Экономия фонда оплаты труда в бюджетном учреждении
Подборка наиболее важных документов по запросу Экономия фонда оплаты труда в бюджетном учреждении (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Расходы бюджетного учреждения (премии, командировки)
(КонсультантПлюс, 2025)1. Премии в бюджетном учреждении. Премирование руководителя
(КонсультантПлюс, 2025)1. Премии в бюджетном учреждении. Премирование руководителя
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Единые рекомендации по оплате труда на 2025 год
(Мухин С.)
("Казенные учреждения: учет, налоги, право", 2025, N 2)- средства, образовавшиеся в результате экономии средств, предусмотренных в фонде оплаты труда работников государственных учреждений службы занятости, использовать в целях осуществления работникам данных учреждений выплат стимулирующего характера.
(Мухин С.)
("Казенные учреждения: учет, налоги, право", 2025, N 2)- средства, образовавшиеся в результате экономии средств, предусмотренных в фонде оплаты труда работников государственных учреждений службы занятости, использовать в целях осуществления работникам данных учреждений выплат стимулирующего характера.
Статья: Выплата единовременной премии за счет средств ОМС - это "нецелевка"
(Опарина С.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2025, N 4)Пункт 7.5 Приказа N 6/274 предусматривает возможность иных стимулирующих выплат работникам учреждений, не входящих в установленный перечень, только за счет средств от приносящей доход деятельности, экономии фонда оплаты труда (исключительно из средств республиканского бюджета Республики Коми).
(Опарина С.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2025, N 4)Пункт 7.5 Приказа N 6/274 предусматривает возможность иных стимулирующих выплат работникам учреждений, не входящих в установленный перечень, только за счет средств от приносящей доход деятельности, экономии фонда оплаты труда (исключительно из средств республиканского бюджета Республики Коми).
Нормативные акты
<Письмо> Минпросвещения России N 08-1534, Профсоюза работников народного образования и науки РФ N 583 от 08.11.2024
<О продолжительности ежегодного основного удлиненного отпуска педагогических работников, замещающих в образовательных организациях должности советников директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями>При применении статьи 126 ТК РФ следует учесть, что работодатель может, но не обязан осуществлять такую замену части отпуска работника в натуре на денежную компенсацию. Такая замена означает, что за один и тот же период работнику должна производиться двойная выплата: в виде компенсации за часть отпуска, который не будет использован, и заработная плата за период работы вместо отпуска. Для такой двойной выплаты необходимы соответствующие дополнительные средства фонда оплаты труда, которые в бюджетных учреждениях не всегда имеются по объективным причинам, если нет экономии фонда оплаты труда.
<О продолжительности ежегодного основного удлиненного отпуска педагогических работников, замещающих в образовательных организациях должности советников директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями>При применении статьи 126 ТК РФ следует учесть, что работодатель может, но не обязан осуществлять такую замену части отпуска работника в натуре на денежную компенсацию. Такая замена означает, что за один и тот же период работнику должна производиться двойная выплата: в виде компенсации за часть отпуска, который не будет использован, и заработная плата за период работы вместо отпуска. Для такой двойной выплаты необходимы соответствующие дополнительные средства фонда оплаты труда, которые в бюджетных учреждениях не всегда имеются по объективным причинам, если нет экономии фонда оплаты труда.
<Письмо> Минпросвещения России N ВБ-1107/08, Профсоюза работников народного образования и науки РФ N 235 от 22.05.2020
<О направлении разъяснений>
(вместе с "Разъяснениями по предоставлению педагогическим работникам, реализующим образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательные программы среднего профессионального образования и дополнительные общеобразовательные программы с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусков (ежегодных основных оплачиваемых отпусков) и ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков, учету рабочего времени и оплате труда")При применении статьи 126 ТК РФ следует учесть, что работодатель может, но не обязан осуществлять такую замену части отпуска работника в натуре на денежную компенсацию. Такая замена означает, что за один и тот же период работнику должна производиться двойная выплата: в виде компенсации за часть отпуска, который не будет использован, и заработная плата за период работы вместо отпуска. Для такой двойной выплаты необходим двойной фонд оплаты труда, что в бюджетных учреждениях не всегда возможно по объективным причинам, если нет экономии фонда оплаты труда.
<О направлении разъяснений>
(вместе с "Разъяснениями по предоставлению педагогическим работникам, реализующим образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательные программы среднего профессионального образования и дополнительные общеобразовательные программы с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусков (ежегодных основных оплачиваемых отпусков) и ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков, учету рабочего времени и оплате труда")При применении статьи 126 ТК РФ следует учесть, что работодатель может, но не обязан осуществлять такую замену части отпуска работника в натуре на денежную компенсацию. Такая замена означает, что за один и тот же период работнику должна производиться двойная выплата: в виде компенсации за часть отпуска, который не будет использован, и заработная плата за период работы вместо отпуска. Для такой двойной выплаты необходим двойной фонд оплаты труда, что в бюджетных учреждениях не всегда возможно по объективным причинам, если нет экономии фонда оплаты труда.
Статья: Анализ труда и заработной платы органов внутренних дел в контексте кадровой безопасности
(Глущенко А.В., Кучерова Е.П., Юкина А.Ю.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 14)По данным табл. 3 видно, что средняя заработная плата работников учреждения за 2018 г. увеличилась по сравнению с 2016 г. и составила 29,1 тыс. руб. В ходе проведенного анализа можно сделать вывод, что фонд оплаты труда в ОМВД по *** району используется эффективно. Экономия ФОТ перераспределена на стимулирующие выплаты, что повлекло увеличение данных выплат. Также в 2018 г. наблюдалось повышение средней заработной платы. Фонд заработной платы используется в строгом соответствии с его целевым предназначением в пределах сумм, установленных сметой расходов на содержание учреждения [16]. В большинстве случаев примерно 90% увеличения ФОТ происходит из-за увеличения численности работников, а в данном случае увеличение средней заработной платы произошло за счет уменьшения списочной численности и перераспределения сэкономленных средств на выплаты стимулирующего характера.
(Глущенко А.В., Кучерова Е.П., Юкина А.Ю.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 14)По данным табл. 3 видно, что средняя заработная плата работников учреждения за 2018 г. увеличилась по сравнению с 2016 г. и составила 29,1 тыс. руб. В ходе проведенного анализа можно сделать вывод, что фонд оплаты труда в ОМВД по *** району используется эффективно. Экономия ФОТ перераспределена на стимулирующие выплаты, что повлекло увеличение данных выплат. Также в 2018 г. наблюдалось повышение средней заработной платы. Фонд заработной платы используется в строгом соответствии с его целевым предназначением в пределах сумм, установленных сметой расходов на содержание учреждения [16]. В большинстве случаев примерно 90% увеличения ФОТ происходит из-за увеличения численности работников, а в данном случае увеличение средней заработной платы произошло за счет уменьшения списочной численности и перераспределения сэкономленных средств на выплаты стимулирующего характера.
"Годовой отчет для автономных учреждений - 2022"
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)При этом в бухгалтерском учете для отражения корректных данных по счетам 0 502 11 211, 0 502 99 211 при принятии обязательств по оплате отпускных за счет отложенных обязательств (резерва предстоящих расходов) необходимо уменьшить ранее принятые обязательства на год (исходя из годового объема фонда оплаты труда) на сумму принятых обязательств за счет отложенных обязательств (резерва предстоящих расходов) на оплату отпусков, а также скорректировать сумму отложенных обязательств по оплате отпусков. Аналогичный порядок распространяется на обязательства по страховым взносам, начисленным на суммы отпускных выплат, только в случае, если в учреждении предусмотрено их принятие единовременно на год (исходя из объема годового фонда оплаты труда).
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)При этом в бухгалтерском учете для отражения корректных данных по счетам 0 502 11 211, 0 502 99 211 при принятии обязательств по оплате отпускных за счет отложенных обязательств (резерва предстоящих расходов) необходимо уменьшить ранее принятые обязательства на год (исходя из годового объема фонда оплаты труда) на сумму принятых обязательств за счет отложенных обязательств (резерва предстоящих расходов) на оплату отпусков, а также скорректировать сумму отложенных обязательств по оплате отпусков. Аналогичный порядок распространяется на обязательства по страховым взносам, начисленным на суммы отпускных выплат, только в случае, если в учреждении предусмотрено их принятие единовременно на год (исходя из объема годового фонда оплаты труда).
Статья: ВС РФ: выплата материальной помощи за счет средств ОМС неправомерна!
(Зарипова М.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2024, N 8)Таким образом, как отмечено судами, региональное законодательство закрепляет возможность медицинским организациям предусматривать в своих локальных актах выплаты материальной помощи за счет средств, сложившихся из экономии фонда оплаты труда. Нормативные правовые акты, в том числе региональные, не содержат указание на то, что выплата материальной помощи возможна за счет средств ОМС, поскольку это прямо противоречит императивным нормам, закрепленным в Законе N 326-ФЗ.
(Зарипова М.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2024, N 8)Таким образом, как отмечено судами, региональное законодательство закрепляет возможность медицинским организациям предусматривать в своих локальных актах выплаты материальной помощи за счет средств, сложившихся из экономии фонда оплаты труда. Нормативные правовые акты, в том числе региональные, не содержат указание на то, что выплата материальной помощи возможна за счет средств ОМС, поскольку это прямо противоречит императивным нормам, закрепленным в Законе N 326-ФЗ.
"Годовой отчет для учреждений культуры и искусства - 2022"
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)Экономия ФОТ может быть использована для осуществления выплат социального характера, включая оказание материальной помощи, в соответствии с локальными нормативными актами учреждения о выплатах социального характера или коллективным договором (п. 6 Примерного положения).
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)Экономия ФОТ может быть использована для осуществления выплат социального характера, включая оказание материальной помощи, в соответствии с локальными нормативными актами учреждения о выплатах социального характера или коллективным договором (п. 6 Примерного положения).
Статья: Нецелевое использование бюджетных средств: доплаты работникам
(Казанцева Е.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2023, N 9)Учреждение, в свою очередь, указало, что перечисленные в акте проверки работники фактически являются сотрудниками организации, принятыми на работу до 01.07.2019 (трудовые отношения с ними были установлены до указанной даты, затем были прекращены и возобновлены снова), когда изменилась структура ФОТ. Персональная доплата устанавливалась именно им, поскольку они являются специалистами высокого профессионального уровня, уровень оплаты труда которых должен быть не ниже прежнего. В обоснование правомерности своих действий учреждение также сослалось на Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 30.08.2022 N 521 "Об утверждении Положения об оплате труда работников государственных учреждений, подведомственных Министерству культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия)", действующее с 01.01.2022, в котором отмечено, что в отдельных случаях учреждения для привлечения ценных работников могут устанавливать персональные доплаты за счет средств внебюджетной деятельности или экономии фонда оплаты труда.
(Казанцева Е.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2023, N 9)Учреждение, в свою очередь, указало, что перечисленные в акте проверки работники фактически являются сотрудниками организации, принятыми на работу до 01.07.2019 (трудовые отношения с ними были установлены до указанной даты, затем были прекращены и возобновлены снова), когда изменилась структура ФОТ. Персональная доплата устанавливалась именно им, поскольку они являются специалистами высокого профессионального уровня, уровень оплаты труда которых должен быть не ниже прежнего. В обоснование правомерности своих действий учреждение также сослалось на Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 30.08.2022 N 521 "Об утверждении Положения об оплате труда работников государственных учреждений, подведомственных Министерству культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия)", действующее с 01.01.2022, в котором отмечено, что в отдельных случаях учреждения для привлечения ценных работников могут устанавливать персональные доплаты за счет средств внебюджетной деятельности или экономии фонда оплаты труда.