Экспертиза у единственного поставщика
Подборка наиболее важных документов по запросу Экспертиза у единственного поставщика (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2023 N 13АП-36337/2021, 13АП-41286/2021 по делу N А56-64125/2020
Категория спора: Подряд.
Требования подрядчика: О взыскании задолженности.
Обстоятельства: Подрядчик ссылается на то, что выполнил работы по инструментальной съемке, составил масштабные схемы и продольные профили железнодорожных путей и не получил оплату, однако совокупность надлежащих доказательств, подтверждающих реальность выполнения работ и их объем, в материалы дела не представлена.
Решение: Отказано.Оценив приведенные выше обстоятельства в совокупности с результатами судебной экспертизы, апелляционный суд признал обоснованным ходатайство о фальсификации договора на оказание услуг от 27.01.2017 N ТУЛ/ДПРР/2017-66/ЕП, акта приемки выполненных работ от 31.05.2017 и исключил указанные доказательства из числа доказательств по делу.
Категория спора: Подряд.
Требования подрядчика: О взыскании задолженности.
Обстоятельства: Подрядчик ссылается на то, что выполнил работы по инструментальной съемке, составил масштабные схемы и продольные профили железнодорожных путей и не получил оплату, однако совокупность надлежащих доказательств, подтверждающих реальность выполнения работ и их объем, в материалы дела не представлена.
Решение: Отказано.Оценив приведенные выше обстоятельства в совокупности с результатами судебной экспертизы, апелляционный суд признал обоснованным ходатайство о фальсификации договора на оказание услуг от 27.01.2017 N ТУЛ/ДПРР/2017-66/ЕП, акта приемки выполненных работ от 31.05.2017 и исключил указанные доказательства из числа доказательств по делу.
Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2023 N 18АП-7082/2023 по делу N А76-5117/2022
Требование: Об отмене определения о приостановлении производства по делу.
Решение: Определение оставлено без изменения.Поскольку в рамках настоящего дела ИП Банников Н.А. просит взыскать с ООО "МедЛайт" задолженность по договору поставки N 21/11/2020 от 21.11.2020 за товар, который, как указывает и доказывает ответчик, был передан ООО "МедЛайт" в пользу Государственного казенного учреждения Пермского края "Финансово-хозяйственное управление" во исполнение государственного контракта на поставку халатов медицинских и комплектов одежды защитной N 37/ЕП/2020 от 12.11.2020 и в отношении которого заявлены возражения относительно качества, поскольку в рамках дела N А50-30828/2021 проводятся судебные экспертизы относительно качества поставленного товара, суд первой инстанции пришел к правильному выводу относительно наличия оснований для приостановления производства по настоящему делу до вступления в законную силу окончательного судебного акта Арбитражного суда Пермского края по делу N А50-30828/2021.
Требование: Об отмене определения о приостановлении производства по делу.
Решение: Определение оставлено без изменения.Поскольку в рамках настоящего дела ИП Банников Н.А. просит взыскать с ООО "МедЛайт" задолженность по договору поставки N 21/11/2020 от 21.11.2020 за товар, который, как указывает и доказывает ответчик, был передан ООО "МедЛайт" в пользу Государственного казенного учреждения Пермского края "Финансово-хозяйственное управление" во исполнение государственного контракта на поставку халатов медицинских и комплектов одежды защитной N 37/ЕП/2020 от 12.11.2020 и в отношении которого заявлены возражения относительно качества, поскольку в рамках дела N А50-30828/2021 проводятся судебные экспертизы относительно качества поставленного товара, суд первой инстанции пришел к правильному выводу относительно наличия оснований для приостановления производства по настоящему делу до вступления в законную силу окончательного судебного акта Арбитражного суда Пермского края по делу N А50-30828/2021.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Комментарий к Письму Министерства финансов РФ от 21.08.2024 N 24-06-09/78817 <Экспертиза проектных и изыскательских работ не зависит от способа закупки>
(Дегтяренко А.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2024, N 20)При закупке проектных или изыскательских работ обязательность проведения экспертизы устанавливает Градостроительный кодекс РФ, а не Федеральный закон N 44-ФЗ. Поэтому требование об экспертизе не обусловлено закупкой у единственного поставщика, а конкурентный способ определения поставщика не избавляет от экспертизы (ч. 1 ст. 24 Федерального закона N 44-ФЗ).
(Дегтяренко А.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2024, N 20)При закупке проектных или изыскательских работ обязательность проведения экспертизы устанавливает Градостроительный кодекс РФ, а не Федеральный закон N 44-ФЗ. Поэтому требование об экспертизе не обусловлено закупкой у единственного поставщика, а конкурентный способ определения поставщика не избавляет от экспертизы (ч. 1 ст. 24 Федерального закона N 44-ФЗ).
Готовое решение: Как заказчику по Закону N 44-ФЗ провести экспертизу с привлечением сторонних экспертов или экспертных организаций
(КонсультантПлюс, 2025)Выберите один из конкурентных способов определения исполнителя. Включите закупку в план-график и проведите процедуру. Вы также можете заключить контракт с экспертом путем закупки у единственного поставщика, соблюдая все ограничения, предусмотренные для указанного способа.
(КонсультантПлюс, 2025)Выберите один из конкурентных способов определения исполнителя. Включите закупку в план-график и проведите процедуру. Вы также можете заключить контракт с экспертом путем закупки у единственного поставщика, соблюдая все ограничения, предусмотренные для указанного способа.
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 30.05.2024 N 702
(ред. от 08.10.2025)
"Об управлении капитальными вложениями, финансовое обеспечение которых осуществляется (планируется осуществлять) за счет средств федерального бюджета"
(вместе с "Положением о порядке формирования и ведения реестра объектов капитального строительства, объектов недвижимого имущества, строительство (реконструкция, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение) или приобретение которых осуществляется (планируется осуществлять) за счет средств федерального бюджета", "Правилами принятия решений об осуществлении капитальных вложений в объекты капитального строительства и приобретение объектов недвижимого имущества за счет средств федерального бюджета", "Правилами осуществления капитальных вложений в объекты капитального строительства и приобретение объектов недвижимого имущества за счет средств федерального бюджета")ж) заключение о достоверности определения ориентировочной стоимости строительства судна (положительное заключение) или заключение по результатам проведения экспертизы цены строительства судна в случае, если при определении цены контракта на строительство судна в соответствии с порядком определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок продукции судостроительной промышленности (за исключением продукции, закупка которой осуществляется в рамках государственного оборонного заказа), установленным в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23 января 2021 г. N 34 "О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на установление порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок продукции судостроительной промышленности", предусмотрено обоснование цены строительства судна, и в случае, если цена контракта на строительство судна изменяется (в отношении объекта недвижимого имущества, являющегося морским судном, судном внутреннего плавания, судном смешанного (река - море) плавания);
(ред. от 08.10.2025)
"Об управлении капитальными вложениями, финансовое обеспечение которых осуществляется (планируется осуществлять) за счет средств федерального бюджета"
(вместе с "Положением о порядке формирования и ведения реестра объектов капитального строительства, объектов недвижимого имущества, строительство (реконструкция, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение) или приобретение которых осуществляется (планируется осуществлять) за счет средств федерального бюджета", "Правилами принятия решений об осуществлении капитальных вложений в объекты капитального строительства и приобретение объектов недвижимого имущества за счет средств федерального бюджета", "Правилами осуществления капитальных вложений в объекты капитального строительства и приобретение объектов недвижимого имущества за счет средств федерального бюджета")ж) заключение о достоверности определения ориентировочной стоимости строительства судна (положительное заключение) или заключение по результатам проведения экспертизы цены строительства судна в случае, если при определении цены контракта на строительство судна в соответствии с порядком определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок продукции судостроительной промышленности (за исключением продукции, закупка которой осуществляется в рамках государственного оборонного заказа), установленным в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23 января 2021 г. N 34 "О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на установление порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок продукции судостроительной промышленности", предусмотрено обоснование цены строительства судна, и в случае, если цена контракта на строительство судна изменяется (в отношении объекта недвижимого имущества, являющегося морским судном, судном внутреннего плавания, судном смешанного (река - море) плавания);
Постановление Правительства РФ от 12.05.2017 N 563
(ред. от 30.05.2024)
"О порядке и об основаниях заключения контрактов, предметом которых является одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"
(вместе с "Правилами заключения контрактов, предметом которых является одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства", "Положением о проведении технологического и ценового аудита обоснования инвестиций, осуществляемых в инвестиционные проекты по созданию объектов капитального строительства, в отношении которых планируется заключение контрактов, предметом которых является одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства")Цкк - цена контракта, установленная с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), или цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем);
(ред. от 30.05.2024)
"О порядке и об основаниях заключения контрактов, предметом которых является одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"
(вместе с "Правилами заключения контрактов, предметом которых является одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства", "Положением о проведении технологического и ценового аудита обоснования инвестиций, осуществляемых в инвестиционные проекты по созданию объектов капитального строительства, в отношении которых планируется заключение контрактов, предметом которых является одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства")Цкк - цена контракта, установленная с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), или цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем);
"Обзор разъяснений законодательства о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд (ноябрь 2020 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2020)В соответствии с частью 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2020)В соответствии с частью 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Статья: Применение "защитных мер" при заключении, исполнении и изменении контракта
(Александров Г.)
("Прогосзаказ.рф", 2025, N 7)В соответствии с Письмом Минпромторга России от 01.11.2023 N 117563/12 реестровые записи должны быть действующими как на этапе подачи участником закупки заявки на участие в закупке или на этапе заключения контракта в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), так и на этапе исполнения контракта.
(Александров Г.)
("Прогосзаказ.рф", 2025, N 7)В соответствии с Письмом Минпромторга России от 01.11.2023 N 117563/12 реестровые записи должны быть действующими как на этапе подачи участником закупки заявки на участие в закупке или на этапе заключения контракта в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), так и на этапе исполнения контракта.
Статья: Решение - коллективное, но ответственность - индивидуальная: некоторые вопросы юридической ответственности членов закупочных комиссий за правонарушения коррупционной направленности
(Иванов Р.В., Корякин В.М.)
("Право в Вооруженных Силах", 2025, N 3)<2> Подпункт "з" п. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. N 96.
(Иванов Р.В., Корякин В.М.)
("Право в Вооруженных Силах", 2025, N 3)<2> Подпункт "з" п. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. N 96.
Статья: Публичные закупки и изъятие имущества как способы удовлетворения публичных нужд: проблемы конкуренции
(Винницкий А.В., Соловьев М.С.)
("Российский юридический журнал", 2022, N 6)Закон "О контрактной системе" действительно не называет "безальтернативность" поставщика и (или) уникальность конкретного объекта, необходимого для удовлетворения государственных (муниципальных) нужд, в качестве самостоятельного основания для отказа от проведения конкурентных процедур и осуществления закупки у единственного поставщика. Закон либо указывает конкретные виды товаров, работ, услуг <10>, либо описывает ситуации <11>, либо "поднимает" усмотрение на уровень компетенции Президента РФ или Правительства РФ <12>. Полагаем, что отсутствие в отечественном законодательстве подобной нормы может быть объяснено борьбой с коррупциогенными факторами в нормативных актах путем исключения широты дискреционных полномочий (подп. "а" п. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2010 г. N 96).
(Винницкий А.В., Соловьев М.С.)
("Российский юридический журнал", 2022, N 6)Закон "О контрактной системе" действительно не называет "безальтернативность" поставщика и (или) уникальность конкретного объекта, необходимого для удовлетворения государственных (муниципальных) нужд, в качестве самостоятельного основания для отказа от проведения конкурентных процедур и осуществления закупки у единственного поставщика. Закон либо указывает конкретные виды товаров, работ, услуг <10>, либо описывает ситуации <11>, либо "поднимает" усмотрение на уровень компетенции Президента РФ или Правительства РФ <12>. Полагаем, что отсутствие в отечественном законодательстве подобной нормы может быть объяснено борьбой с коррупциогенными факторами в нормативных актах путем исключения широты дискреционных полномочий (подп. "а" п. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2010 г. N 96).
"Бюджетные учреждения: планирование, учет, анализ и контроль: Учебник"
(Ендовицкий Д.А., Бахтурина Ю.И., Бехтерева И.С., Бобрышев А.Н., Васильева К.Н., Головин С.В., Ельчанинова О.В., Коробейникова Л.С., Костюкова Е.И., Кривошеев А.В., Сапожникова Н.Г., Спиридонова Н.Э., Татаринова М.Н., Тунин С.А., Феськова М.В., Чуриков А.В., Яковенко В.С.)
(под ред. Ендовицкого Д.А.)
("КНОРУС", 2022)После заключения контракта отдел закупок передает сведения в отдел материально-технического снабжения о типе, количестве, технических характеристиках товара, который должен прийти от поставщиков, а также сведения о заказчике товара (структурном подразделении, инициирующем закупку) [113]. В свою очередь, отдел материально-технического снабжения обеспечивает приемку товара на склад и распределение его по заказчикам (подразделениям бюджетной организации). Отдел закупок также организует проведение экспертизы поставленного товара (в случае заключения товара с единственным поставщиком), выполненной работы, оказанной услуги, привлекает экспертов, экспертные организации, в случае необходимости обеспечивает создание приемочной комиссии не менее чем из пяти человек для приемки поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, результатов отдельного этапа исполнения контракта, подготавливает документ о приемке результатов отдельного этапа исполнения контракта, а также поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги.
(Ендовицкий Д.А., Бахтурина Ю.И., Бехтерева И.С., Бобрышев А.Н., Васильева К.Н., Головин С.В., Ельчанинова О.В., Коробейникова Л.С., Костюкова Е.И., Кривошеев А.В., Сапожникова Н.Г., Спиридонова Н.Э., Татаринова М.Н., Тунин С.А., Феськова М.В., Чуриков А.В., Яковенко В.С.)
(под ред. Ендовицкого Д.А.)
("КНОРУС", 2022)После заключения контракта отдел закупок передает сведения в отдел материально-технического снабжения о типе, количестве, технических характеристиках товара, который должен прийти от поставщиков, а также сведения о заказчике товара (структурном подразделении, инициирующем закупку) [113]. В свою очередь, отдел материально-технического снабжения обеспечивает приемку товара на склад и распределение его по заказчикам (подразделениям бюджетной организации). Отдел закупок также организует проведение экспертизы поставленного товара (в случае заключения товара с единственным поставщиком), выполненной работы, оказанной услуги, привлекает экспертов, экспертные организации, в случае необходимости обеспечивает создание приемочной комиссии не менее чем из пяти человек для приемки поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, результатов отдельного этапа исполнения контракта, подготавливает документ о приемке результатов отдельного этапа исполнения контракта, а также поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги.
Вопрос: Об информации и документах, подтверждающих страну происхождения товара при закупках в рамках национального режима, в том числе медицинских изделий.
(Письмо Минфина России от 03.10.2025 N 24-06-09/96011)Следует при этом учитывать, что в отношении товаров, указанных в позициях 400 - 415 и 429 - 432 приложения N 2 к Постановлению N 1875, подпункт "г" пункта 10 Постановления N 1875 содержит специальные положения дополнительного характера, согласно которым при осуществлении закупок таких товаров, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе в сфере закупок и приглашения принять участие в которых направлены либо контракты с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при осуществлении которых заключены по 31.12.2025 включительно, подтверждением происхождения таких товаров из государств - членов ЕАЭС, в том числе из Российской Федерации, будет являться предоставление в совокупности с сертификатом по форме СТ-1 следующих информации и документов:
(Письмо Минфина России от 03.10.2025 N 24-06-09/96011)Следует при этом учитывать, что в отношении товаров, указанных в позициях 400 - 415 и 429 - 432 приложения N 2 к Постановлению N 1875, подпункт "г" пункта 10 Постановления N 1875 содержит специальные положения дополнительного характера, согласно которым при осуществлении закупок таких товаров, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе в сфере закупок и приглашения принять участие в которых направлены либо контракты с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при осуществлении которых заключены по 31.12.2025 включительно, подтверждением происхождения таких товаров из государств - членов ЕАЭС, в том числе из Российской Федерации, будет являться предоставление в совокупности с сертификатом по форме СТ-1 следующих информации и документов:
Готовое решение: Как создать контрактную службу для закупок по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)готовит и направляет в контрольный орган уведомление о заключении контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в случаях, установленных ч. 2 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.
(КонсультантПлюс, 2025)готовит и направляет в контрольный орган уведомление о заключении контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в случаях, установленных ч. 2 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.
Вопрос: О приемке, оплате работ по контракту на подготовку проектной документации, выполнение инженерных изысканий, предусматривающему проведение госэкспертизы документации, и закупке услуг по ее проведению.
(Письмо Минфина России от 21.08.2024 N 24-06-09/78817)В части осуществления закупок услуг по проведению государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий Департамент отмечает, что согласно части 1 статьи 24 Закона N 44-ФЗ заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
(Письмо Минфина России от 21.08.2024 N 24-06-09/78817)В части осуществления закупок услуг по проведению государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий Департамент отмечает, что согласно части 1 статьи 24 Закона N 44-ФЗ заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Статья: Проблемы правового регулирования сделок B2B
(Дургарян К.В.)
("Безопасность бизнеса", 2024, N 3)В-четвертых, установлена обязанность проведения тендера повторно в том случае, когда торги признаны несостоявшимися. При этом, если дважды торги признавались таковыми, но имеется единственный потенциальный исполнитель, подавший заявку и готовый обеспечить исполнение, то с ним подписывается договор только после повторной процедуры торгов. Видится целесообразным не затрачивать лишний раз усилия по проведению торгов, а сразу заключать сделку после первого аукциона с единственным поставщиком, согласовав это с ФАС РФ.
(Дургарян К.В.)
("Безопасность бизнеса", 2024, N 3)В-четвертых, установлена обязанность проведения тендера повторно в том случае, когда торги признаны несостоявшимися. При этом, если дважды торги признавались таковыми, но имеется единственный потенциальный исполнитель, подавший заявку и готовый обеспечить исполнение, то с ним подписывается договор только после повторной процедуры торгов. Видится целесообразным не затрачивать лишний раз усилия по проведению торгов, а сразу заключать сделку после первого аукциона с единственным поставщиком, согласовав это с ФАС РФ.
Вопрос: Об определении начальной (максимальной) цены контракта при закупке товаров иностранного происхождения, а также работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами.
(Письмо Минфина России от 03.03.2025 N 24-03-09/20370)Согласно положениям пункта 11.8 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 14 октября 2018 г. N 194н, Минфин России не осуществляет разъяснение законодательства Российской Федерации и практики его применения, толкование норм, терминов и понятий, не проводит экспертизу документов и не оценивает конкретные хозяйственные ситуации.
(Письмо Минфина России от 03.03.2025 N 24-03-09/20370)Согласно положениям пункта 11.8 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 14 октября 2018 г. N 194н, Минфин России не осуществляет разъяснение законодательства Российской Федерации и практики его применения, толкование норм, терминов и понятий, не проводит экспертизу документов и не оценивает конкретные хозяйственные ситуации.