Экологическое нормирование
Подборка наиболее важных документов по запросу Экологическое нормирование (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перечень позиций высших судов к ст. 222 ГК РФ "Самовольная постройка"4.4.3.3. Если заявление прокурора о сносе самовольной постройки подано в связи с тем, что при строительстве ответчик нарушил нормы экологического законодательства, спор подведомствен суду общей юрисдикции (позиция ВС РФ) >>>
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Уголовная ответственность за преступления против общественной безопасности и общественного порядка: Руководитель организации (иное лицо) привлекается к ответственности за нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов (ст. 247 УК РФ)
(КонсультантПлюс, 2025)руководитель, также ответственный за соблюдение экологических норм, вместо транспортировки опасных отходов (отработанной серной кислоты, осадка сточных вод) до места их использования или захоронения дал указание выбросить их на не предназначенный для этого земельный участок, что повлекло загрязнение окружающей среды и угрозу здоровью людей
(КонсультантПлюс, 2025)руководитель, также ответственный за соблюдение экологических норм, вместо транспортировки опасных отходов (отработанной серной кислоты, осадка сточных вод) до места их использования или захоронения дал указание выбросить их на не предназначенный для этого земельный участок, что повлекло загрязнение окружающей среды и угрозу здоровью людей
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по спорам в сфере госзаказа: Формирование документов для закупки по Закону N 223-ФЗ.
Можно ли при закупке по Закону N 223-ФЗ установить требование к материалу товара
(КонсультантПлюс, 2025)<...> ...Используемые ПГМ должны полностью соответствовать Федеральному закону от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", требования к ПГМ содержат экологические нормы, отсылающие к ГОСТ 30108-94...
Можно ли при закупке по Закону N 223-ФЗ установить требование к материалу товара
(КонсультантПлюс, 2025)<...> ...Используемые ПГМ должны полностью соответствовать Федеральному закону от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", требования к ПГМ содержат экологические нормы, отсылающие к ГОСТ 30108-94...
Статья: О конкретизации уголовно-правовых норм на примере экологических преступлений
(Кузнецова Н.И.)
("Российский следователь", 2024, N 11)"Российский следователь", 2024, N 11
(Кузнецова Н.И.)
("Российский следователь", 2024, N 11)"Российский следователь", 2024, N 11
Нормативные акты
Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"Об охране окружающей среды"1. Нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности государственного регулирования хозяйственной и (или) иной деятельности для предотвращения и (или) снижения ее негативного воздействия на окружающую среду.
(ред. от 26.12.2024)
"Об охране окружающей среды"1. Нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности государственного регулирования хозяйственной и (или) иной деятельности для предотвращения и (или) снижения ее негативного воздействия на окружающую среду.
"РД 153-34.0-02.109-99. Рекомендации по проведению экологического аудита в электроэнергетике"
(утв. РАО "ЕЭС России" 05.05.1999)А. СОДЕРЖАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО АУДИТА ПО СОБЛЮДЕНИЮ НОРМ,
(утв. РАО "ЕЭС России" 05.05.1999)А. СОДЕРЖАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО АУДИТА ПО СОБЛЮДЕНИЮ НОРМ,
Статья: Транспортное право Латинской Америки
(Абросимова Е.А.)
("Транспортное право", 2024, N 4)Экологические нормы являются неотъемлемой частью транспортного права в силу того, что они влияют как на вопросы развития транспортной отрасли, так и на вопросы обеспечения безопасности при использовании транспортной инфраструктуры и оказании транспортных услуг.
(Абросимова Е.А.)
("Транспортное право", 2024, N 4)Экологические нормы являются неотъемлемой частью транспортного права в силу того, что они влияют как на вопросы развития транспортной отрасли, так и на вопросы обеспечения безопасности при использовании транспортной инфраструктуры и оказании транспортных услуг.
Статья: Рациональное природопользование как методологическая основа формирования и осуществления экологического и природоресурсного права
(Бринчук М.М.)
("Экологическое право", 2025, N 1)Именно экономика, экономическое развитие, которое в соответствии даже с нормативными документами должно иметь тенденцию к непрерывному, постоянному росту <15>, является ведущим фактором негативных разнообразных воздействий на природу. С одной стороны, как активный член комиссий государственной экологической экспертизы ряда проектов экономического развития автор статьи не видел проектных решений, направленных на улучшение состояния природы. С другой, что с юридической точки зрения крайне важно, важнейшие институты экологического права - экологическое нормирование, оценка воздействия на окружающую среду, государственная экологическая экспертиза - ориентируют субъектов экономической деятельности преимущественно на соблюдение общих экологических требований. Небольшим исключением была ст. 24 Закона РСФСР "Об охране окружающей природной среды" <16>, предусматривавшая ряд мер по экономическому стимулированию охраны окружающей природной среды.
(Бринчук М.М.)
("Экологическое право", 2025, N 1)Именно экономика, экономическое развитие, которое в соответствии даже с нормативными документами должно иметь тенденцию к непрерывному, постоянному росту <15>, является ведущим фактором негативных разнообразных воздействий на природу. С одной стороны, как активный член комиссий государственной экологической экспертизы ряда проектов экономического развития автор статьи не видел проектных решений, направленных на улучшение состояния природы. С другой, что с юридической точки зрения крайне важно, важнейшие институты экологического права - экологическое нормирование, оценка воздействия на окружающую среду, государственная экологическая экспертиза - ориентируют субъектов экономической деятельности преимущественно на соблюдение общих экологических требований. Небольшим исключением была ст. 24 Закона РСФСР "Об охране окружающей природной среды" <16>, предусматривавшая ряд мер по экономическому стимулированию охраны окружающей природной среды.
Статья: К вопросу о саморегулировании деятельности по экологическому сопровождению: вопросы теории и практики
(Ткачук Д.В.)
("Гражданское право", 2025, N 3)Экологическое сопровождение можно рассматривать как процесс передачи функционала экологического специалиста на аутсорсинг, при этом организация заключает договор с исполнителем соответствующих услуг, который берет на себя обязанности по обеспечению соблюдения экологических норм и стандартов. Включаемые в этот процесс услуги варьируются от разработки экологической документации до ее согласования с контролирующими органами <4>. Данный подход экономически эффективен для субъектов бизнеса, поскольку позволяет сократить время, затрачиваемое на оформление различных отчетных документов, а также снизить финансовые затраты, связанные с уплатой экологических штрафов и компенсациями за ущерб окружающей среде.
(Ткачук Д.В.)
("Гражданское право", 2025, N 3)Экологическое сопровождение можно рассматривать как процесс передачи функционала экологического специалиста на аутсорсинг, при этом организация заключает договор с исполнителем соответствующих услуг, который берет на себя обязанности по обеспечению соблюдения экологических норм и стандартов. Включаемые в этот процесс услуги варьируются от разработки экологической документации до ее согласования с контролирующими органами <4>. Данный подход экономически эффективен для субъектов бизнеса, поскольку позволяет сократить время, затрачиваемое на оформление различных отчетных документов, а также снизить финансовые затраты, связанные с уплатой экологических штрафов и компенсациями за ущерб окружающей среде.
Статья: Порядок классификации отходов производства и потребления и побочных продуктов производства: проблемы разграничения
(Ильменева В.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 12)Документы стандартизации не всегда носят характер нормативного правового акта. В природоохранных отношениях, как отмечает Т.В. Петрова, "сложилась трехзвенная иерархическая система регулирования: федеральный закон - подзаконный нормативный правовой акт - методический документ" <30>, и "определяющее значение части имеют не правовые, а технические нормы, установленные методическими документами (методиками, методическими указаниями, рекомендациями и т.п.)" <31>. Следуя такой логике, для "конвертации" технических норм о соответствии вещества побочному продукту в правовые нормы предполагается разработка подзаконных нормативных правовых актов (постановлений Правительства РФ, приказов Минприроды России), а также методических рекомендаций и ГОСТов по вопросу составления технических регламентов, описывающих процесс образования побочного продукта у хозяйствующего субъекта. При этом, как в экологической парадигме имеется проблема гармонизации экологического нормирования <32>, так же и в правовом поле существует проблема разграничения порядка отнесения вещества, поскольку в том числе от эффективности соблюдения экологического нормирования зависит характер вещества, образуемого по итогам основного производства. Таким образом, требуется не только упорядочивание технических норм, регламентирующих нормирование, но и формирование документов, направленных на установление правовой базы для побочного продукта.
(Ильменева В.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 12)Документы стандартизации не всегда носят характер нормативного правового акта. В природоохранных отношениях, как отмечает Т.В. Петрова, "сложилась трехзвенная иерархическая система регулирования: федеральный закон - подзаконный нормативный правовой акт - методический документ" <30>, и "определяющее значение части имеют не правовые, а технические нормы, установленные методическими документами (методиками, методическими указаниями, рекомендациями и т.п.)" <31>. Следуя такой логике, для "конвертации" технических норм о соответствии вещества побочному продукту в правовые нормы предполагается разработка подзаконных нормативных правовых актов (постановлений Правительства РФ, приказов Минприроды России), а также методических рекомендаций и ГОСТов по вопросу составления технических регламентов, описывающих процесс образования побочного продукта у хозяйствующего субъекта. При этом, как в экологической парадигме имеется проблема гармонизации экологического нормирования <32>, так же и в правовом поле существует проблема разграничения порядка отнесения вещества, поскольку в том числе от эффективности соблюдения экологического нормирования зависит характер вещества, образуемого по итогам основного производства. Таким образом, требуется не только упорядочивание технических норм, регламентирующих нормирование, но и формирование документов, направленных на установление правовой базы для побочного продукта.
"Влияние экономических характеристик (показателей) на правовое положение юридических лиц: монография"
(Ефимов А.В.)
("Проспект", 2024)<1> См.: Широбоков А.С. Правовое регулирование экологического нормирования: учебное пособие. М.: РГУП, 2022. С. 7.
(Ефимов А.В.)
("Проспект", 2024)<1> См.: Широбоков А.С. Правовое регулирование экологического нормирования: учебное пособие. М.: РГУП, 2022. С. 7.
Статья: Развитие принципа "загрязнитель платит" в международном экологическом праве
(Габриелов В.А.)
("Российский юридический журнал", 2025, N 1)Принцип "загрязнитель платит" внес экономический подход в международное экологическое право, что определило его дальнейшее развитие на основе взаимодействия экономики и права. Представляется, что это взаимодействие будет усиливаться, так как внимание инвесторов к экологическим нормам повышает эффективность рыночных механизмов, основанных на их реакции. Формирование в судебной практике единообразных подходов к спорам о несоблюдении международных стандартов стимулирует компании следовать этим стандартам для снижения правовых и финансовых рисков. В результате рыночные модели применения принципа становятся еще более привлекательными для международного сообщества.
(Габриелов В.А.)
("Российский юридический журнал", 2025, N 1)Принцип "загрязнитель платит" внес экономический подход в международное экологическое право, что определило его дальнейшее развитие на основе взаимодействия экономики и права. Представляется, что это взаимодействие будет усиливаться, так как внимание инвесторов к экологическим нормам повышает эффективность рыночных механизмов, основанных на их реакции. Формирование в судебной практике единообразных подходов к спорам о несоблюдении международных стандартов стимулирует компании следовать этим стандартам для снижения правовых и финансовых рисков. В результате рыночные модели применения принципа становятся еще более привлекательными для международного сообщества.
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)ЮАР. В Законе ЮАР от 26 августа 1998 г. "О национальных водах" (далее - Закон о национальных водах) предусмотрено государственное доверительное управление национальными водными ресурсами <1>. Как публичное доверенное лицо в отношении национальных водных ресурсов, национальное правительство должно обеспечить защиту вод, а также ее (их) "использование, развитие, сохранение, управление и контроль в устойчивом и справедливом ключе во благо всех лиц и в соответствии с конституционным мандатом". Министерство водных дел и лесного хозяйства несет ответственность за равнозначное распределение и использование вод в общественных интересах при соблюдении экологических норм и осуществляет контроль в отношении всех вод в стране.
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)ЮАР. В Законе ЮАР от 26 августа 1998 г. "О национальных водах" (далее - Закон о национальных водах) предусмотрено государственное доверительное управление национальными водными ресурсами <1>. Как публичное доверенное лицо в отношении национальных водных ресурсов, национальное правительство должно обеспечить защиту вод, а также ее (их) "использование, развитие, сохранение, управление и контроль в устойчивом и справедливом ключе во благо всех лиц и в соответствии с конституционным мандатом". Министерство водных дел и лесного хозяйства несет ответственность за равнозначное распределение и использование вод в общественных интересах при соблюдении экологических норм и осуществляет контроль в отношении всех вод в стране.
Статья: Договор на утилизацию отходов в системе договоров на оказание экологических услуг
(Ткачук Д.В.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2025, N 7)1. Природоохранный характер: законодательство об окружающей среде накладывает на обе стороны обязательство действовать строго в рамках экологических норм.
(Ткачук Д.В.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2025, N 7)1. Природоохранный характер: законодательство об окружающей среде накладывает на обе стороны обязательство действовать строго в рамках экологических норм.
Статья: Цифровизация экологического права и возможности использования искусственного интеллекта
(Жаворонкова Н.Г., Воронина Н.П.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 8)1. Несмотря на известную территориальность, привязку экологических проблем к конкретной территории (особенно в рамках эколого-экономической суверенизации), национальное экологическое право всегда тяготело к международному и даже глобальному контексту в силу неделимости природы и всеобщности жизни. Поэтому экологические нормы, так же как и методы цифрового регулирования, экологический мониторинг, экологические стандарты и правила, в большей или меньшей степени стали международными и национальными одновременно, локальными и глобальными. Путь цифровизации для экологического права - это создание единого цифрового пространства на базе экологических законов как в рамках национального суверенитета, так и в глобальном смысле.
(Жаворонкова Н.Г., Воронина Н.П.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 8)1. Несмотря на известную территориальность, привязку экологических проблем к конкретной территории (особенно в рамках эколого-экономической суверенизации), национальное экологическое право всегда тяготело к международному и даже глобальному контексту в силу неделимости природы и всеобщности жизни. Поэтому экологические нормы, так же как и методы цифрового регулирования, экологический мониторинг, экологические стандарты и правила, в большей или меньшей степени стали международными и национальными одновременно, локальными и глобальными. Путь цифровизации для экологического права - это создание единого цифрового пространства на базе экологических законов как в рамках национального суверенитета, так и в глобальном смысле.
Статья: Правовое обеспечение "устойчивого природопользования" как дежавю
(Бринчук М.М.)
("Экологическое право", 2025, N 3)На решение задач рационального природопользования, в том числе в части предупреждения истощения природных ресурсов, согласно Федеральному закону "Об охране окружающей среды" прямо направлен, в частности, институт экологического нормирования. Об этом говорится уже в норме ст. 20, регулирующей нормирование качества окружающей среды: нормативы качества окружающей среды устанавливаются для оценки состояния окружающей среды в целях обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, рационального использования природных ресурсов, сохранения естественных экологических систем, генетического фонда растений, животных и других организмов.
(Бринчук М.М.)
("Экологическое право", 2025, N 3)На решение задач рационального природопользования, в том числе в части предупреждения истощения природных ресурсов, согласно Федеральному закону "Об охране окружающей среды" прямо направлен, в частности, институт экологического нормирования. Об этом говорится уже в норме ст. 20, регулирующей нормирование качества окружающей среды: нормативы качества окружающей среды устанавливаются для оценки состояния окружающей среды в целях обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, рационального использования природных ресурсов, сохранения естественных экологических систем, генетического фонда растений, животных и других организмов.