Экспертиза достоверности сметной стоимости
Подборка наиболее важных документов по запросу Экспертиза достоверности сметной стоимости (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Закупка работ (услуг) по монтажу пожарной сигнализации
(КонсультантПлюс, 2025)...принимая решение об одностороннем отказе от Контракта, заказчик ссылался на то, что подрядчиком осуществлена замена адресной системы "Рубикон" на адресную систему "Рубеж" без согласования с заказчиком, внесения изменений в проектно-сметную документацию и проведения экспертизы достоверности определения сметной стоимости по измененному сметному расчету...
(КонсультантПлюс, 2025)...принимая решение об одностороннем отказе от Контракта, заказчик ссылался на то, что подрядчиком осуществлена замена адресной системы "Рубикон" на адресную систему "Рубеж" без согласования с заказчиком, внесения изменений в проектно-сметную документацию и проведения экспертизы достоверности определения сметной стоимости по измененному сметному расчету...
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Смета к договору подряда
(КонсультантПлюс, 2025)...При наличии положительного заключения достоверности сметной стоимости строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства необходимость дополнительной проверки, в том числе в рамках контрольных мероприятий, правильности примененных сметных нормативов, в том числе единичных расценок, в смете государственного (муниципального) контракта отсутствует (за исключением случаев внесения изменений в сметную документацию к контракту без проведения повторной экспертизы).
(КонсультантПлюс, 2025)...При наличии положительного заключения достоверности сметной стоимости строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства необходимость дополнительной проверки, в том числе в рамках контрольных мероприятий, правильности примененных сметных нормативов, в том числе единичных расценок, в смете государственного (муниципального) контракта отсутствует (за исключением случаев внесения изменений в сметную документацию к контракту без проведения повторной экспертизы).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по судебной практике: Общие положения о подряде.
Вправе ли заказчик отказаться от подписания акта выполненных работ, если подрядчик не передал предусмотренную договором подряда документацию
(КонсультантПлюс, 2025)Вместе с тем, как указало АО "Московское ПрОП", подрядчиком по Договору было представлено вместо 19 необходимых документов, согласно требованиям п. 11, 28 Технического задания, 25 документов в структурном виде, отличающимся от Технического задания, в отношении здания котельной документы не представлены, также не представлен документ, содержащий конъюнктурный анализ цен, в отношении здания гаража документы представлены частично. Отсутствуют сведения о проведении негосударственной экспертизы достоверности сметной стоимости капитального ремонта в отношении здания котельной.
Вправе ли заказчик отказаться от подписания акта выполненных работ, если подрядчик не передал предусмотренную договором подряда документацию
(КонсультантПлюс, 2025)Вместе с тем, как указало АО "Московское ПрОП", подрядчиком по Договору было представлено вместо 19 необходимых документов, согласно требованиям п. 11, 28 Технического задания, 25 документов в структурном виде, отличающимся от Технического задания, в отношении здания котельной документы не представлены, также не представлен документ, содержащий конъюнктурный анализ цен, в отношении здания гаража документы представлены частично. Отсутствуют сведения о проведении негосударственной экспертизы достоверности сметной стоимости капитального ремонта в отношении здания котельной.
Готовое решение: Как подготовить проект государственного, муниципального контракта
(КонсультантПлюс, 2025)б) аванс до 100% можно установить в контрактах на услуги связи, приобретение печатных изданий (подписку), повышение квалификации, профпереподготовку, участие в конференциях, государственную экспертизу проектной документации, включающую проверку достоверности сметной стоимости строительства (реконструкции, капремонта) объектов капстроительства в случаях, указанных в ч. 2 ст. 8.3 ГрК РФ, и результатов инженерных изысканий. Кроме того, аванс в таком размере можно предусмотреть в контрактах на приобретение авиа- и железнодорожных билетов, билетов для проезда городским и пригородным транспортом, путевок на санаторно-курортное лечение, на гостиничные услуги по месту командирования, авиа- и железнодорожные грузоперевозки, ОСАГО, страхование ответственности владельца опасного объекта, аренду банковской ячейки, лечение граждан РФ за границей (только для заказчика - Минздрава России), тушение пожаров (пп. "в" п. 18 Положения N 1496). По мнению Минфина России, в госконтрактах, предметом которых являются подписка на издания в электронной форме и их приобретение, также можно предусмотреть аванс в размере до 100% (Письмо от 25.07.2023 N 02-11-14/69616);
(КонсультантПлюс, 2025)б) аванс до 100% можно установить в контрактах на услуги связи, приобретение печатных изданий (подписку), повышение квалификации, профпереподготовку, участие в конференциях, государственную экспертизу проектной документации, включающую проверку достоверности сметной стоимости строительства (реконструкции, капремонта) объектов капстроительства в случаях, указанных в ч. 2 ст. 8.3 ГрК РФ, и результатов инженерных изысканий. Кроме того, аванс в таком размере можно предусмотреть в контрактах на приобретение авиа- и железнодорожных билетов, билетов для проезда городским и пригородным транспортом, путевок на санаторно-курортное лечение, на гостиничные услуги по месту командирования, авиа- и железнодорожные грузоперевозки, ОСАГО, страхование ответственности владельца опасного объекта, аренду банковской ячейки, лечение граждан РФ за границей (только для заказчика - Минздрава России), тушение пожаров (пп. "в" п. 18 Положения N 1496). По мнению Минфина России, в госконтрактах, предметом которых являются подписка на издания в электронной форме и их приобретение, также можно предусмотреть аванс в размере до 100% (Письмо от 25.07.2023 N 02-11-14/69616);
Нормативные акты
<Письмо> ФАУ "Главгосэкспертиза России" от 05.09.2022 N 01-01-17/14421-НБ
<О проведении органами негосударственной экспертизы проверки достоверности определения сметной стоимости строительства>МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО
<О проведении органами негосударственной экспертизы проверки достоверности определения сметной стоимости строительства>МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО
Постановление Правительства РФ от 13.09.2022 N 1602
(ред. от 15.07.2025)
"О соглашениях о защите и поощрении капиталовложений"
(вместе с "Правилами заключения соглашений о защите и поощрении капиталовложений, изменения и прекращения действия таких соглашений", "Общими требованиями к порядку заключения, изменения и прекращения действия соглашений о защите и поощрении капиталовложений, по которым Российская Федерация не является стороной", "Правилами осуществления уполномоченным федеральным органом исполнительной власти мониторинга исполнения условий соглашения о защите и поощрении капиталовложений и условий реализации инвестиционного проекта, в отношении которого заключено такое соглашение, в том числе этапов реализации инвестиционного проекта", "Общими требованиями к порядку осуществления мониторинга исполнения условий соглашения о защите и поощрении капиталовложений и условий реализации инвестиционного проекта, в отношении которого заключено такое соглашение, в том числе этапов реализации инвестиционного проекта, органом государственной власти, уполномоченным высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации", "Правилами ведения реестра соглашений о защите и поощрении капиталовложений")3. Акты (решения), предусматривающие изменение процедур, связанных с особенностями осуществления градостроительной деятельности на территориях субъектов Российской Федерации и территориях муниципальных образований (в случае если такие процедуры и порядок их проведения установлены нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации или муниципальным правовым актом представительного органа местного самоуправления), изменение порядка прохождения экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, в том числе достоверности определения сметной стоимости строительства, государственной экологической экспертизы проектной документации, историко-культурной экспертизы и порядка получения заключений таких экспертиз (за исключением актов (решений), предусматривающих изменение указанных процедур в отношении объектов, перечень которых установлен статьей 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации)
(ред. от 15.07.2025)
"О соглашениях о защите и поощрении капиталовложений"
(вместе с "Правилами заключения соглашений о защите и поощрении капиталовложений, изменения и прекращения действия таких соглашений", "Общими требованиями к порядку заключения, изменения и прекращения действия соглашений о защите и поощрении капиталовложений, по которым Российская Федерация не является стороной", "Правилами осуществления уполномоченным федеральным органом исполнительной власти мониторинга исполнения условий соглашения о защите и поощрении капиталовложений и условий реализации инвестиционного проекта, в отношении которого заключено такое соглашение, в том числе этапов реализации инвестиционного проекта", "Общими требованиями к порядку осуществления мониторинга исполнения условий соглашения о защите и поощрении капиталовложений и условий реализации инвестиционного проекта, в отношении которого заключено такое соглашение, в том числе этапов реализации инвестиционного проекта, органом государственной власти, уполномоченным высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации", "Правилами ведения реестра соглашений о защите и поощрении капиталовложений")3. Акты (решения), предусматривающие изменение процедур, связанных с особенностями осуществления градостроительной деятельности на территориях субъектов Российской Федерации и территориях муниципальных образований (в случае если такие процедуры и порядок их проведения установлены нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации или муниципальным правовым актом представительного органа местного самоуправления), изменение порядка прохождения экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, в том числе достоверности определения сметной стоимости строительства, государственной экологической экспертизы проектной документации, историко-культурной экспертизы и порядка получения заключений таких экспертиз (за исключением актов (решений), предусматривающих изменение указанных процедур в отношении объектов, перечень которых установлен статьей 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации)
Готовое решение: В каком порядке провести закупку работ по капитальному ремонту объекта капстроительства по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Определите необходимость проведения экспертизы. Если сметная стоимость капремонта составляет от 10 млн руб., в ряде случаев смета подлежит проверке на предмет достоверности определения сметной стоимости в ходе проведения государственной экспертизы проектной документации. Такая экспертиза, в частности, необходима, если капремонт включает (п. 27(4) Положения о государственной экспертизе проектной документации и результатов инженерных изысканий):
(КонсультантПлюс, 2025)Определите необходимость проведения экспертизы. Если сметная стоимость капремонта составляет от 10 млн руб., в ряде случаев смета подлежит проверке на предмет достоверности определения сметной стоимости в ходе проведения государственной экспертизы проектной документации. Такая экспертиза, в частности, необходима, если капремонт включает (п. 27(4) Положения о государственной экспертизе проектной документации и результатов инженерных изысканий):
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)При проведении государственной экспертизы ПД многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, сведения о которых включены в единый реестр проблемных объектов в соответствии с Законом N 214-ФЗ, в целях финансирования публично-правовой компанией "Фонд развития территорий" или фондом субъекта РФ мероприятий по завершению строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости оценка соответствия такой ПД требованиям пп. 1 п. 5 ст. 49 ГрК РФ не осуществляется, если в отношении такой ПД ранее было получено заключение экспертизы ПД и в нее не были внесены изменения, требующие проведения экспертизы ПД <1>. В этом случае предметом государственной экспертизы ПД является проверка достоверности определения сметной стоимости ОКС, предусмотренная пп. 2 п. 5 ст. 49 ГрК РФ.
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)При проведении государственной экспертизы ПД многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, сведения о которых включены в единый реестр проблемных объектов в соответствии с Законом N 214-ФЗ, в целях финансирования публично-правовой компанией "Фонд развития территорий" или фондом субъекта РФ мероприятий по завершению строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости оценка соответствия такой ПД требованиям пп. 1 п. 5 ст. 49 ГрК РФ не осуществляется, если в отношении такой ПД ранее было получено заключение экспертизы ПД и в нее не были внесены изменения, требующие проведения экспертизы ПД <1>. В этом случае предметом государственной экспертизы ПД является проверка достоверности определения сметной стоимости ОКС, предусмотренная пп. 2 п. 5 ст. 49 ГрК РФ.
Статья: Применение экосистемного подхода к ликвидации и возмещению накопленного вреда окружающей среде
(Кудяков А.К.)
("Хозяйство и право", 2024, N 10)Вышесказанное подтверждается внесенными в 2023 г. законодательными изменениями. Федеральным законом от 4 августа 2023 г. N 449-ФЗ в новой редакции была изложена глава XIV.1 Закона об охране окружающей среды, уточнены положения ст. 1 Закона об охране окружающей среды. Изменения были направлены в первую очередь на упорядочивание системы ликвидации накопленного вреда в части разграничения полномочий, определения источников финансирования, а также предусматривают издание подзаконных актов по ранее не урегулированным процедурам (выявление, обследование и оценка объектов НВОС, проведение государственной экспертизы достоверности определения сметной стоимости).
(Кудяков А.К.)
("Хозяйство и право", 2024, N 10)Вышесказанное подтверждается внесенными в 2023 г. законодательными изменениями. Федеральным законом от 4 августа 2023 г. N 449-ФЗ в новой редакции была изложена глава XIV.1 Закона об охране окружающей среды, уточнены положения ст. 1 Закона об охране окружающей среды. Изменения были направлены в первую очередь на упорядочивание системы ликвидации накопленного вреда в части разграничения полномочий, определения источников финансирования, а также предусматривают издание подзаконных актов по ранее не урегулированным процедурам (выявление, обследование и оценка объектов НВОС, проведение государственной экспертизы достоверности определения сметной стоимости).
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)При проведении государственной экспертизы проектной документации указанных многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости в целях финансирования публично-правовой компанией "Фонд развития территорий" или фондом субъекта Российской Федерации, созданным в соответствии со ст. 21.1 указанного Федерального закона, мероприятий по завершению строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости оценка соответствия такой проектной документации требованиям, предусмотренным п. 1 ч. 5 комментируемой статьи, не осуществляется в случае, если в отношении такой проектной документации ранее было получено заключение экспертизы проектной документации и в нее не были внесены изменения, требующие проведения экспертизы проектной документации. В этом случае предметом государственной экспертизы проектной документации является проверка достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, предусмотренная п. 2 ч. 5 комментируемой статьи.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)При проведении государственной экспертизы проектной документации указанных многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости в целях финансирования публично-правовой компанией "Фонд развития территорий" или фондом субъекта Российской Федерации, созданным в соответствии со ст. 21.1 указанного Федерального закона, мероприятий по завершению строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости оценка соответствия такой проектной документации требованиям, предусмотренным п. 1 ч. 5 комментируемой статьи, не осуществляется в случае, если в отношении такой проектной документации ранее было получено заключение экспертизы проектной документации и в нее не были внесены изменения, требующие проведения экспертизы проектной документации. В этом случае предметом государственной экспертизы проектной документации является проверка достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, предусмотренная п. 2 ч. 5 комментируемой статьи.
Статья: Обзор нового законодательства и судебной практики
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2024, N 2)Проекты ликвидации до их утверждения подлежат государственной экологической экспертизе, проверке достоверности определения сметной стоимости, государственной экспертизе проектной документации и результатов инженерных изысканий в случаях, установленных законодательством о градостроительной деятельности. Проект ликвидации, получивший положительные заключения необходимых государственных экспертиз и проверки достоверности определения его сметной стоимости, осуществляемой Росприроднадзором или подведомственными ему учреждениями, утверждается заказчиком.
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2024, N 2)Проекты ликвидации до их утверждения подлежат государственной экологической экспертизе, проверке достоверности определения сметной стоимости, государственной экспертизе проектной документации и результатов инженерных изысканий в случаях, установленных законодательством о градостроительной деятельности. Проект ликвидации, получивший положительные заключения необходимых государственных экспертиз и проверки достоверности определения его сметной стоимости, осуществляемой Росприроднадзором или подведомственными ему учреждениями, утверждается заказчиком.