Экологическая экспертиза проекта рекультивации
Подборка наиболее важных документов по запросу Экологическая экспертиза проекта рекультивации (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 11 "Объекты государственной экологической экспертизы федерального уровня" Федерального закона "Об экологической экспертизе""Возражения Учреждения относительно несоответствия проекта рекультивации земель, так как он не прошел государственную экологическую экспертизу судебной коллегией отклонены, поскольку в связи с неиспользованием земли для размещения отходов производства и потребления к перечню объектов государственной экологической экспертизы в соответствии статьями 11, 12 Федерального закона N 174 "Об экологической экспертизе" он не относится."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как провести рекультивацию земель
(КонсультантПлюс, 2025)5.2. В каких случаях проект рекультивации должен пройти государственную экологическую экспертизу
(КонсультантПлюс, 2025)5.2. В каких случаях проект рекультивации должен пройти государственную экологическую экспертизу
"Рекультивация земель: особенности и проблемы правового регулирования"
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Основания проведения государственной экологической
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Основания проведения государственной экологической
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 29.05.2025 N 781
"Об утверждении Правил проведения рекультивации и консервации земель"30. Лицо, обеспечивающее рекультивацию земель (лицо, обеспечивающее консервацию земель), утверждает проект рекультивации земель (проект консервации земель) не позднее 20-го рабочего дня со дня поступления уведомления о согласовании такого проекта или со дня получения положительного заключения государственной экологической экспертизы проекта рекультивации земель и в течение 10 рабочих дней направляет способами, указанными в пункте 20 настоящих Правил, уведомление об этом с приложением утвержденного проекта рекультивации земель (проекта консервации земель) лицу, согласовавшему проект рекультивации земель (проект консервации земель), а также в следующие федеральные органы исполнительной власти:
"Об утверждении Правил проведения рекультивации и консервации земель"30. Лицо, обеспечивающее рекультивацию земель (лицо, обеспечивающее консервацию земель), утверждает проект рекультивации земель (проект консервации земель) не позднее 20-го рабочего дня со дня поступления уведомления о согласовании такого проекта или со дня получения положительного заключения государственной экологической экспертизы проекта рекультивации земель и в течение 10 рабочих дней направляет способами, указанными в пункте 20 настоящих Правил, уведомление об этом с приложением утвержденного проекта рекультивации земель (проекта консервации земель) лицу, согласовавшему проект рекультивации земель (проект консервации земель), а также в следующие федеральные органы исполнительной власти:
Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"Об охране окружающей среды"1. Для ликвидации горных выработок и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, рекультивации земель допускается использование вскрышных и вмещающих горных пород, отходов недропользования V класса опасности, образовавшихся при осуществлении пользования недрами, а также отходов производства черных металлов IV и V классов опасности, золошлаковых отходов V класса опасности от сжигания угля, фосфогипса V класса опасности в соответствии с проектом ликвидации горных выработок и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, или проектом рекультивации земель, получившими положительное заключение государственной экологической экспертизы.
(ред. от 26.12.2024)
"Об охране окружающей среды"1. Для ликвидации горных выработок и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, рекультивации земель допускается использование вскрышных и вмещающих горных пород, отходов недропользования V класса опасности, образовавшихся при осуществлении пользования недрами, а также отходов производства черных металлов IV и V классов опасности, золошлаковых отходов V класса опасности от сжигания угля, фосфогипса V класса опасности в соответствии с проектом ликвидации горных выработок и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, или проектом рекультивации земель, получившими положительное заключение государственной экологической экспертизы.
Статья: Оформление прав на публичные земельные участки для целей разработки месторождений полезных ископаемых: практические аспекты
(Жаркова О.А.)
("Закон", 2024, N 5)При этом ЗК РФ содержит адекватную норму: согласно п. 2 ст. 39.8 договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного для проведения работ, связанных с пользованием недрами, должен предусматривать проведение работ по рекультивации такого земельного участка. То есть, следуя логике ЗК РФ, в договор аренды включается обязанность арендатора обеспечить работы по рекультивации, для чего после заключения договора он подготовит проект рекультивации; при этом заключение договора аренды возможно только после перевода, если речь идет о землях сельскохозяйственного назначения. К тому же в 2023 году вступило в силу требование об обязательном направлении на экологическую экспертизу федерального уровня проекта рекультивации недропользователями <35>. Согласно подп. 7.4 ст. 11 Закона об экологической экспертизе <36> объектом государственной экологической экспертизы федерального уровня являются проект рекультивации горных выработок и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, и (или) проект рекультивации земель, предусматривающие использование вскрышных и вмещающих горных пород, отходов недропользования V класса опасности, образовавшихся при осуществлении пользования недрами <37>. Но пользователь недрами не может отправить на экологическую экспертизу проект рекультивации до оформления прав на земельный участок, необходимый ему для освоения месторождения. Таким образом, наиболее логично предположить следующий порядок действий: перевод, заключение договора аренды, разработка проекта рекультивации и его экологическая экспертиза.
(Жаркова О.А.)
("Закон", 2024, N 5)При этом ЗК РФ содержит адекватную норму: согласно п. 2 ст. 39.8 договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного для проведения работ, связанных с пользованием недрами, должен предусматривать проведение работ по рекультивации такого земельного участка. То есть, следуя логике ЗК РФ, в договор аренды включается обязанность арендатора обеспечить работы по рекультивации, для чего после заключения договора он подготовит проект рекультивации; при этом заключение договора аренды возможно только после перевода, если речь идет о землях сельскохозяйственного назначения. К тому же в 2023 году вступило в силу требование об обязательном направлении на экологическую экспертизу федерального уровня проекта рекультивации недропользователями <35>. Согласно подп. 7.4 ст. 11 Закона об экологической экспертизе <36> объектом государственной экологической экспертизы федерального уровня являются проект рекультивации горных выработок и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, и (или) проект рекультивации земель, предусматривающие использование вскрышных и вмещающих горных пород, отходов недропользования V класса опасности, образовавшихся при осуществлении пользования недрами <37>. Но пользователь недрами не может отправить на экологическую экспертизу проект рекультивации до оформления прав на земельный участок, необходимый ему для освоения месторождения. Таким образом, наиболее логично предположить следующий порядок действий: перевод, заключение договора аренды, разработка проекта рекультивации и его экологическая экспертиза.