Экологическое просвещение
Подборка наиболее важных документов по запросу Экологическое просвещение (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Проблемы реализации правового просвещения в деятельности органов исполнительной власти и исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований
(Косырев Е.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 11)<67> Постановление Главы Администрации Майского сельского поселения Кошехабльского района Республики Адыгея от 17 апреля 2025 г. N 24 "Об утверждении Положения об осуществлении экологического просвещения, организации экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами" // Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации".
(Косырев Е.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 11)<67> Постановление Главы Администрации Майского сельского поселения Кошехабльского района Республики Адыгея от 17 апреля 2025 г. N 24 "Об утверждении Положения об осуществлении экологического просвещения, организации экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами" // Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации".
Статья: Право каждого на благоприятную окружающую среду в Российской Федерации сквозь призму экологических конфликтов
(Редникова Т.В.)
("Экологическое право", 2025, N 2)В современном обществе экологическая культура становится необходимым условием обеспечения безопасности общества и личности <7>. Государственная политика по внедрению экологического образования на всех уровнях, а также экологического просвещения самых широких слоев общественности, реализуемая последние десятилетия, уже приносит свои первые плоды. Молодое поколение граждан страны уже демонстрирует неравнодушное отношение к проблемам охраны окружающей среды, что наглядно видно на примере стремления отдельных молодых людей как к общему сокращению излишнего потребления, так и к минимизации использования одноразовой пластиковой упаковки и посуды, раздельному сбору отходов. Для все большего количества граждан страны существование в благоприятной окружающей среде как реализация соответствующего конституционного права стало не только частью обязанности государства по его обеспечению, но и личным делом и зоной ответственности их самих. В свою очередь, зоной ответственности государства в сфере охраны окружающей среды должно стать не только развитие системы правового регулирования в рассматриваемой сфере, но и популяризация информации о том, какое поведение является правомерным, а какое противоправным. При этом для правомерного поведения граждан должны быть созданы условия. К примеру, для раздельного сбора мусора необходимо установить достаточное количество контейнеров, на входе на особо охраняемые природные территории разместить информацию об охраняемых видах, которые на ней обитают и которых нельзя уничтожать или повреждать, и т.п.
(Редникова Т.В.)
("Экологическое право", 2025, N 2)В современном обществе экологическая культура становится необходимым условием обеспечения безопасности общества и личности <7>. Государственная политика по внедрению экологического образования на всех уровнях, а также экологического просвещения самых широких слоев общественности, реализуемая последние десятилетия, уже приносит свои первые плоды. Молодое поколение граждан страны уже демонстрирует неравнодушное отношение к проблемам охраны окружающей среды, что наглядно видно на примере стремления отдельных молодых людей как к общему сокращению излишнего потребления, так и к минимизации использования одноразовой пластиковой упаковки и посуды, раздельному сбору отходов. Для все большего количества граждан страны существование в благоприятной окружающей среде как реализация соответствующего конституционного права стало не только частью обязанности государства по его обеспечению, но и личным делом и зоной ответственности их самих. В свою очередь, зоной ответственности государства в сфере охраны окружающей среды должно стать не только развитие системы правового регулирования в рассматриваемой сфере, но и популяризация информации о том, какое поведение является правомерным, а какое противоправным. При этом для правомерного поведения граждан должны быть созданы условия. К примеру, для раздельного сбора мусора необходимо установить достаточное количество контейнеров, на входе на особо охраняемые природные территории разместить информацию об охраняемых видах, которые на ней обитают и которых нельзя уничтожать или повреждать, и т.п.
Нормативные акты
Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"Об охране окружающей среды"Статья 74. Экологическое просвещение
(ред. от 26.12.2024)
"Об охране окружающей среды"Статья 74. Экологическое просвещение
Приказ Минприроды России от 14.08.2013 N 298
"Об утверждении комплексной стратегии обращения с твердыми коммунальными (бытовыми) отходами в Российской Федерации"VI. Развитие системы экологической и гигиенической культуры, просвещения и воспитания по вопросам обращения с твердыми коммунальными (бытовыми) отходами
"Об утверждении комплексной стратегии обращения с твердыми коммунальными (бытовыми) отходами в Российской Федерации"VI. Развитие системы экологической и гигиенической культуры, просвещения и воспитания по вопросам обращения с твердыми коммунальными (бытовыми) отходами
"Публично-правовые компании в России: проблемы правового статуса: монография"
(Зайцева Ю.А.)
("Юстицинформ", 2024)Перечень указанных в п. 5 ст. 2 Закона о ППК государственных функций и публичных полномочий, которыми может быть наделена компания, не является полным. В силу ст. 3 Закона о ППК они определяются нормативным актом о создании конкретной компании. Например, согласно п. 4, пп. "б", "в", "к" п. 6 Указа о ВСК на ППК "ВСК" возложены полномочия по проведению строительного контроля в отношении объектов военной и социальной инфраструктуры; по реализации государственных программ, федеральных целевых программ, поручений Президента РФ и Правительства РФ; по выполнению государственного оборонного заказа (представляющего собой установленные нормативным правовым актом Правительства РФ задания на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации <141>). ППК "Фонд" уполномочено на учет поступивших обязательных отчислений (взносов) застройщиков в компенсационный фонд (пп. 2 п. 3 ст. 3 Закона о Фонде). Для отдельных публично-правовых компаний делегируемые ей публичные полномочия определяются специальными поручениями Президента РФ. Например, ППК "РЭО" Президентом РФ дано поручение разработать совместно с Правительством РФ комплекс мер по уменьшению негативного воздействия отходов производства и потребления на особо охраняемые природные территории федерального значения, а также принятие мер по минимизации использования на таких территориях пластиковой упаковки, раздельное накопление отходов, экологическое просвещение и развитие волонтерской деятельности <142>. ППК "ВСК" поручено строительство автомобильных дорог на территории Республики Крым и г. Севастополя <143>.
(Зайцева Ю.А.)
("Юстицинформ", 2024)Перечень указанных в п. 5 ст. 2 Закона о ППК государственных функций и публичных полномочий, которыми может быть наделена компания, не является полным. В силу ст. 3 Закона о ППК они определяются нормативным актом о создании конкретной компании. Например, согласно п. 4, пп. "б", "в", "к" п. 6 Указа о ВСК на ППК "ВСК" возложены полномочия по проведению строительного контроля в отношении объектов военной и социальной инфраструктуры; по реализации государственных программ, федеральных целевых программ, поручений Президента РФ и Правительства РФ; по выполнению государственного оборонного заказа (представляющего собой установленные нормативным правовым актом Правительства РФ задания на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации <141>). ППК "Фонд" уполномочено на учет поступивших обязательных отчислений (взносов) застройщиков в компенсационный фонд (пп. 2 п. 3 ст. 3 Закона о Фонде). Для отдельных публично-правовых компаний делегируемые ей публичные полномочия определяются специальными поручениями Президента РФ. Например, ППК "РЭО" Президентом РФ дано поручение разработать совместно с Правительством РФ комплекс мер по уменьшению негативного воздействия отходов производства и потребления на особо охраняемые природные территории федерального значения, а также принятие мер по минимизации использования на таких территориях пластиковой упаковки, раздельное накопление отходов, экологическое просвещение и развитие волонтерской деятельности <142>. ППК "ВСК" поручено строительство автомобильных дорог на территории Республики Крым и г. Севастополя <143>.
Статья: Развитие транспорта в условиях экономики природопользования: правовые аспекты
(Писарев Г.А.)
("Транспортное право", 2024, N 4)Решение второй задачи особенно важно при развитии экологического предпринимательства и отдельных направлений некоммерческой активности населения, например в сфере организации экологического туризма, который всегда связан с организацией природной среды для целей туризма. Эксперты считают, что именно "развитие рекреационного природопользования и экотуризма в глубинных регионах окажет влияние на местные администрации в понимании необходимости соблюдения в хозяйственной деятельности баланса разнообразных интересов: экономических (выгода от рационального использования природных ресурсов отдыха), природоохранных (важность и выгода от бережного отношения к природным объектам) и социальных (соблюдение общественных интересов выживания, создание рабочих мест и повышение уровня жизни местного населения за счет привлечения туристов)" <6>. Как правило, в большинстве регионов России, особенно местного уровня, развитие транспортной инфраструктуры позитивно влияет на экономический и социальный уровень развития. Что же касается природоохранного аспекта, то его включенность в обозначенную сферу отношений зачастую рассматривается как декларация. И связано это не только с отсутствием экологического просвещения и особого типа мышления, ориентированного на рациональное природопользование. Достижение природоохранных целей одновременно с повышением экономических показателей требует дополнительных финансовых вложений, которые отсутствуют у большинства местных и региональных уровней власти. Или же находятся другие неотложные задачи, требующие дополнительных ресурсов. Кроме того, рациональное природопользование требует внедрения инновационных технологий, которые являются не только затратными с финансовой точки зрения, но и наукоемкими. Не во всех регионах есть в наличии субъекты, имеющие кадровый и научный потенциал к их разработке. Единого центра, который мог бы осуществлять внедрение инноваций, в России нет.
(Писарев Г.А.)
("Транспортное право", 2024, N 4)Решение второй задачи особенно важно при развитии экологического предпринимательства и отдельных направлений некоммерческой активности населения, например в сфере организации экологического туризма, который всегда связан с организацией природной среды для целей туризма. Эксперты считают, что именно "развитие рекреационного природопользования и экотуризма в глубинных регионах окажет влияние на местные администрации в понимании необходимости соблюдения в хозяйственной деятельности баланса разнообразных интересов: экономических (выгода от рационального использования природных ресурсов отдыха), природоохранных (важность и выгода от бережного отношения к природным объектам) и социальных (соблюдение общественных интересов выживания, создание рабочих мест и повышение уровня жизни местного населения за счет привлечения туристов)" <6>. Как правило, в большинстве регионов России, особенно местного уровня, развитие транспортной инфраструктуры позитивно влияет на экономический и социальный уровень развития. Что же касается природоохранного аспекта, то его включенность в обозначенную сферу отношений зачастую рассматривается как декларация. И связано это не только с отсутствием экологического просвещения и особого типа мышления, ориентированного на рациональное природопользование. Достижение природоохранных целей одновременно с повышением экономических показателей требует дополнительных финансовых вложений, которые отсутствуют у большинства местных и региональных уровней власти. Или же находятся другие неотложные задачи, требующие дополнительных ресурсов. Кроме того, рациональное природопользование требует внедрения инновационных технологий, которые являются не только затратными с финансовой точки зрения, но и наукоемкими. Не во всех регионах есть в наличии субъекты, имеющие кадровый и научный потенциал к их разработке. Единого центра, который мог бы осуществлять внедрение инноваций, в России нет.
Статья: Правовой режим экологических троп в особо охраняемых природных территориях России: проблемы и пути решения
(Анисимов А.П., Резванова Л.А.)
("Экологическое право", 2025, N 2)Особо охраняемые природные территории (далее - ООПТ) играют ключевую роль в сохранении уникальных природных комплексов и биоразнообразия России. В условиях роста антропогенного давления на экосистемы вопросы управления ООПТ и обеспечения надлежащего использования их инфраструктуры приобретают первостепенное значение. Одним из инструментов экологического просвещения и экотуризма на ООПТ являются экологические тропы (далее - экотропы) - специально обустроенные маршруты, которые позволяют посетителям знакомиться с природными объектами при минимальном воздействии на окружающую среду. В научной литературе предлагается классификация экотроп по их функциональной специализации, длине маршрута, его форме, продолжительности, трудности прохождения, тематике и сложности предлагаемой информации, способу передвижения <1>. В настоящий момент создание и функционирование экотроп сопряжены с рядом правовых и организационных проблем, требующих анализа и поиска комплексных решений. Правовая база функционирования ООПТ в России основывается главным образом на Федеральном законе от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" <2> (далее - Закон N 33-ФЗ) и принятом в соответствии с ним ряде подзаконных актов (постановления и приказы Минприроды России регулируют использование экотроп и других объектов инфраструктуры для экотуризма, указывают на обязательность включения сведений об экотропах в кадастр ООПТ; положения о конкретных заповедниках, национальных или природных парках определяют локальные требования к созданию и эксплуатации экотроп).
(Анисимов А.П., Резванова Л.А.)
("Экологическое право", 2025, N 2)Особо охраняемые природные территории (далее - ООПТ) играют ключевую роль в сохранении уникальных природных комплексов и биоразнообразия России. В условиях роста антропогенного давления на экосистемы вопросы управления ООПТ и обеспечения надлежащего использования их инфраструктуры приобретают первостепенное значение. Одним из инструментов экологического просвещения и экотуризма на ООПТ являются экологические тропы (далее - экотропы) - специально обустроенные маршруты, которые позволяют посетителям знакомиться с природными объектами при минимальном воздействии на окружающую среду. В научной литературе предлагается классификация экотроп по их функциональной специализации, длине маршрута, его форме, продолжительности, трудности прохождения, тематике и сложности предлагаемой информации, способу передвижения <1>. В настоящий момент создание и функционирование экотроп сопряжены с рядом правовых и организационных проблем, требующих анализа и поиска комплексных решений. Правовая база функционирования ООПТ в России основывается главным образом на Федеральном законе от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" <2> (далее - Закон N 33-ФЗ) и принятом в соответствии с ним ряде подзаконных актов (постановления и приказы Минприроды России регулируют использование экотроп и других объектов инфраструктуры для экотуризма, указывают на обязательность включения сведений об экотропах в кадастр ООПТ; положения о конкретных заповедниках, национальных или природных парках определяют локальные требования к созданию и эксплуатации экотроп).