Эффективность осуществления закупок
Подборка наиболее важных документов по запросу Эффективность осуществления закупок (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Критерии оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)...Как заключили суды, такой порядок оценки препятствует выявлению наиболее опытного участника закупки, не позволяет оценить сопоставимый опыт выполнения работ, что нельзя признать соответствующим Положению об оценке заявок на участие в закупке... утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 (далее - Положение), принципам обеспечения конкуренции, эффективности осуществления закупок, поскольку неоправданно ставит в равные условия участников закупки, объемы выполнения работ которых отличаются. Установление предельного максимального значения характеристики объекта закупки в размере 35% от НМЦК нивелирует цель проведения закупки в форме электронного конкурса в целях выявления наиболее квалифицированного поставщика, и для "победы" в конкурсе наиболее опытному участнику закупки приходится необоснованно снижать предложение о цене контракта, поскольку главным фактором, определяющим победителя конкурса, для сравниваемых участников является минимальная цена.
(КонсультантПлюс, 2025)...Как заключили суды, такой порядок оценки препятствует выявлению наиболее опытного участника закупки, не позволяет оценить сопоставимый опыт выполнения работ, что нельзя признать соответствующим Положению об оценке заявок на участие в закупке... утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 (далее - Положение), принципам обеспечения конкуренции, эффективности осуществления закупок, поскольку неоправданно ставит в равные условия участников закупки, объемы выполнения работ которых отличаются. Установление предельного максимального значения характеристики объекта закупки в размере 35% от НМЦК нивелирует цель проведения закупки в форме электронного конкурса в целях выявления наиболее квалифицированного поставщика, и для "победы" в конкурсе наиболее опытному участнику закупки приходится необоснованно снижать предложение о цене контракта, поскольку главным фактором, определяющим победителя конкурса, для сравниваемых участников является минимальная цена.
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Проведение совместных аукционов по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Таким образом, проведение совместного аукциона в целях обеспечения потребностей заказчиков в моторном топливе на территории всех административных районов [в рамках одного города - ред.]... полностью соответствует положениям Федерального закона N 44-ФЗ, отвечает принципам эффективности, результативности осуществления закупок и обеспечения конкуренции..."
(КонсультантПлюс, 2025)Таким образом, проведение совместного аукциона в целях обеспечения потребностей заказчиков в моторном топливе на территории всех административных районов [в рамках одного города - ред.]... полностью соответствует положениям Федерального закона N 44-ФЗ, отвечает принципам эффективности, результативности осуществления закупок и обеспечения конкуренции..."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Обзор административной практики в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд (март 2025 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)1. Установление заказчиком в порядке оценки заявок условия о принятии к оценке контракта, стоимость которого несопоставима со стоимостью объекта закупки, нивелирует принципы обеспечения конкуренции, эффективности осуществления закупок и влечет за собой привлечение к административной ответственности должностного лица заказчика.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)1. Установление заказчиком в порядке оценки заявок условия о принятии к оценке контракта, стоимость которого несопоставима со стоимостью объекта закупки, нивелирует принципы обеспечения конкуренции, эффективности осуществления закупок и влечет за собой привлечение к административной ответственности должностного лица заказчика.
Вопрос: О требованиях к энергетической эффективности при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, в том числе жилых помещений в МКД.
(Письмо Минэкономразвития России от 07.06.2023 N 20123-ИТ/Д05и)Вопрос: О требованиях к энергетической эффективности при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, в том числе жилых помещений в МКД.
(Письмо Минэкономразвития России от 07.06.2023 N 20123-ИТ/Д05и)Вопрос: О требованиях к энергетической эффективности при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, в том числе жилых помещений в МКД.
Нормативные акты
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)Статья 12. Принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективность осуществления закупок
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)Статья 12. Принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективность осуществления закупок
"Обзор практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа (учреждения), специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при проведении закупок в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (июнь 2024 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)По мнению Заявителей, их права и законные интересы нарушены действиями заказчиков, уполномоченного органа, укрупнивших лот, поскольку в рамках одной закупки приобретаются услуги по техническому обслуживанию лифтового оборудования на объектах 174 медицинских организаций государственной системы здравоохранения города Москвы, что ограничивает количество потенциальных участников и не соответствует принципам обеспечения конкуренции и эффективности осуществления закупки.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)По мнению Заявителей, их права и законные интересы нарушены действиями заказчиков, уполномоченного органа, укрупнивших лот, поскольку в рамках одной закупки приобретаются услуги по техническому обслуживанию лифтового оборудования на объектах 174 медицинских организаций государственной системы здравоохранения города Москвы, что ограничивает количество потенциальных участников и не соответствует принципам обеспечения конкуренции и эффективности осуществления закупки.
"Обзор судебной практики в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд (июнь 2025 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)По мнению Общества, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, неправомерно установившего в описании объекта закупки Извещения (далее - Описание объекта закупки) требования к показателям (характеристикам) программного обеспечения (операционная система, система централизованного управления), совокупности которых соответствует продукция исключительно российского разработчика программного обеспечения АО "НПО РусБИТех", что ограничивает количество потенциальных участников закупки и не соответствует принципам обеспечения конкуренции и эффективности осуществления закупки.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)По мнению Общества, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, неправомерно установившего в описании объекта закупки Извещения (далее - Описание объекта закупки) требования к показателям (характеристикам) программного обеспечения (операционная система, система централизованного управления), совокупности которых соответствует продукция исключительно российского разработчика программного обеспечения АО "НПО РусБИТех", что ограничивает количество потенциальных участников закупки и не соответствует принципам обеспечения конкуренции и эффективности осуществления закупки.
Статья: Раздельный учет результатов финансовой деятельности в организациях, выполняющих государственный заказ
(Ивашкевич В.Б.)
("Международный бухгалтерский учет", 2019, N 8; "Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2022, N 23)4. Шешукова Т.Г. Эффективность осуществления государственных закупок в бюджетных учреждениях: методический аспект // Международный бухгалтерский учет. 2018. N 3-4. С. 149 - 158. URL: https://doi.org/10.24891/ia.21.2.149.
(Ивашкевич В.Б.)
("Международный бухгалтерский учет", 2019, N 8; "Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2022, N 23)4. Шешукова Т.Г. Эффективность осуществления государственных закупок в бюджетных учреждениях: методический аспект // Международный бухгалтерский учет. 2018. N 3-4. С. 149 - 158. URL: https://doi.org/10.24891/ia.21.2.149.
Готовое решение: Как поставщику (подрядчику, исполнителю) исполнить государственный (муниципальный) контракт по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Да, может. Закон N 44-ФЗ этого не запрещает. Однако учтите, что заказчик, вероятнее всего, не согласится принять частичное исполнение, если это будет противоречить принципу ответственности за результативность обеспечения государственных (муниципальных) нужд, эффективности осуществления закупок и расходования бюджетных средств (ст. 12 Закона N 44-ФЗ, ст. 34 БК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Да, может. Закон N 44-ФЗ этого не запрещает. Однако учтите, что заказчик, вероятнее всего, не согласится принять частичное исполнение, если это будет противоречить принципу ответственности за результативность обеспечения государственных (муниципальных) нужд, эффективности осуществления закупок и расходования бюджетных средств (ст. 12 Закона N 44-ФЗ, ст. 34 БК РФ).
"Обзор практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа (учреждения), специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при проведении закупок в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (апрель 2024 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Кроме того, такой порядок оценки делает невозможным выявление наиболее опытного участника закупки, не позволяет оценить сопоставимый опыт выполнения работ, что идет в противоречие с целями и принципами, заложенными в Положении, а именно нивелирует принципы обеспечения конкуренции, эффективности осуществления закупок, поскольку неоправданно ставит в равные условия участников закупки, объемы выполнения работ которых отличаются в большую сторону.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Кроме того, такой порядок оценки делает невозможным выявление наиболее опытного участника закупки, не позволяет оценить сопоставимый опыт выполнения работ, что идет в противоречие с целями и принципами, заложенными в Положении, а именно нивелирует принципы обеспечения конкуренции, эффективности осуществления закупок, поскольку неоправданно ставит в равные условия участников закупки, объемы выполнения работ которых отличаются в большую сторону.
"Руководство по рассмотрению заявок в соответствии с Законом N 44-ФЗ"
(Гурин О.Ю.)
("НОК", "Печатный Двор", 2024)Пример аргументации. СГР является документом, подтверждающим соответствие товара требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ. Следовательно, при невозможности однозначного сопоставления предложенного товара с таким документом возникает риск закупки товара, не разрешенного к обороту на территории РФ, что не соответствует принципам результативности и эффективности осуществления закупок. Таким образом, условие контракта о его предмете, включающее наименование товара, считается согласованным, если наименование поставляемого дезинфицирующего средства указано в соответствии с его СГР <76>.
(Гурин О.Ю.)
("НОК", "Печатный Двор", 2024)Пример аргументации. СГР является документом, подтверждающим соответствие товара требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ. Следовательно, при невозможности однозначного сопоставления предложенного товара с таким документом возникает риск закупки товара, не разрешенного к обороту на территории РФ, что не соответствует принципам результативности и эффективности осуществления закупок. Таким образом, условие контракта о его предмете, включающее наименование товара, считается согласованным, если наименование поставляемого дезинфицирующего средства указано в соответствии с его СГР <76>.
Статья: Принципы финансового контроля, осуществляемого в рамках контрактной системы в сфере государственных и муниципальных закупок
(Абсолямов Р.Г., Денисова А.А.)
("Финансовое право", 2021, N 1)Еще одним законодательно закрепленным принципом контрактной системы является принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективность осуществления закупок, предполагающий необходимость исходить из достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд. При этом законодатель не раскрывает критериев эффективности осуществления закупок. Возможно, это связано с тем, что понятие "эффективность" уже содержится в бюджетном законодательстве, являющемся составной частью законодательства в сфере закупок (ст. 34 Бюджетного кодекса РФ).
(Абсолямов Р.Г., Денисова А.А.)
("Финансовое право", 2021, N 1)Еще одним законодательно закрепленным принципом контрактной системы является принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективность осуществления закупок, предполагающий необходимость исходить из достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд. При этом законодатель не раскрывает критериев эффективности осуществления закупок. Возможно, это связано с тем, что понятие "эффективность" уже содержится в бюджетном законодательстве, являющемся составной частью законодательства в сфере закупок (ст. 34 Бюджетного кодекса РФ).
Статья: Практика осуществления закупок с неопределенным объемом
(Хидиров Г.)
("Прогосзаказ.рф", 2023, N 5)Извлечение из решения суда. Суд не согласен с доводом заказчика о невозможности определения необходимого количества остановочных павильонов общественного транспорта, поскольку согласно ст. 6 Закона N 44-ФЗ контрактная система в сфере закупок должна быть основана на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
(Хидиров Г.)
("Прогосзаказ.рф", 2023, N 5)Извлечение из решения суда. Суд не согласен с доводом заказчика о невозможности определения необходимого количества остановочных павильонов общественного транспорта, поскольку согласно ст. 6 Закона N 44-ФЗ контрактная система в сфере закупок должна быть основана на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
"Цена гражданско-правового договора: монография"
(Томтосов А.А.)
("Юстицинформ", 2023)Иск был удовлетворен. Судами установлено, что при составлении локального сметного расчета к контракту были применены завышенные расценки на определенные виды работ, а часть работ была включена дважды: как самостоятельный вид работ и как работы, учтенные в составе иных видов работ. Составление сметы с завышенными сметными расценками свидетельствует о формировании цены контракта с нарушением требований градостроительного законодательства и с нарушением принципа эффективности осуществления закупок, установленного ст. 12 Закона о контрактной системе. Формирование цены государственного контракта с очевидным завышением сметных нормативов противоречит существу законодательного регулирования обязательств, возникающих в контрактной системе. Неправомерное применение при формировании стоимости материалов единичных расценок и нормативов нарушает требование законодательства, регулирующее порядок определения цены контракта и эффективное использование бюджетных средств (Постановление АС Поволжского округа от 18 декабря 2019 г. по делу N А55-37295/2018).
(Томтосов А.А.)
("Юстицинформ", 2023)Иск был удовлетворен. Судами установлено, что при составлении локального сметного расчета к контракту были применены завышенные расценки на определенные виды работ, а часть работ была включена дважды: как самостоятельный вид работ и как работы, учтенные в составе иных видов работ. Составление сметы с завышенными сметными расценками свидетельствует о формировании цены контракта с нарушением требований градостроительного законодательства и с нарушением принципа эффективности осуществления закупок, установленного ст. 12 Закона о контрактной системе. Формирование цены государственного контракта с очевидным завышением сметных нормативов противоречит существу законодательного регулирования обязательств, возникающих в контрактной системе. Неправомерное применение при формировании стоимости материалов единичных расценок и нормативов нарушает требование законодательства, регулирующее порядок определения цены контракта и эффективное использование бюджетных средств (Постановление АС Поволжского округа от 18 декабря 2019 г. по делу N А55-37295/2018).
"Обзор практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа (учреждения), специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при проведении закупок в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (октябрь 2022 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Учитывая вышеизложенное, Комиссия пришла к выводу, что формирование Заказчиком лота на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги с начальной (максимальной) ценой контракта в размере 1 908 011 460 руб. в третьей климатической зоне не соответствует принципам обеспечения конкуренции и эффективности осуществления закупки, о чем свидетельствует количество поданных заявок на участие в Аукционе, а именно 1 заявка.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Учитывая вышеизложенное, Комиссия пришла к выводу, что формирование Заказчиком лота на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги с начальной (максимальной) ценой контракта в размере 1 908 011 460 руб. в третьей климатической зоне не соответствует принципам обеспечения конкуренции и эффективности осуществления закупки, о чем свидетельствует количество поданных заявок на участие в Аукционе, а именно 1 заявка.