Эксплуатация опо без лицензии
Подборка наиболее важных документов по запросу Эксплуатация опо без лицензии (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Объекты теплоснабжения
(КонсультантПлюс, 2025)...поскольку котельные внесены в реестр опасных объектов, то Общество как правообладатель опасных объектов обязано иметь лицензию для целей эксплуатации опасных производственных объектов. При этом за отсутствие лицензии либо ненадлежащее ее оформление Общество несет ответственность в соответствии с действующим законодательством, в том числе и по ст. 9.1 КоАП РФ..."
(КонсультантПлюс, 2025)...поскольку котельные внесены в реестр опасных объектов, то Общество как правообладатель опасных объектов обязано иметь лицензию для целей эксплуатации опасных производственных объектов. При этом за отсутствие лицензии либо ненадлежащее ее оформление Общество несет ответственность в соответствии с действующим законодательством, в том числе и по ст. 9.1 КоАП РФ..."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 9 "Требования промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта" Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов""По смыслу части 1 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленный безопасности опасных производственных объектов" эксплуатация опасных производственных объектов в отсутствие лицензии запрещена. Данный запрет действует безотносительно принятых судом обеспечительных мер, направленных на тот же результат."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Последние изменения: Общие обязанности организации, эксплуатирующей опасный производственный объект
(КонсультантПлюс, 2025)до 1 января 2022 г. продлен срок, в течение которого допускается эксплуатировать взрывопожароопасные и химически опасные производственные объекты I, II и III классов опасности без переоформления лицензии, если изменился указанный в ней адрес места осуществления лицензируемого вида деятельности. Лицензию переоформят по данному основанию, если лицензиат обратится с соответствующим заявлением (п. 1 Приложения N 5 к Постановлению N 440);
(КонсультантПлюс, 2025)до 1 января 2022 г. продлен срок, в течение которого допускается эксплуатировать взрывопожароопасные и химически опасные производственные объекты I, II и III классов опасности без переоформления лицензии, если изменился указанный в ней адрес места осуществления лицензируемого вида деятельности. Лицензию переоформят по данному основанию, если лицензиат обратится с соответствующим заявлением (п. 1 Приложения N 5 к Постановлению N 440);
Последние изменения: Опасные производственные объекты (понятие, классификация, идентификация, эксплуатация)
(КонсультантПлюс, 2025)До 1 января 2022 г. продлен срок, в течение которого допускается эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности и обращение взрывчатых материалов промышленного назначения без переоформления лицензий в случаях, когда изменился адрес места осуществления лицензируемого вида деятельности. Лицензия переоформляется, если лицензиат обратится с соответствующим заявлением (п. 1 Приложения N 5 к Постановлению Правительства РФ от 03.04.2020 N 440).
(КонсультантПлюс, 2025)До 1 января 2022 г. продлен срок, в течение которого допускается эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности и обращение взрывчатых материалов промышленного назначения без переоформления лицензий в случаях, когда изменился адрес места осуществления лицензируемого вида деятельности. Лицензия переоформляется, если лицензиат обратится с соответствующим заявлением (п. 1 Приложения N 5 к Постановлению Правительства РФ от 03.04.2020 N 440).
Нормативные акты
"Обзор практики Конституционного Суда Российской Федерации за второй квартал 2024 года"Статья 171 "Незаконное предпринимательство" УК Российской Федерации устанавливает в качестве одного из признаков незаконного предпринимательства его осуществление без обязательной лицензии, имеет бланкетный характер, отсылая, в частности, к положениям Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", который определил виды деятельности, подлежащие лицензированию, и отнес к ним эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности. В свою очередь Федеральный закон от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" объекты мукомольного производства относит к категории III класса опасности, в связи с чем организация, эксплуатирующая такой производственный объект, обязана в том числе иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
"Обзор судебной практики "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении арбитражными судами дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 06.12.2017)Одним из требований, предусмотренных частью 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон N 116-ФЗ), к организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, является обязанность иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 06.12.2017)Одним из требований, предусмотренных частью 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон N 116-ФЗ), к организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, является обязанность иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
"Реформа контрольно-надзорной деятельности ("регуляторная гильотина") в сфере промышленной безопасности"
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Отметим при этом, что ни в Положении N 2417, ни в Положении N 1661 не определено в качестве лицензионного требования или условия предоставления лицензии наличие одной из указанных лицензий.
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Отметим при этом, что ни в Положении N 2417, ни в Положении N 1661 не определено в качестве лицензионного требования или условия предоставления лицензии наличие одной из указанных лицензий.
"Комментарий к Федеральному закону от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Таким образом, сведения о классе опасности ОПО играют решающую роль в определении вопроса о необходимости получения лицензии. Обратим внимание на то, что лицензированию подлежит деятельность по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности. Деятельность по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов IV класса опасности не лицензируется.
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Таким образом, сведения о классе опасности ОПО играют решающую роль в определении вопроса о необходимости получения лицензии. Обратим внимание на то, что лицензированию подлежит деятельность по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности. Деятельность по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов IV класса опасности не лицензируется.
Путеводитель по госуслугам для юридических лиц. Получение лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасностиСогласно первой позиции эксплуатация Объекта без лицензии влечет ответственность по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ как нарушение требований промышленной безопасности. В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона N 116-ФЗ под такими требованиями понимаются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в том числе в Законе N 116-ФЗ. Одно из названных требований - наличие у организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, лицензии на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности (ч. 1 ст. 9 Закона N 116-ФЗ). Следовательно, за отсутствие лицензии можно привлечь к ответственности по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ (см. п. 3 Обзора судебной практики "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении арбитражными судами дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 06.12.2017).