Экспертиза законопроектов
Подборка наиболее важных документов по запросу Экспертиза законопроектов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
Статья: Трансформация основ местного самоуправления в контексте реформы 2020 года: проблемные аспекты
(Шалберкина М.Н.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 7)Организационные основы местного самоуправления. Организационная структура местного самоуправления постоянно находится в поле зрения законодателей и правоприменителей. Конституционным Судом РФ неоднократно обращалось внимание на должную организацию определения структуры, статуса органов местного самоуправления, должностных лиц <16>. Вызывает вопросы ч. 18 ст. 19 законопроекта N 40361-8, согласно которой "в соответствии с принципом единства публичной власти глава муниципального образования, возглавляющий администрацию, одновременно замещает должность субъекта РФ и муниципальную должность". Этот вопрос обсуждался на форуме, посвященном общественно-профессиональной экспертизе законопроекта, проводимом кафедрой конституционного и муниципального права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) в феврале 2022 г. По справедливому замечанию экспертов, "формулировка ч. 18 ст. 19 законопроекта... не соответствует статье 12 Конституции и самому проекту (часть 6 ст. 1 "Органы местного самоуправления не входят в систему органов публичной власти" <17>. Статья 75 Закона N 131-ФЗ допускает осуществление отдельных полномочий органов местного самоуправления органами государственной власти субъектов, перечень таких случаев здесь же поименован, но не наоборот. По мнению ученых, такая мера включает органы местного самоуправления данного муниципального образования в систему органов государственной власти, что сомнительно с точки зрения ее соответствия Конституции РФ, устанавливающей обособленность органов местного самоуправления по отношению к органам государственной власти <18>.
(Шалберкина М.Н.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 7)Организационные основы местного самоуправления. Организационная структура местного самоуправления постоянно находится в поле зрения законодателей и правоприменителей. Конституционным Судом РФ неоднократно обращалось внимание на должную организацию определения структуры, статуса органов местного самоуправления, должностных лиц <16>. Вызывает вопросы ч. 18 ст. 19 законопроекта N 40361-8, согласно которой "в соответствии с принципом единства публичной власти глава муниципального образования, возглавляющий администрацию, одновременно замещает должность субъекта РФ и муниципальную должность". Этот вопрос обсуждался на форуме, посвященном общественно-профессиональной экспертизе законопроекта, проводимом кафедрой конституционного и муниципального права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) в феврале 2022 г. По справедливому замечанию экспертов, "формулировка ч. 18 ст. 19 законопроекта... не соответствует статье 12 Конституции и самому проекту (часть 6 ст. 1 "Органы местного самоуправления не входят в систему органов публичной власти" <17>. Статья 75 Закона N 131-ФЗ допускает осуществление отдельных полномочий органов местного самоуправления органами государственной власти субъектов, перечень таких случаев здесь же поименован, но не наоборот. По мнению ученых, такая мера включает органы местного самоуправления данного муниципального образования в систему органов государственной власти, что сомнительно с точки зрения ее соответствия Конституции РФ, устанавливающей обособленность органов местного самоуправления по отношению к органам государственной власти <18>.
"Цифровизация публичного финансового контроля: монография"
(Антропцева И.О.)
("Статут", 2024)- Экспертная платформа - инструмент обеспечения взаимодействия с внешними независимыми экспертами для повышения качества проведения мероприятий и экспертиз законопроектов.
(Антропцева И.О.)
("Статут", 2024)- Экспертная платформа - инструмент обеспечения взаимодействия с внешними независимыми экспертами для повышения качества проведения мероприятий и экспертиз законопроектов.
"Публично-правовые компании в России: проблемы правового статуса: монография"
(Зайцева Ю.А.)
("Юстицинформ", 2024)<313> Так, подготовка проектов федеральных законов осуществляется на основе ежегодно утверждаемого плана законопроектной деятельности Правительства РФ; для рассмотрения проекта федерального закона в Правительство представляются как сам проект, так и необходимые материалы, в том числе заключение Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ; законопроекты предварительно рассматриваются Комиссией Правительства по законопроектной деятельности и вносятся на заседание Правительства, проведение которого также четко регламентировано, и только по результатам этого заседания может быть принято решение о внесении законопроекта в Государственную Думу РФ. Кроме того, в целях проведения независимой антикоррупционной экспертизы проекты федеральных законов, указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ подлежат обязательному размещению на сайте regulation.gov.ru и вносятся Президенту РФ или в Правительство РФ вместе с заключением по результатам такой экспертизы. Сама процедура принятия федерального закона Государственной Думой осуществляется в трех чтениях. См.: п. VI Регламента Правительства РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.06.2004 N 260 // Собрание законодательства РФ. 2004. N 23. Ст. 2313; Постановление ГД ФС РФ от 22.01.1998 N 2134-II ГД "О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 1998. N 7. Ст. 801; п. п. 5 - 8 Правил проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утв. Постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 N 96 // Собрание законодательства РФ. 2010. N 10. Ст. 1084.
(Зайцева Ю.А.)
("Юстицинформ", 2024)<313> Так, подготовка проектов федеральных законов осуществляется на основе ежегодно утверждаемого плана законопроектной деятельности Правительства РФ; для рассмотрения проекта федерального закона в Правительство представляются как сам проект, так и необходимые материалы, в том числе заключение Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ; законопроекты предварительно рассматриваются Комиссией Правительства по законопроектной деятельности и вносятся на заседание Правительства, проведение которого также четко регламентировано, и только по результатам этого заседания может быть принято решение о внесении законопроекта в Государственную Думу РФ. Кроме того, в целях проведения независимой антикоррупционной экспертизы проекты федеральных законов, указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ подлежат обязательному размещению на сайте regulation.gov.ru и вносятся Президенту РФ или в Правительство РФ вместе с заключением по результатам такой экспертизы. Сама процедура принятия федерального закона Государственной Думой осуществляется в трех чтениях. См.: п. VI Регламента Правительства РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.06.2004 N 260 // Собрание законодательства РФ. 2004. N 23. Ст. 2313; Постановление ГД ФС РФ от 22.01.1998 N 2134-II ГД "О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 1998. N 7. Ст. 801; п. п. 5 - 8 Правил проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утв. Постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 N 96 // Собрание законодательства РФ. 2010. N 10. Ст. 1084.
Статья: Аппарат Государственной Думы
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)3) аналитически-правовыми. Так, Правовое управление Аппарата Государственной Думы готовит по поручению Совета Государственной Думы или ответственного комитета и осуществляет правовую и юридико-техническую экспертизу законопроекта, на основании результатов правовой экспертизы законопроекта готовит заключение; по поручению ответственного комитета осуществляет правовую и лингвистическую экспертизу законопроектов (ч. 2 - 4 ст. 112, ч. 6 ст. 121 Регламента). Правовое управление участвует в устранении возможных внутренних противоречий и редакционной правке законопроектов после их принятия во втором чтении (ч. 1 ст. 124 Регламента). Правовое управление по поручению Совета Государственной Думы или ответственного комитета осуществляет правовую экспертизу представленного на ратификацию, прекращение или приостановление действия международного договора на его соответствие Конституции РФ, международным обязательствам РФ (ч. 4 ст. 190 Регламента);
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)3) аналитически-правовыми. Так, Правовое управление Аппарата Государственной Думы готовит по поручению Совета Государственной Думы или ответственного комитета и осуществляет правовую и юридико-техническую экспертизу законопроекта, на основании результатов правовой экспертизы законопроекта готовит заключение; по поручению ответственного комитета осуществляет правовую и лингвистическую экспертизу законопроектов (ч. 2 - 4 ст. 112, ч. 6 ст. 121 Регламента). Правовое управление участвует в устранении возможных внутренних противоречий и редакционной правке законопроектов после их принятия во втором чтении (ч. 1 ст. 124 Регламента). Правовое управление по поручению Совета Государственной Думы или ответственного комитета осуществляет правовую экспертизу представленного на ратификацию, прекращение или приостановление действия международного договора на его соответствие Конституции РФ, международным обязательствам РФ (ч. 4 ст. 190 Регламента);
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)2) экспертиза проектов федеральных законов о федеральном бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, проверка и анализ обоснованности их показателей, подготовка и представление палатам Федерального Собрания заключений на проекты федеральных законов о федеральном бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)2) экспертиза проектов федеральных законов о федеральном бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, проверка и анализ обоснованности их показателей, подготовка и представление палатам Федерального Собрания заключений на проекты федеральных законов о федеральном бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;