Экономия подрядчика 44-фз
Подборка наиболее важных документов по запросу Экономия подрядчика 44-фз (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2023 N 07АП-1232/2023 по делу N А03-3314/2021
Требование: О взыскании неосновательного обогащения по муниципальным контрактам на выполнение подрядных работ.
Решение: Требование удовлетворено.Ссылки подателя жалобы на то, что применение ответчиком аналоговых материалов не противоречит требованиям части 7 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2015 N 44-ФЗ и является экономией подрядчика, отклоняется апелляционной инстанцией, поскольку замена материалов, не может являться экономией подрядчика, ввиду изменения проектного решения.
Требование: О взыскании неосновательного обогащения по муниципальным контрактам на выполнение подрядных работ.
Решение: Требование удовлетворено.Ссылки подателя жалобы на то, что применение ответчиком аналоговых материалов не противоречит требованиям части 7 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2015 N 44-ФЗ и является экономией подрядчика, отклоняется апелляционной инстанцией, поскольку замена материалов, не может являться экономией подрядчика, ввиду изменения проектного решения.
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2024 N 13АП-16806/2024 по делу N А21-11503/2023
Категория: Споры в сфере бюджетного законодательства.
Требования получателя бюджетных средств: О признании недействительным представления уполномоченного органа о возврате денежных средств бюджета, использованных не по целевому назначению.
Обстоятельства: Поводом для вынесения оспариваемого предписания послужил вывод уполномоченного органа о нарушении заявителем норм бюджетного законодательства, что выразилось в оплате работ в рамках исполнения государственного контракта по завышенной стоимости.
Решение: Удовлетворено.Исходя из статей 309, 310, 702, 740, 763 ГК РФ, положений Закона N 44-ФЗ, государственный контракт заключается и исполняется по цене, предложенной победителем закупки; в законе отсутствуют нормы о корректировке цены контракта в зависимости от применяемой системы налогообложения; применение подрядчиком упрощенной системы налогообложения не может являться для заказчика способом экономии при оплате результатов выполнения работ; заказчик обязан оплатить выполненные подрядчиком работы по согласованной цене; основания для уменьшения стоимости работ на сумму налога на добавленную стоимость отсутствуют (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 15.11.2017 N 308-ЭС17-13912 по делу N А15-3160/2016).
Категория: Споры в сфере бюджетного законодательства.
Требования получателя бюджетных средств: О признании недействительным представления уполномоченного органа о возврате денежных средств бюджета, использованных не по целевому назначению.
Обстоятельства: Поводом для вынесения оспариваемого предписания послужил вывод уполномоченного органа о нарушении заявителем норм бюджетного законодательства, что выразилось в оплате работ в рамках исполнения государственного контракта по завышенной стоимости.
Решение: Удовлетворено.Исходя из статей 309, 310, 702, 740, 763 ГК РФ, положений Закона N 44-ФЗ, государственный контракт заключается и исполняется по цене, предложенной победителем закупки; в законе отсутствуют нормы о корректировке цены контракта в зависимости от применяемой системы налогообложения; применение подрядчиком упрощенной системы налогообложения не может являться для заказчика способом экономии при оплате результатов выполнения работ; заказчик обязан оплатить выполненные подрядчиком работы по согласованной цене; основания для уменьшения стоимости работ на сумму налога на добавленную стоимость отсутствуют (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 15.11.2017 N 308-ЭС17-13912 по делу N А15-3160/2016).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по судебной практике: Общие положения о подряде.
Является ли экономией подрядчика использование более дешевых материалов при выполнении работ по договору подряда
(КонсультантПлюс, 2025)"...При рассмотрении довода общества о том, что разница в стоимости является "экономией подрядчика", судебные инстанции правомерно указали, что согласно положениям части 2 статьи 33 Закона N 44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям (максимальные и (или) минимальные значения), а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Является ли экономией подрядчика использование более дешевых материалов при выполнении работ по договору подряда
(КонсультантПлюс, 2025)"...При рассмотрении довода общества о том, что разница в стоимости является "экономией подрядчика", судебные инстанции правомерно указали, что согласно положениям части 2 статьи 33 Закона N 44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям (максимальные и (или) минимальные значения), а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Статья: Внутренний финансовый контроль и внутренний финансовый аудит
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)обоснованности выбора способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии со ст. 24 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" с целью достижения экономии бюджетных средств;
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)обоснованности выбора способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии со ст. 24 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" с целью достижения экономии бюджетных средств;
Нормативные акты
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)4) использования в соответствии с законодательством Российской Федерации экономии, полученной при осуществлении закупки;
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)4) использования в соответствии с законодательством Российской Федерации экономии, полученной при осуществлении закупки;
Приказ Казначейства России от 25.11.2024 N 17н
"Об утверждении Порядка формирования и направления заказчиком сведений, подлежащих включению в реестр контрактов, содержащий сведения, составляющие государственную тайну, формирования и направления запросов о предоставлении сведений из указанного реестра, формирования и направления Федеральным казначейством выписок из указанного реестра и протокола, а также форм указанных документов"
(Зарегистрировано в Минюсте России 20.12.2024 N 80656)предельный размер расходов по контракту, размер предусмотренной этим контрактом экономии в натуральном и стоимостном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергоресурсов, а также процент такой экономии и его определение в стоимостном выражении указываются в соответствии со статьей 108 Федерального закона N 44-ФЗ;
"Об утверждении Порядка формирования и направления заказчиком сведений, подлежащих включению в реестр контрактов, содержащий сведения, составляющие государственную тайну, формирования и направления запросов о предоставлении сведений из указанного реестра, формирования и направления Федеральным казначейством выписок из указанного реестра и протокола, а также форм указанных документов"
(Зарегистрировано в Минюсте России 20.12.2024 N 80656)предельный размер расходов по контракту, размер предусмотренной этим контрактом экономии в натуральном и стоимостном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергоресурсов, а также процент такой экономии и его определение в стоимостном выражении указываются в соответствии со статьей 108 Федерального закона N 44-ФЗ;
Статья: Обзор практики рассмотрения споров по исполнению энергосервисных контрактов
(Важенина В.)
("Прогосзаказ.рф", 2024, N 11)Важный вывод сделал АС Волго-Вятского округа <5> в аналогичном споре. Указывая на нарушение заказчиком положений контракта и ст. 108 Закона N 44-ФЗ, суд акцентировал внимание на непрерывности процесса оказания услуг до момента достижения требуемой экономии по контракту. Момент достижения минимального размера экономии не приостанавливает процесс оказания услуг.
(Важенина В.)
("Прогосзаказ.рф", 2024, N 11)Важный вывод сделал АС Волго-Вятского округа <5> в аналогичном споре. Указывая на нарушение заказчиком положений контракта и ст. 108 Закона N 44-ФЗ, суд акцентировал внимание на непрерывности процесса оказания услуг до момента достижения требуемой экономии по контракту. Момент достижения минимального размера экономии не приостанавливает процесс оказания услуг.
Статья: Особенности заключения энергосервисных контрактов по Закону N 44-ФЗ
(Батраков Ю.)
("Прогосзаказ.рф", 2024, N 3)Дополнительно необходимо обратить внимание на то, что ч. 7, 8 ст. 34 Закона N 44-ФЗ, определяющие общую меру ответственности за просрочку, неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства поставщиком (подрядчиком, исполнителем), содержат оговорку, что они применяются в случае, если законодательством РФ не установлен иной порядок начисления пени, штрафов.
(Батраков Ю.)
("Прогосзаказ.рф", 2024, N 3)Дополнительно необходимо обратить внимание на то, что ч. 7, 8 ст. 34 Закона N 44-ФЗ, определяющие общую меру ответственности за просрочку, неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства поставщиком (подрядчиком, исполнителем), содержат оговорку, что они применяются в случае, если законодательством РФ не установлен иной порядок начисления пени, штрафов.
"Проблемы строительного права: сборник статей"
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)Возможно, требование ч. 7 ст. 95 Закона N 44-ФЗ с улучшением технических характеристик при замене проектных материалов или работ является единственным решением проблемы необходимости дальнейшего пересмотра сметной стоимости с повторным прохождением государственной экспертизы, а также в принципе барьером для каких-либо изменений. Улучшаем технические характеристики - значит, предлагаемые к замене материалы точно не будут дешевле, и далее подрядчик не положит образовавшуюся экономию себе в карман. С другой стороны, цена такого решения оказалась слишком высока. Мы получили множество других проблем, связанных с невозможностью функционирования принципов конкуренции и невозможностью обеспечения бесперебойности строительства при согласовании и внесении изменений.
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)Возможно, требование ч. 7 ст. 95 Закона N 44-ФЗ с улучшением технических характеристик при замене проектных материалов или работ является единственным решением проблемы необходимости дальнейшего пересмотра сметной стоимости с повторным прохождением государственной экспертизы, а также в принципе барьером для каких-либо изменений. Улучшаем технические характеристики - значит, предлагаемые к замене материалы точно не будут дешевле, и далее подрядчик не положит образовавшуюся экономию себе в карман. С другой стороны, цена такого решения оказалась слишком высока. Мы получили множество других проблем, связанных с невозможностью функционирования принципов конкуренции и невозможностью обеспечения бесперебойности строительства при согласовании и внесении изменений.
Статья: Офсетный договор в рамках закупок товаров, работ и услуг для отдельных категорий юридических лиц в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Условия долгосрочного контракта со встречными инвестиционными обязательствами могут быть при необходимости изменены в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Условия долгосрочного контракта со встречными инвестиционными обязательствами могут быть при необходимости изменены в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ.
Вопрос: О санкционировании перечислений выплаты по окончательным расчетам, выплаты прибыли по контракту (договору), заключенному в рамках госконтракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
(Письмо Минфина России от 03.06.2025 N 02-12-08/54824)Положения об условиях, подлежащих включению в государственные контракты, контракты (договоры), в том числе заключаемые с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определенным в соответствии со статьей 93 Федерального закона N 44-ФЗ, установлены пунктами 2 и 3 статьи 242.23 Бюджетного кодекса, а также пунктами 10, 16 Правил N 2024 <5>.
(Письмо Минфина России от 03.06.2025 N 02-12-08/54824)Положения об условиях, подлежащих включению в государственные контракты, контракты (договоры), в том числе заключаемые с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определенным в соответствии со статьей 93 Федерального закона N 44-ФЗ, установлены пунктами 2 и 3 статьи 242.23 Бюджетного кодекса, а также пунктами 10, 16 Правил N 2024 <5>.
Готовое решение: Что такое принимаемые обязательства в бюджетном (бухгалтерском) учете учреждения
(КонсультантПлюс, 2025)Принимаемые обязательства - это обязанность учреждения предоставить денежные средства при осуществлении закупки с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствующем финансовом году (ч. 2 ст. 24 Закона N 44-ФЗ, п. 308 Инструкции N 157н).
(КонсультантПлюс, 2025)Принимаемые обязательства - это обязанность учреждения предоставить денежные средства при осуществлении закупки с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствующем финансовом году (ч. 2 ст. 24 Закона N 44-ФЗ, п. 308 Инструкции N 157н).
"Настольная книга специалиста по корпоративным закупкам"
(Байрашев В.Р., Исютин-Федотков Д.В.)
("Проспект", 2025)- экономия бюджетных средств в процессе осуществления закупок (определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) - это снижение НМЦК относительно цены заключенных контрактов.
(Байрашев В.Р., Исютин-Федотков Д.В.)
("Проспект", 2025)- экономия бюджетных средств в процессе осуществления закупок (определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) - это снижение НМЦК относительно цены заключенных контрактов.