Экологическая полиция
Подборка наиболее важных документов по запросу Экологическая полиция (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовое обеспечение экологической безопасности в чрезвычайных экологических ситуациях: роль и место правоохранительных органов
(Бурганова Г.В.)
("Экологическое право", 2025, N 4)Анализ правового регулирования и деятельности правоохранительных органов в сфере экологической безопасности позволяет сделать вывод, что существующая система требует совершенствования. Чрезвычайные экологические ситуации демонстрируют сложность координации между различными государственными структурами, не обеспечивающей оперативного реагирования. Отсутствие специализированного законодательного акта в сфере обеспечения экологической безопасности снижает эффективность государственных мер. Введение специализированных следственных подразделений могло бы повысить результативность борьбы с экологическими преступлениями и минимизировать их последствия. Перспективы развития правового регулирования в данной сфере связаны с расширением компетенций правоохранительных органов, внедрением жестких санкций за экологические правонарушения и развитием механизмов межведомственного взаимодействия. Опыт зарубежных стран показывает, что эффективность борьбы с экологическими преступлениями значительно возрастает при наличии специализированных институтов (например, экологическая полиция). В результате без комплексного реформирования правовой системы и правоохранительных структур обеспечение экологической безопасности останется фрагментарным, а государственные меры будут носить преимущественно реактивный характер.
(Бурганова Г.В.)
("Экологическое право", 2025, N 4)Анализ правового регулирования и деятельности правоохранительных органов в сфере экологической безопасности позволяет сделать вывод, что существующая система требует совершенствования. Чрезвычайные экологические ситуации демонстрируют сложность координации между различными государственными структурами, не обеспечивающей оперативного реагирования. Отсутствие специализированного законодательного акта в сфере обеспечения экологической безопасности снижает эффективность государственных мер. Введение специализированных следственных подразделений могло бы повысить результативность борьбы с экологическими преступлениями и минимизировать их последствия. Перспективы развития правового регулирования в данной сфере связаны с расширением компетенций правоохранительных органов, внедрением жестких санкций за экологические правонарушения и развитием механизмов межведомственного взаимодействия. Опыт зарубежных стран показывает, что эффективность борьбы с экологическими преступлениями значительно возрастает при наличии специализированных институтов (например, экологическая полиция). В результате без комплексного реформирования правовой системы и правоохранительных структур обеспечение экологической безопасности останется фрагментарным, а государственные меры будут носить преимущественно реактивный характер.
Статья: Борьба с преступным загрязнением атмосферы: от ее имитации к реальным действиям
(Попов И.В.)
("Уголовное право", 2024, N 4)Ключевые слова: экологические преступления, загрязнение воздуха, расследование экологических преступлений, участковый уполномоченный полиции, постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.
(Попов И.В.)
("Уголовное право", 2024, N 4)Ключевые слова: экологические преступления, загрязнение воздуха, расследование экологических преступлений, участковый уполномоченный полиции, постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)6) должностными лицами органов, осуществляющих государственный экологический надзор, федеральный государственный надзор в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания, федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), федеральный государственный контроль (надзор) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, при выявлении административных правонарушений в соответствующей сфере - в служебное помещение органа внутренних дел (полиции), помещение органа местного самоуправления сельского поселения или в иное служебное помещение;
(ред. от 04.11.2025)6) должностными лицами органов, осуществляющих государственный экологический надзор, федеральный государственный надзор в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания, федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), федеральный государственный контроль (надзор) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, при выявлении административных правонарушений в соответствующей сфере - в служебное помещение органа внутренних дел (полиции), помещение органа местного самоуправления сельского поселения или в иное служебное помещение;
Статья: О проблеме публично-правового регулирования реализации статуса вынужденных мигрантов в Российской Федерации
(Катаева О.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 2)3. Евтушенко В.И. Экологическая миграция в Российской Федерации: конституционно-правозащитная теория: автореферат диссертации ... доктора юридических наук / В.И. Евтушенко. Белгород, 2022. 38 с.
(Катаева О.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 2)3. Евтушенко В.И. Экологическая миграция в Российской Федерации: конституционно-правозащитная теория: автореферат диссертации ... доктора юридических наук / В.И. Евтушенко. Белгород, 2022. 38 с.
Статья: Некоторые проблемные вопросы установления административной ответственности за нарушения законодательства субъектов Российской Федерации в области тишины и покоя граждан
(Зиборов О.В., Султанов К.А.)
("Российская юстиция", 2021, N 3)<13> СН 2.2.4/2.1.8.562-96. 2.2.4. Физические факторы производственной среды. 2.1.8. Физические факторы окружающей природной среды. Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки (утв. Постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 31 октября 1996 г. N 36) // Экологический вестник России. 2001. N 2.
(Зиборов О.В., Султанов К.А.)
("Российская юстиция", 2021, N 3)<13> СН 2.2.4/2.1.8.562-96. 2.2.4. Физические факторы производственной среды. 2.1.8. Физические факторы окружающей природной среды. Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки (утв. Постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 31 октября 1996 г. N 36) // Экологический вестник России. 2001. N 2.
Статья: Общественный контроль как институт демократии участия и форма осуществления публичного контроля
(Чертков А.Н.)
("Административное право и процесс", 2025, N 5)12. Крицкая М.С. Общественный контроль административной деятельности полиции: правовые и организационные аспекты: Автореферат диссертации кандидата юридических наук / М.С. Крицкая. Воронеж, 2017. 32 с.
(Чертков А.Н.)
("Административное право и процесс", 2025, N 5)12. Крицкая М.С. Общественный контроль административной деятельности полиции: правовые и организационные аспекты: Автореферат диссертации кандидата юридических наук / М.С. Крицкая. Воронеж, 2017. 32 с.
Статья: Защита прав человека stricto sensu судами интеграционных объединений: опыт сравнительного анализа
(Ковлер А.И., Лебедева Я.И.)
("Международное правосудие", 2022, N 4)Спор о целлюлозных заводах, который был рассмотрен Трибуналом ad hoc МЕРКОСУР в 2000-х годах, весьма интересно раскрывает проблематику защиты основных прав в МЕРКОСУР. Согласно обстоятельствам дела, Уругвай дал разрешение на строительство двух целлюлозных заводов на границе с Аргентиной. Экологические активисты с аргентинской стороны осуществили блокаду международной трассы с целью выразить свой протест в отношении строительства заводов. Полиция не предприняла решительных действий по пресечению митингов, а Президент Аргентины Нестор Киршнер лично выразил свою солидарность с протестующими. 18 февраля 2006 года Уругвай воспользовался механизмом разрешения споров МЕРКОСУР. Истец указал на то, что систематическая блокада дороги мешает свободному передвижению товаров и услуг, которое гарантируется учредительным договором МЕРКОСУР. Были приведены конкретные данные в отношении ущерба, который был причинен экономическим операторам, импортерам и экспортерам товаров, туристической отрасли и частным лицам.
(Ковлер А.И., Лебедева Я.И.)
("Международное правосудие", 2022, N 4)Спор о целлюлозных заводах, который был рассмотрен Трибуналом ad hoc МЕРКОСУР в 2000-х годах, весьма интересно раскрывает проблематику защиты основных прав в МЕРКОСУР. Согласно обстоятельствам дела, Уругвай дал разрешение на строительство двух целлюлозных заводов на границе с Аргентиной. Экологические активисты с аргентинской стороны осуществили блокаду международной трассы с целью выразить свой протест в отношении строительства заводов. Полиция не предприняла решительных действий по пресечению митингов, а Президент Аргентины Нестор Киршнер лично выразил свою солидарность с протестующими. 18 февраля 2006 года Уругвай воспользовался механизмом разрешения споров МЕРКОСУР. Истец указал на то, что систематическая блокада дороги мешает свободному передвижению товаров и услуг, которое гарантируется учредительным договором МЕРКОСУР. Были приведены конкретные данные в отношении ущерба, который был причинен экономическим операторам, импортерам и экспортерам товаров, туристической отрасли и частным лицам.
"Движимое имущество: что, где и как арендовать"
(выпуск 6)
(Тарасенкова А.Н.)
("Редакция "Российской газеты", 2021)Если вы стали свидетелем жестокого обращения с животным, то следует обращаться в полицию по месту совершения преступления. Параллельно можно обратиться в Комитет Госдумы по экологии и охране окружающей среды для инициирования парламентского контроля. В случае бездействия полиции следует обращаться в органы прокуратуры.
(выпуск 6)
(Тарасенкова А.Н.)
("Редакция "Российской газеты", 2021)Если вы стали свидетелем жестокого обращения с животным, то следует обращаться в полицию по месту совершения преступления. Параллельно можно обратиться в Комитет Госдумы по экологии и охране окружающей среды для инициирования парламентского контроля. В случае бездействия полиции следует обращаться в органы прокуратуры.
Статья: К вопросу о предмете экологического права
(Куракин А.В., Елбаева Н.А., Козырева Ю.Н., Калинина Ю.В.)
("Современное право", 2024, N 12)Калинина Ю.В., преподаватель кафедры подготовки сотрудников полиции для подразделений по охране общественного порядка и подразделений по вопросам миграции Всероссийского института повышения квалификации сотрудников МВД России, Россия, Москва.
(Куракин А.В., Елбаева Н.А., Козырева Ю.Н., Калинина Ю.В.)
("Современное право", 2024, N 12)Калинина Ю.В., преподаватель кафедры подготовки сотрудников полиции для подразделений по охране общественного порядка и подразделений по вопросам миграции Всероссийского института повышения квалификации сотрудников МВД России, Россия, Москва.
Статья: Административные процедуры лицензирования в Великобритании
(Сыроежкин А.М.)
("Административное право и процесс", 2023, N 2)Применительно к лицензированию розничной продажи алкогольной продукции предусмотрен особый порядок рассмотрения заявления о выдаче лицензии, предусматривающий опубликование уведомления о намерении осуществления регулируемой деятельности, в соответствии с которым заинтересованные лица указывают свои возражения - objections. Как было подчеркнуто в материалах судебной практики <18>, соответствующим правом наделены не только публичные органы, прежде всего местные органы полиции и органы обеспечения экологической безопасности, но и проживающие на соответствующей местности граждане, поскольку именно они являются заинтересованными лицами. Из позиции суда по делу The British Beer and Pub Association & Ors v Canterbury City Council [2005] EWHC 1318 (Admin) (24 June 2005) <19> следует, что дальнейший порядок рассмотрения заявления зависит от получения лицензирующим органом возражений. Если возражения не поступали, заявление рассматривается без проведения слушания по делу, а лицензия выдается при условии соблюдения обязательных требований. Рассмотрение возражений, по общему правилу, проводится на слушании, в котором участвуют и имеют право предоставлять свои доводы все вышеуказанные лица. При поступлении письменного согласия со стороны всех участников лицензирующий орган уполномочен постановить о рассмотрении дела без проведения слушания. Исходя из анализа данных норм в рамках публичного санкционирования при поступлении возражений административно-правовой спор фактически разрешается.
(Сыроежкин А.М.)
("Административное право и процесс", 2023, N 2)Применительно к лицензированию розничной продажи алкогольной продукции предусмотрен особый порядок рассмотрения заявления о выдаче лицензии, предусматривающий опубликование уведомления о намерении осуществления регулируемой деятельности, в соответствии с которым заинтересованные лица указывают свои возражения - objections. Как было подчеркнуто в материалах судебной практики <18>, соответствующим правом наделены не только публичные органы, прежде всего местные органы полиции и органы обеспечения экологической безопасности, но и проживающие на соответствующей местности граждане, поскольку именно они являются заинтересованными лицами. Из позиции суда по делу The British Beer and Pub Association & Ors v Canterbury City Council [2005] EWHC 1318 (Admin) (24 June 2005) <19> следует, что дальнейший порядок рассмотрения заявления зависит от получения лицензирующим органом возражений. Если возражения не поступали, заявление рассматривается без проведения слушания по делу, а лицензия выдается при условии соблюдения обязательных требований. Рассмотрение возражений, по общему правилу, проводится на слушании, в котором участвуют и имеют право предоставлять свои доводы все вышеуказанные лица. При поступлении письменного согласия со стороны всех участников лицензирующий орган уполномочен постановить о рассмотрении дела без проведения слушания. Исходя из анализа данных норм в рамках публичного санкционирования при поступлении возражений административно-правовой спор фактически разрешается.
Статья: Первые опыты объединения внебюджетных фондов в России: вопросы бюджетного права
(Тютина Ю.В.)
("Журнал российского права", 2024, N 9)<4> Средства федеральных целевых внебюджетных фондов Федерального дорожного фонда РФ, Федерального экологического фонда РФ, Фонда социального развития Департамента налоговой полиции РФ, Централизованного фонда социального развития Государственной налоговой службы РФ, Фонда развития таможенной системы РФ, Государственного фонда борьбы с преступностью были консолидированы в федеральном бюджете начиная с 1995 г. (ст. 6 Федерального закона от 31 марта 1995 г. N 39-ФЗ "О федеральном бюджете на 1995 год").
(Тютина Ю.В.)
("Журнал российского права", 2024, N 9)<4> Средства федеральных целевых внебюджетных фондов Федерального дорожного фонда РФ, Федерального экологического фонда РФ, Фонда социального развития Департамента налоговой полиции РФ, Централизованного фонда социального развития Государственной налоговой службы РФ, Фонда развития таможенной системы РФ, Государственного фонда борьбы с преступностью были консолидированы в федеральном бюджете начиная с 1995 г. (ст. 6 Федерального закона от 31 марта 1995 г. N 39-ФЗ "О федеральном бюджете на 1995 год").
Статья: О проблемах, возникающих в ходе исполнения органами местного самоуправления полномочий в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, и путях их решения
(Щепачев В.А.)
("Местное право", 2025, N 1)Согласно пункту 1 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ в случае непосредственного обнаружения признаков административного правонарушения либо обращения граждан или организаций протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 8.2 КоАП РФ, составляют должностные лица органов внутренних дел (полиции), которые на основании статьи 28.7 КоАП РФ обязаны провести административное расследование и установить лиц, виновных в нарушении требований природоохранного законодательства.
(Щепачев В.А.)
("Местное право", 2025, N 1)Согласно пункту 1 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ в случае непосредственного обнаружения признаков административного правонарушения либо обращения граждан или организаций протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 8.2 КоАП РФ, составляют должностные лица органов внутренних дел (полиции), которые на основании статьи 28.7 КоАП РФ обязаны провести административное расследование и установить лиц, виновных в нарушении требований природоохранного законодательства.
Статья: Конституционно-правовые основы деятельности и роль органов внутренних дел в механизме обеспечения конституционного правопорядка в России
(Безруков А.В., Савоськин А.В.)
("Административное право и процесс", 2022, N 3)В число задач органов внутренних дел при осуществлении оперативно-розыскной деятельности входят: выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших; осуществление розыска лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших; добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу безопасности Российской Федерации (национальной, государственной, военной, экономической, экологической и др.); установление имущества, подлежащего конфискации, и другие.
(Безруков А.В., Савоськин А.В.)
("Административное право и процесс", 2022, N 3)В число задач органов внутренних дел при осуществлении оперативно-розыскной деятельности входят: выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших; осуществление розыска лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших; добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу безопасности Российской Федерации (национальной, государственной, военной, экономической, экологической и др.); установление имущества, подлежащего конфискации, и другие.