства и устранения последствий его повреждения в результате розлива фильтрата.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Твердые бытовые и коммунальные отходы
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Полигон твердых коммунальных (бытовых) отходов
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Полигон твердых коммунальных (бытовых) отходов
Готовое решение: Какие требования предъявляются к объектам размещения отходов
(КонсультантПлюс, 2025)Основные требования к объектам размещения твердых коммунальных отходов содержатся в Требованиях по обращению с ТКО, в СанПиН 2.1.3684-21 и в Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов (утв. Минстроем России 02.11.1996), в частности:
(КонсультантПлюс, 2025)Основные требования к объектам размещения твердых коммунальных отходов содержатся в Требованиях по обращению с ТКО, в СанПиН 2.1.3684-21 и в Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов (утв. Минстроем России 02.11.1996), в частности:
Нормативные акты
Справочная информация: "Правовой календарь на IV квартал 2025 года"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Истекает срок действия некоторых особенностей перехода субъектов РФ к новой системе обращения с ТКО (31.12.2025) <**>
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Истекает срок действия некоторых особенностей перехода субъектов РФ к новой системе обращения с ТКО (31.12.2025) <**>
Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об отходах производства и потребления"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)4. Собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
(ред. от 31.07.2025)
"Об отходах производства и потребления"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)4. Собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Статья: Надзор за исполнением законодательства в экологической сфере
(Куницына Е.А., Трудников А.В.)
("Законность", 2024, N 6)Под постоянным контролем находятся вопросы состояния законности в сфере обращения с отходами, в том числе биологическими и медицинскими, формирования и развития системы их эффективного обращения, утилизации, в том числе повторного применения таких отходов. По инициативе прокуроров проведена актуализация территориальных схем обращения с отходами в Вологодской, Нижегородской, Рязанской, Саратовской областях, приняты меры, направленные на обеспечение надлежащей организации работы региональных операторов и эксплуатации полигонов.
(Куницына Е.А., Трудников А.В.)
("Законность", 2024, N 6)Под постоянным контролем находятся вопросы состояния законности в сфере обращения с отходами, в том числе биологическими и медицинскими, формирования и развития системы их эффективного обращения, утилизации, в том числе повторного применения таких отходов. По инициативе прокуроров проведена актуализация территориальных схем обращения с отходами в Вологодской, Нижегородской, Рязанской, Саратовской областях, приняты меры, направленные на обеспечение надлежащей организации работы региональных операторов и эксплуатации полигонов.
Статья: Конституционное право на мотивированное управление
(Должиков А.В., Васильева А.Ф.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2024, N 2)Особенности нетипичных нормативных актов наиболее ярко проявляются при судебной проверке их экономической обоснованности, когда соответствующее требование нормативно предусмотрено. Так, административный орган предусмотрел в территориальной схеме обращения с отходами завершение эксплуатации и подготовку к рекультивации полигона твердых коммунальных отходов, поскольку полигон не соответствовал требованиям природоохранного законодательства. Суд признал такое решение административного органа не соответствующим принципу экономической обоснованности. Во-первых, "доказательств, подтверждающих невозможность приведения полигона в соответствие с действующим законодательством и, соответственно, необходимость завершения его эксплуатации, административным ответчиком... представлено не было" <73>. Во-вторых, "запланированное в Территориальной схеме завершение эксплуатации полигона твердых коммунальных отходов административного истца повлечет за собой исключение данного объекта размещения отходов из схемы потоков отходов и, соответственно, прекращение такой деятельности, а также необходимость строительства нового полигона" <74>. Как видно, все три аргумента суда были связаны с обоснованностью изменения территориальной схемы обращения с отходами.
(Должиков А.В., Васильева А.Ф.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2024, N 2)Особенности нетипичных нормативных актов наиболее ярко проявляются при судебной проверке их экономической обоснованности, когда соответствующее требование нормативно предусмотрено. Так, административный орган предусмотрел в территориальной схеме обращения с отходами завершение эксплуатации и подготовку к рекультивации полигона твердых коммунальных отходов, поскольку полигон не соответствовал требованиям природоохранного законодательства. Суд признал такое решение административного органа не соответствующим принципу экономической обоснованности. Во-первых, "доказательств, подтверждающих невозможность приведения полигона в соответствие с действующим законодательством и, соответственно, необходимость завершения его эксплуатации, административным ответчиком... представлено не было" <73>. Во-вторых, "запланированное в Территориальной схеме завершение эксплуатации полигона твердых коммунальных отходов административного истца повлечет за собой исключение данного объекта размещения отходов из схемы потоков отходов и, соответственно, прекращение такой деятельности, а также необходимость строительства нового полигона" <74>. Как видно, все три аргумента суда были связаны с обоснованностью изменения территориальной схемы обращения с отходами.
Статья: Обзор главных банкротных дел банков в 2022 году
(Красников А.)
("Банковское обозрение. Приложение "FinLegal", 2022, N 2)Конкурсный управляющий обратился в суд с заявлением о привлечении к субсидиарной ответственности его бывшего руководителя и двух акционеров, указав в качестве основания для привлечения к субсидиарной ответственности ненадлежащее исполнение руководителем общества "Заготовитель" обязанности по ведению (составлению), хранению и передаче конкурсному управляющему документации, связанной с эксплуатацией полигона твердых бытовых отходов "Кучино", а также ведение упомянутым обществом под влиянием контролировавших его лиц незаконной деятельности по размещению твердых бытовых отходов, повлекшей возникновение обязанности по выплате 6 292 424 200 рублей в возмещение вреда, причиненного окружающей среде (взыскатель - Администрация г. о. Балашиха).
(Красников А.)
("Банковское обозрение. Приложение "FinLegal", 2022, N 2)Конкурсный управляющий обратился в суд с заявлением о привлечении к субсидиарной ответственности его бывшего руководителя и двух акционеров, указав в качестве основания для привлечения к субсидиарной ответственности ненадлежащее исполнение руководителем общества "Заготовитель" обязанности по ведению (составлению), хранению и передаче конкурсному управляющему документации, связанной с эксплуатацией полигона твердых бытовых отходов "Кучино", а также ведение упомянутым обществом под влиянием контролировавших его лиц незаконной деятельности по размещению твердых бытовых отходов, повлекшей возникновение обязанности по выплате 6 292 424 200 рублей в возмещение вреда, причиненного окружающей среде (взыскатель - Администрация г. о. Балашиха).