Экспертиза нпа прокуратурой
Подборка наиболее важных документов по запросу Экспертиза нпа прокуратурой (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Апелляционное определение Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 17.08.2023 по делу N 66а-1484/2023 (УИД 21OS0000-01-2022-000085-22)
Об отмене решения Верховного Суда Чувашской Республики от 27.04.2023 и признании не действующим со дня принятия приказа Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики от 08.07.2020 N 03/1-03/422 "О внесении изменений в приказ Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики от 14 ноября 2017 года N 03/1-03/1012".Данное обстоятельство подтверждается вышеуказанными предупреждениями УФАС по Чувашской Республике, вынесенными в адрес Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики и Госслужбы Чувашии по тарифам, а также представлением прокуратуры Чувашской Республики об устранении и недопущении впредь нарушений законодательства об антикоррупционной экспертизе и оценке регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов от 26 августа 2020 года N 71-138-2020/Под-13-20 и ответом Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики от 29 сентября 2020 года N 19/15.20.908 (т. 1, л.д. 162-164).
Об отмене решения Верховного Суда Чувашской Республики от 27.04.2023 и признании не действующим со дня принятия приказа Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики от 08.07.2020 N 03/1-03/422 "О внесении изменений в приказ Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики от 14 ноября 2017 года N 03/1-03/1012".Данное обстоятельство подтверждается вышеуказанными предупреждениями УФАС по Чувашской Республике, вынесенными в адрес Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики и Госслужбы Чувашии по тарифам, а также представлением прокуратуры Чувашской Республики об устранении и недопущении впредь нарушений законодательства об антикоррупционной экспертизе и оценке регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов от 26 августа 2020 года N 71-138-2020/Под-13-20 и ответом Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики от 29 сентября 2020 года N 19/15.20.908 (т. 1, л.д. 162-164).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов как один из механизмов противодействия коррупции
(Селивановская И.А.)
("Российский следователь", 2022, N 11)Ключевые слова: коррупция, антикоррупционная экспертиза, нормативный правовой акт, прокуратура.
(Селивановская И.А.)
("Российский следователь", 2022, N 11)Ключевые слова: коррупция, антикоррупционная экспертиза, нормативный правовой акт, прокуратура.
Статья: Антикоррупционная экспертиза муниципальных правовых актов (по материалам Муромской городской прокуратуры)
(Каткова Л.В., Телешина Н.Н.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 8)<4> См., например: Бородина О.А. Перспективные направления деятельности органов прокуратуры в активизации института независимой антикоррупционной экспертизы // Актуальные проблемы российского права. 2021. N 1. С. 136 - 146; Бахтина М.С. Актуальные проблемы проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов органами прокуратуры Российской Федерации // Административное и муниципальное право. 2015. N 2(86). С. 210.
(Каткова Л.В., Телешина Н.Н.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 8)<4> См., например: Бородина О.А. Перспективные направления деятельности органов прокуратуры в активизации института независимой антикоррупционной экспертизы // Актуальные проблемы российского права. 2021. N 1. С. 136 - 146; Бахтина М.С. Актуальные проблемы проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов органами прокуратуры Российской Федерации // Административное и муниципальное право. 2015. N 2(86). С. 210.
Нормативные акты
Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-I
(ред. от 03.02.2025)
"О прокуратуре Российской Федерации"1. Прокурор в ходе осуществления своих полномочий в установленном Генеральной прокуратурой Российской Федерации порядке и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации, проводит антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов публичной власти федеральных территорий, иных государственных органов и организаций, органов местного самоуправления, их должностных лиц.
(ред. от 03.02.2025)
"О прокуратуре Российской Федерации"1. Прокурор в ходе осуществления своих полномочий в установленном Генеральной прокуратурой Российской Федерации порядке и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации, проводит антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов публичной власти федеральных территорий, иных государственных органов и организаций, органов местного самоуправления, их должностных лиц.
Федеральный закон от 17.07.2009 N 172-ФЗ
(ред. от 30.09.2024)
"Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов"5. Органы, организации, их должностные лица в случае обнаружения в нормативных правовых актах (проектах нормативных правовых актов) коррупциогенных факторов, принятие мер по устранению которых не относится к их компетенции, информируют об этом органы прокуратуры.
(ред. от 30.09.2024)
"Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов"5. Органы, организации, их должностные лица в случае обнаружения в нормативных правовых актах (проектах нормативных правовых актов) коррупциогенных факторов, принятие мер по устранению которых не относится к их компетенции, информируют об этом органы прокуратуры.
Статья: Уведомление федеральным государственным служащим о фактах склонения к совершению коррупционных преступлений: проблемы правового регулирования
(Мулявко Д.Е.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 7)Несмотря на то что издание нормативного правового акта федеральным органом исполнительной власти, как правило, включает в себя обязательные этапы проведения в отношении него правовой и антикоррупционной экспертизы как самим органом-разработчиком <5>, так и Минюстом России <6>, нередки случаи выявления Генеральной прокуратурой РФ коррупциогенных факторов в нормативных правовых актах, прошедших государственную регистрацию и вступивших в законную силу. Так, согласно данным органов прокуратуры РФ, количество нормативных правовых актов, в которых было выявлено содержание коррупциогенных факторов в 2024 г., составляет 55,4 тыс. (в 2023 г. - 53,6 тыс.; в 2022 г. - 51,4 тыс.). Принятые меры прокурорского реагирования способствовали исключению 58,8 тыс. обнаруженных коррупциогенных факторов в 2024 г. (в 2023 г. - 57,6 тыс.; в 2022 г. - 57,8 тыс.) <7>. В целом приведенная статистика свидетельствует об относительно стабильной динамике ежегодно выявляемых коррупционных факторов в нормативных правовых актах с небольшим нарастанием.
(Мулявко Д.Е.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 7)Несмотря на то что издание нормативного правового акта федеральным органом исполнительной власти, как правило, включает в себя обязательные этапы проведения в отношении него правовой и антикоррупционной экспертизы как самим органом-разработчиком <5>, так и Минюстом России <6>, нередки случаи выявления Генеральной прокуратурой РФ коррупциогенных факторов в нормативных правовых актах, прошедших государственную регистрацию и вступивших в законную силу. Так, согласно данным органов прокуратуры РФ, количество нормативных правовых актов, в которых было выявлено содержание коррупциогенных факторов в 2024 г., составляет 55,4 тыс. (в 2023 г. - 53,6 тыс.; в 2022 г. - 51,4 тыс.). Принятые меры прокурорского реагирования способствовали исключению 58,8 тыс. обнаруженных коррупциогенных факторов в 2024 г. (в 2023 г. - 57,6 тыс.; в 2022 г. - 57,8 тыс.) <7>. В целом приведенная статистика свидетельствует об относительно стабильной динамике ежегодно выявляемых коррупционных факторов в нормативных правовых актах с небольшим нарастанием.
Статья: Направления деятельности, функции, полномочия прокуратуры и отрасли прокурорского надзора
(Тушев А.А.)
("Законность", 2021, N 4)По нашему мнению, исходя из анализа Закона о прокуратуре, органы прокуратуры осуществляют следующие функции: 1) надзора за соблюдением Конституции и исполнением законов; 2) уголовного преследования; 3) координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью; 4) административного преследования; 5) правотворчества; 6) международного сотрудничества; 7) антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов; 8) правозащиты; 9) рассмотрения и разрешения заявлений, жалоб и иных обращений; 10) участия в рассмотрении дел судами.
(Тушев А.А.)
("Законность", 2021, N 4)По нашему мнению, исходя из анализа Закона о прокуратуре, органы прокуратуры осуществляют следующие функции: 1) надзора за соблюдением Конституции и исполнением законов; 2) уголовного преследования; 3) координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью; 4) административного преследования; 5) правотворчества; 6) международного сотрудничества; 7) антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов; 8) правозащиты; 9) рассмотрения и разрешения заявлений, жалоб и иных обращений; 10) участия в рассмотрении дел судами.
Статья: О роли парламента в конституционализации уголовного закона
(Гузеева О.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 2)<10> Федеральный закон от 17.07.2009 N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" (ред. от 11.10.2018) // СЗ РФ. 2009. N 29. Ст. 3609; Постановление Правительства РФ от 26.02.2010 N 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" (ред. от 10.07.2017) (вместе с Правилами проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов) // СЗ РФ. 2010. N 10. Ст. 1084. См. также: Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов: памятка. М.: Генеральная прокуратура РФ, 2019.
(Гузеева О.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 2)<10> Федеральный закон от 17.07.2009 N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" (ред. от 11.10.2018) // СЗ РФ. 2009. N 29. Ст. 3609; Постановление Правительства РФ от 26.02.2010 N 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" (ред. от 10.07.2017) (вместе с Правилами проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов) // СЗ РФ. 2010. N 10. Ст. 1084. См. также: Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов: памятка. М.: Генеральная прокуратура РФ, 2019.
Статья: Соотношение централизации и децентрализации антикоррупционного правового регулирования в отношении публичных должностных лиц
(Андреечев И.С.)
("Административное и муниципальное право", 2021, N 4)В целях обеспечения единства правового пространства прокуратура и территориальные органы юстиции проводят проверку региональных актов на соответствие федеральным, добиваясь единообразного дублирования (тиражирования) федеральных актов. Такой же подход применяют уполномоченные исполнительные органы государственной власти субъектов РФ при правовой экспертизе муниципальных нормативных правовых актов, вносимых в регистр таких актов. Например, прокуратура Приморского края оспаривала регулирование, при котором комиссия регионального парламента публикует больший объем информации, представляемой депутатами, чем предусмотрено федеральным законом. Позиция прокуратуры заключалась в том, что субъекту РФ не делегированы полномочия по нормативному регулированию порядка размещения в средствах массовой информации в отношении депутатов иных сведений в связи с противодействием коррупции, в частности о несоблюдении ими ограничений, нарушении запретов и непредставлении сведений о доходах. Отказывая в удовлетворении требований, суд указал, что это не может служить основанием для признания норм противоречащими федеральному законодательству, поскольку характер правоотношений не предполагает ограничительного, императивного федерального регулирования, установления закрытого, исчерпывающего перечня информации о деятельности органов государственной власти, в том числе о соблюдении законодательства депутатами как лицами, замещающими государственные должности, которая может быть опубликована, размещена на сайте или иным образом обнародована (Определение Верховного Суда РФ от 17.11.2010 N 56-Г10-23).
(Андреечев И.С.)
("Административное и муниципальное право", 2021, N 4)В целях обеспечения единства правового пространства прокуратура и территориальные органы юстиции проводят проверку региональных актов на соответствие федеральным, добиваясь единообразного дублирования (тиражирования) федеральных актов. Такой же подход применяют уполномоченные исполнительные органы государственной власти субъектов РФ при правовой экспертизе муниципальных нормативных правовых актов, вносимых в регистр таких актов. Например, прокуратура Приморского края оспаривала регулирование, при котором комиссия регионального парламента публикует больший объем информации, представляемой депутатами, чем предусмотрено федеральным законом. Позиция прокуратуры заключалась в том, что субъекту РФ не делегированы полномочия по нормативному регулированию порядка размещения в средствах массовой информации в отношении депутатов иных сведений в связи с противодействием коррупции, в частности о несоблюдении ими ограничений, нарушении запретов и непредставлении сведений о доходах. Отказывая в удовлетворении требований, суд указал, что это не может служить основанием для признания норм противоречащими федеральному законодательству, поскольку характер правоотношений не предполагает ограничительного, императивного федерального регулирования, установления закрытого, исчерпывающего перечня информации о деятельности органов государственной власти, в том числе о соблюдении законодательства депутатами как лицами, замещающими государственные должности, которая может быть опубликована, размещена на сайте или иным образом обнародована (Определение Верховного Суда РФ от 17.11.2010 N 56-Г10-23).
Статья: Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Соответственно, основаниями для ее проведения являются поступление обращений в прокуратуру, поступление проекта нормативного правового акта на регистрацию, подготовка локальных актов в организациях. Экспертизу нормативных правовых актов тех органов и организаций, которые были упразднены или реорганизованы, проводят их правопреемники, которым были переданы соответствующие полномочия.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Соответственно, основаниями для ее проведения являются поступление обращений в прокуратуру, поступление проекта нормативного правового акта на регистрацию, подготовка локальных актов в организациях. Экспертизу нормативных правовых актов тех органов и организаций, которые были упразднены или реорганизованы, проводят их правопреемники, которым были переданы соответствующие полномочия.
Статья: Правовые пределы ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления
(Плюгина И.В.)
("Журнал российского права", 2024, N 12)Надзорные функции за исполнением органами МС указанных в ст. 72 Закона N 131-ФЗ актов возлагаются на органы прокуратуры. На предупреждение ситуаций противоречия муниципальных нормативных правовых актов федеральным законам, законам субъектов РФ, Уставу МО направлена практика соглашений между органами МС и органами прокуратуры, получающая все большее распространение <23>. Такими соглашениями могут предусматриваться следующие формы взаимодействия: проведение правовой и антикоррупционной экспертизы проектов муниципальных нормативных правовых актов; обмен информацией о законодательстве и правоприменительной практике; консультационная поддержка; участие в рабочих группах, заседаниях комиссий; мониторинг действующих муниципальных нормативных правовых актов и др.
(Плюгина И.В.)
("Журнал российского права", 2024, N 12)Надзорные функции за исполнением органами МС указанных в ст. 72 Закона N 131-ФЗ актов возлагаются на органы прокуратуры. На предупреждение ситуаций противоречия муниципальных нормативных правовых актов федеральным законам, законам субъектов РФ, Уставу МО направлена практика соглашений между органами МС и органами прокуратуры, получающая все большее распространение <23>. Такими соглашениями могут предусматриваться следующие формы взаимодействия: проведение правовой и антикоррупционной экспертизы проектов муниципальных нормативных правовых актов; обмен информацией о законодательстве и правоприменительной практике; консультационная поддержка; участие в рабочих группах, заседаниях комиссий; мониторинг действующих муниципальных нормативных правовых актов и др.
Статья: Перспективные направления деятельности органов прокуратуры в активизации института независимой антикоррупционной экспертизы
(Бородина О.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 1)<1> См., например: Бахтина М.С. Актуальные проблемы проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов органами прокуратуры РФ // Административное и муниципальное право. 2015. N 2 (86). С. 210.
(Бородина О.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 1)<1> См., например: Бахтина М.С. Актуальные проблемы проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов органами прокуратуры РФ // Административное и муниципальное право. 2015. N 2 (86). С. 210.
Статья: Антикоррупционная экспертиза муниципальных правовых актов: актуальные проблемы и возможные пути их разрешения
(Нестеренко В.В.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2022, N 4)Л.А. Жигун подчеркивает, что "в анализе эффективности противодействия коррупции необходимо исходить из того, что она зависит от активности деятельности уполномоченных на это органов" <3>. В качестве субъектов, осуществляющих антикоррупционную экспертизу муниципальных правовых актов, Федеральный закон от 17 июля 2009 г. N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" определяет федеральный орган исполнительной власти в области юстиции, прокуратуру Российской Федерации. Кроме того, на это управомочены и сами органы местного самоуправления, принимающие муниципальные правовые акты, а также независимые эксперты <4>.
(Нестеренко В.В.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2022, N 4)Л.А. Жигун подчеркивает, что "в анализе эффективности противодействия коррупции необходимо исходить из того, что она зависит от активности деятельности уполномоченных на это органов" <3>. В качестве субъектов, осуществляющих антикоррупционную экспертизу муниципальных правовых актов, Федеральный закон от 17 июля 2009 г. N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" определяет федеральный орган исполнительной власти в области юстиции, прокуратуру Российской Федерации. Кроме того, на это управомочены и сами органы местного самоуправления, принимающие муниципальные правовые акты, а также независимые эксперты <4>.
"Административно-правовые гарантии обеспечения прав граждан и организаций при осуществлении государственного контроля (надзора): теория и практика: монография"
(Фесько Д.С.)
(под науч. ред. В.В. Черникова)
("Проспект", 2023)- проводить антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов контрольных (надзорных) органов и др. <1>.
(Фесько Д.С.)
(под науч. ред. В.В. Черникова)
("Проспект", 2023)- проводить антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов контрольных (надзорных) органов и др. <1>.
Статья: Надзор за исполнением законодательства в сфере лесопользования (практика прокуратуры Республики Коми)
(Куницына Е.А., Сметанина Н.Э.)
("Законность", 2023, N 7)Несмотря на длительное применение указанных правовых актов (2019 - 2022 гг.), коррупциогенные факторы в нарушение требований ст. 3 Федерального закона от 17 июля 2009 г. N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", Приказа Министерства от 19 марта 2019 г. N 434 самостоятельно Министерством не выявлялись и не исключались, в связи с чем прокуратурой республики внесено 7 требований.
(Куницына Е.А., Сметанина Н.Э.)
("Законность", 2023, N 7)Несмотря на длительное применение указанных правовых актов (2019 - 2022 гг.), коррупциогенные факторы в нарушение требований ст. 3 Федерального закона от 17 июля 2009 г. N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", Приказа Министерства от 19 марта 2019 г. N 434 самостоятельно Министерством не выявлялись и не исключались, в связи с чем прокуратурой республики внесено 7 требований.