Экономические санкции это
Подборка наиболее важных документов по запросу Экономические санкции это (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 14 "Право регрессного требования страховщика к лицу, причинившему вред" Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств""Целью введения института ОСАГО является защита имущественной сферы потерпевшего и в какой-то мере причинителя вреда. Анализируя ст. 14 Закона N 40-ФЗ, видно, что обстоятельствами, служащими основаниями для регресса, являются исключительные случаи, когда страхователь (причинитель вреда) действует либо умышленно (например, скрывается с места дорожно-транспортного происшествия), либо неосмотрительно (например, причиняет вред в состоянии алкогольного опьянения), либо недобросовестно (например является лицом, не включенным в договор в качестве лица, допущенного к управлению транспортным средством). Отсюда следует, что целью закрепления законодателем самого права регрессного требования является возложение на причинителя вреда имущественных санкций для профилактики подобного его поведения экономическими средствами. Усиливает этот тезис наличие легального права страховщика требовать с причинителя вреда возмещения расходов, понесенных им при рассмотрении страхового случая (ч. 3 ст. 14 Закона N 40-ФЗ). Именно поэтому перечень оснований для регресса носит исчерпывающий характер, а расширительное их толкование противоречит цели правового регулирования."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 21 "Страховые тарифы" Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Право Фонда самостоятельно отнести деятельность страхователя к виду экономической деятельности с наиболее высоким классом профессионального риска не является санкцией за нарушение страхователем сроков представления документов, подтверждающих основной вид экономической деятельности. Это мера гарантирует права застрахованных лиц на страховое обеспечение в случае неисполнения страхователем своих обязанностей по подтверждению основного вида экономической деятельности.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Право Фонда самостоятельно отнести деятельность страхователя к виду экономической деятельности с наиболее высоким классом профессионального риска не является санкцией за нарушение страхователем сроков представления документов, подтверждающих основной вид экономической деятельности. Это мера гарантирует права застрахованных лиц на страховое обеспечение в случае неисполнения страхователем своих обязанностей по подтверждению основного вида экономической деятельности.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Влияние экономических санкций на характер исполнения внешнеэкономического контракта
(Кононенко Д.Ф.)
("Российский юридический журнал", 2016, N 6)Понятие "экономические санкции" характерно как для международного, так и для международного частного права. Решение о применении экономических санкций может приниматься государствами как индивидуально (как инструмент политического давления), так и коллективно - в рамках международных организаций. Принятые в рамках международных организаций (прежде всего ООН) решения о наложении экономических санкций юридически обязательны для государств - членов данной организации, что закономерно влечет их реализацию во внутригосударственной сфере, принципиально затрагивая частноправовые отношения международного характера.
(Кононенко Д.Ф.)
("Российский юридический журнал", 2016, N 6)Понятие "экономические санкции" характерно как для международного, так и для международного частного права. Решение о применении экономических санкций может приниматься государствами как индивидуально (как инструмент политического давления), так и коллективно - в рамках международных организаций. Принятые в рамках международных организаций (прежде всего ООН) решения о наложении экономических санкций юридически обязательны для государств - членов данной организации, что закономерно влечет их реализацию во внутригосударственной сфере, принципиально затрагивая частноправовые отношения международного характера.
Статья: Совершенствование российского судопроизводства в условиях экономических санкций: исключительная компетенция и получение экзекватуры (часть 1)
(Щукин А.И.)
("Закон", 2021, N 1)В силу различных причин - например того факта, что экономические санкции - это правила поведения, а не правила принятия решений и что экономические санкции, как правило, запрещают все сделки, подпадающие под их сферу действия, независимо от закона, регулирующего эти сделки, а также, возможно, того, что экономические санкции не являются частью права договоров (договорного права), - традиционно утверждалось, что с точки зрения частного права экономические санкции, налагаемые государством, отличным от государства, чье право применимо к сторонам сделки, должны рассматриваться как данность, т.е. как элемент факта, а не права <29>. Именно действенность запрета, его способность заставить сторону отказаться от исполнения посредством угрозы применения штрафных санкций и принудительных мер оправдывает принятие во внимание запрета для определения судьбы спорной сделки. Эта позиция подразумевает, что, независимо от происхождения и основной цели, экономическая санкция, которая является чуждой применимому праву, но считается эффективной, будет учитываться в качестве соответствующего (релевантного) факта и затронет права и обязанности сторон в той мере, в какой применимое законодательство предусматривает последствия для ее существования или ситуации, которую она создала.
(Щукин А.И.)
("Закон", 2021, N 1)В силу различных причин - например того факта, что экономические санкции - это правила поведения, а не правила принятия решений и что экономические санкции, как правило, запрещают все сделки, подпадающие под их сферу действия, независимо от закона, регулирующего эти сделки, а также, возможно, того, что экономические санкции не являются частью права договоров (договорного права), - традиционно утверждалось, что с точки зрения частного права экономические санкции, налагаемые государством, отличным от государства, чье право применимо к сторонам сделки, должны рассматриваться как данность, т.е. как элемент факта, а не права <29>. Именно действенность запрета, его способность заставить сторону отказаться от исполнения посредством угрозы применения штрафных санкций и принудительных мер оправдывает принятие во внимание запрета для определения судьбы спорной сделки. Эта позиция подразумевает, что, независимо от происхождения и основной цели, экономическая санкция, которая является чуждой применимому праву, но считается эффективной, будет учитываться в качестве соответствующего (релевантного) факта и затронет права и обязанности сторон в той мере, в какой применимое законодательство предусматривает последствия для ее существования или ситуации, которую она создала.
Статья: Российское антисанкционное регулирование: современное состояние и пути совершенствования
(Старженецкий В.В., Бутырина В.А., Курицына К.С.)
("Закон", 2021, N 3)Наряду с прямым ограничением импорта конкретных видов продукции из иностранных государств поддержка российских производителей осуществляется через запрет (ограничение) на допуск иностранных товаров, а также работ, услуг, выполняемых иностранными лицами, к участию в процедуре госзакупок <53>. Несмотря на то что среди целей таких ограничений не упоминается повышение сопротивляемости односторонним экономическим санкциям, эта цель очевидно подразумевается с тем, чтобы обеспечить стабильность поставок оборонной продукции, медицинских изделий и иных товаров, принадлежащих к стратегически важным и чувствительным отраслям. Кроме того, законодатель указывает на цели защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей <54>. Так, ограничения допуска для целей осуществления госзакупок установлены в отношении закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства <55>, отдельных видов товаров машиностроения <56>, отдельных видов медицинских изделий <57>, отдельных видов пищевых продуктов <58>, происходящих из иностранных государств.
(Старженецкий В.В., Бутырина В.А., Курицына К.С.)
("Закон", 2021, N 3)Наряду с прямым ограничением импорта конкретных видов продукции из иностранных государств поддержка российских производителей осуществляется через запрет (ограничение) на допуск иностранных товаров, а также работ, услуг, выполняемых иностранными лицами, к участию в процедуре госзакупок <53>. Несмотря на то что среди целей таких ограничений не упоминается повышение сопротивляемости односторонним экономическим санкциям, эта цель очевидно подразумевается с тем, чтобы обеспечить стабильность поставок оборонной продукции, медицинских изделий и иных товаров, принадлежащих к стратегически важным и чувствительным отраслям. Кроме того, законодатель указывает на цели защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей <54>. Так, ограничения допуска для целей осуществления госзакупок установлены в отношении закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства <55>, отдельных видов товаров машиностроения <56>, отдельных видов медицинских изделий <57>, отдельных видов пищевых продуктов <58>, происходящих из иностранных государств.
Статья: Будут ли приняты новшества и поправки в правила начисления амортизации в целях налога на прибыль организации?
(Кривошеев Н.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 16)По мнению инициаторов законопроекта, в России наблюдается проблема неэффективного использования амортизационных отчислений из-за падения экономического роста и вводимых экономических санкций. В связи с этим основной целью законопроекта в глобальном плане является решение проблемы износа основных фондов путем перенаправления прибыли бизнеса из инвестиционного сектора экономики в реальный сектор.
(Кривошеев Н.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 16)По мнению инициаторов законопроекта, в России наблюдается проблема неэффективного использования амортизационных отчислений из-за падения экономического роста и вводимых экономических санкций. В связи с этим основной целью законопроекта в глобальном плане является решение проблемы износа основных фондов путем перенаправления прибыли бизнеса из инвестиционного сектора экономики в реальный сектор.
"Комментарий к Федеральному закону от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Раздел "Национальная платежная система" официального сайта Банка России содержит подраздел "Сведения о введении иностранными государствами запретов в отношении платежных систем, операторы которых зарегистрированы Банком России" (cbr.ru/PSystem/files/psys_stop), включающий единственную позицию - об Указе Президента Украины от 17 октября 2016 г. N 467/2016 "О применении персональных специальных экономических и других ограничительных мер (санкций)". При этом указано, что данные сведения размещены 20 июня 2017 г.
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Раздел "Национальная платежная система" официального сайта Банка России содержит подраздел "Сведения о введении иностранными государствами запретов в отношении платежных систем, операторы которых зарегистрированы Банком России" (cbr.ru/PSystem/files/psys_stop), включающий единственную позицию - об Указе Президента Украины от 17 октября 2016 г. N 467/2016 "О применении персональных специальных экономических и других ограничительных мер (санкций)". При этом указано, что данные сведения размещены 20 июня 2017 г.
Статья: Теория и практика управления предпринимательскими рисками
(Белых В.С.)
("Предпринимательское право", 2025, N 2)Итак, предпринимательский риск - это потенциальная возможность (опасность) наступления или ненаступления события (совокупности событий), влекущего неблагоприятные имущественные последствия для деятельности предпринимателя по независящим от него обстоятельствам. Такой риск выражается и в неполучении прибыли (дохода), и в возникших убытках, и в свертывании производства товаров и услуг, и в утрате клиентуры и деловой репутации, и в ликвидации бизнеса и др. Особенно велика роль предпринимательского риска для бизнеса в условиях экономических санкций. Это особая тема исследования!
(Белых В.С.)
("Предпринимательское право", 2025, N 2)Итак, предпринимательский риск - это потенциальная возможность (опасность) наступления или ненаступления события (совокупности событий), влекущего неблагоприятные имущественные последствия для деятельности предпринимателя по независящим от него обстоятельствам. Такой риск выражается и в неполучении прибыли (дохода), и в возникших убытках, и в свертывании производства товаров и услуг, и в утрате клиентуры и деловой репутации, и в ликвидации бизнеса и др. Особенно велика роль предпринимательского риска для бизнеса в условиях экономических санкций. Это особая тема исследования!
Статья: Учет формирования амортизационного фонда по основным средствам и его трансформации в воспроизводимый капитал
(Алборов Р.А., Козменкова С.В., Мосунова Е.Л.)
("Международный бухгалтерский учет", 2023, N 12)Особенно важным это представляется в условиях экономических санкций и требований импортозамещения в высокотехнологичных отраслях. Между тем современная методика бухгалтерского учета не предоставляет такой информации. При этом исторически, во времена СССР, в системе бухгалтерского учета формировалась и раскрывалась информация относительно финансирования капитальных вложений, в том числе собственных и заемных источников. Данный опыт был проанализирован нами и представлен на обсуждение в научных кругах и практиков ранее [1]. Тем не менее полностью этот опыт не представляется возможным применить в современных политических и экономических условиях, поэтому исследуем данный вопрос и представим свою точку зрения.
(Алборов Р.А., Козменкова С.В., Мосунова Е.Л.)
("Международный бухгалтерский учет", 2023, N 12)Особенно важным это представляется в условиях экономических санкций и требований импортозамещения в высокотехнологичных отраслях. Между тем современная методика бухгалтерского учета не предоставляет такой информации. При этом исторически, во времена СССР, в системе бухгалтерского учета формировалась и раскрывалась информация относительно финансирования капитальных вложений, в том числе собственных и заемных источников. Данный опыт был проанализирован нами и представлен на обсуждение в научных кругах и практиков ранее [1]. Тем не менее полностью этот опыт не представляется возможным применить в современных политических и экономических условиях, поэтому исследуем данный вопрос и представим свою точку зрения.
"Правовая норма в системе социальных регуляторов"
(Носов С.И.)
("Статут", 2024)Глобализация, активное включение России в мировые интеграционные процессы обуславливали необходимость гармонизации, а во многих случаях и унификации законодательства. Вступление России в ВТО, другие международные организации повлекло за собой необходимость изменения действующего национального законодательства в самых разных сферах. Было очевидно, что этот процесс не будет простым и быстрым. Напротив, имелись все основания полагать, что он будет тернистым и трудным, связанным с разрастанием юридических противоречий, поиском эффективных механизмов их преодоления, разработкой и принятием коллизионных норм. Юридические противоречия кратно возросли в связи с введением против нашей страны странами Запада огромного числа экономических санкций и односторонним отказом рядом этих стран от ранее заключенных с Российской Федерацией международных договоров.
(Носов С.И.)
("Статут", 2024)Глобализация, активное включение России в мировые интеграционные процессы обуславливали необходимость гармонизации, а во многих случаях и унификации законодательства. Вступление России в ВТО, другие международные организации повлекло за собой необходимость изменения действующего национального законодательства в самых разных сферах. Было очевидно, что этот процесс не будет простым и быстрым. Напротив, имелись все основания полагать, что он будет тернистым и трудным, связанным с разрастанием юридических противоречий, поиском эффективных механизмов их преодоления, разработкой и принятием коллизионных норм. Юридические противоречия кратно возросли в связи с введением против нашей страны странами Запада огромного числа экономических санкций и односторонним отказом рядом этих стран от ранее заключенных с Российской Федерацией международных договоров.
"Настольная книга специалиста по корпоративным закупкам"
(Байрашев В.Р., Исютин-Федотков Д.В.)
("Проспект", 2025)1) в российском законодательстве отсутствует определение понятий "политическая или экономическая санкция", "мера ограничительного характера". В этой связи заказчики в своих положениях о закупке вправе самостоятельно сформулировать указанные определения;
(Байрашев В.Р., Исютин-Федотков Д.В.)
("Проспект", 2025)1) в российском законодательстве отсутствует определение понятий "политическая или экономическая санкция", "мера ограничительного характера". В этой связи заказчики в своих положениях о закупке вправе самостоятельно сформулировать указанные определения;
Готовое решение: Как внести сведения в реестр недобросовестных поставщиков по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Если требование об отсутствии сведений в РНП установлено на основании пп. "б" п. 1 Постановления N 2571, заявку необходимо отклонять только в случае, когда информация об учредителе унитарного юридического лица или об участнике (члене) корпоративного юридического лица внесена в РНП в связи с отказом от исполнения контракта по причине введения в отношении заказчика политических или экономических санкций или мер ограничительного характера. Это вытекает из требований, установленных данной нормой.
(КонсультантПлюс, 2025)Если требование об отсутствии сведений в РНП установлено на основании пп. "б" п. 1 Постановления N 2571, заявку необходимо отклонять только в случае, когда информация об учредителе унитарного юридического лица или об участнике (члене) корпоративного юридического лица внесена в РНП в связи с отказом от исполнения контракта по причине введения в отношении заказчика политических или экономических санкций или мер ограничительного характера. Это вытекает из требований, установленных данной нормой.
Статья: О специальном правовом режиме финансовой деятельности государства в условиях экономических санкций
(Саттарова Н.А.)
("Финансовое право", 2024, N 2)Первая. Обеспечение устойчивости финансовой системы и установление специального режима финансовой деятельности государства в условиях экономических санкций. Прежде всего это обеспечение эффективности системы управления в сфере публичных финансов, что позволит больше внимания уделять вопросам финансовой устойчивости. Иными словами, посредством эффективной системы управления необходимо создать запас финансовой прочности на всей территории государства, что является также содержанием общего правового режима финансовой деятельности государства (муниципальных образований). Достижение эффективного управления - сложная и многоаспектная деятельность, которая требует изучения и анализа функционирующих правовых механизмов, оценка эффективности деятельности органов государственной власти, выявление конкретных проблем организации процесса управления. Критический подход к сложившейся системе управления публичными финансами позволит избежать многих системных ошибок и будет способствовать совершенствованию правового регулирования финансовой деятельности государства, особенно в кризисные периоды.
(Саттарова Н.А.)
("Финансовое право", 2024, N 2)Первая. Обеспечение устойчивости финансовой системы и установление специального режима финансовой деятельности государства в условиях экономических санкций. Прежде всего это обеспечение эффективности системы управления в сфере публичных финансов, что позволит больше внимания уделять вопросам финансовой устойчивости. Иными словами, посредством эффективной системы управления необходимо создать запас финансовой прочности на всей территории государства, что является также содержанием общего правового режима финансовой деятельности государства (муниципальных образований). Достижение эффективного управления - сложная и многоаспектная деятельность, которая требует изучения и анализа функционирующих правовых механизмов, оценка эффективности деятельности органов государственной власти, выявление конкретных проблем организации процесса управления. Критический подход к сложившейся системе управления публичными финансами позволит избежать многих системных ошибок и будет способствовать совершенствованию правового регулирования финансовой деятельности государства, особенно в кризисные периоды.
Статья: Правовое регулирование отношений в сфере организации финансов свободных (особых) экономических зон дружественных стран в условиях цифровизации (на примере Китая, Ирана, Турции, Египта, Марокко, ОАЭ)
(Безикова Е.В.)
("Безопасность бизнеса", 2024, N 3)Количество СЭЗ в Иране достигает 15, семь из которых находятся в стадии строительства <7>. Создание СЭЗ в Иране в большей степени ориентировано на производство и торговлю, что вызвано необходимостью решать проблемы экономического развития страны в условиях многолетних экономических санкций. При этом основной целью функционирования СЭЗ "Арас" выступает развитие промышленности, СЭЗ "Кешм" является энергетическим кластером модернизации инфраструктуры по бункеровке и транспортировке судов с нефтепродуктами, а создание СЭЗ "Киш" ориентировано на торгово-туристическую деятельность.
(Безикова Е.В.)
("Безопасность бизнеса", 2024, N 3)Количество СЭЗ в Иране достигает 15, семь из которых находятся в стадии строительства <7>. Создание СЭЗ в Иране в большей степени ориентировано на производство и торговлю, что вызвано необходимостью решать проблемы экономического развития страны в условиях многолетних экономических санкций. При этом основной целью функционирования СЭЗ "Арас" выступает развитие промышленности, СЭЗ "Кешм" является энергетическим кластером модернизации инфраструктуры по бункеровке и транспортировке судов с нефтепродуктами, а создание СЭЗ "Киш" ориентировано на торгово-туристическую деятельность.