Экономия в плане закупок
Подборка наиболее важных документов по запросу Экономия в плане закупок (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как составить, утвердить и разместить план-график закупок по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Как отразить экономию средств в плане-графике закупок
(КонсультантПлюс, 2025)Как отразить экономию средств в плане-графике закупок
"Обзор судебной практики в сфере закупок по 223-ФЗ (февраль 2021 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Заказчик, не согласившись с решением ФАС России, обжаловал его в судебном порядке. Суд, рассмотрев материалы дела, заслушав мнения сторон, пришел к следующим выводам: "В обоснование своих доводов о том, что основанием для отмены Аукциона явились обстоятельства непреодолимой силы, а именно - распространение новой коронавирусной инфекции, Заявитель ссылается на пункт 18.1 Указа Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности", подпункт 2 пункта 5 письма Минфина России от 27.03.2020 N 24-06-08/24649 "Об осуществлении закупок в нерабочие дни", абзац 3 пункта 1 письма Минфина России от 19.03.2020 N 24-06-06/21324, Постановление Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 434, Поручение ОАО "РЖД" от 30.03.2020 N П-МВ-70 о введении режима максимальной экономии расходов, пунктом 1.9 которого предусмотрено изменение планов закупок товарно-материальных ценностей, не обеспечивающих непрерывность и безопасность перевозочного процесса и не связанных с реализацией Плана мероприятий по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции в ОАО "РЖД", утвержденного 13.03.2020 N 327, кроме того, в письменных пояснениях ОАО "РЖД" указывает, что решение об отказе Заказчика от дальнейшего проведения Аукциона обусловлено изменением финансовых, инвестиционных, производственных и иных программ, оказавших влияние на потребность в данной закупке, введением режима максимальной экономии расходов, связанным с резким снижением объема грузовых и пассажирских перевозок в ОАО "РЖД" ввиду распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, являющейся обстоятельством непреодолимой силы.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Заказчик, не согласившись с решением ФАС России, обжаловал его в судебном порядке. Суд, рассмотрев материалы дела, заслушав мнения сторон, пришел к следующим выводам: "В обоснование своих доводов о том, что основанием для отмены Аукциона явились обстоятельства непреодолимой силы, а именно - распространение новой коронавирусной инфекции, Заявитель ссылается на пункт 18.1 Указа Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности", подпункт 2 пункта 5 письма Минфина России от 27.03.2020 N 24-06-08/24649 "Об осуществлении закупок в нерабочие дни", абзац 3 пункта 1 письма Минфина России от 19.03.2020 N 24-06-06/21324, Постановление Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 434, Поручение ОАО "РЖД" от 30.03.2020 N П-МВ-70 о введении режима максимальной экономии расходов, пунктом 1.9 которого предусмотрено изменение планов закупок товарно-материальных ценностей, не обеспечивающих непрерывность и безопасность перевозочного процесса и не связанных с реализацией Плана мероприятий по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции в ОАО "РЖД", утвержденного 13.03.2020 N 327, кроме того, в письменных пояснениях ОАО "РЖД" указывает, что решение об отказе Заказчика от дальнейшего проведения Аукциона обусловлено изменением финансовых, инвестиционных, производственных и иных программ, оказавших влияние на потребность в данной закупке, введением режима максимальной экономии расходов, связанным с резким снижением объема грузовых и пассажирских перевозок в ОАО "РЖД" ввиду распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, являющейся обстоятельством непреодолимой силы.
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 06.08.2020 N 1193
(ред. от 29.06.2024, с изм. от 31.10.2022)
"О порядке осуществления контроля, предусмотренного частями 5 и 5.1 статьи 99 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", и об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации"
(вместе с "Правилами осуществления контроля, предусмотренного частями 5 и 5.1 статьи 99 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд")и) изменений, вносимых в план-график, утвержденный на предшествующий финансовый год, в целях использования в соответствии с законодательством Российской Федерации экономии, полученной при осуществлении закупок.
(ред. от 29.06.2024, с изм. от 31.10.2022)
"О порядке осуществления контроля, предусмотренного частями 5 и 5.1 статьи 99 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", и об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации"
(вместе с "Правилами осуществления контроля, предусмотренного частями 5 и 5.1 статьи 99 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд")и) изменений, вносимых в план-график, утвержденный на предшествующий финансовый год, в целях использования в соответствии с законодательством Российской Федерации экономии, полученной при осуществлении закупок.
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)4) использования в соответствии с законодательством Российской Федерации экономии, полученной при осуществлении закупки;
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)4) использования в соответствии с законодательством Российской Федерации экономии, полученной при осуществлении закупки;
Статья: Особенности заключения энергосервисных контрактов по Закону N 44-ФЗ
(Батраков Ю.)
("Прогосзаказ.рф", 2024, N 3)Начальный срок достижения размера плановой экономии - первый календарный месяц (первый отчетный период), следующий за календарным месяцем, в котором сторонами подписан акт приемки выполненных ЭЭМ.
(Батраков Ю.)
("Прогосзаказ.рф", 2024, N 3)Начальный срок достижения размера плановой экономии - первый календарный месяц (первый отчетный период), следующий за календарным месяцем, в котором сторонами подписан акт приемки выполненных ЭЭМ.
"Бюджетные учреждения: планирование, учет, анализ и контроль: Учебник"
(Ендовицкий Д.А., Бахтурина Ю.И., Бехтерева И.С., Бобрышев А.Н., Васильева К.Н., Головин С.В., Ельчанинова О.В., Коробейникова Л.С., Костюкова Е.И., Кривошеев А.В., Сапожникова Н.Г., Спиридонова Н.Э., Татаринова М.Н., Тунин С.А., Феськова М.В., Чуриков А.В., Яковенко В.С.)
(под ред. Ендовицкого Д.А.)
("КНОРУС", 2022)Предложенный законодательно формат электронного плана-графика закупки товаров, работ, услуг позволяет вносить изменения в установленных законодательством случаях [138]. Изучение вносимых изменений позволит выявить типичные факторы изменения плана-графика закупок, сгруппировать выявленные факторы на "допустимые" и "с нарушением действующих изменений в соответствии с законодательством", что может лечь в основу проведения факторного анализа изменения плана-графика закупки товаров, работ, услуг. Отметим, что "допустимые" изменения плана-графика закупки товаров, работ, услуг установлены п. 22 Постановления Правительства РФ от 30.09.2019 N 1279 [20], к которым относятся аспекты уточнения информации об объекте закупки, признания определения поставщика (подрядчика, исполнителя) несостоявшимся, расторжения контракта, обусловленные исполнением предписаний органов контроля в сфере закупки товаров, работ, услуг, реализации решений по итогам обязательного общественного обсуждения закупки [15], полученной экономией в результате применения конкурентного способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя). К обоснованным факторам изменения плана-графика закупки товаров, работ, услуг стоит также отнести приведение позиции отдельной закупки плана-графика к изменениям требований к закупаемым заказчиками товарам, работам, услугам, изменениям предельной цены товаров, работ, услуг, нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов (п. 1 ч. 8 ст. 16 Закона о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг) [14]. К допустимым факторам изменения плана-графика закупки товаров, работ, услуг законодательство в сфере закупки относится и приведение содержания и положений документа, обусловленных изменением доведенного до заказчика объема прав в денежном выражении на принятие и исполнение обязательств в соответствии с бюджетным законодательством РФ, изменением показателей планов (программ) финансово-хозяйственной деятельности, изменением положений соглашений о предоставлении субсидии.
(Ендовицкий Д.А., Бахтурина Ю.И., Бехтерева И.С., Бобрышев А.Н., Васильева К.Н., Головин С.В., Ельчанинова О.В., Коробейникова Л.С., Костюкова Е.И., Кривошеев А.В., Сапожникова Н.Г., Спиридонова Н.Э., Татаринова М.Н., Тунин С.А., Феськова М.В., Чуриков А.В., Яковенко В.С.)
(под ред. Ендовицкого Д.А.)
("КНОРУС", 2022)Предложенный законодательно формат электронного плана-графика закупки товаров, работ, услуг позволяет вносить изменения в установленных законодательством случаях [138]. Изучение вносимых изменений позволит выявить типичные факторы изменения плана-графика закупок, сгруппировать выявленные факторы на "допустимые" и "с нарушением действующих изменений в соответствии с законодательством", что может лечь в основу проведения факторного анализа изменения плана-графика закупки товаров, работ, услуг. Отметим, что "допустимые" изменения плана-графика закупки товаров, работ, услуг установлены п. 22 Постановления Правительства РФ от 30.09.2019 N 1279 [20], к которым относятся аспекты уточнения информации об объекте закупки, признания определения поставщика (подрядчика, исполнителя) несостоявшимся, расторжения контракта, обусловленные исполнением предписаний органов контроля в сфере закупки товаров, работ, услуг, реализации решений по итогам обязательного общественного обсуждения закупки [15], полученной экономией в результате применения конкурентного способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя). К обоснованным факторам изменения плана-графика закупки товаров, работ, услуг стоит также отнести приведение позиции отдельной закупки плана-графика к изменениям требований к закупаемым заказчиками товарам, работам, услугам, изменениям предельной цены товаров, работ, услуг, нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов (п. 1 ч. 8 ст. 16 Закона о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг) [14]. К допустимым факторам изменения плана-графика закупки товаров, работ, услуг законодательство в сфере закупки относится и приведение содержания и положений документа, обусловленных изменением доведенного до заказчика объема прав в денежном выражении на принятие и исполнение обязательств в соответствии с бюджетным законодательством РФ, изменением показателей планов (программ) финансово-хозяйственной деятельности, изменением положений соглашений о предоставлении субсидии.
Вопрос: О случаях и сроках внесения изменений в план-график закупок и проверке объема финансового обеспечения, включенного в него.
(Письмо Минфина России от 24.04.2025 N 24-06-09/41432)приведения их в соответствие в связи с изменением доведенного до заказчика объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, изменением показателей планов (программ) финансово-хозяйственной деятельности государственных, муниципальных учреждений, государственных, муниципальных унитарных предприятий, изменением соответствующих решений и (или) соглашений о предоставлении субсидий (пункт 2);
(Письмо Минфина России от 24.04.2025 N 24-06-09/41432)приведения их в соответствие в связи с изменением доведенного до заказчика объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, изменением показателей планов (программ) финансово-хозяйственной деятельности государственных, муниципальных учреждений, государственных, муниципальных унитарных предприятий, изменением соответствующих решений и (или) соглашений о предоставлении субсидий (пункт 2);
Готовое решение: Как провести закупки малого объема по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Однако, если вы планируете использовать неизрасходованные средства на иные закупки, скорректировать план-график все же придется. Сделать это можно на основании п. 4 ч. 8 ст. 16 Закона N 44-ФЗ в том же порядке, что и при перераспределении экономии бюджетных средств.
(КонсультантПлюс, 2025)Однако, если вы планируете использовать неизрасходованные средства на иные закупки, скорректировать план-график все же придется. Сделать это можно на основании п. 4 ч. 8 ст. 16 Закона N 44-ФЗ в том же порядке, что и при перераспределении экономии бюджетных средств.
Статья: Строительство объектов социальной сферы. Мнения
(Пахомов С., Яковлев В., Глушков А., Копытин А., Войтюк С.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2025, N 8)Типовые проекты как инструмент экономии
(Пахомов С., Яковлев В., Глушков А., Копытин А., Войтюк С.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2025, N 8)Типовые проекты как инструмент экономии
Статья: О повышении эффективности государственного (муниципального) контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг
(Денисова А.А.)
("Финансовое право", 2025, N 5)Во-вторых, в системе контроля в сфере закупок преобладает процедурный контроль, осуществляемый ФАС России (соответствующими органами контроля в сфере закупок в субъектах РФ и муниципальных образованиях). При этом интенсивность процедурного контроля не позволяет достичь ни цели закупок, ни эффективной экономии бюджетных средств.
(Денисова А.А.)
("Финансовое право", 2025, N 5)Во-вторых, в системе контроля в сфере закупок преобладает процедурный контроль, осуществляемый ФАС России (соответствующими органами контроля в сфере закупок в субъектах РФ и муниципальных образованиях). При этом интенсивность процедурного контроля не позволяет достичь ни цели закупок, ни эффективной экономии бюджетных средств.
Статья: Об увеличении количества товаров при заключении контракта в соответствии с ч. 18 ст. 34 Закона N 44-ФЗ
(Раев К., Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2021, N 7)1) увеличение количества товаров возможно по любому виду товаров (т.е. заказчик вправе направить всю экономию, образовавшуюся в результате торгов, на увеличение количества товара по любой позиции спецификации, какую посчитает нужной);
(Раев К., Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2021, N 7)1) увеличение количества товаров возможно по любому виду товаров (т.е. заказчик вправе направить всю экономию, образовавшуюся в результате торгов, на увеличение количества товара по любой позиции спецификации, какую посчитает нужной);
Статья: Планирование, мониторинг и аудит государственных и муниципальных закупок
(Станкевич Г.В., Вильгоненко И.М.)
("Хозяйство и право", 2025, N 8)Изменение плана-графика проводится по мере необходимости, например при изменении требований к закупаемым товарам, изменении бюджетных лимитов, результатов общественного обсуждения, использования экономии бюджетных средств, уточнения информации об объекте закупки или выполнения предписаний органов контроля. Изменения вносятся путем размещения в ЕИС новой редакции плана-графика с обязательным указанием даты их утверждения. Важно отметить, что все эти действия регулируются соответствующими положениями Федерального закона и постановлением Правительства РФ, что обеспечивает прозрачность и обоснованность процесса закупок.
(Станкевич Г.В., Вильгоненко И.М.)
("Хозяйство и право", 2025, N 8)Изменение плана-графика проводится по мере необходимости, например при изменении требований к закупаемым товарам, изменении бюджетных лимитов, результатов общественного обсуждения, использования экономии бюджетных средств, уточнения информации об объекте закупки или выполнения предписаний органов контроля. Изменения вносятся путем размещения в ЕИС новой редакции плана-графика с обязательным указанием даты их утверждения. Важно отметить, что все эти действия регулируются соответствующими положениями Федерального закона и постановлением Правительства РФ, что обеспечивает прозрачность и обоснованность процесса закупок.
Готовое решение: Особенности заключения энергосервисного контракта по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Кроме того, убедитесь, что предстоящая закупка запланирована в порядке, предусмотренном Законом N 44-ФЗ. Информацию о закупке на заключение энергосервисного контракта нужно включить в план-график отдельно от закупок, указанных в пп. "б" п. 18 Положения N 1279.
(КонсультантПлюс, 2025)Кроме того, убедитесь, что предстоящая закупка запланирована в порядке, предусмотренном Законом N 44-ФЗ. Информацию о закупке на заключение энергосервисного контракта нужно включить в план-график отдельно от закупок, указанных в пп. "б" п. 18 Положения N 1279.
Статья: Внешний муниципальный финансовый контроль в условиях реформирования муниципальной власти
(Аристова С.И., Демидов М.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 2)- в-четвертых, централизация полномочий по формированию и исполнению бюджета на уровне муниципального округа будет способствовать организации более качественной системы закупок товаров и оказания услуг для муниципальных нужд;
(Аристова С.И., Демидов М.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 2)- в-четвертых, централизация полномочий по формированию и исполнению бюджета на уровне муниципального округа будет способствовать организации более качественной системы закупок товаров и оказания услуг для муниципальных нужд;