Экспертиза силами заказчика 44-фз
Подборка наиболее важных документов по запросу Экспертиза силами заказчика 44-фз (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Экспертиза при закупках по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Применимые нормы: ч. 3 ст. 94, ч. 10 ст. 95 Закона N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Применимые нормы: ч. 3 ст. 94, ч. 10 ст. 95 Закона N 44-ФЗ
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 110.2 "Особенности заключения и исполнения контракта, предметом которого является подготовка проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий, и контрактов, предметом которых являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства" Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд""Таким образом, суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу о том, что отсутствие положительного заключения государственной экологической экспертизы проектной документации, не влечет возникновение у истца обязанности по оплате работ, не имеющих для заказчика потребительской ценности, а не прошедшая государственную экспертизу проектная документация в силу части 3 статьи 110.2 Закона N 44-ФЗ не может свидетельствовать о достижении предусмотренного контрактами результата работ."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Надзор в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд
(Токтаньязов А.Б.)
("Законность", 2023, N 1)Давая оценку доводам кассационной жалобы осужденного, суд кассационной инстанции указал, что глава муниципального образования, выступая заказчиком, не вправе был подписывать акты приема-передачи квартир, не проведя экспертизы. Отсутствие заключения экспертиз исключало возможность приобретения квартир в муниципальную собственность и перечисления денежных средств продавцу. В связи с этим подписание актов приема-передачи без экспертного заключения представляет собой совершение активных действий вопреки условиям, установленным законом, т.е. выходящих за пределы полномочий должностного лица. При этом суд кассационной инстанции указал, что действительно Законом N 44-ФЗ допускается возможность проведения экспертизы силами заказчика. Вместе с тем решение о создании комиссии и включении в ее состав конкретных сотрудников, отвечающих за проверку соответствия квартир условиям контракта, не принималось. Какой-либо документ, подтверждающий факт осмотра членами комиссии квартир на соответствие их условиям контракта, не составлялся. Сам глава администрации в их осмотре не участвовал. То обстоятельство, что сотрудники администрации района осматривали квартиры и пришли к выводу о том, что они соответствуют техническому заданию, о фактическом обследовании квартир на предмет соответствия предъявляемым требованиям не свидетельствует. При этом, по мнению судебной коллегии, визуальный осмотр лицами, не имеющими специального образования и познаний в области строительства, без проведения каких-либо измерений и исследований, установления технических характеристик объектов, не позволяет выявить все нарушения и несоответствия приобретаемых квартир техническому заданию, в силу чего указанные действия нельзя расценивать как проведение экспертизы силами заказчика. При таком положении выводы нижестоящих судов о том, что экспертиза силами заказчика фактически проводилась, но ненадлежащим образом, противоречат установленным обстоятельствам дела.
(Токтаньязов А.Б.)
("Законность", 2023, N 1)Давая оценку доводам кассационной жалобы осужденного, суд кассационной инстанции указал, что глава муниципального образования, выступая заказчиком, не вправе был подписывать акты приема-передачи квартир, не проведя экспертизы. Отсутствие заключения экспертиз исключало возможность приобретения квартир в муниципальную собственность и перечисления денежных средств продавцу. В связи с этим подписание актов приема-передачи без экспертного заключения представляет собой совершение активных действий вопреки условиям, установленным законом, т.е. выходящих за пределы полномочий должностного лица. При этом суд кассационной инстанции указал, что действительно Законом N 44-ФЗ допускается возможность проведения экспертизы силами заказчика. Вместе с тем решение о создании комиссии и включении в ее состав конкретных сотрудников, отвечающих за проверку соответствия квартир условиям контракта, не принималось. Какой-либо документ, подтверждающий факт осмотра членами комиссии квартир на соответствие их условиям контракта, не составлялся. Сам глава администрации в их осмотре не участвовал. То обстоятельство, что сотрудники администрации района осматривали квартиры и пришли к выводу о том, что они соответствуют техническому заданию, о фактическом обследовании квартир на предмет соответствия предъявляемым требованиям не свидетельствует. При этом, по мнению судебной коллегии, визуальный осмотр лицами, не имеющими специального образования и познаний в области строительства, без проведения каких-либо измерений и исследований, установления технических характеристик объектов, не позволяет выявить все нарушения и несоответствия приобретаемых квартир техническому заданию, в силу чего указанные действия нельзя расценивать как проведение экспертизы силами заказчика. При таком положении выводы нижестоящих судов о том, что экспертиза силами заказчика фактически проводилась, но ненадлежащим образом, противоречат установленным обстоятельствам дела.
Нормативные акты
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)3. Для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с настоящим Федеральным законом.
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)3. Для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Приказ Минпромторга России от 26.01.2021 N 184
"Об утверждении типового контракта на оказание услуг по ремонту электронного и оптического оборудования, информационной карты типового контракта на оказание услуг по ремонту электронного и оптического оборудования"
(Зарегистрировано в Минюсте России 04.08.2021 N 64537)5.3. Для проверки предоставленных Исполнителем результатов, предусмотренных Контрактом, в части их соответствия условиям Контракта Заказчик проводит экспертизу. Экспертиза результатов оказанных услуг может проводиться Заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ.
"Об утверждении типового контракта на оказание услуг по ремонту электронного и оптического оборудования, информационной карты типового контракта на оказание услуг по ремонту электронного и оптического оборудования"
(Зарегистрировано в Минюсте России 04.08.2021 N 64537)5.3. Для проверки предоставленных Исполнителем результатов, предусмотренных Контрактом, в части их соответствия условиям Контракта Заказчик проводит экспертизу. Экспертиза результатов оказанных услуг может проводиться Заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ.
Готовое решение: Что нужно знать участникам закупок о реестре недобросовестных поставщиков по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Если в контракте закреплена возможность одностороннего отказа от его исполнения по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ, этим правом может воспользоваться как заказчик, так и поставщик (ч. 19 ст. 95 Закона N 44-ФЗ). Если такое решение принял поставщик, заказчик не позднее двух рабочих дней после дня его вступления в силу направляет в установленном порядке обращение о включении информации о поставщике в РНП (ч. 22.2 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).
(КонсультантПлюс, 2025)Если в контракте закреплена возможность одностороннего отказа от его исполнения по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ, этим правом может воспользоваться как заказчик, так и поставщик (ч. 19 ст. 95 Закона N 44-ФЗ). Если такое решение принял поставщик, заказчик не позднее двух рабочих дней после дня его вступления в силу направляет в установленном порядке обращение о включении информации о поставщике в РНП (ч. 22.2 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).
"Правовые аспекты разработки и коммерциализации программного обеспечения"
(Савельев А.И.)
("Статут", 2024)<1> Следует отметить, что в определенных случаях проведение такой проверки является для заказчика обязательным. В частности, в соответствии с п. 3 ст. 94 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами, или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с данным Законом.
(Савельев А.И.)
("Статут", 2024)<1> Следует отметить, что в определенных случаях проведение такой проверки является для заказчика обязательным. В частности, в соответствии с п. 3 ст. 94 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами, или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с данным Законом.
Статья: Об экспертизе результатов исполнения контракта
(Милонаец О.)
("Прогосзаказ.рф", 2024, N 5)Данный вопрос был предметом изучения Конституционного Суда РФ, который пришел к выводу, что Законом N 44-ФЗ экспертиза со стороны поставщика (подрядчика, исполнителя) не предусмотрена <7>. Действительно, в силу ч. 3 ст. 94 Закона N 44-ФЗ экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с Законом N 44-ФЗ.
(Милонаец О.)
("Прогосзаказ.рф", 2024, N 5)Данный вопрос был предметом изучения Конституционного Суда РФ, который пришел к выводу, что Законом N 44-ФЗ экспертиза со стороны поставщика (подрядчика, исполнителя) не предусмотрена <7>. Действительно, в силу ч. 3 ст. 94 Закона N 44-ФЗ экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с Законом N 44-ФЗ.
Готовое решение: Как заказчику по Закону N 44-ФЗ провести экспертизу с привлечением сторонних экспертов или экспертных организаций
(КонсультантПлюс, 2025)В таком случае заказчику не следует принимать данное заключение. При этом оспаривать его в суде нет необходимости. Отношения заказчика и эксперта (экспертной организации) основываются на контракте (договоре) на оказание соответствующих услуг, который заключается и исполняется в порядке, изложенном в настоящем материале. Поэтому заказчик вправе не принять незаконное заключение в рамках исполнения указанного контракта, направив эксперту (экспертной организации) мотивированный отказ (ч. 7 ст. 94 Закона N 44-ФЗ). После этого заказчик вправе потребовать проведения новой экспертизы с соблюдением требований, установленных законом и контрактом на проведение экспертизы. Если это невозможно, например ввиду недопустимости привлечения эксперта к проведению экспертизы, заказчику следует рассмотреть возможность проведения экспертизы своими силами или привлечь другого эксперта (экспертную организацию).
(КонсультантПлюс, 2025)В таком случае заказчику не следует принимать данное заключение. При этом оспаривать его в суде нет необходимости. Отношения заказчика и эксперта (экспертной организации) основываются на контракте (договоре) на оказание соответствующих услуг, который заключается и исполняется в порядке, изложенном в настоящем материале. Поэтому заказчик вправе не принять незаконное заключение в рамках исполнения указанного контракта, направив эксперту (экспертной организации) мотивированный отказ (ч. 7 ст. 94 Закона N 44-ФЗ). После этого заказчик вправе потребовать проведения новой экспертизы с соблюдением требований, установленных законом и контрактом на проведение экспертизы. Если это невозможно, например ввиду недопустимости привлечения эксперта к проведению экспертизы, заказчику следует рассмотреть возможность проведения экспертизы своими силами или привлечь другого эксперта (экспертную организацию).
Статья: Проблемы назначения и производства судебных экспертиз в отношении результатов исполнения государственных контрактов
(Шамаев Г.П.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2023, N 3)Действующее в России законодательство о контрактной системе, регулирующее процесс осуществления и исполнения закупок, направлено на противодействие коррупции и защиту конкуренции. Также предусмотрена экспертиза результатов исполнения государственных контрактов, которая является обязательной в соответствии с ч. 3 ст. 94 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" <1> (далее - ФЗ о контрактной системе) и может осуществляться как силами заказчика ("внутренняя" экспертиза), так и с привлечением экспертной организации ("внешняя" экспертиза).
(Шамаев Г.П.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2023, N 3)Действующее в России законодательство о контрактной системе, регулирующее процесс осуществления и исполнения закупок, направлено на противодействие коррупции и защиту конкуренции. Также предусмотрена экспертиза результатов исполнения государственных контрактов, которая является обязательной в соответствии с ч. 3 ст. 94 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" <1> (далее - ФЗ о контрактной системе) и может осуществляться как силами заказчика ("внутренняя" экспертиза), так и с привлечением экспертной организации ("внешняя" экспертиза).
Готовое решение: Какие последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения государственного или муниципального контракта по 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)ненадлежащее исполнение обязательства поставщиком (подрядчиком, исполнителем) может быть зафиксировано в экспертном заключении, составленном по результатам экспертизы, проведенной заказчиком или привлеченным экспертом. Если такое заключение не оформляется (например, при проведении экспертизы своими силами), нарушения могут быть зафиксированы, например, в мотивированном отказе от приемки (ч. 3, 7 ст. 94 Закона N 44-ФЗ).
(КонсультантПлюс, 2025)ненадлежащее исполнение обязательства поставщиком (подрядчиком, исполнителем) может быть зафиксировано в экспертном заключении, составленном по результатам экспертизы, проведенной заказчиком или привлеченным экспертом. Если такое заключение не оформляется (например, при проведении экспертизы своими силами), нарушения могут быть зафиксированы, например, в мотивированном отказе от приемки (ч. 3, 7 ст. 94 Закона N 44-ФЗ).
Вопрос: Необходимо ли размещать в реестре контрактов информацию о результатах внутренней экспертизы?
("Вестник Института госзакупок", 2021, N 1)При этом каких-либо требований к сотрудникам заказчика, осуществляющим экспертизу, Закон N 44-ФЗ не предусматривает и не требует образовывать для проведения экспертизы силами заказчика какие-либо комиссии, структурные подразделения и т.п. Однако в соответствии с ч. 6 ст. 94 Закона N 44-ФЗ для приемки поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, результатов отдельного этапа исполнения контракта заказчик вправе создать приемочную комиссию, которая состоит не менее чем из пяти человек. Результатом такой экспертизы будет являться документ о приемке, который заказчик подписывает самостоятельно, либо в случае создания приемочной комиссии документ о приемке подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком. Оформление дополнительных документов при проведении экспертизы силами заказчика Закон N 44-ФЗ не предусматривает.
("Вестник Института госзакупок", 2021, N 1)При этом каких-либо требований к сотрудникам заказчика, осуществляющим экспертизу, Закон N 44-ФЗ не предусматривает и не требует образовывать для проведения экспертизы силами заказчика какие-либо комиссии, структурные подразделения и т.п. Однако в соответствии с ч. 6 ст. 94 Закона N 44-ФЗ для приемки поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, результатов отдельного этапа исполнения контракта заказчик вправе создать приемочную комиссию, которая состоит не менее чем из пяти человек. Результатом такой экспертизы будет являться документ о приемке, который заказчик подписывает самостоятельно, либо в случае создания приемочной комиссии документ о приемке подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком. Оформление дополнительных документов при проведении экспертизы силами заказчика Закон N 44-ФЗ не предусматривает.
"Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть вторая"
(Гришаев С.П., Свит Ю.П., Богачева Т.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)В силу ч. 3 ст. 94 Федерального закона N 44-ФЗ для проверки предоставленных поставщиком результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу. Такая экспертиза может проводиться заказчиком своими силами или с помощью экспертов, экспертных организаций на основании контрактов, заключенных согласно Федеральному закону N 44-ФЗ.
(Гришаев С.П., Свит Ю.П., Богачева Т.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)В силу ч. 3 ст. 94 Федерального закона N 44-ФЗ для проверки предоставленных поставщиком результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу. Такая экспертиза может проводиться заказчиком своими силами или с помощью экспертов, экспертных организаций на основании контрактов, заключенных согласно Федеральному закону N 44-ФЗ.
Вопрос: Об указании товарного знака в заявке на участие в закупке, а также проверке поставляемого товара при исполнении контракта.
(Письмо Минфина России от 23.12.2024 N 24-06-09/129813)Для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с Законом N 44-ФЗ (часть 3 статьи 94 Закона N 44-ФЗ).
(Письмо Минфина России от 23.12.2024 N 24-06-09/129813)Для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с Законом N 44-ФЗ (часть 3 статьи 94 Закона N 44-ФЗ).
Статья: Односторонний отказ от исполнения контракта и ведение претензионной переписки
(Блинцов Д.)
("Прогосзаказ.рф", 2023, N 2)Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение 10-дневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с ч. 10 ст. 95 Закона N 44-ФЗ. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта
(Блинцов Д.)
("Прогосзаказ.рф", 2023, N 2)Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение 10-дневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с ч. 10 ст. 95 Закона N 44-ФЗ. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта