Эффективность закупок
Подборка наиболее важных документов по запросу Эффективность закупок (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Критерии оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)...Как заключили суды, такой порядок оценки препятствует выявлению наиболее опытного участника закупки, не позволяет оценить сопоставимый опыт выполнения работ, что нельзя признать соответствующим Положению об оценке заявок на участие в закупке... утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 (далее - Положение), принципам обеспечения конкуренции, эффективности осуществления закупок, поскольку неоправданно ставит в равные условия участников закупки, объемы выполнения работ которых отличаются. Установление предельного максимального значения характеристики объекта закупки в размере 35% от НМЦК нивелирует цель проведения закупки в форме электронного конкурса в целях выявления наиболее квалифицированного поставщика, и для "победы" в конкурсе наиболее опытному участнику закупки приходится необоснованно снижать предложение о цене контракта, поскольку главным фактором, определяющим победителя конкурса, для сравниваемых участников является минимальная цена.
(КонсультантПлюс, 2025)...Как заключили суды, такой порядок оценки препятствует выявлению наиболее опытного участника закупки, не позволяет оценить сопоставимый опыт выполнения работ, что нельзя признать соответствующим Положению об оценке заявок на участие в закупке... утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 (далее - Положение), принципам обеспечения конкуренции, эффективности осуществления закупок, поскольку неоправданно ставит в равные условия участников закупки, объемы выполнения работ которых отличаются. Установление предельного максимального значения характеристики объекта закупки в размере 35% от НМЦК нивелирует цель проведения закупки в форме электронного конкурса в целях выявления наиболее квалифицированного поставщика, и для "победы" в конкурсе наиболее опытному участнику закупки приходится необоснованно снижать предложение о цене контракта, поскольку главным фактором, определяющим победителя конкурса, для сравниваемых участников является минимальная цена.
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Проведение совместных аукционов по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Таким образом, проведение совместного аукциона в целях обеспечения потребностей заказчиков в моторном топливе на территории всех административных районов [в рамках одного города - ред.]... полностью соответствует положениям Федерального закона N 44-ФЗ, отвечает принципам эффективности, результативности осуществления закупок и обеспечения конкуренции..."
(КонсультантПлюс, 2025)Таким образом, проведение совместного аукциона в целях обеспечения потребностей заказчиков в моторном топливе на территории всех административных районов [в рамках одного города - ред.]... полностью соответствует положениям Федерального закона N 44-ФЗ, отвечает принципам эффективности, результативности осуществления закупок и обеспечения конкуренции..."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"Статья 26. Обеспечение энергетической эффективности при закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
(ред. от 31.07.2025)
"Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"Статья 26. Обеспечение энергетической эффективности при закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)Статья 12. Принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективность осуществления закупок
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)Статья 12. Принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективность осуществления закупок
Готовое решение: Как выбрать единственного поставщика по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)В отношении остальных неэлектронных закупок у единственного поставщика Закон N 44-ФЗ не обязывает заказчика предъявлять к потенциальному контрагенту дополнительные требования (пп. "а" п. 3 Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571). Однако отметим: процедура выбора контрагента при таких закупках у единственного поставщика Законом N 44-ФЗ не урегулирована. Поэтому полагаем, что заказчик вправе выбрать для заключения контракта контрагента, соответствующего любым дополнительным требованиям, отвечающим потребностям заказчика. Это также будет способствовать реализации принципа ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и эффективности осуществления закупок (ст. ст. 6, 12 Закона N 44-ФЗ).
(КонсультантПлюс, 2025)В отношении остальных неэлектронных закупок у единственного поставщика Закон N 44-ФЗ не обязывает заказчика предъявлять к потенциальному контрагенту дополнительные требования (пп. "а" п. 3 Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571). Однако отметим: процедура выбора контрагента при таких закупках у единственного поставщика Законом N 44-ФЗ не урегулирована. Поэтому полагаем, что заказчик вправе выбрать для заключения контракта контрагента, соответствующего любым дополнительным требованиям, отвечающим потребностям заказчика. Это также будет способствовать реализации принципа ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и эффективности осуществления закупок (ст. ст. 6, 12 Закона N 44-ФЗ).
"Руководство по рассмотрению заявок в соответствии с Законом N 44-ФЗ"
(Гурин О.Ю.)
("НОК", "Печатный Двор", 2024)Пример аргументации. СГР является документом, подтверждающим соответствие товара требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ. Следовательно, при невозможности однозначного сопоставления предложенного товара с таким документом возникает риск закупки товара, не разрешенного к обороту на территории РФ, что не соответствует принципам результативности и эффективности осуществления закупок. Таким образом, условие контракта о его предмете, включающее наименование товара, считается согласованным, если наименование поставляемого дезинфицирующего средства указано в соответствии с его СГР <76>.
(Гурин О.Ю.)
("НОК", "Печатный Двор", 2024)Пример аргументации. СГР является документом, подтверждающим соответствие товара требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ. Следовательно, при невозможности однозначного сопоставления предложенного товара с таким документом возникает риск закупки товара, не разрешенного к обороту на территории РФ, что не соответствует принципам результативности и эффективности осуществления закупок. Таким образом, условие контракта о его предмете, включающее наименование товара, считается согласованным, если наименование поставляемого дезинфицирующего средства указано в соответствии с его СГР <76>.
Вопрос: О требованиях к энергетической эффективности при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, в том числе жилых помещений в МКД.
(Письмо Минэкономразвития России от 07.06.2023 N 20123-ИТ/Д05и)Вопрос: О требованиях к энергетической эффективности при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, в том числе жилых помещений в МКД.
(Письмо Минэкономразвития России от 07.06.2023 N 20123-ИТ/Д05и)Вопрос: О требованиях к энергетической эффективности при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, в том числе жилых помещений в МКД.
Готовое решение: Какие особенности учесть при закупке офисных товаров по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Нет, закупка картриджей, в том числе по коду ОКПД2 26.20.40.120 или 26.20.40.190, не относится к случаям, когда необходимо указывать требования к энергетической эффективности при описании объекта закупки.
(КонсультантПлюс, 2025)Нет, закупка картриджей, в том числе по коду ОКПД2 26.20.40.120 или 26.20.40.190, не относится к случаям, когда необходимо указывать требования к энергетической эффективности при описании объекта закупки.
"Финансовый контроль публичных закупок в Российской Федерации: монография"
(Кикавец В.В., Цареградская Ю.К.)
(под ред. В.В. Кикавца)
("Проспект", 2022)1. ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ КАК ИНСТРУМЕНТ ЭФФЕКТИВНЫХ ЗАКУПОК"Финансовый контроль публичных закупок в Российской Федерации: монография"
(Кикавец В.В., Цареградская Ю.К.)
(под ред. В.В. Кикавца)
("Проспект", 2022)1. ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ КАК ИНСТРУМЕНТ ЭФФЕКТИВНЫХ ЗАКУПОК"Финансовый контроль публичных закупок в Российской Федерации: монография"
Статья: Ст. 19.28 КоАП: как избежать волчьего билета для участия в закупках
(Кузнецов К.)
("Прогосзаказ.рф", 2023, N 1)Кузнецов Кирилл, эксперт-практик в сфере закупок, руководитель Центра эффективных закупок Tendery.ru.
(Кузнецов К.)
("Прогосзаказ.рф", 2023, N 1)Кузнецов Кирилл, эксперт-практик в сфере закупок, руководитель Центра эффективных закупок Tendery.ru.
Готовое решение: Какие особенности учесть при закупке работ по строительству объекта "под ключ" по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Помимо иных обязательных сведений, в извещении о закупке работ по строительству объекта "под ключ" должны быть указаны количество поставляемого товара (если это предусмотрено условиями договора) и объем выполняемой работы (п. 3 ч. 9 ст. 4 Закона N 223-ФЗ). Кроме того, в документации о закупке помимо иных обязательных сведений должны быть указаны требования к качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком (п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ). Полагаем, что указанное требование можно соблюсти при размещении в составе документов закупки экономически эффективной проектной документации повторного использования.
(КонсультантПлюс, 2025)Помимо иных обязательных сведений, в извещении о закупке работ по строительству объекта "под ключ" должны быть указаны количество поставляемого товара (если это предусмотрено условиями договора) и объем выполняемой работы (п. 3 ч. 9 ст. 4 Закона N 223-ФЗ). Кроме того, в документации о закупке помимо иных обязательных сведений должны быть указаны требования к качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком (п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ). Полагаем, что указанное требование можно соблюсти при размещении в составе документов закупки экономически эффективной проектной документации повторного использования.
Вопрос: Об установлении требований энергетической эффективности товаров при закупке и последствиях непредоставления (несоответствия требованиям) информации и документов, предусмотренных извещением, в заявке.
(Письмо Минфина России от 27.12.2023 N 24-06-06/126924)Вопрос: Об установлении требований энергетической эффективности товаров при закупке и последствиях непредоставления (несоответствия требованиям) информации и документов, предусмотренных извещением, в заявке.
(Письмо Минфина России от 27.12.2023 N 24-06-06/126924)Вопрос: Об установлении требований энергетической эффективности товаров при закупке и последствиях непредоставления (несоответствия требованиям) информации и документов, предусмотренных извещением, в заявке.