Экологические преступления
Подборка наиболее важных документов по запросу Экологические преступления (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Уголовная ответственность за преступления против общественной безопасности и общественного порядка: Перечень всех ситуаций
(КонсультантПлюс, 2025)3. Уголовная ответственность за экологические преступления (гл. 26 УК РФ)
(КонсультантПлюс, 2025)3. Уголовная ответственность за экологические преступления (гл. 26 УК РФ)
Важнейшая практика по ст. 76.2 УК РФОбзор практики применения судами положений главы 26 УК РФ об экологических преступлениях (утв. Президиумом ВС РФ 24.06.2022)
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Квалификация экологических преступлений: учебное пособие"
(Питулько К.В., Коряковцев В.В.)
("КНОРУС", 2023)КВАЛИФИКАЦИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
(Питулько К.В., Коряковцев В.В.)
("КНОРУС", 2023)КВАЛИФИКАЦИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
Статья: О конкретизации уголовно-правовых норм на примере экологических преступлений
(Кузнецова Н.И.)
("Российский следователь", 2024, N 11)"Российский следователь", 2024, N 11
(Кузнецова Н.И.)
("Российский следователь", 2024, N 11)"Российский следователь", 2024, N 11
Нормативные акты
"Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ
(ред. от 17.11.2025)Глава 26. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ
(ред. от 17.11.2025)Глава 26. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ
Статья: Особенности уголовной ответственности за незаконную охоту и истребление редких и находящихся на грани вымирания диких животных по УК КНР
(Наумов В.В., Калининская Я.С.)
("Современное право", 2024, N 12)На полях Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ-2024) в рамках предложенных Президентом РФ ключевых интегральных изменений экономики было справедливо определено, что мощное и долгосрочное экономическое развитие страны невозможно без обеспечения ее экологического благополучия, а также изменения качества окружающей среды для здоровой и активной жизни населения. При этом следует принимать во внимание не только геополитические факторы, но и изменения, происходящие в структуре и интенсивности социально-экономических связей с дружественными государствами, в том числе с Китайской Народной Республикой, которые обусловили интерес к уголовно-правовым нормам этого государства, отличающимся не только широким видовым спектром экологических преступлений, но архитектоникой соответствующих норм <2>.
(Наумов В.В., Калининская Я.С.)
("Современное право", 2024, N 12)На полях Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ-2024) в рамках предложенных Президентом РФ ключевых интегральных изменений экономики было справедливо определено, что мощное и долгосрочное экономическое развитие страны невозможно без обеспечения ее экологического благополучия, а также изменения качества окружающей среды для здоровой и активной жизни населения. При этом следует принимать во внимание не только геополитические факторы, но и изменения, происходящие в структуре и интенсивности социально-экономических связей с дружественными государствами, в том числе с Китайской Народной Республикой, которые обусловили интерес к уголовно-правовым нормам этого государства, отличающимся не только широким видовым спектром экологических преступлений, но архитектоникой соответствующих норм <2>.
Статья: Проблемы и перспективы кодификации экологического законодательства Российской Федерации
(Зазолина Е.В.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2025, N 1)Несомненно, такой большой массив нормативно-правовых актов, включающий законы (федерального и регионального уровня), нормативно-правовые акты министерств, ведомств и служб, усложняет реализацию эколого-правовых норм и требований на практике. К одной из актуальных проблем такого правоприменения следует отнести квалификацию экологических преступлений и правонарушений. Как указано в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 18 октября 2012 г. N 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования" <3>, призванном устранить возникающие у судов вопросы правоприменительной практики, а также обеспечить единство судебной практики при применении законодательства об ответственности за экологические правонарушения/преступления, для правильной квалификации деяния и привлечения виновного лица к ответственности судам следует выяснить, в чем конкретно состоит нарушение требований экологического законодательства (указав конкретную норму праву), и верно установить круг природоресурсных актов, регулирующих соответствующее экологическое правоотношение. В случае отсутствия в обвинительном акте таких данных уголовное дело подлежит возвращению прокурору с целью устранения препятствий для рассмотрения судом. Многие специалисты в области природоресурсного и природоохранного законодательства, например Н.Е. Садохина [3], связывают проблемы правоприменительной практики с отсутствием единого кодифицированного акта экологического законодательства.
(Зазолина Е.В.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2025, N 1)Несомненно, такой большой массив нормативно-правовых актов, включающий законы (федерального и регионального уровня), нормативно-правовые акты министерств, ведомств и служб, усложняет реализацию эколого-правовых норм и требований на практике. К одной из актуальных проблем такого правоприменения следует отнести квалификацию экологических преступлений и правонарушений. Как указано в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 18 октября 2012 г. N 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования" <3>, призванном устранить возникающие у судов вопросы правоприменительной практики, а также обеспечить единство судебной практики при применении законодательства об ответственности за экологические правонарушения/преступления, для правильной квалификации деяния и привлечения виновного лица к ответственности судам следует выяснить, в чем конкретно состоит нарушение требований экологического законодательства (указав конкретную норму праву), и верно установить круг природоресурсных актов, регулирующих соответствующее экологическое правоотношение. В случае отсутствия в обвинительном акте таких данных уголовное дело подлежит возвращению прокурору с целью устранения препятствий для рассмотрения судом. Многие специалисты в области природоресурсного и природоохранного законодательства, например Н.Е. Садохина [3], связывают проблемы правоприменительной практики с отсутствием единого кодифицированного акта экологического законодательства.
Статья: Вопросы уголовно-правовой оценки незаконной добычи и оборота особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, совершаемых с использованием цифровых способов
(Ефарова М.Н.)
("Уголовное право", 2025, N 10)<3> Жевлаков Э.Н. Экологические и альтернативно-экологические преступления, совершаемые с использованием средств массовой информации, электронных или информационно-телекоммуникационных систем // Уголовное право. 2024. N 5. С. 38.
(Ефарова М.Н.)
("Уголовное право", 2025, N 10)<3> Жевлаков Э.Н. Экологические и альтернативно-экологические преступления, совершаемые с использованием средств массовой информации, электронных или информационно-телекоммуникационных систем // Уголовное право. 2024. N 5. С. 38.
Статья: Доведение до самоубийства: умысел или неосторожность
(Иванов А.Л., Савин П.Т.)
("Российский следователь", 2025, N 7)Что же касается технических правил законотворчества, в том числе построения законодателем уголовно-правовых статей, в которых отсутствует описание признаков субъективной стороны преступления, то в Уголовном кодексе РФ присутствует множество норм без указания неосторожной формы вины. Например, это большинство статей главы 26 "Экологические преступления" (ст. 250, 251, 252, 253 и др.), некоторых статей Уголовного кодекса РФ, выражающихся в нарушении специальных правил поведения, и др. Вполне очевидно, что отсутствие такого указания в диспозициях статей нисколько не свидетельствует о том, что такие преступления не могут быть совершены с неосторожной формой вины.
(Иванов А.Л., Савин П.Т.)
("Российский следователь", 2025, N 7)Что же касается технических правил законотворчества, в том числе построения законодателем уголовно-правовых статей, в которых отсутствует описание признаков субъективной стороны преступления, то в Уголовном кодексе РФ присутствует множество норм без указания неосторожной формы вины. Например, это большинство статей главы 26 "Экологические преступления" (ст. 250, 251, 252, 253 и др.), некоторых статей Уголовного кодекса РФ, выражающихся в нарушении специальных правил поведения, и др. Вполне очевидно, что отсутствие такого указания в диспозициях статей нисколько не свидетельствует о том, что такие преступления не могут быть совершены с неосторожной формой вины.
Статья: Презумпции в экологическом праве
(Волков Г.А.)
("Экологическое право", 2025, N 1)Одной из наиболее древних является презумпция невиновности обвиняемого (подсудимого). Примечательно, что в Юридическом энциклопедическом словаре 1987 г. раскрыта только она <2>. В настоящее время эта презумпция является одной из фундаментальных гарантий прав и свобод человека и гражданина, закрепленных в ст. 49 Конституции Российской Федерации <3> (далее - Конституция РФ), и непременно применяется, в том числе при привлечении к уголовной ответственности за экологические преступления, также включающие юридические составы, и за преступное нарушение правил использования природных ресурсов <4>.
(Волков Г.А.)
("Экологическое право", 2025, N 1)Одной из наиболее древних является презумпция невиновности обвиняемого (подсудимого). Примечательно, что в Юридическом энциклопедическом словаре 1987 г. раскрыта только она <2>. В настоящее время эта презумпция является одной из фундаментальных гарантий прав и свобод человека и гражданина, закрепленных в ст. 49 Конституции Российской Федерации <3> (далее - Конституция РФ), и непременно применяется, в том числе при привлечении к уголовной ответственности за экологические преступления, также включающие юридические составы, и за преступное нарушение правил использования природных ресурсов <4>.
Статья: Квалификация преступлений, предусмотренных ст. 256 УК, и конфискация имущества, используемого лицами при совершении таких преступлений
(Сумарокова К.Д., Белогуров С.В.)
("Законность", 2025, N 11)В соответствии с п. 29 Постановления Пленума N 21 не подлежат конфискации орудия, оборудование или иные средства совершения экологического преступления, если они являются для виновного основным законным источником средств к существованию (например, орудия добычи охотничьих ресурсов для обеспечения жизнедеятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации).
(Сумарокова К.Д., Белогуров С.В.)
("Законность", 2025, N 11)В соответствии с п. 29 Постановления Пленума N 21 не подлежат конфискации орудия, оборудование или иные средства совершения экологического преступления, если они являются для виновного основным законным источником средств к существованию (например, орудия добычи охотничьих ресурсов для обеспечения жизнедеятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации).
Статья: Правовое обеспечение экологической безопасности в чрезвычайных экологических ситуациях: роль и место правоохранительных органов
(Бурганова Г.В.)
("Экологическое право", 2025, N 4)Ключевые слова: экологическая безопасность, чрезвычайные ситуации, правоохранительные органы, экологические преступления.
(Бурганова Г.В.)
("Экологическое право", 2025, N 4)Ключевые слова: экологическая безопасность, чрезвычайные ситуации, правоохранительные органы, экологические преступления.
Статья: Публичная демонстрация совершаемого преступления: законодательная регламентация и квалификация
(Скрипченко Н.Ю.)
("Российская юстиция", 2025, N 9)<12> Так, Э.Н. Жевлаков ссылается на приговор Московского районного суда г. Твери от 14 мая 2019 г. по уголовному делу N 1-128/2019. Судом установлено, что Б-в И.В. топил кота путем насильственного погружения его головы в бак с водой, а П-а В.С. снимала этот процесс на видеокамеру мобильного телефона. Затем виновные выложили видеоролик с гибелью животного в социальной сети "ВКонтакте", снабдив комментариями, как надо правильно топить котят. Подробнее см.: Жевлаков Э.Н. Экологические и альтернативно-экологические преступления, совершаемые с использованием средств массовой информации, электронных или информационно-телекоммуникационных систем // Уголовное право. 2024. N 5. С. 36.
(Скрипченко Н.Ю.)
("Российская юстиция", 2025, N 9)<12> Так, Э.Н. Жевлаков ссылается на приговор Московского районного суда г. Твери от 14 мая 2019 г. по уголовному делу N 1-128/2019. Судом установлено, что Б-в И.В. топил кота путем насильственного погружения его головы в бак с водой, а П-а В.С. снимала этот процесс на видеокамеру мобильного телефона. Затем виновные выложили видеоролик с гибелью животного в социальной сети "ВКонтакте", снабдив комментариями, как надо правильно топить котят. Подробнее см.: Жевлаков Э.Н. Экологические и альтернативно-экологические преступления, совершаемые с использованием средств массовой информации, электронных или информационно-телекоммуникационных систем // Уголовное право. 2024. N 5. С. 36.
Статья: О некоторых реализуемых в Российской Федерации мерах по предупреждению и пресечению преступлений, оказывающих воздействие на окружающую среду, в рамках международной экологической повестки
(Добрецов Д.Г.)
("Экологическое право", 2023, N 1)В статье рассматриваются меры, предпринимаемые в Российской Федерации в связи с современной экологической повесткой в разрезе правового регулирования, организации контрольно-надзорной и правоохранительной деятельности. Отмечая приверженность Российской Федерации принципам и нормам международного права в части охраны окружающей среды, в том числе уголовно-правовыми средствами, указывается на важность противодействия экологической преступности, зафиксированную в базовых документах стратегического планирования и специальном законодательстве. Подчеркивается необходимость учета такого рода положений при непосредственной организации работы государственного аппарата и выработке предложений по совершенствованию антикриминальной активности в экологической сфере. На основе сформулированного определения понятия противодействия экологической преступности определяются его главные направления, такие как: профилактика экологических преступлений, их пресечение, расследование, привлечение к ответственности виновных лиц и устранение общественно опасных последствий. Констатируется особая роль в деятельности по предупреждению и пресечению преступлений, оказывающих воздействие на окружающую среду, органов прокуратуры, в том числе специализированных природоохранных прокуратур, строящих эту работу в рамках функций надзора за исполнением законов об охране окружающей среды и природопользовании, координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.
(Добрецов Д.Г.)
("Экологическое право", 2023, N 1)В статье рассматриваются меры, предпринимаемые в Российской Федерации в связи с современной экологической повесткой в разрезе правового регулирования, организации контрольно-надзорной и правоохранительной деятельности. Отмечая приверженность Российской Федерации принципам и нормам международного права в части охраны окружающей среды, в том числе уголовно-правовыми средствами, указывается на важность противодействия экологической преступности, зафиксированную в базовых документах стратегического планирования и специальном законодательстве. Подчеркивается необходимость учета такого рода положений при непосредственной организации работы государственного аппарата и выработке предложений по совершенствованию антикриминальной активности в экологической сфере. На основе сформулированного определения понятия противодействия экологической преступности определяются его главные направления, такие как: профилактика экологических преступлений, их пресечение, расследование, привлечение к ответственности виновных лиц и устранение общественно опасных последствий. Констатируется особая роль в деятельности по предупреждению и пресечению преступлений, оказывающих воздействие на окружающую среду, органов прокуратуры, в том числе специализированных природоохранных прокуратур, строящих эту работу в рамках функций надзора за исполнением законов об охране окружающей среды и природопользовании, координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.
Статья: Остается ли актуальным вопрос введения уголовной ответственности юридических лиц?
(Пикуров Н.И.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2025, N 2)В целях разработки процедуры расследования и судебного разбирательства дел о нарушении уголовного закона юридическим лицом необходимо различать уголовно наказуемые деяния юридических лиц, направленные против публичных интересов и нарушения уголовного закона, допущенные юридическим лицом в процессе хозяйственной деятельности, причиняющие вред частным интересам, например, имущественный ущерб контрагентам, потребителям услуг. В первом случае речь может идти об ответственности за легализацию имущества, полученного преступным путем, оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, нарушение требований транспортной безопасности, экологические преступления и др. Для этого более приемлемым является действующий порядок уголовно-процессуального расследования дела и разбирательства в суде, скорректированный с учетом особенностей привлечения к ответственности юридического лица за нарушение уголовного закона.
(Пикуров Н.И.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2025, N 2)В целях разработки процедуры расследования и судебного разбирательства дел о нарушении уголовного закона юридическим лицом необходимо различать уголовно наказуемые деяния юридических лиц, направленные против публичных интересов и нарушения уголовного закона, допущенные юридическим лицом в процессе хозяйственной деятельности, причиняющие вред частным интересам, например, имущественный ущерб контрагентам, потребителям услуг. В первом случае речь может идти об ответственности за легализацию имущества, полученного преступным путем, оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, нарушение требований транспортной безопасности, экологические преступления и др. Для этого более приемлемым является действующий порядок уголовно-процессуального расследования дела и разбирательства в суде, скорректированный с учетом особенностей привлечения к ответственности юридического лица за нарушение уголовного закона.