Экологические характеристики транспортных средств
Подборка наиболее важных документов по запросу Экологические характеристики транспортных средств (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски арбитражного спора: Административные правонарушения на транспорте: Организация (ИП) оспаривает привлечение к ответственности по ст. 11.33 КоАП РФ за нарушение порядка использования автобуса, трамвая или троллейбуса
(КонсультантПлюс, 2025)судом установлено, что используемое транспортное средство не соответствует характеристикам, предусмотренным картой маршрута (например, экологический класс автобуса ниже, в салоне отсутствует система кондиционирования или информационное табло об остановках либо используемый для перевозки пассажиров автобус соответствует среднему классу транспортных средств при указании на малый класс в карте маршрута)
(КонсультантПлюс, 2025)судом установлено, что используемое транспортное средство не соответствует характеристикам, предусмотренным картой маршрута (например, экологический класс автобуса ниже, в салоне отсутствует система кондиционирования или информационное табло об остановках либо используемый для перевозки пассажиров автобус соответствует среднему классу транспортных средств при указании на малый класс в карте маршрута)
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовые проблемы обеспечения экологического благополучия и охраны природных ресурсов Российской Федерации
(Харьков В.Н.)
("Экологическое право", 2022, N 4)В частности, планы снижения экологических характеристик и технологических требований по техническому оснащению колесных транспортных средств реализуются в кратчайшие сроки <4>. Наряду с понижением экологической безопасности транспортных средств планируется повысить уровень допустимых сбросов вредных веществ в озеро Байкал <5>, что не только не соответствует целям международно-правовой охраны объекта всемирного природного наследия, но и противоречит ч. 1 ст. 14 Федерального закона "Об охране озера Байкал" <6>, установившей ежегодный пересмотр допустимых объемов сбросов и выбросов загрязняющих веществ в целях его уменьшения, что недостижимо при увеличении уровня допустимых сбросов. И, к сожалению, это только начало "отката" от достигнутых (иногда только декларируемых) экологических стандартов качества окружающей среды, когда на фоне устойчиво-негативных характеристик состояния окружающей среды и тенденции, которая получила наименование деэкологизации законодательства <7>, на смену ей идет тенденция, которую, по нашему мнению, можно определить как масштабную деградацию правовой охраны окружающей среды.
(Харьков В.Н.)
("Экологическое право", 2022, N 4)В частности, планы снижения экологических характеристик и технологических требований по техническому оснащению колесных транспортных средств реализуются в кратчайшие сроки <4>. Наряду с понижением экологической безопасности транспортных средств планируется повысить уровень допустимых сбросов вредных веществ в озеро Байкал <5>, что не только не соответствует целям международно-правовой охраны объекта всемирного природного наследия, но и противоречит ч. 1 ст. 14 Федерального закона "Об охране озера Байкал" <6>, установившей ежегодный пересмотр допустимых объемов сбросов и выбросов загрязняющих веществ в целях его уменьшения, что недостижимо при увеличении уровня допустимых сбросов. И, к сожалению, это только начало "отката" от достигнутых (иногда только декларируемых) экологических стандартов качества окружающей среды, когда на фоне устойчиво-негативных характеристик состояния окружающей среды и тенденции, которая получила наименование деэкологизации законодательства <7>, на смену ей идет тенденция, которую, по нашему мнению, можно определить как масштабную деградацию правовой охраны окружающей среды.
Статья: Начисление процентов на излишне взысканный утилизационный сбор
(Шереметьева Н.В.)
("Таможенное дело", 2024, N 1)Отечественным законодательством предусматривается платеж за утилизацию товара, носящий название "утилизационный сбор" и являющийся элементом системы обязательных платежей, налогов и сборов. Утилизационный сбор - это обязательный платеж, который взимается с производителя, экспортера, импортера или покупателя транспортного средства при ввозе или вывозе транспорта в Россию или с территории государства. Утилизационный сбор взимается единовременно, включается в стоимость транспортного средства. Законодатель определяет, что утилизационный сбор уплачивается за каждое колесное транспортное средство, каждую самоходную машину, каждый прицеп. Денежные средства утилизационного сбора направлялись на обеспечение экологической безопасности и защиты здоровья населения от вредного воздействия, оказываемого эксплуатируемыми транспортными средствами с учетом технической характеристики транспортного средства и его износа. Актуальность выбранной темы заключается в том, что долгое время этот вопрос решался однозначно: на излишне взысканный утилизационный сбор не начислялись проценты. 8 ноября 2022 г. Конституционный Суд Российской Федерации разъяснил, что такой подход не верен и не соответствует конституционным положениям. В связи с этим возникает вопрос о новых правилах возврата излишне взысканного утилизационного сбора. Ответ на этот вопрос дается на основании положений нормативных актов и материалов судебной практики. Основным методом познания в данном исследовании выступает метод ретроспективного анализа, который применяется для исследования ранее действовавшего порядка взыскания излишне уплаченного утилизационного сбора.
(Шереметьева Н.В.)
("Таможенное дело", 2024, N 1)Отечественным законодательством предусматривается платеж за утилизацию товара, носящий название "утилизационный сбор" и являющийся элементом системы обязательных платежей, налогов и сборов. Утилизационный сбор - это обязательный платеж, который взимается с производителя, экспортера, импортера или покупателя транспортного средства при ввозе или вывозе транспорта в Россию или с территории государства. Утилизационный сбор взимается единовременно, включается в стоимость транспортного средства. Законодатель определяет, что утилизационный сбор уплачивается за каждое колесное транспортное средство, каждую самоходную машину, каждый прицеп. Денежные средства утилизационного сбора направлялись на обеспечение экологической безопасности и защиты здоровья населения от вредного воздействия, оказываемого эксплуатируемыми транспортными средствами с учетом технической характеристики транспортного средства и его износа. Актуальность выбранной темы заключается в том, что долгое время этот вопрос решался однозначно: на излишне взысканный утилизационный сбор не начислялись проценты. 8 ноября 2022 г. Конституционный Суд Российской Федерации разъяснил, что такой подход не верен и не соответствует конституционным положениям. В связи с этим возникает вопрос о новых правилах возврата излишне взысканного утилизационного сбора. Ответ на этот вопрос дается на основании положений нормативных актов и материалов судебной практики. Основным методом познания в данном исследовании выступает метод ретроспективного анализа, который применяется для исследования ранее действовавшего порядка взыскания излишне уплаченного утилизационного сбора.
Нормативные акты
Федеральный закон от 13.07.2015 N 220-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2024)6) классы транспортных средств, максимальное количество транспортных средств каждого из таких классов и экологические характеристики транспортных средств;
(ред. от 08.08.2024)
"Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2024)6) классы транспортных средств, максимальное количество транспортных средств каждого из таких классов и экологические характеристики транспортных средств;
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2019)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.12.2019)Согласно п. 1 ст. 24.1 Закона N 89-ФЗ за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним, ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.12.2019)Согласно п. 1 ст. 24.1 Закона N 89-ФЗ за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним, ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа.
Статья: "Зеленые" финансы: понятие и система
(Ситник А.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 2)Помимо этого, в Российской Федерации установлен целый ряд платежей, имеющих ярко выраженную компенсационную природу: их уплата связана с покрытием негативного воздействия на экологию и окружающую среду. К группе компенсационных платежей следует отнести утилизационный сбор, целью уплаты которого на основании ст. 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" <30> является обеспечение экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа. Компенсационный характер носит и экологический сбор: согласно п. 11 ст. 24.5 того же Закона поступающие в федеральный бюджет средства предоставляются для выполнения нормативов отходов от использования товаров, обязанность по утилизации которых исполнена производителями и импортерами товаров путем уплаты экологического сбора.
(Ситник А.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 2)Помимо этого, в Российской Федерации установлен целый ряд платежей, имеющих ярко выраженную компенсационную природу: их уплата связана с покрытием негативного воздействия на экологию и окружающую среду. К группе компенсационных платежей следует отнести утилизационный сбор, целью уплаты которого на основании ст. 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" <30> является обеспечение экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа. Компенсационный характер носит и экологический сбор: согласно п. 11 ст. 24.5 того же Закона поступающие в федеральный бюджет средства предоставляются для выполнения нормативов отходов от использования товаров, обязанность по утилизации которых исполнена производителями и импортерами товаров путем уплаты экологического сбора.
Статья: О реализации принципа правовой определенности в обложении утилизационным сбором (на примере ввоза автомобилей в Россию)
(Матвиенко Г.В.)
("ЭкООнис-экологически чистые технологии", 2021)Под утилизационным сбором законодатель понимает "вид платежа, который взимается за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним", ввозимые в Россию либо произведенные, изготовленные в нашей стране. Цель установления сбора заключается в аккумулировании государством средств "ради обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации" транспорта, с учетом его "технических характеристик и износа" <2>. Взимается сбор с владельца транспортного средства или организации-производителя и перечисляется в федеральный бюджет. Последующую утилизацию пришедшего в негодность транспорта осуществляют специализированные организации, и затраты на нее компенсируются из федерального бюджета <3>.
(Матвиенко Г.В.)
("ЭкООнис-экологически чистые технологии", 2021)Под утилизационным сбором законодатель понимает "вид платежа, который взимается за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним", ввозимые в Россию либо произведенные, изготовленные в нашей стране. Цель установления сбора заключается в аккумулировании государством средств "ради обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации" транспорта, с учетом его "технических характеристик и износа" <2>. Взимается сбор с владельца транспортного средства или организации-производителя и перечисляется в федеральный бюджет. Последующую утилизацию пришедшего в негодность транспорта осуществляют специализированные организации, и затраты на нее компенсируются из федерального бюджета <3>.
Вопрос: Организация ввозит из Китая в Россию новый седельный тягач с целью выпуска для внутреннего потребления. Каким образом можно классифицировать новый седельный тягач и подтвердить его экологический класс?
(Консультация эксперта, 2025)Сравнительный анализ сведений, подлежащих отражению в ОТТС и в ЗОЕТС, подтверждает полную сопоставимость указанных сведений, в том числе в части указания технических характеристик транспортного средства. Следовательно, ЗОЕТС как сертификат соответствия и документ, в условиях действий недружественных стран заменяющий ОТТС и удостоверяющий соответствие выпускаемых в обращение транспортных средств требованиям ТР ТС 018/2011, необходимо рассматривать как документ, подтверждающий экологический класс транспортного средства (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 13.05.2025 N Ф05-2239/2025 по делу N А40-104431/2024).
(Консультация эксперта, 2025)Сравнительный анализ сведений, подлежащих отражению в ОТТС и в ЗОЕТС, подтверждает полную сопоставимость указанных сведений, в том числе в части указания технических характеристик транспортного средства. Следовательно, ЗОЕТС как сертификат соответствия и документ, в условиях действий недружественных стран заменяющий ОТТС и удостоверяющий соответствие выпускаемых в обращение транспортных средств требованиям ТР ТС 018/2011, необходимо рассматривать как документ, подтверждающий экологический класс транспортного средства (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 13.05.2025 N Ф05-2239/2025 по делу N А40-104431/2024).
Вопрос: Организация ввезла на территорию РФ транспортное средство, в отношении которого должен быть уплачен утилизационный сбор. В установленном порядке утилизационный сбор организацией уплачен не был. Подлежит ли возбуждению по данному факту таможенным органом дело об административном правонарушении?
(Консультация эксперта, Воронежская таможня ЦТУ ФТС России, 2024)Обоснование: Согласно п. 1 ст. 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним, ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, за исключением транспортных средств, указанных в п. 6 ст. 24.1 Закона N 89-ФЗ, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа.
(Консультация эксперта, Воронежская таможня ЦТУ ФТС России, 2024)Обоснование: Согласно п. 1 ст. 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним, ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, за исключением транспортных средств, указанных в п. 6 ст. 24.1 Закона N 89-ФЗ, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа.