Экономия при проведении аукциона
Подборка наиболее важных документов по запросу Экономия при проведении аукциона (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Закупка товаров с классом энергоэффективности по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)- класс Е, которому соответствует индекс экономичности энергопотребления в режиме охлаждения [2,602,40 - ред.]...
(КонсультантПлюс, 2025)- класс Е, которому соответствует индекс экономичности энергопотребления в режиме охлаждения [2,60
Решение Верховного суда Республики Хакасия от 16.12.2024 по делу N 7р-276/2024 (УИД 19RS0005-01-2024-000428-46)
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 7.29 КоАП РФ за несоблюдение требований о контрактной системе в сфере госзакупок.
Решение: Отказано.Доводы жалобы о том, что судом не исследованы представленные М. скриншоты с сайта https://zakupki.gov.ru/ с указанием начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК) и муниципальные контракты, заключенные по результатам электронного аукциона, цена по которым ниже НМЦК, в результате чего образовалась экономия бюджетных средств, позволившая заключить договор N 73, не свидетельствует о неполноте судебного разбирательства, поскольку имеющимися в материалах дела доказательствами подтвержден факт нарушения М. положений ч. 2 ст. 8, ч. 1 ст. 24, п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". При этом вопреки доводам жалобы, скриншоты с сайта https://zakupki.gov.ru/ на свидетельствуют о невиновности М. в совершении рассматриваемого правонарушения.
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 7.29 КоАП РФ за несоблюдение требований о контрактной системе в сфере госзакупок.
Решение: Отказано.Доводы жалобы о том, что судом не исследованы представленные М. скриншоты с сайта https://zakupki.gov.ru/ с указанием начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК) и муниципальные контракты, заключенные по результатам электронного аукциона, цена по которым ниже НМЦК, в результате чего образовалась экономия бюджетных средств, позволившая заключить договор N 73, не свидетельствует о неполноте судебного разбирательства, поскольку имеющимися в материалах дела доказательствами подтвержден факт нарушения М. положений ч. 2 ст. 8, ч. 1 ст. 24, п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". При этом вопреки доводам жалобы, скриншоты с сайта https://zakupki.gov.ru/ на свидетельствуют о невиновности М. в совершении рассматриваемого правонарушения.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Выбор оптимального способа закупки для корпоративного заказчика
(Седякин И.)
("Прогосзаказ.рф", 2023, N 11)Если ожидается значительное количество участников и, как следствие, хорошая состязательность, то экономия по итогам аукциона при прочих равных условиях будет выше, чем в запросе котировок. Однако в запросе котировок среди любых лиц заказчик для повышения экономии также может предусмотреть возможность проведения переторжки.
(Седякин И.)
("Прогосзаказ.рф", 2023, N 11)Если ожидается значительное количество участников и, как следствие, хорошая состязательность, то экономия по итогам аукциона при прочих равных условиях будет выше, чем в запросе котировок. Однако в запросе котировок среди любых лиц заказчик для повышения экономии также может предусмотреть возможность проведения переторжки.
Статья: "Воспитательный протекционизм" и политика импортозамещения как инструмент раскрытия ресурсного потенциала отечественных товаропроизводителей в условиях современности (при участии таможенных органов)
(Доньшина А.А.)
("Таможенное дело", 2024, N 2)Возвращаясь к вопросу исследования, а именно рассмотрению "воспитательного протекционизма" и политики импортозамещения в контексте раскрытия ресурсного потенциала отечественных товаропроизводителей в условиях современности (при участии таможенных органов), нельзя не отметить, что, в частности, контрактная служба ФТС России Главного управления тылового обеспечения сегодня проводит курс на предоставление преференций отечественному бизнесу. В России установлен приоритет закупок отечественных товаров (работ, услуг) перед иностранными. Подтверждением этого является издание начиная с 2020 г. целого ряда соответствующих нормативных правовых актов, ограничивающих рынок в пользу отечественных производителей. По данному направлению закупочной деятельности, помимо преимуществ для отечественных производителей, которые в случае ограничений стоят в приоритете, а в случае запретов и вовсе вне конкуренции, можно выделить еще и экономический эффект, выражающийся в экономии бюджетных средств. Так, например, в аукционе условия допуска непосредственно влияют на цену контракта следующим образом: если победитель аукциона предложит иностранный товар, то контракт заключается по цене, сниженной на 15% от предложенной участником (согласно Приказу Минфина России от 4 июня 2018 г. N 126н) <7>. Практический пример действия данного механизма приведен на рисунке 9.
(Доньшина А.А.)
("Таможенное дело", 2024, N 2)Возвращаясь к вопросу исследования, а именно рассмотрению "воспитательного протекционизма" и политики импортозамещения в контексте раскрытия ресурсного потенциала отечественных товаропроизводителей в условиях современности (при участии таможенных органов), нельзя не отметить, что, в частности, контрактная служба ФТС России Главного управления тылового обеспечения сегодня проводит курс на предоставление преференций отечественному бизнесу. В России установлен приоритет закупок отечественных товаров (работ, услуг) перед иностранными. Подтверждением этого является издание начиная с 2020 г. целого ряда соответствующих нормативных правовых актов, ограничивающих рынок в пользу отечественных производителей. По данному направлению закупочной деятельности, помимо преимуществ для отечественных производителей, которые в случае ограничений стоят в приоритете, а в случае запретов и вовсе вне конкуренции, можно выделить еще и экономический эффект, выражающийся в экономии бюджетных средств. Так, например, в аукционе условия допуска непосредственно влияют на цену контракта следующим образом: если победитель аукциона предложит иностранный товар, то контракт заключается по цене, сниженной на 15% от предложенной участником (согласно Приказу Минфина России от 4 июня 2018 г. N 126н) <7>. Практический пример действия данного механизма приведен на рисунке 9.
Нормативные акты
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)2) предложение о сумме, определяемой как разница между соответствующими расходами заказчика на поставки энергетических ресурсов (начальной (максимальной) ценой контракта) и предложенной участником такого аукциона экономией в денежном выражении указанных расходов, в случае, предусмотренном пунктом 2 части 3 настоящей статьи;
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)2) предложение о сумме, определяемой как разница между соответствующими расходами заказчика на поставки энергетических ресурсов (начальной (максимальной) ценой контракта) и предложенной участником такого аукциона экономией в денежном выражении указанных расходов, в случае, предусмотренном пунктом 2 части 3 настоящей статьи;
Приказ Минфина России от 23.12.2010 N 183н
(ред. от 05.05.2023)
"Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению"
(Зарегистрировано в Минюсте России 04.02.2011 N 19713)суммы экономии, полученной при осуществлении закупки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (конкурсы, аукционы, запрос котировок, запрос предложений) относительно начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении о проведении конкурса (аукциона, запроса котировок, запроса предложений), отражаются по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 050207000 "Принимаемые обязательства" и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 050600000 "Право на принятие обязательств";
(ред. от 05.05.2023)
"Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению"
(Зарегистрировано в Минюсте России 04.02.2011 N 19713)суммы экономии, полученной при осуществлении закупки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (конкурсы, аукционы, запрос котировок, запрос предложений) относительно начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении о проведении конкурса (аукциона, запроса котировок, запроса предложений), отражаются по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 050207000 "Принимаемые обязательства" и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 050600000 "Право на принятие обязательств";
Статья: Использование программных агентов в юридической практике
(Березина Е.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 7)Проблемным для пользователя может оказаться и использование аукционного робота - программы, которая позволяет подавать ценовые предложения по заранее установленной стратегии без участия пользователя. Аукционные роботы могут быть как интегрированным, встроенным элементом конкретной электронной площадки, так и сторонней программой. В настоящее время встроенные аукционные роботы реализованы на площадках "Сбербанк-АСТ" <38> и "РТС-тендер" <39>. На остальных электронных площадках могут применяться сторонние аукционные роботы, например программы AuSe <40>, Win-IT <41>, а также частные программные разработки. Преимущество аукционных роботов заключается в экономии времени пользователя, возможности одновременного участия в нескольких процедурах, отсутствии ошибок при подаче ценовых предложений, быстроте реагирования и т.д. Однако использование аукционных роботов, по своей сути являющихся программными агентами, может быть связано и со злоупотреблением. Так, например, с помощью аукционного робота можно максимально затягивать проведение процедуры торгов, когда ценовое предложение подается в последнюю секунду контрольного времени и данное действие повторяется многократно. В 2018 г. ФАС России доказала неправомерное использование участниками торгов ООО "Валирия" и ООО "Эгамед" аукционных роботов, настроенных на автоматическое поддержание максимальной цены в ряде аукционов на поставку медицинских расходных материалов <42>.
(Березина Е.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 7)Проблемным для пользователя может оказаться и использование аукционного робота - программы, которая позволяет подавать ценовые предложения по заранее установленной стратегии без участия пользователя. Аукционные роботы могут быть как интегрированным, встроенным элементом конкретной электронной площадки, так и сторонней программой. В настоящее время встроенные аукционные роботы реализованы на площадках "Сбербанк-АСТ" <38> и "РТС-тендер" <39>. На остальных электронных площадках могут применяться сторонние аукционные роботы, например программы AuSe <40>, Win-IT <41>, а также частные программные разработки. Преимущество аукционных роботов заключается в экономии времени пользователя, возможности одновременного участия в нескольких процедурах, отсутствии ошибок при подаче ценовых предложений, быстроте реагирования и т.д. Однако использование аукционных роботов, по своей сути являющихся программными агентами, может быть связано и со злоупотреблением. Так, например, с помощью аукционного робота можно максимально затягивать проведение процедуры торгов, когда ценовое предложение подается в последнюю секунду контрольного времени и данное действие повторяется многократно. В 2018 г. ФАС России доказала неправомерное использование участниками торгов ООО "Валирия" и ООО "Эгамед" аукционных роботов, настроенных на автоматическое поддержание максимальной цены в ряде аукционов на поставку медицинских расходных материалов <42>.
"Обзор судебной практики в сфере закупок по 223-ФЗ (февраль 2021 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Заказчик, не согласившись с решением ФАС России, обжаловал его в судебном порядке. Суд, рассмотрев материалы дела, заслушав мнения сторон, пришел к следующим выводам: "В обоснование своих доводов о том, что основанием для отмены Аукциона явились обстоятельства непреодолимой силы, а именно - распространение новой коронавирусной инфекции, Заявитель ссылается на пункт 18.1 Указа Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности", подпункт 2 пункта 5 письма Минфина России от 27.03.2020 N 24-06-08/24649 "Об осуществлении закупок в нерабочие дни", абзац 3 пункта 1 письма Минфина России от 19.03.2020 N 24-06-06/21324, Постановление Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 434, Поручение ОАО "РЖД" от 30.03.2020 N П-МВ-70 о введении режима максимальной экономии расходов, пунктом 1.9 которого предусмотрено изменение планов закупок товарно-материальных ценностей, не обеспечивающих непрерывность и безопасность перевозочного процесса и не связанных с реализацией Плана мероприятий по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции в ОАО "РЖД", утвержденного 13.03.2020 N 327, кроме того, в письменных пояснениях ОАО "РЖД" указывает, что решение об отказе Заказчика от дальнейшего проведения Аукциона обусловлено изменением финансовых, инвестиционных, производственных и иных программ, оказавших влияние на потребность в данной закупке, введением режима максимальной экономии расходов, связанным с резким снижением объема грузовых и пассажирских перевозок в ОАО "РЖД" ввиду распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, являющейся обстоятельством непреодолимой силы.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Заказчик, не согласившись с решением ФАС России, обжаловал его в судебном порядке. Суд, рассмотрев материалы дела, заслушав мнения сторон, пришел к следующим выводам: "В обоснование своих доводов о том, что основанием для отмены Аукциона явились обстоятельства непреодолимой силы, а именно - распространение новой коронавирусной инфекции, Заявитель ссылается на пункт 18.1 Указа Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности", подпункт 2 пункта 5 письма Минфина России от 27.03.2020 N 24-06-08/24649 "Об осуществлении закупок в нерабочие дни", абзац 3 пункта 1 письма Минфина России от 19.03.2020 N 24-06-06/21324, Постановление Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 434, Поручение ОАО "РЖД" от 30.03.2020 N П-МВ-70 о введении режима максимальной экономии расходов, пунктом 1.9 которого предусмотрено изменение планов закупок товарно-материальных ценностей, не обеспечивающих непрерывность и безопасность перевозочного процесса и не связанных с реализацией Плана мероприятий по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции в ОАО "РЖД", утвержденного 13.03.2020 N 327, кроме того, в письменных пояснениях ОАО "РЖД" указывает, что решение об отказе Заказчика от дальнейшего проведения Аукциона обусловлено изменением финансовых, инвестиционных, производственных и иных программ, оказавших влияние на потребность в данной закупке, введением режима максимальной экономии расходов, связанным с резким снижением объема грузовых и пассажирских перевозок в ОАО "РЖД" ввиду распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, являющейся обстоятельством непреодолимой силы.
Статья: Судебная практика по делам, связанным с применением статьи 11 Федерального закона "О защите конкуренции"
(Савицкая И.Г.)
("Арбитражные споры", 2024, N 4)По мнению антимонопольного органа, несение значительных расходов по уплате денежных средств в качестве обеспечения заявок для участия в аукционе при отсутствии цели заключения контракта объясняется тем, что такое поведение имеет иную мотивацию и является результатом реализации группового "стратегического" поведения, направленного на обеспечение победы одному конкретному участнику торгов. Отсутствие конкурентной борьбы за предмет аукциона свидетельствует о том, что участники соглашения имели своей целью получить максимальную экономическую выгоду от участия в электронных аукционах, то есть право выполнения работ по контракту по минимально сниженной цене. Такое поведение участников при проведении закупок ограничило состязательность в установлении конкурентной цены на привлекательном для победителя уровне и создало положение, влекущее недостаточную экономию бюджетных средств.
(Савицкая И.Г.)
("Арбитражные споры", 2024, N 4)По мнению антимонопольного органа, несение значительных расходов по уплате денежных средств в качестве обеспечения заявок для участия в аукционе при отсутствии цели заключения контракта объясняется тем, что такое поведение имеет иную мотивацию и является результатом реализации группового "стратегического" поведения, направленного на обеспечение победы одному конкретному участнику торгов. Отсутствие конкурентной борьбы за предмет аукциона свидетельствует о том, что участники соглашения имели своей целью получить максимальную экономическую выгоду от участия в электронных аукционах, то есть право выполнения работ по контракту по минимально сниженной цене. Такое поведение участников при проведении закупок ограничило состязательность в установлении конкурентной цены на привлекательном для победителя уровне и создало положение, влекущее недостаточную экономию бюджетных средств.
Статья: Новый порядок обеспечения работников СИЗ и смывающими средствами
(Агуреева Н.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2023, N 9)Если говорить о выборе СИЗ и смывающих средств, то тут новые Правила работодателям не помогли. Речь не о возможности экономии на некачественных СИЗ и смывающих средствах, а о не прекращающемся уже много лет конфликте между работниками и работодателями в связи с тем, что закупаемые СИЗ упали в качестве. Одной из причин является установление требования закупки СИЗ и смывающих путем проведения аукционов, где в ряде случаев в типовом техническом задании нельзя прописать дополнительные требования, а закупать приходиться те, что продают по самой дешевой цене. Но цена всегда влияет на качество. Также многие работники все чаще вспоминают СИЗ иностранного производства, рассказывая про их качество, внешний вид, продуманность и износостойкость, сетуя на то, что нашим СИЗ (по низкой цене) всего этого сильно недостает.
(Агуреева Н.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2023, N 9)Если говорить о выборе СИЗ и смывающих средств, то тут новые Правила работодателям не помогли. Речь не о возможности экономии на некачественных СИЗ и смывающих средствах, а о не прекращающемся уже много лет конфликте между работниками и работодателями в связи с тем, что закупаемые СИЗ упали в качестве. Одной из причин является установление требования закупки СИЗ и смывающих путем проведения аукционов, где в ряде случаев в типовом техническом задании нельзя прописать дополнительные требования, а закупать приходиться те, что продают по самой дешевой цене. Но цена всегда влияет на качество. Также многие работники все чаще вспоминают СИЗ иностранного производства, рассказывая про их качество, внешний вид, продуманность и износостойкость, сетуя на то, что нашим СИЗ (по низкой цене) всего этого сильно недостает.
"Казенные учреждения: бюджетный учет и отчетность: Учебник"
(Маслова Т.С., Журавлева Т.А.)
(под ред. Т.С. Масловой)
("Магистр", "ИНФРА-М", 2023)Отражение экономии, полученной при осуществлении закупки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (конкурсы, аукционы, запрос котировок, запрос предложений) (при условии размещения извещения, приглашения принять участие), относительно начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении о проведении конкурса (аукциона, запроса котировок, запроса предложений):
(Маслова Т.С., Журавлева Т.А.)
(под ред. Т.С. Масловой)
("Магистр", "ИНФРА-М", 2023)Отражение экономии, полученной при осуществлении закупки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (конкурсы, аукционы, запрос котировок, запрос предложений) (при условии размещения извещения, приглашения принять участие), относительно начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении о проведении конкурса (аукциона, запроса котировок, запроса предложений):
Статья: Целесообразность применения государственными и муниципальными учреждениями аутсорсинга услуг
(Чагин К.Г.)
("Руководитель автономного учреждения", 2023, N 6)1. Экономия бюджетных средств за счет использования конкурентных способов закупки. В примерах, приведенных в предыдущих статьях, уже говорилось о достижении экономии - и весьма заметной. Вот еще один показательный случай, в котором фигурирует казенное учреждение (центр социальных и информационных услуг для молодежи). В рамках Закона N 44-ФЗ <2> оно проводило много закупок, предметом которых становилось оказание услуг целевым клиентским группам. Обобщим результаты некоторых электронных аукционов.
(Чагин К.Г.)
("Руководитель автономного учреждения", 2023, N 6)1. Экономия бюджетных средств за счет использования конкурентных способов закупки. В примерах, приведенных в предыдущих статьях, уже говорилось о достижении экономии - и весьма заметной. Вот еще один показательный случай, в котором фигурирует казенное учреждение (центр социальных и информационных услуг для молодежи). В рамках Закона N 44-ФЗ <2> оно проводило много закупок, предметом которых становилось оказание услуг целевым клиентским группам. Обобщим результаты некоторых электронных аукционов.
"Бюджетные учреждения: планирование, учет, анализ и контроль: Учебник"
(Ендовицкий Д.А., Бахтурина Ю.И., Бехтерева И.С., Бобрышев А.Н., Васильева К.Н., Головин С.В., Ельчанинова О.В., Коробейникова Л.С., Костюкова Е.И., Кривошеев А.В., Сапожникова Н.Г., Спиридонова Н.Э., Татаринова М.Н., Тунин С.А., Феськова М.В., Чуриков А.В., Яковенко В.С.)
(под ред. Ендовицкого Д.А.)
("КНОРУС", 2022)8. Дайте характеристику показателей экономии денежных средств в рамках проведения конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) по источникам финансирования.
(Ендовицкий Д.А., Бахтурина Ю.И., Бехтерева И.С., Бобрышев А.Н., Васильева К.Н., Головин С.В., Ельчанинова О.В., Коробейникова Л.С., Костюкова Е.И., Кривошеев А.В., Сапожникова Н.Г., Спиридонова Н.Э., Татаринова М.Н., Тунин С.А., Феськова М.В., Чуриков А.В., Яковенко В.С.)
(под ред. Ендовицкого Д.А.)
("КНОРУС", 2022)8. Дайте характеристику показателей экономии денежных средств в рамках проведения конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) по источникам финансирования.
Ситуация: Каковы особенности приобретения жилья в ипотеку?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Если же договором об ипотеке предусмотрен внесудебный порядок, жилые помещения, на которые обращено взыскание, реализуются путем продажи с торгов, проводимых в форме открытого аукциона (п. 1 ст. 59 Закона N 102-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Если же договором об ипотеке предусмотрен внесудебный порядок, жилые помещения, на которые обращено взыскание, реализуются путем продажи с торгов, проводимых в форме открытого аукциона (п. 1 ст. 59 Закона N 102-ФЗ).