Эксперт качества медицинской помощи
Подборка наиболее важных документов по запросу Эксперт качества медицинской помощи (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 40 "Организация контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи" Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации""Исходя из частей 5 и 6 статьи 40 Федерального закона N 326-ФЗ, эксперт качества медицинской помощи обладает достаточной квалификацией, чтобы при проведении экспертизы качества медицинской помощи без привлечения дополнительных ресурсов по организации проведения медико-экономической экспертизы выявлять и отражать в заключении любые нарушения, отнесенные к разделу II Перечня оснований."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 40 "Организация контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи" Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации""Отклоняя доводы кассационной жалобы о том, что эксперты, проводившие судебно-медицинские экспертизы и давшие заключение, не отвечают установленным требованиям, поскольку они не имеют подготовки по вопросам экспертной деятельности и не включены в территориальный реестр экспертов качества медицинской помощи, эксперты привлечены для участия в проведении судебно-медицинской экспертизы в нарушение норм процессуального законодательства, судебная коллегия отмечает, что, вопреки ошибочному мнению истца, положения статьи 64 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", а также положения статьи 40 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" не регулируют порядок назначения и проведения судебно-медицинской экспертизы. Такой порядок регулируется положениями статей 79 - 86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и нормами Федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации". Нарушений приведенных норм права при назначении и проведении судебно-медицинских экспертиз, вопреки доводам кассационной жалобы, не установлено."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: В каком порядке проводится экспертиза качества оказания медицинской помощи?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Указанные организации поручают проведение такой экспертизы одному или нескольким экспертам, включенным в единый реестр экспертов качества медицинской помощи. При этом эксперт не может быть привлечен к экспертизе качества медицинской помощи в медицинской организации, с которой он состоит в трудовых или иных договорных отношениях, а также обязан отказаться от проведения экспертизы качества медицинской помощи, если пациент является (являлся) его родственником или пациентом, в лечении которого эксперт принимал участие (ч. 7 ст. 40 Закона N 326-ФЗ; п. п. 29, 30 Порядка).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Указанные организации поручают проведение такой экспертизы одному или нескольким экспертам, включенным в единый реестр экспертов качества медицинской помощи. При этом эксперт не может быть привлечен к экспертизе качества медицинской помощи в медицинской организации, с которой он состоит в трудовых или иных договорных отношениях, а также обязан отказаться от проведения экспертизы качества медицинской помощи, если пациент является (являлся) его родственником или пациентом, в лечении которого эксперт принимал участие (ч. 7 ст. 40 Закона N 326-ФЗ; п. п. 29, 30 Порядка).
Статья: Государственные внебюджетные фонды как субъекты публичного управления
(Россинский Б.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 1)Помимо прочего, Фонд ведет единые реестры страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, и экспертов качества медицинской помощи, а также регистр застрахованных лиц. Этот Фонд вправе обрабатывать данные персонифицированного учета сведений о застрахованных лицах и персонифицированного учета сведений о медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам. Он проводит проверку достоверности информации, представленной субъектами обязательного медицинского страхования и участниками обязательного медицинского страхования, и проверку соблюдения требований к порядку и условиям ее представления, получения и использования.
(Россинский Б.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 1)Помимо прочего, Фонд ведет единые реестры страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, и экспертов качества медицинской помощи, а также регистр застрахованных лиц. Этот Фонд вправе обрабатывать данные персонифицированного учета сведений о застрахованных лицах и персонифицированного учета сведений о медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам. Он проводит проверку достоверности информации, представленной субъектами обязательного медицинского страхования и участниками обязательного медицинского страхования, и проверку соблюдения требований к порядку и условиям ее представления, получения и использования.
Нормативные акты
<Письмо> ФФОМС от 24.02.2016 N 330/30-5/573
"Об экспертах качества медицинской помощи"ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ
"Об экспертах качества медицинской помощи"ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ
Приказ Минздрава России от 16.03.2021 N 210н
"Об утверждении порядка ведения единого реестра экспертов качества медицинской помощи"
(Зарегистрировано в Минюсте России 01.06.2021 N 63757)Зарегистрировано в Минюсте России 1 июня 2021 г. N 63757
"Об утверждении порядка ведения единого реестра экспертов качества медицинской помощи"
(Зарегистрировано в Минюсте России 01.06.2021 N 63757)Зарегистрировано в Минюсте России 1 июня 2021 г. N 63757
"Комментарий к Федеральному закону от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
(Жеребцов А.Н., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Агибалова Е.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Данилов П.С., Менкенов А.В., Пучкова В.В., Ротко С.В., Самойлова Ю.Б., Сенокосова Е.К., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Экспертиза проводится экспертом качества медицинской помощи, которым является врач-специалист, имеющий высшее образование, свидетельство об аккредитации или сертификат специалиста, имеющий стаж работы не менее 10 лет по данной специальности и прошедший подготовку по вопросам экспертной деятельности в сфере ОМС. Сведения об экспертах, которых можно привлекать к проведению экспертизы качества медицинской помощи, включены в Единый реестр экспертов, утв. Приказом Минздрава от 16.03.2021 N 210н "Об утверждении порядка ведения единого реестра экспертов качества медицинской помощи". Территориальные фонды могут проводить экспертизы качества медицинской помощи повторно, а также осуществляют контроль за использованием денежных средств ОМС страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями (см. Решение Арбитражного суда Костромской области от 19.05.2021 по делу N А 31-8098/2020).
(Жеребцов А.Н., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Агибалова Е.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Данилов П.С., Менкенов А.В., Пучкова В.В., Ротко С.В., Самойлова Ю.Б., Сенокосова Е.К., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Экспертиза проводится экспертом качества медицинской помощи, которым является врач-специалист, имеющий высшее образование, свидетельство об аккредитации или сертификат специалиста, имеющий стаж работы не менее 10 лет по данной специальности и прошедший подготовку по вопросам экспертной деятельности в сфере ОМС. Сведения об экспертах, которых можно привлекать к проведению экспертизы качества медицинской помощи, включены в Единый реестр экспертов, утв. Приказом Минздрава от 16.03.2021 N 210н "Об утверждении порядка ведения единого реестра экспертов качества медицинской помощи". Территориальные фонды могут проводить экспертизы качества медицинской помощи повторно, а также осуществляют контроль за использованием денежных средств ОМС страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями (см. Решение Арбитражного суда Костромской области от 19.05.2021 по делу N А 31-8098/2020).
Статья: Юридическая составляющая лечения пациента и медицинская экспертиза
(Колодкин Б.Б., Сингилевич Д.А.)
("Медицинское право", 2024, N 3)Контроль качества оказанной медицинской помощи осуществляется посредством проведения медицинской экспертизы. Для этого гражданин может обратиться в страховую медицинскую организацию, территориальный фонд ОМС или Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Непосредственно экспертное исследование по поручению указанных организаций осуществляют эксперты из числа включенных в реестр экспертов качества медицинской помощи.
(Колодкин Б.Б., Сингилевич Д.А.)
("Медицинское право", 2024, N 3)Контроль качества оказанной медицинской помощи осуществляется посредством проведения медицинской экспертизы. Для этого гражданин может обратиться в страховую медицинскую организацию, территориальный фонд ОМС или Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Непосредственно экспертное исследование по поручению указанных организаций осуществляют эксперты из числа включенных в реестр экспертов качества медицинской помощи.
"Научно-практический комментарий судебной практики по спорам в сфере труда и социального обеспечения медицинских работников"
(под ред. М.А. Жильцова)
("Проспект", 2024)Как указано в решении Октябрьского районного суда Екатеринбурга Свердловской области от 29.05.2023 по делу N 2-2313/2023, в ПВТР ОАО "СОГАЗ", в котором А. с 15.12.2005 по 09.08.2022 работала врачом-экспертом в отделе организации и контроля качества медицинской помощи, было определено, что ежегодно с 1 июля в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги производится повышение уровня реального содержания заработной платы работникам, должностные оклады которых менее прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации. При этом размер увеличения должностных окладов не может быть ниже величины прожиточного минимума на душу трудоспособного населения в среднем по Российской Федерации за предшествующий годовой период; в остальных случаях решение об увеличении должностных окладов принимается председателем правления ОАО "СОГАЗ" с учетом финансовых показателей обособленных структурных подразделений и общества в целом. Представитель ответчика ссылался на то, что заработная плата истца превышает прожиточный минимум, а повышение оклада А. в период работы свидетельствует о том, что работодатель в ином порядке обеспечил реальное повышение заработной платы работника. Однако суд, проанализировав материалы дела, пришел к выводу об удовлетворении требований истца о взыскании проиндексированной заработной платы по следующим причинам: 1) индексация полагалась не всем работникам, а значит, положение ПВТР нарушало ст. 9 ТК РФ; 2) изменение окладной части заработной платы истицы происходило либо в связи с изменением должности, либо в связи с изменением функционала (должностных обязанностей), либо в связи с изменением системы оплаты труда; 3) выплату премий нельзя рассмотреть как способ повышения реального содержания заработной платы, поскольку установленные у ответчика премии по своему содержанию являются стимулирующими выплатами, которые предназначены для вознаграждения сотрудников за высокие профессиональные качества и высокие результаты труда, т.е. были предназначены не для повышения уровня реального содержания заработной платы и ее покупательной способности, а являлись выплатами, которые входили в систему оплаты труда, зависели от производственных показателей и иных факторов.
(под ред. М.А. Жильцова)
("Проспект", 2024)Как указано в решении Октябрьского районного суда Екатеринбурга Свердловской области от 29.05.2023 по делу N 2-2313/2023, в ПВТР ОАО "СОГАЗ", в котором А. с 15.12.2005 по 09.08.2022 работала врачом-экспертом в отделе организации и контроля качества медицинской помощи, было определено, что ежегодно с 1 июля в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги производится повышение уровня реального содержания заработной платы работникам, должностные оклады которых менее прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации. При этом размер увеличения должностных окладов не может быть ниже величины прожиточного минимума на душу трудоспособного населения в среднем по Российской Федерации за предшествующий годовой период; в остальных случаях решение об увеличении должностных окладов принимается председателем правления ОАО "СОГАЗ" с учетом финансовых показателей обособленных структурных подразделений и общества в целом. Представитель ответчика ссылался на то, что заработная плата истца превышает прожиточный минимум, а повышение оклада А. в период работы свидетельствует о том, что работодатель в ином порядке обеспечил реальное повышение заработной платы работника. Однако суд, проанализировав материалы дела, пришел к выводу об удовлетворении требований истца о взыскании проиндексированной заработной платы по следующим причинам: 1) индексация полагалась не всем работникам, а значит, положение ПВТР нарушало ст. 9 ТК РФ; 2) изменение окладной части заработной платы истицы происходило либо в связи с изменением должности, либо в связи с изменением функционала (должностных обязанностей), либо в связи с изменением системы оплаты труда; 3) выплату премий нельзя рассмотреть как способ повышения реального содержания заработной платы, поскольку установленные у ответчика премии по своему содержанию являются стимулирующими выплатами, которые предназначены для вознаграждения сотрудников за высокие профессиональные качества и высокие результаты труда, т.е. были предназначены не для повышения уровня реального содержания заработной платы и ее покупательной способности, а являлись выплатами, которые входили в систему оплаты труда, зависели от производственных показателей и иных факторов.
Статья: Актуальные вопросы применения законодательства об обязательном медицинском страховании
(Корабухина Л.И.)
("Арбитражные споры", 2024, N 3)Задачами реэкспертизы являются проверка обоснованности и достоверности заключения специалиста-эксперта или эксперта качества медицинской помощи, первично проводившего медико-экономическую экспертизу или экспертизу качества медицинской помощи; контроль деятельности специалистов-экспертов / экспертов качества медицинской помощи (пункт 56 Порядка N 36).
(Корабухина Л.И.)
("Арбитражные споры", 2024, N 3)Задачами реэкспертизы являются проверка обоснованности и достоверности заключения специалиста-эксперта или эксперта качества медицинской помощи, первично проводившего медико-экономическую экспертизу или экспертизу качества медицинской помощи; контроль деятельности специалистов-экспертов / экспертов качества медицинской помощи (пункт 56 Порядка N 36).
"Вред при медицинском вмешательстве: проблемы компенсации и предотвращения (сравнительно-правовое исследование)"
(Кратенко М.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)<1> В первом случае экспертиза (оценка качества медицинской помощи) проводится экспертами, привлеченными страховой медицинской организацией или ТФОМС, во втором случае - экспертами, привлеченными Росздравнадзором. Результат экспертизы оформляется заключением. См. соответственно: Порядок проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию застрахованным лицам, а также ее финансового обеспечения (утв. Приказом Минздрава России от 19 марта 2021 г. N 231н); Порядок осуществления экспертизы качества медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании (утв. Приказом Минздрава России от 16 мая 2017 г. N 226н).
(Кратенко М.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)<1> В первом случае экспертиза (оценка качества медицинской помощи) проводится экспертами, привлеченными страховой медицинской организацией или ТФОМС, во втором случае - экспертами, привлеченными Росздравнадзором. Результат экспертизы оформляется заключением. См. соответственно: Порядок проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию застрахованным лицам, а также ее финансового обеспечения (утв. Приказом Минздрава России от 19 марта 2021 г. N 231н); Порядок осуществления экспертизы качества медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании (утв. Приказом Минздрава России от 16 мая 2017 г. N 226н).