Экономическое обоснование программы государственных гарантий на 2020 год
Подборка наиболее важных документов по запросу Экономическое обоснование программы государственных гарантий на 2020 год (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Верховного Суда РФ от 28.06.2021 N 307-ЭС19-28079 по делу N А05-6691/2019
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании недействительным решения уполномоченного органа о внесении изменений в Тарифное соглашение в сфере обязательного медицинского страхования в части изменения уровня оказания медицинской помощи в учреждении.
Обжалуемый результат спора: В удовлетворении требования отказано, поскольку учреждение оказывает поликлиническую медицинскую помощь в пределах одного муниципального образования, оно правомерно отнесено к I уровню медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано.Исследовав обстоятельства дела и оценив имеющиеся доказательства, руководствуясь положениями Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании", Методическими рекомендациями о применении нормативов и норм ресурсной обеспеченности населения в сфере здравоохранения, утвержденными приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20.04.2018 N 182, Требованиями к структуре и содержанию тарифного соглашения, утвержденными приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 21.11.2018 N 247, принимая во внимание письмо Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21.12.2018 N 11-7/10/1-511 "О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов", суды пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании недействительным решения уполномоченного органа о внесении изменений в Тарифное соглашение в сфере обязательного медицинского страхования в части изменения уровня оказания медицинской помощи в учреждении.
Обжалуемый результат спора: В удовлетворении требования отказано, поскольку учреждение оказывает поликлиническую медицинскую помощь в пределах одного муниципального образования, оно правомерно отнесено к I уровню медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано.Исследовав обстоятельства дела и оценив имеющиеся доказательства, руководствуясь положениями Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании", Методическими рекомендациями о применении нормативов и норм ресурсной обеспеченности населения в сфере здравоохранения, утвержденными приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20.04.2018 N 182, Требованиями к структуре и содержанию тарифного соглашения, утвержденными приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 21.11.2018 N 247, принимая во внимание письмо Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21.12.2018 N 11-7/10/1-511 "О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов", суды пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Определение Верховного Суда РФ от 21.06.2021 N 304-ЭС21-8562 по делу N А67-13497/2019
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании недействительными приложений к тарифным соглашениям на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию (ОМС), дополнительного соглашения к тарифному соглашению в части, обязании установить тариф в размере, обеспечивающем соблюдение медицинскими организациями порядков и стандартов.
Обжалуемый результат спора: В удовлетворении требования отказано, поскольку внесение изменений в заключенное тарифное соглашение, в том числе в части размеров уже установленных тарифов, законодательством не запрещено, снижение тарифа документально обосновано.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано.Исследовав обстоятельства дела и оценив имеющиеся доказательства, руководствуясь положениями статей 19, 81 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", статей 4, 20, 30, 35, 36 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании", Положением о деятельности комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования, являющимся приложением N 1 к Правилам обязательного медицинского страхования, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28.02.2011 N 158н, приказом Минздрава России от 28.02.2019 N 108н "Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования", письмом Минздрава России от 21.12.2018 N 11-7/10/1-511 "О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов", Методическими рекомендациями по способам оплаты медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования, направленными в субъекты совместным письмом Минздрава России от 21.11.2018 N 11-7/10/2-7543 и Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 21.11.2018 N 14525/26-1/и, суды пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании недействительными приложений к тарифным соглашениям на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию (ОМС), дополнительного соглашения к тарифному соглашению в части, обязании установить тариф в размере, обеспечивающем соблюдение медицинскими организациями порядков и стандартов.
Обжалуемый результат спора: В удовлетворении требования отказано, поскольку внесение изменений в заключенное тарифное соглашение, в том числе в части размеров уже установленных тарифов, законодательством не запрещено, снижение тарифа документально обосновано.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано.Исследовав обстоятельства дела и оценив имеющиеся доказательства, руководствуясь положениями статей 19, 81 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", статей 4, 20, 30, 35, 36 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании", Положением о деятельности комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования, являющимся приложением N 1 к Правилам обязательного медицинского страхования, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28.02.2011 N 158н, приказом Минздрава России от 28.02.2019 N 108н "Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования", письмом Минздрава России от 21.12.2018 N 11-7/10/1-511 "О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов", Методическими рекомендациями по способам оплаты медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования, направленными в субъекты совместным письмом Минздрава России от 21.11.2018 N 11-7/10/2-7543 и Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 21.11.2018 N 14525/26-1/и, суды пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Первичное звено государственной системы здравоохранения в Российской Федерации: организационно-правовой статус
(Стасевич Н.Ю.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 9)В письме Минздрава России от 13 декабря 2017 г. N 11-7/10/2-8616 "О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" <12> (далее - Письмо Минздрава России N 11-7/10/2-8616) рекомендовано распределить МО, участвующие в реализации территориальной программы государственных гарантий, по трем уровням. В данном документе появляется более детальное описание уровней. В частности, для первого уровня оказания МП указан территориальный признак - "в пределах муниципального образования (внутригородского округа)". Для первичного звена расширен перечень видов МП. Он (первый уровень) должен осуществлять, помимо специализированной МП по 4 профилям <13> (за исключением ВМП), также скорую и паллиативную МП. Ко второму уровню отнесены МО, оказывающие специализированную МП (за исключением ВМП) по пяти и более профилям на межмуниципальном уровне, больницы скорой МП и диспансеры. К третьему уровню отнесены МО, оказывающие ВМП. Таким образом, полной ясности письмо Минздрава России N 11-7/10/2-8616 не внесло. Первичное звено наделено (согласно документу) обязанностью оказывать специализированную МП, которая осуществляется в условиях дневного и круглосуточного стационара. Это вносит диссонанс в концепцию того, что первичное звено - это уровень ПМСП, которая осуществляется (согласно ФЗ N 323-ФЗ) исключительно в амбулаторных условиях или в дневных стационарах при МО, оказывающих ПМСП в амбулаторных условиях. В письме Минздрава России N 11-7/10/2-8616 появился и количественный признак (число профилей), делящий МО, оказывающие специализированную помощь, на первый и второй уровень. Неясно обстоит дело и с диспансерами <14>. Диспансеры могут оказывать как исключительно ПМСП и быть, по сути, монопрофильными амбулаторными МО, так быть и крупными центрами, оказывающими специализированную и ВМП в условиях стационара <15>. Помимо этого, документ изобилует такими понятиями, как "центр", "больница", хотя нет понимания того, о чем идет речь. В Приказе Минздрава России от 6 августа 2013 г. N 529н "Об утверждении номенклатуры медицинских организаций" <16> (далее - Приказ Минздрава России N 529н) указаны данные типы МО, но нет описания их функционала в части вида, условий оказания и формы МП. Приказ Минздрава России N 529н не содержит в себе таких наименований, как фельдшерско-акушерский (фельдшерский) пункт или офис врача общей практики (далее - ВОП). Этот факт выглядит довольно странно с той позиции, что именно указанные МО являются одними из основных единиц первичного звена системы здравоохранения.
(Стасевич Н.Ю.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 9)В письме Минздрава России от 13 декабря 2017 г. N 11-7/10/2-8616 "О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" <12> (далее - Письмо Минздрава России N 11-7/10/2-8616) рекомендовано распределить МО, участвующие в реализации территориальной программы государственных гарантий, по трем уровням. В данном документе появляется более детальное описание уровней. В частности, для первого уровня оказания МП указан территориальный признак - "в пределах муниципального образования (внутригородского округа)". Для первичного звена расширен перечень видов МП. Он (первый уровень) должен осуществлять, помимо специализированной МП по 4 профилям <13> (за исключением ВМП), также скорую и паллиативную МП. Ко второму уровню отнесены МО, оказывающие специализированную МП (за исключением ВМП) по пяти и более профилям на межмуниципальном уровне, больницы скорой МП и диспансеры. К третьему уровню отнесены МО, оказывающие ВМП. Таким образом, полной ясности письмо Минздрава России N 11-7/10/2-8616 не внесло. Первичное звено наделено (согласно документу) обязанностью оказывать специализированную МП, которая осуществляется в условиях дневного и круглосуточного стационара. Это вносит диссонанс в концепцию того, что первичное звено - это уровень ПМСП, которая осуществляется (согласно ФЗ N 323-ФЗ) исключительно в амбулаторных условиях или в дневных стационарах при МО, оказывающих ПМСП в амбулаторных условиях. В письме Минздрава России N 11-7/10/2-8616 появился и количественный признак (число профилей), делящий МО, оказывающие специализированную помощь, на первый и второй уровень. Неясно обстоит дело и с диспансерами <14>. Диспансеры могут оказывать как исключительно ПМСП и быть, по сути, монопрофильными амбулаторными МО, так быть и крупными центрами, оказывающими специализированную и ВМП в условиях стационара <15>. Помимо этого, документ изобилует такими понятиями, как "центр", "больница", хотя нет понимания того, о чем идет речь. В Приказе Минздрава России от 6 августа 2013 г. N 529н "Об утверждении номенклатуры медицинских организаций" <16> (далее - Приказ Минздрава России N 529н) указаны данные типы МО, но нет описания их функционала в части вида, условий оказания и формы МП. Приказ Минздрава России N 529н не содержит в себе таких наименований, как фельдшерско-акушерский (фельдшерский) пункт или офис врача общей практики (далее - ВОП). Этот факт выглядит довольно странно с той позиции, что именно указанные МО являются одними из основных единиц первичного звена системы здравоохранения.
Статья: Актуальные вопросы применения законодательства об обязательном медицинском страховании
(Корабухина Л.И.)
("Арбитражные споры", 2024, N 3)В соответствии с требованиями указанного Постановления Минздрав России в письме от 21.12.2018 N 11-7/10/1-511 "О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" разъяснил, что расходы государственных и муниципальных медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы ОМС, в части капитального ремонта и проектно-сметной документации для его проведения осуществляются за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов.
(Корабухина Л.И.)
("Арбитражные споры", 2024, N 3)В соответствии с требованиями указанного Постановления Минздрав России в письме от 21.12.2018 N 11-7/10/1-511 "О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" разъяснил, что расходы государственных и муниципальных медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы ОМС, в части капитального ремонта и проектно-сметной документации для его проведения осуществляются за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов.
Нормативные акты
<Письмо> ФФОМС от 31.01.2018 N 423/30-4/480
<Об оплате медицинской помощи медицинским организациям, оказывающим помощь обучающимся в общеобразовательных организациях>Разделом "Формирование территориальной программы обязательного медицинского страхования" письма Министерства здравоохранения Российской Федерации от 13.12.2017 N 11-7/10/2-8616 "О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" предусмотрено:
<Об оплате медицинской помощи медицинским организациям, оказывающим помощь обучающимся в общеобразовательных организациях>Разделом "Формирование территориальной программы обязательного медицинского страхования" письма Министерства здравоохранения Российской Федерации от 13.12.2017 N 11-7/10/2-8616 "О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" предусмотрено:
<Письмо> ФФОМС от 27.12.2019 N 17869/30-4/и
<О направлении для использования в работе письма Минздрава России от 24.12.2019 N 11-7/И/2-12330 "О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов">ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ
<О направлении для использования в работе письма Минздрава России от 24.12.2019 N 11-7/И/2-12330 "О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов">ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ
Статья: Приобретение за счет средств ОМС дорогостоящего оборудования
(Зарипова М.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2022, N 2)В соответствии с Письмом Минздрава России от 13.12.2017 N 11-7/10/2-8616 "О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" расходы государственных и муниципальных медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы ОМС, в части приобретения основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью свыше 100 тыс. руб. за единицу и иные расходы осуществляются за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов. Таким образом, по мнению ТФОМС, больница обязана была приобретать оборудование стоимостью свыше 100 тыс. руб. за счет средств бюджета субъекта РФ.
(Зарипова М.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2022, N 2)В соответствии с Письмом Минздрава России от 13.12.2017 N 11-7/10/2-8616 "О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" расходы государственных и муниципальных медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы ОМС, в части приобретения основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью свыше 100 тыс. руб. за единицу и иные расходы осуществляются за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов. Таким образом, по мнению ТФОМС, больница обязана была приобретать оборудование стоимостью свыше 100 тыс. руб. за счет средств бюджета субъекта РФ.
Вопрос: В ходе мероприятий внутреннего контроля было обнаружено нарушение в виде приобретения в 2020 году объекта основных средств стоимостью 106 000 руб. за счет средств ОМС. Как восстановить неправомерно потраченные средства ОМС и произвести оплату за счет другого источника - целевой субсидии, выделенной учредителем?
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2020, N 9)Минздрав в Письме от 24.12.2019 N 11-7/И/2-12330 "О направлении разъяснений по вопросам формирования и экономического обоснования территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" указал, что в соответствии с законодательством об ОМС расходы государственных и муниципальных медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы ОМС, в части капитального ремонта и проектно-сметной документации для его проведения, приобретения основных средств (оборудования, производственного и хозяйственного инвентаря) стоимостью свыше 100 000 руб. за единицу и иные расходы, не включенные в структуру тарифа в соответствии с ч. 7 ст. 35 Закона N 326-ФЗ, осуществляются за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов.
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2020, N 9)Минздрав в Письме от 24.12.2019 N 11-7/И/2-12330 "О направлении разъяснений по вопросам формирования и экономического обоснования территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" указал, что в соответствии с законодательством об ОМС расходы государственных и муниципальных медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы ОМС, в части капитального ремонта и проектно-сметной документации для его проведения, приобретения основных средств (оборудования, производственного и хозяйственного инвентаря) стоимостью свыше 100 000 руб. за единицу и иные расходы, не включенные в структуру тарифа в соответствии с ч. 7 ст. 35 Закона N 326-ФЗ, осуществляются за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов.
"Комментарий к Федеральному закону от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
(постатейный)
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Бондарева Э.С., Лысенко Т.И., Митричев И.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2020)В связи с бюджетным финансированием программ оказания гражданам бесплатной медицинской помощи сроки их действия "привязаны" к периодам действия соответствующего бюджета в рамках бюджетного процесса. Например, Постановлением Правительства РФ от 7 декабря 2019 г. N 1610 очередная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи утверждена на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов.
(постатейный)
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Бондарева Э.С., Лысенко Т.И., Митричев И.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2020)В связи с бюджетным финансированием программ оказания гражданам бесплатной медицинской помощи сроки их действия "привязаны" к периодам действия соответствующего бюджета в рамках бюджетного процесса. Например, Постановлением Правительства РФ от 7 декабря 2019 г. N 1610 очередная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи утверждена на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов.
Статья: Расчет показателей производительности труда
(Орлова О.Е.)
("Руководитель автономного учреждения", 2018, N 3)<1> Письмо Минздрава РФ от 13.12.2017 N 11-7/10/2-8616 "О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов".
(Орлова О.Е.)
("Руководитель автономного учреждения", 2018, N 3)<1> Письмо Минздрава РФ от 13.12.2017 N 11-7/10/2-8616 "О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов".
Статья: Актуальные вопросы управленческого учета в здравоохранении
(Чуриков А.В.)
("Международный бухгалтерский учет", 2021, N 6)<3> О направлении разъяснений по вопросам формирования и экономического обоснования территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, включая подходы к определению дифференцированных нормативов объема медицинской помощи: Письмо Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31.12.2020 N 11-7/И/2-20700. URL: http://www.consultant.ru/.
(Чуриков А.В.)
("Международный бухгалтерский учет", 2021, N 6)<3> О направлении разъяснений по вопросам формирования и экономического обоснования территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, включая подходы к определению дифференцированных нормативов объема медицинской помощи: Письмо Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31.12.2020 N 11-7/И/2-20700. URL: http://www.consultant.ru/.